Большой Петергофский дворец. Корпус под Гербом

«Если бы стены могли говорить». Гербовый корпус Большого Петергофского дворца

Неизгладимое впечатление производит Большой Императорский дворец в Петергофе. Застывший на краю литоринового уступа, он возвышается над водным великолепием Нижнего парка, образуя с ним единый ансамбль, поражающий своим грандиозным замыслом. Цельное же восприятие самого Нагорного дворца во многом формулируется его боковыми павильонами, завершающимися эффектными золочеными куполами. Ранее мы уже познакомились с историей восточного флигеля Большого Петергофского дворца – церковью Петра и Павла. Теперь настала очередь его «западного коллеги» — Гербового корпуса или Корпуса под Гербом.

Большой Петергофский дворец, Корпус под Гербом

Северный фасад Гербового корпуса. Вид с Нижнего петергофского парка

Императрица Елизавета Петровна

Своим появлением Корпус под гербом обязан любимой дочери Петра, повелевшей «… по обе стороны Больших палат … сделать деревянные апартаменты с пристройными покоями… и о том сочинить чертежи архитектору Растрелли»

Как и Церковный корпус, Корпус под Гербом появился во время перестройки Петергофского дворца архитектором Франческо Бартоломео Растрелли. Напомним, что перестройка Нагорного дворца была начата по инициативе любимой дочери Петра Первого — Елизаветы Петровны, для которой скромные габариты петровских верхних палат стали достаточно тесными. Тогда же западный павильон получил своё название «Корпус под Гербом» из-за золоченого трехглавого орла, которым был увенчан. В результате к концу лета 1750 года Корпус был возведен под крышу, а в январе следующего года Растрелли взялся за разработку проектов по украшению интерьеров.

Большой Петергофский дворец, Корпус под Гербом

Гербовый корпус имеет крышу в виде четырехстороннего купола. Его вершину украшает трехглавый орел, отлитый мастером Киршманом по модели Жирардона.

Трёхглавый орёл на шпиле Гербового корпуса Большого Петергофского дворца.

Купол Гербового корпуса завершается вращающимся флюгером в виде трехглавого орла с распростертыми крыльями, державой и скипетром в лапах. При взгляде с любой стороны орел воспринимается как двуглавый. И лишь вид снизу позволяет разглядеть три головы «позолоченного хищника»

В результате обновленный Петергофский дворец из скромных Петровских палат превратился в помпезное сооружение, поражавшее посетителей своим внешним видом и внутренним убранством, причем интерьеры петропавловской церкви и Гербового корпуса не уступали парадным комнатам центральной части дворца. Замыкая архитектурный ансамбль дворца с запада и востока, они служили одной общей идеи – церемонии «Выхода при Высочайшем дворе».  Наверняка свидетелям надолго запоминались шествия царской четы в окружении вельможных особ через весь дворец из гербового корпуса в церковный корпус. Затем – обратный путь через анфиладу парадных комнат центральной части в Гербовый корпус, где Их Императорские Величества обедали в узком семейном кругу. Будучи сообщающимся с центральной частью Нагорного дворца, Гербовый корпус в то же время представлял необходимое уединение, что позволило впоследствии селить в нем высоких гостей. А их за всю историю Гербового корпуса было немало. Традиция устраивать в Петергофе официальные встречи и приемы пошла именно со времен Елизаветы Петровны, не раз принимавшей здесь иностранных послов. Первым же титулованным гостем, размещенным в Гербовом корпусе в 1758 году, стал сын короля Августа Третьего принц Карл, который не без участия Елизаветы Петровны, стал управлять Курляндским герцогством. Впоследствии Карл вновь приедет в Петергоф уже к Екатерине Великой, но его дипломатическая миссия окажется куда менее успешной…

Сама Екатерина Вторая, как известно, относилась к Петергофу весьма прохладно, но будучи еще великой княгиней, не раз останавливалась во дворце. Став императрицей, она не раз уединялась в уютном Гербовом корпусе наедине со своими мыслями или для доверительных бесед со своими гостями. Одним из таких гостей стал двоюродный брат императрицы шведский король Густав Третий, имевший со своей Высочайшей родственницей немало общих вкусов. В 1777 году он совершил неофициальный визит на берега Невы. Несмотря на обширную программу пребывания в Петербурге, самые запоминающиеся мгновения визита шведского короля относятся к Петергофу, куда он прибыл «…в понедельник 12 июня пополудни в шестом часу… и проходил в назначенные для него покои, которые под Гербом». Через несколько дней во дворце был дан бал в честь высокого гостя. Перед своим отъездом Густав Третий дал прощальный ужин, проходивший опять же в Корпусе под Гербом.

Большой Петергофский дворец, Корпус под Гербом

Гербовый корпус имеет крышу в виде четырехстороннего купола. Его вершину украшает трехглавый орел, отлитый мастером Киршманом по модели Жирардона.

Большой Петергофский дворец, Корпус под Гербом

Первый и третий этажи Корпуса под гербом предназначались для свиты, в среднем же этаже располагались роскошно отделанные, изящно убранные дворцовые комнаты.

Наступил девятнадцатый век, прошедший для Гербового корпуса под знаком целого калейдоскопа событий.   Многочисленные царские родственники останавливались в Гербовом корпусе: кто ненадолго, а кто – навсегда перед тем, как отбыть в далекие страны.  К этому же моменту к апартаментам Гербового корпуса приклеилось название «комнат на половине Великого князя Константина Павловича», строившего неподалеку дворец в Стрельне, хотя сам князь не часто в них бывал.

Большой Петергофский дворец. Корпус под Гербом

«По обе стороны от дворца имеются галереи… левая примыкает к отдельному дворцовому строению, называемому «Корпус под гербом». А. Гейрот

В середине века в Гербовом корпусе останавливалась сестра Николая Первого Анна Павловна, вернувшаяся на родину уже в качестве королевы Нидерландов. К ее приезду была обновлена отделка корпуса, появилась дополнительная мебель. В день отъезда в обратную дорогу в Желтой гостиной Гербового корпуса был отслужен торжественный молебен.

Музей «Особая кладовая». Гербовый корпус. Большой Петергофский дворец

Желтая гостиная. Фрагмент интерьеров

При Николае Первом Петергоф достиг своего расцвета, став основным летним местом пребывания царской четы. Более того, именно на летние дни приходились дни рождения императора и императрицы, а также даты их обручения и бракосочетания. Неудивительно, что устраиваемые в Петергофе празднества привлекали многих высокопоставленных гостей. В частности, в Корпусе под Гербом останавливался брат императрицы прусский король Фридрих Вильгельм Четвертый. Здесь же проходила процедура обручения дочери Николая Первого. Великой княгини Ольги с наследным принцем Карлом Вюртембергским. Позднее торжества по аналогичному поводу были устроены в ходе бракосочетания старшей дочери Александра Третьего Ксении с великим князем Александром Михайловичем. Благословление Ксения получила от царствующих родителей в Малиновой гостиной Гербового корпуса, после чего торжественная процессия двинулась в придворную церковь по Золотой анфиладе петергофского дворца.

Музей «Особая кладовая». Гербовый корпус. Большой Петергофский дворец

Малиновая гостиная. Фрагмент интерьеров

Но не только свидетелем бракосочетаний довелось быть Гербовому корпусу. Еще одна церемония повторялась в его стенах неоднократно – крещение детей императора Николая Второго, четверо из которых родились в Петергофе. И вновь участие в обряде принимали парадные комнаты Гербового корпуса, откуда торжественное шествие двигалось в дворцовую церковь. Особое значение имело рождение 30 июля 1904 года наследника последнего императора – царевича Алексея. В день крещения – 11 августа – в Петергоф прибыли многочисленные родственники, в том числе, из Европы. Для них по окончании церемонии был дан грандиозный торжественный завтрак на сто сорок четыре персоны, при этом часть столиков была накрыта на галерее Корпуса под Гербом и в самих комнатах корпуса.

Большой Петергофский дворец, Корпус под Гербом

Гербовый корпус в начале 20 века.
Источник: «Путеводитель по Петергофу», 1909 год

События 1917 года подвели жирную черту под жизнью императорского двора в Петергофе. Центральная часть дворца достаточно быстро получила музейный статус, в то время как комнаты Гербового корпуса не привлекали к себе особого внимания. После некоторых размышлений было принято решение устроить в нем научную библиотеку на базе сохранившегося богатого книжного собрания. Его судьба окажется трагичной: библиотечные раритеты сгорели в огне вместе с самим зданием…

Первые годы после войны в поврежденных комнатах Гербового корпуса хранились остатки экспонатов и деталей интерьеров архитектурного ансамбля императорского дворца, которые в дальнейшем могли использоваться при реставрации. Сама реставрация двигалась поэтапно: вначале была восстановлена фонтанная система, затем – объем Большого дворца с боковыми павильонами, в том числе Корпус под Гербом. Но прошли долгие десятилетия, прежде чем рука реставратора последний раз коснулась интерьеров Гербового корпуса. Его восстановление проводилось  на основании скрупулезного изучения архивных чертежей, планов, описей.

Результатом сейчас может поинтересоваться каждый посетитель Петергофа: ведь в Гербовом корпусе открылся Музей «особая кладовая», собрание которого насчитывает несколько сотен экспонатов.

Большой Петергофский дворец, Корпус под Гербом

Вторая жизнь Гербового корпуса — Музей «Особая кладовая»

Сейчас посетители вновь могут любоваться трехэтажным зданием западного флигеля, в котором, как и раньше, парадная составляющая приходится на второй этаж. И впрямь, даже сегодня, проходя по апартаментам, без труда распознаются по очереди приемная, две гостиные, кабинет, спальня, туалетная, гардеробная и ванная комнаты.

Бывшим апартаментам вернули изначальные габариты и декоративные убранства, органично вписав их в единый стиль оформления Большого Петергофского дворца. Как и в центральной части здания, в Гербовом корпусе можно встретить керамические печи, наборные паркеты, золоченную резьбу панелей стен – типичные характеристики дворцового убранства елизаветинского барокко.  Еще одним примером  стал цвет тканей, давший название Малиновой и Желтой гостиным.

Музей «Особая кладовая». Гербовый корпус. Большой Петергофский дворец

Желтая гостиная. Керамическая изразцовая печь

В комнатах Гербового корпуса представлены дары и личные вещи российских самодержцев, начиная с Петра Первого и заканчивая Николаем Вторым.

Музей «Особая кладовая». Гербовый корпус. Большой Петергофский дворец

Среди бесспорных украшений Музея — личная готовальня Николая Первого из золота и кости.

Приемная обита зеленым штофом однотонного рисунка. Украшение интерьера – печь на «голландский манер», отделанная голубыми ландшафтными изразцами.

Музей «Особая кладовая». Гербовый корпус. Большой Петергофский дворец

Приемная. Парадный костюм Петра Первого на фоне изразцовой печи

В приемной демонстрируются экспонаты петровской и допетровской эпох. К числу уникальных экспонатов относится парадный костюм Петра Первого с вышитой звездой ордена святого Андрея Первозванного. Его же настольные солнечные часы – подарок английского короля.

Музей «Особая кладовая». Гербовый корпус. Большой Петергофский дворец

Английские универсальные солнечные часы — дипломатический подарок Георга Первого Петру Первому. Справа — портрет Георга Первого. Слева — портреты Петра Первого и Екатерины Первой

В Малиновой гостиной обращают на себя внимание два тронных кресла, созданные к коронационным торжествам для Николая Второго и для императриц Марии Александровны и Марии Федоровны.

Музей «Особая кладовая». Гербовый корпус. Большой Петергофский дворец

Тронное кресло Николая Второго. 1896 год. Изготовлено фабрикантом П.А. Шмидтом.

Музей «Особая кладовая». Гербовый корпус. Большой Петергофский дворец

Тронное кресло императрицы Марии Федоровны. Грифы на груди имеют вензель под императорской короной и украшены цепью ордена святого Апостола Андрея Первозванного.

В Желтой гостиной представлены раритеты эпохи просвещенной монархии. Гвоздь экспозиции – упряжь коня Екатерины Великой, на котором она въехала в Петергоф после провозглашения ее правительницей России.  Здесь же экспонируются золотые часы Александра Второго, которые были на нем в день трагедии на набережной Екатерининского канала.

Музей «Особая кладовая». Гербовый корпус. Большой Петергофский дворец

Конская упряжь коня Екатерины Второй. Изготовлена из бархата и кожи, обшита золотой нитью.

За Желтой гостиной следуют три личные комнаты Екатерины Второй – Кабинет, Спальная, Туалетная.

Музей «Особая кладовая». Гербовый корпус. Большой Петергофский дворец

Вид из Желтой гостиной на анфиладу комнат Гербового корпуса

Музей «Особая кладовая». Гербовый корпус. Большой Петергофский дворец

Туалетная комната. Туалетный стол. Туалетное зеркало работы французских мастеров середины 18 века.

Экспозиция последней комнаты, бывшей некогда Гардеробной, посвящена мастерам ювелирного дела. Здесь представлен стол с полным набором инструментов, принадлежащих когда-то Ивану Савельевичу Брицыну, бывшему одним из известнейших мастеров ювелирного дела.

Музей «Особая кладовая». Гербовый корпус. Большой Петергофский дворец

Гардеробная. Фрагмент экспозиции

Здесь же представлены изделия, созданные Брицыным в его петербургской мастерской на Малой Конюшенной улице.

Музей «Особая кладовая». Гербовый корпус. Большой Петергофский дворец

Изделия работы И. Брицына. Справа — часы-рамка, выполненные из золота и серебра и покрытые эмалью.

История отвела особую роль Корпусу под Гербом в составе Большого Петергофского дворца. За время своего существования  Гербовый корпус повидал немало торжественных событий и вельможных персон. Здесь проживали действующие европейские монархи, наследные принцы, великие князья. Зачастую именно здесь начинались церемонии великокняжеских свадеб и крестин. Можно лишь догадываться о том, как много интересного мы могли бы узнать сегодня, если бы стены  могли говорить…

Большой Петергофский дворец, Корпус под Гербом

Вид на Корпус под Гербом со стороны Верхнего парка

Share

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *