IMG 6107

Гидросистема озер Кургальского полуострова. Липовское озеро.

Во многих книгах можно прочесть о многообразии ландшафтов Ленинградской области. И все равно, не устаешь поражаться тому, как много интересных мест уместилось на ее территории. Но даже на их фоне природа способна рождать настоящие чудеса. В поисках одного из них мы отправляемся на Кургальский полуостров, в центре которого расположилась уникальная озерная гидросистема. И правда, даже на фоне обилия озер северо-запада России, два озера — Липовское и Белое – занимают совершенно особое место.

Липовское озеро. Кургальский полуостров. Кингисеппский район.

На Кургальском полуострове расположилась уникальная озерная гидросистема. Рядом с Липовским озером…

Белое озеро. Кургальский полуостров. Кингисеппский район.

… по соседству расположилось Белое озеро

Их своеобразие проявляется практически во всем: в происхождении, современном состоянии, положении среди окружающей местности. Обратившись к топографической карте Кургальского полуострова, нетрудно подметить присущие озерам особенности, каждого порознь и во взаимном их расположении. Они составляют как бы продолжение одно другого и находятся посреди возвышенности Кургальского полуострова, постепенно поднимающейся с юга на север с 4-6 до 30-40 метров над уровнем моря, и обрываемого морем в виде старой береговой террасы (литоринового уступа). Несмотря на относительно небольшие размеры, эти озера занимают значительную часть Кургальского полуострова, при этом Белое озеро лежит выше соседнего Липовского.

Фактически озерная система Липовское – Белое представляет собой два крупных озера, которых разделяет относительно небольшое расстояние — около полутора километров. При этом устойчивой связи между озерами в виде ручья или протоки нет, хотя еще в 19 веке была предпринята попытка соединения озер. В тоже время, одно из озер – Липовское — имеет связь с Финским заливом через двухкилометровую речку (протоку).

Липовское озеро. Кургальский полуостров. Кингисеппский район.

Исследователи озер так и не нашли естественной протоки между ними.

Несмотря на близкое расположение, между озерами существуют серьезные различия по нескольким важным показателям, таким как прозрачность и соленость вод, а также глубина. Такая уникальность озерной системы обусловлена историей развития Балтийского моря.

Липовское озеро. Кургальский полуостров. Кингисеппский район.

Воды Липовского озера отличаются от соседнего Белого по своей прозрачности и своему составу.

Напомним, что несколько тысячелетий назад территория южного побережья Финского залива максимально приблизилась к своему современному состоянию. К этому моменту сформировалась наиболее возвышенная часть полуострова — Кургальское плато. Расположившееся на нем Белое озеро фактически остается неизменным уже на протяжении нескольких тысячелетий. Несколько иначе сложилась судьба Липовского озера. Еще 4-5 тысяч лет назад оно фактически представляло собой лиман – придаток Балтийского моря с соленой водой. Однако сравнивая это состояние озера с современным, можно предположить, что уровень воды со времен Литоринового моря понизился, ибо сейчас Липовское озеро связано с морем узкой протокой (не более 100 метров в ширину).

Липовское озеро. Кургальский полуостров. Кингисеппский район.

Липовское озеро соединяется с водами залива при помощи протоки.

Интересно, что течение протоки направлено из озера в залив. Во время западных ветров и приливов для озера характерен заметный подъем воды. И, наоборот, при восточном ветре уровень воды в нем заметно падает. Фактически происходит постоянное перемешивание огромных водных масс, что делает воду в озере солоноватой, фактически морской. Таким образом, Липовское озеро имеет соленую воду ,что особенно заметно в его северной части у истока протоки.

Именно соединение озера с морем и наличие в нем соленой воды делает Липовское озеро уникальным на всем побережье Балтийского моря. В то же время Белое озеро, располагаясь чуть выше по соседству, остается пресноводным.

Оба озера имеют ледниковое происхождение, о чем говорит не только изучение геологической истории, но и вытянутое расположение Липовского озера с северо-запада на юго-восток (по направлению движения ледника).

Липовское озеро. Кургальский полуостров. Кингисеппский район.

Вид на южную часть озера, где происходит процесс постепенного заболачивания

Прозрачность воды в озере может колебаться в зависимости от времени года – от 1 метра весной и осенью до 3-4 метров летом и зимой. Такие колебания связаны с жизнедеятельностью микроорганизмов. Весной отмечается появление фитопланктона, который зарождается и размножается благодаря увеличенному количеству органических соединений в воде. В результате к лету на Липовском озере наблюдается «цветение» воды.

Липовское озеро. Кургальский полуостров. Кингисеппский район.

Во многих местах берега Липовского озера поросли камышом

Берега озера достаточно пологие по всей своей длине, преимущественно песчаные, местами заболоченные (в юго-западной части). В нескольких местах отступающая вода образует небольшие пляжи, которые с удовольствием используются местными жителями и гостями полуострова. Глубина озера при отступлении берегов увеличивается постепенно, но в некоторых местах отмечаются резкие впадины, максимальная глубина в одной из которых достигает 17-18 метров.

Липовское озеро. Кургальский полуостров. Кингисеппский район.

По периметру озера располагается несколько небольших пляжей, пользующихся большой популярностью среди гостей Кургальского полуострова

Само Липовское озеро окаймляют древние береговые линии. Фактически озеро лежит в глубокой котловине, ограниченной крутыми склонами с трех сторон: восточной, южной и западной. На западном берегу озера более отчетливые террасовые уступы видны в районе урочища Вейно, в 500 метрах от озера, причем они прослеживаются на протяжении 1 км до южного конца деревни. Здесь выражены два уступа, один за другим. Более отчетливо склон плато выражен на спуске от урочища Курголово к протоке, где также выражены два уступа.

Липовское озеро. Кургальский полуостров. Кингисеппский район.

Нижний уступ у западного берега Липовского озера

Липовское озеро. Кургальский полуостров. Кингисеппский район.

Берега Липовского озера окаймляются сосновым и еловым лесом

Грунты озера состоят из ила с примесью кварца, слюды, полевого шпата и растительных остатков. Достаточно мало встречается кварцевого песка. Озеро Липовское может быть отнесено к типу реликтовых озер. Судя по всему, котловина озера, начатая ледником, была впоследствии размыта подледниковыми потоками. Затем котловина сгладилась, и после поднятия берегов образовался практически замкнутый реликтовый водоем. Не исключено, что соседнее Белое озеро служило когда-то продолжением Липовского озера, но впоследствии они были разделены моренной запрудой шириной около километра. Оба озера находятся среди ледниковых и послеледниковых отложений, из которых состоит вся возвышенность Кургальского полуострова. Об этом говорит состав береговых озерных обнажений, представляющих собой кварцевый песок с мелкой галькой – продукт механической переработки ледникового материала водой. Из такого же рода крупного и мелкого песка состоят берега протоки, особенно в истоке. Кроме того, по берегам озера на высоте 15-20 метров над уровнем моря встречается множество валунов (район деревни Липово или урочища Вейно).

Сама протока впадает в море среди таких же моренных россыпей, рассеянных по берегу моря, скрытых под водой и выходящих из воды. В самой прибрежной полосе Липовского озера шириной 10-20 метров также можно встретить значительные валуны.

Несмотря на то, что в некоторых местах по берегам озеро заболачивается, это процесс происходит не столько в самом озере, а как бы спускается к озеру с берега, сразу же прекращаясь в нем.

Липовское озеро. Кургальский полуостров. Кингисеппский район.

Процесс заболачивания Липовского озера уже заметен, хотя и не вступил в решающую фазу

Приведенные факты говорят о том, что Липовское озеро выделяется среди всех внутренних водоемов Кингисеппского района своими «морскими чертами», а достаточно приличный расход воды, выносимый Липовской протокой в морские воды, говорит о том, что помимо небольших ручейков и атмосферных осадков Липовское озеро получает подпитку из подземных источников.

Озеро глазами местных жителей: размеренный жизненный уклад и промыслы

Белое — безрыбное длиной три с половиною, а шириной полторы версты берега оного усыпаны плитняком.

Липовское в длину пять верст с половиною в ширину от 450 до 500 саженей и стекает в Финский залив.

Ф.О. Туманский

Судя по всему, особенности Липовского озера, его глубина и его рельеф были достаточно давно знакомы местным жителям, чьим основным занятием являлось летнее и зимнее рыболовство. На различия озер своей работе указал еще Ф.О. Туманский, назвав Белое озеро «безрыбным». В то же время, Липовское озеро благодаря своим природным особенностям куда более энергично эксплуатировалось человеком. Тот же Туманский, а за ним и другие исследователи губернии отмечали свойства Липовской протоки служить проводником между морем и озером:

Речка безымянная вытекает из Липовского озера и в двух верстах от оного впадает в Финский залив. В сию речку входят лодки и мелкие суда для нагрузки и отвозки в море на суда дров. Ширина 5 саженей, глубина 8 футов.

Схожую характеристику дает и сборник «Статистическое описание Ямбургского уезда», подчеркивая разницу между озерами:

Липовское, на мысе того же названия, между деревень Липова и Вейны; длина его 6, а ширина более 1 версты. Глубина от 10 до 20 футов; берега отлоги, песчаны и покрыты сосновым и еловым лесом. Грунт дна иловатый, а вода мутна и беловатого цвета. Рыба водится: щука, подлещик, окунь, плотва, корюшка, но особого промысла рыбой не производят. Из этого озера вытекает безымянный ручей, впадающий по протечении двух верст в море. В этот ручей входят лодки и отвозят для нагрузки на суда дрова.

Белое, в 1,5 версты от Липовского озера, с коим впрочем никакого сообщения не имеет. Длина его 3,5 версты, а ширина от 125 до 550 саженей, глубина от 14 до 25 футов. Грунт дна песчаный, и вода в нем так прозрачна, что при всей глубине дно оного в тихую погоду ясно видно. В нем водится разного рода мелкая рыба. Берега отлоги, песчаны и покрыты сосновым и еловым лесом.

Как видно, Липовское озеро в большей степени представляло интерес для местных жителей в качестве гавани для небольших судов, на которые грузился лес, нежели как рыбопромысловый водоем. Судя по документам, морское рыболовство было значительно доходнее речного: по речному рыболовству на хозяйство приходится в среднем около 50,9 руб., морские же ловли дают заработка на семью до 91 ,3 руб.

Рыбная ловля на Липовском озере имела свою специфику: к традиционным орудиям речного лова – неводам, сетям – активно использовались мерды – конусообразные снаряды, сделанные из лучины и бересты, с двумя отверстиями для входа и вынимания рыбы. Мерды подвешивались к канатам, и таких канатов протягивалось по несколько штук.

Мерда.

Мерды — одно из главных рыболовных орудий, некогда использовавшихся в Лужской губе. Из фондов Музея водской культуры. деревня Лужицы.

Рыболовный сезон на Липовском озере начинался с августа, по окончании озимых посевов, и велась беспрерывно вплоть до декабря. Затем наступал перерыв вплоть до вскрытия озера от льда, и с середины апреля лов возобновлялся до уборки полей. Весной и летом лов производился исключительно мелкими орудиями: ловить в это время неводами не было особого смысла, так как рыба достаточно быстро портилась, что сказывалось на цене улова. Обычно, неводный лов возобновлялся к осени. При этом, осенью лов проводился с сумерек, целую ночь, до самого утра.

Прилегающие берега Липовского озера использовались частично и в плане сенокошения. Основу трав составляли мятлик, дикий клевер и реже — мелкая осока.

В целом несмотря на дефицит пашни окрестности Липовского озера несмотря на дефицит пашни давали местным жителям возможность обеспечивать достойную жизнь, хотя и были связаны с тяжелым трудом, прежде всего, с валкой леса и морским рыболовством.

Лайба. Парусное судно на Балтийском море.

Когда-то пристанище в Липовском озере и протоке находили лайбы — небольшие деревянные судна, на которых местные жители перевозили лес и занимались рыбной ловлей.

Постепенно дореволюционная идиллия на берегах Липовского озера подходила к концу. На смену неспешному провинциальному укладу жизни пришли куда более суровые и жесткие времена. Однако именно к этому периоду относится максимальное изучение и использование природных свойств озерной гидросистемы Кургальского полуострова.

Озеро глазами портостроителей: а не построить ли нам порт?

Гидросистема Липовского и Белого озер стоит особняком среди окружающей местности и традиционно представляла собой большой интерес для изучения в силу разнообразия в типах водоемов, которое наблюдается в районе устьев рек Луги и Нарвы.

Надо сказать, что организованные работы по изучению Липовского озера были проведены еще в 1845-46 годах гидрографической партии морского ведомства, работавшей здесь при производстве Балтийской съемки. Тогда гидрографам удалось провести промер озерного дна со шлюпки и получить 31 точку промера глубины Липовского озера. Указанные данные сохраняли свою актуальность вплоть до 20-х годов прошлого века, когда в исследовании южного побережья Финского залива и Липовского озера, в частности, наступил новый этап, связанный с портостроением.

Карта озер Кургальского полуострова.

Схематичная карта озерной гидросистемы Кургальского полуострова начала 20-х годов прошлого века.

После потери Прибалтики в связи со значительным сокращением русской береговой линии Балтийского моря возник вопрос о срочном создании на оставшейся части Финского залива аванпорта для Петрограда. Он должен был быть выдвинут к западу и по возможности вынесен если не за пределы сплошного ледяного покрова, то, по крайней мере, к самому его краю для обеспечения работ по импорту и экспорту в течение круглого года. В связи с этим в течение 1919-20 годах уполномоченными органами были выпущены постановления о производстве портовых изыскательских работ в устье реки Луга и на восточном побережье Нарвского залива.

Старинное фото запечатлело возок исследовательской партии, изучавшей побережье Липовского озера в 20-е годы прошлого века.

Одним из объектов пристального изучения стало Липовское озеро в связке с протокой, которая к этому моменту получила свой собственный топоним — Силеме. Благодаря взаимосвязи Липовского озера с морем через протоку его уровень достаточно близок к уровню моря. Эта тесная взаимосвязь стала причиной, по которой само озеро и особенно протока Силеме весьма охотно использовалась в прошлом местными рыбаками и владельцами небольших судов в качестве каботажной гавани и затона. В мирное время в Силеме и Липовском озере находили приют более сотни парусников – лайб, грузоподъемность которых составляла от 2 до 6 тысяч пудов, а на берегу озера существовала небольшая верфь для постройки деревянных судов. Фактически Липовское озеро представляло собой хорошо защищенную гавань для судов любого типа, однако недостаточная глубина протоки Силеме не позволяла пользоваться ею судам с более значительной осадкой.

Липовская протока. Силеме.

Нынешняя Липовская протока когда-то имела свой, ныне забытый топоним — Силеме.

В 1922 году Липовское озеро стало предметом исследования Озерного отдела Российского Гидрологического института, в ходе которых были произведен промер глубин. Максимальная глубина составила 16,25 метра (в 1845-46 годах – около 15 метров), а средняя глубина составила 9,6 метра. Это говорит о том, что достаточно большая максимальная глубина была изначально присуща Липовскому озеру, а не была вызвана взрывом вследствие попадания снаряда в ходе ведения боевых действий в 1939-1945 годах, как приходится читать в некоторых источниках.

Грунты Липовского озера

Одним из результатов работы исследователей стало составление карты распределения озерных грунтов.

Тогда же, в 1922 году Главным Гидрографическим управлением возле рэпера у моста через протоку была установлена водомерная рейка, по которой производятся наблюдения над уровнем воды наблюдателем Курголовской гидрометеорологической станции.

Исследование Липовского озера в 20-е годы прошлого века.

Репер на левом устое моста через реку Силеме. Матросы указывают на верхнюю и нижнюю часть отметки. Исследование озер Кургальского полуострова в начале 20-х годов прошлого века.

Мост через Липовскую протоку

Нынешний вид моста через Липовскую протоку

Исследователями сразу же была отмечена уже знакомая нам особенность: значительный уровень колебаний воды в реке Силеме определялся не весенним паводком, а состоянием уровня моря. Сильный ветер с моря приводил к повышению уровня воды в протоке. Это обеспечивало поступление в озеро соленой морской воды, что ставило его в особые условия и представляло большой интерес для изучения.

Отдельно был изучен режим формирования ледяного покрова. Этот вопрос приобрел большое значение, ибо речь шла об использовании озера в качестве естественной гавани. Озерный лед являлся одним из наименее трудных для ледоколов. Еще более слабым лед был в реке Силеме. В результате работа ледоколов в озере не могла бы создать более суровых условий, нежели, например, в устье Невы. Иными словами, Липовское озеро если и не находилось в особо благоприятных условиях в отношении ледяного режима и продолжительности навигационного периода, то и не выделялось среди окружающих вод в неблагоприятную сторону.

Бассейн озера, способный служить в качестве естественной гавани, безусловно, подходил для размещения таковой. Значительная площадь озера, его хорошие глубины, песчаный грунт, крутые склоны дна и полная защищенность от волнения и ветров делали из Липовского озера потенциальное место для устройства порта даже со значительным грузооборотом. Помимо этого, уровень озера, сообщающегося с морем, зависит от последнего, вследствие чего значительных колебаний уровня воды предполагать не приходится. Это являлось весьма ценным качеством водоема в инженерном и эксплуатационном отношении. К положительным качествам этого места относили его сравнительную близость к главному фарватеру Финского залива.

Навигационный период Липовского озера продолжается с середины или конца апреля до середины декабря (240-250 дней). Теоретически этот срок мог быть значительно увеличен работой ледоколов и движением судов, что особенно важно весной. Протока Силеме покрывается вообще очень тонким льдом. Само же море около устья протоки покрывается льдом с середины января и вскрывается в начале апреля. С учетом всех факторов навигация в озерном порту могла бы составить до 290-300 дней.

 Исследование озер Кургальского полуострова в начале 20-х годов прошлого века.

Исток протоки Силеме. Вид от озера к мосту. Крестиком помечен устой с репером. Исследование озер Кургальского полуострова в начале 20-х годов прошлого века.

В ходе изучения проектов организации зимнего аванпорта изучались также районы Усть-Луги, Курголово и Нарвский залив (в районе деревни Гакково). Необходимость в этом возникла, так как выступавший в таком качестве Ревель (Таллин) оказался на территории обретшей независимость Эстонии и других прибалтийских государств. Расчетный грузооборот порта оценивался в 105 млн пудов. Для создания рейда и защищенных от волнения гаваней пришлось бы прибегнуть к искусственным оградительным сооружениям, общей протяженностью до 4 верст (Усть-Луга – до 1,5 верст и Гакково – 0,2 версты). В каждом из вариантов аванпорт получал прямое железнодорожное сообщение с линией Петроград-Ревель (основной ход Балтийской железной дороги), входившей на тот момент в Северо-западную железную дорогу. В результате оказалось, что в расчете на 1 пуд груза Курголовский вариант дал результат 55 копеек за пуд, в то время как аналогичный показатель для Усть-Луги и Гакково составил 41,7 копеек и 42,1 копейки соответственно.

К тому же объективно проигрышным для Курголовского варианта с точки зрения размещения порта являлись проблемы с инфраструктурой: ввиду отсутствия естественных путей, идущих от этого закрытого рейда вглубь страны, а также вследствие необходимости углубления соединительной протоки длиной в 2 километра и выхода ее в море под водой на такое же расстояние недостатки эти могли быть исправить лишь в том случае, если порт будет иметь какое-либо особое государственной важности значение.

Помимо этих трех вариантов рассматривалось и создание аванпорта у Липовского озера. Аргументами за этот вариант являлись легкость устройства гавани в озере, существование естественной защиты и отсутствие необходимости создавать дорогие оградительные сооружения, а также наличие хорошего грунта. Однако подход с моря к озеру по узкому каналу в зимнее время, как показали проводившиеся опыты пробивки ледокольного хода в узком фарватере, весьма затруднительным; вследствие этого указанный вариант был признан уступающим другим, расположенным на морском побережье.

Существенным недостатком варианта с размещением порта у Липовского озера являлся также значительный период скованности льдом самого озера и подходов к нему. Данный район входил в промерзающую на зиму «чашу», состоящую из островов, находящихся к северу от Кургальского мыса, а также островов Лавенсари, Пенисари, Сескар и Равенсари и отмелями Лужской губы. Эта чаша, защищенная от ветров, являясь неглубокой, способна в сравнении с водами соседнего Нарвского залива дольше задерживать ледяной покров.

Таким образом, длившиеся в 20-е годы изыскания в области портостроительства, в конечном счете, не затронули северную часть Кургальского полуострова. Однако прошло всего лишь десятилетие, и озерная гидросистема полуострова вновь привлекла внимание властей. Последствия оказались куда более серьезными и во многом предопределили судьбу Липовского озера на последующие послевоенные десятилетия.

Озеро глазами военных: ставка на гидроавиацию

Предвоенное десятилетие на южном побережье Финского залива прошло под знаком масштабного строительства объектов береговой обороны Балтийского флота. Вся береговая кромка от Ленинграда до советско-эстонской границы включительно превратилась в одну большую военную стройку: как грибы после дождя один за другим вводились разнообразные объекты флота: стационарные артиллерийские батареи, стрельбовые позиции железнодорожных транспортеров, сухопутные и морские аэродромы, посты наблюдений и связи, автомобильные и железные дороги. Не стали исключением и окрестности Липовского озера. Более того, по степени концентрации построенных объектов Кургальский полуостров мог бы претендовать на абсолютное первенство на всем южном побережье. Не стали исключением и берега Липовского озера, привлекшие внимание военных рекогносцировщиков в середине 30-х годов. Причина проста: одним из наиболее динамично развивавшихся видов в составе Балтийского флота стала гидроавиация.

Любопытно, что первая же военная рекогносцировка, проведенная в конце 20-х годов, наметила использование Липовского озера сразу по двум направлениям. Вновь было обращено внимание на свойство озера служить хорошим убежищем от непогод для малых судов с осадкой до 5-6 футов. Более того, благодаря большому количеству подводных камней в подходе к устью реки Силеме с моря, на самом фарватере в самом устье, проход к ним со стороны больших кораблей оказывался совершенно недоступным. Учитывая сделанную руководством страны ставку на развитие «москитного флота», было обращено внимание на необходимость минимального оборудования стоянок торпедных катеров в районе озера Липовское и бухты Гакково. При этом оборона стоянки торпедных катеров в Липовском озере требовала наличия стационарной батареи близ деревни Курголово, значение которой дополнительно усиливалось необходимостью контролировать пролив Хайлода. А непосредственная защита озера возлагалась бы при этом на 76 мм подвижную батарею, расположенную близ устья Липовской протоки.

Помимо этого, на всем изученном в ходе рекогносцировки отрезке южного побережья Финского залива было отмечено только два места, пригодных для базирования гидросамолетов, и оба — устье реки Луга и озеро Липовское — также географически относились к северной части Кургальского полуострова.

Тем не менее, поначалу руководством балтийского флота Липовское озеро не рассматривалось в качестве приоритетного варианта для размещения на нем гидроаэродрома: с точки зрения военных озеро имело «неправильную форму»: сказалась его вытянутость и небольшая ширина, допускавшая посадку самолетов лишь в направлении «север-юг». Помимо этого, прилегающая местность отличалась частыми туманами и продолжительными ветрами.

В этой связи куда более привлекательным вариантом выглядело «овальное» Хаболовское озеро. Однако проводившееся перевооружение армии и флота сделало возможным размещать гидросамолеты и на менее приспособленных площадках. Липовское же озеро обладало рядом преимуществ: было хорошо замаскировано окружающим лесом, находилось по соседству с Лужской губой, где возводилась военно-морская база «Ручьи» («Кронштадт-2»). В результате в середине 30-х годов было принято решение разместить на Липовском озере постоянный гидроаэродром, на котором должны были базироваться гидросамолеты «МБР-2».

Эти планы стали обретать реальные очертания в 1935 году, когда в рамках стратегии развития авиации Балтийского флота впервые было указано на необходимость организации постоянного морского аэродрома на Липовском озере для размещения на нем авиационной эскадрильи ближних разведчиков в составе 19 самолетов. Параллельно оперативный морской аэродром предполагалось обустроить на соседнем Белом озере. Сроки развития авиации и аэродромной сети были установлены следующие: к 1937 году планировалось создание морской ближнеразведывательной эскадрильи на Липовском озере и создание бригады морских ближних разведчиков.

В начале 1936 года была проведена рекогносцировка побережья Липовского озера.В ходе осмотра прилегающей территории наиболее удобным местом с точки зрения постройки подъездных железнодорожных путей, жилого строительства и ширины озера, было признано западное побережье озера в районе деревни Вейно. В этом месте береговая полоса поднята над уровнем моря в пределах 6-8 метров, понижаясь к северу, достигая в узком месте озера 3-4 метров. Для размещения жилого и казарменного городка условия также были признаны благоприятными ввиду наличия сухого соснового бора.

Липовское озеро. Кургальский полуостров. Кингисеппский район.

Вид на участок западного побережья Липовского озера, где некогда располагался гидроаэродром Вейно

При этом размещение гидроаэродрома вызвало необходимость строительства ряда вспомогательных объектов. Поначалу транспортировка строительных грузов осуществлялась по железной дороги от станции «Усть-Луга» до «разъезда Х» («Пост Х»), а далее по вновь строящейся грунтовой дороге на стройплощадку на расстоянии 4 километра. Но уже к 1939 году вдоль западного побережья Липовского озера были проложены шоссейная дорога от деревни Курголово, а также подъездная железнодорожная ветка к гидроаэродрому, продленная от разъезда «Курголово».

Липовское озеро. Кургальский полуостров. Кингисеппский район.

До сих пор великолепно сохранилась военная автодорога Курголово-Вейно, построенная в конце 30-х годов прошлого века, окаймляющая западное побережье Липовского озера.

Липовское озеро. Кургальский полуостров. Кингисеппский район.

А в окрестных лесах сохранились фрагменты насыпи, некогда составлявшей завершающую часть военной железной дороги Усть-Луга-Курголово-Вейно

Помимо этого, у побережья озера и в окрестном лесу были возведены многочисленные военные постройки: электростанция, система водоснабжения и канализации, а также необходимые типовые сооружения для морских авиационных эскадрилий. Основными же сооружениями на аэродроме являлись 2 ангара размером 40*60 метров, каждый из которых вмещал по 7 самолетов МБР-2. Рядом с ними располагались три бетонированных спуска и три маневренных площадки. Ширина каждого спуска составляла порядка 8 метров емкость одной маневренной площадки – 10 самолетов.

Необходимость реализации данных планов и обширная военная застройка западного побережья Липовского озера предопределили необходимость полного переселения старинной финской деревни Вейно. Прилегая вплотную к зоне военного строительства, она располагалась на природном холме, откуда открывался просмотр всей работы на аэродроме.

Липовское озеро. Кургальский полуостров. Кингисеппский район.

Располагавшаяся на природной возвышенности деревня Вейно (ныне — урочище Вейно) в силу своего соседства с гидроаэродромом была обречена на переселение.

Строительство гидроаэродрома на Липовском озере поначалу входило в зону ответственности УВСР №542, насчитывавшего 680 человек. Впоследствии, стремясь навести порядок с возведением военных объектов на Балтийском флоте, оборонное строительство было передано в систему Народного комиссариата по военно-морскому флоту. В начале 1938 года была утверждена соответствующая дислокация — группировка военных объектов по географическому признаку и закрепление персональной ответственности за каждым руководителем стройки. В результате Участок военно-строительных работ №542 УВСР-542 был переименован в «Строительство № 36». Районом его охвата стали объекты, строящиеся в северной части Кургальского полуострова: аэродромы в Липово и Вейно, батарея № 212 в Курголово, строительство в Усть-Луге. Местонахождением управления была выбрана деревня Вейно. «Строительству № 36» был присвоен первый разряд важности.

К 1940 году строительство гидроаэродрома было завершено. На озере базировался 44-й отдельный авиаразведывательный отряд, численность которого составляла 5-7 самолетов. Аэродром был обнесен проволочным заграждением, наружную охрану несли пять вооруженных постов. С воздуха аэродром прикрывали три счетверенных пулеметных установки. С января по март включительно МБР-2 использовали сухопутное шасси, в оставшееся время года – поплавки. Временный авиационный полигон располагался на Кургальском рифе.

МБР-2. Гидросамолет.

В конце 30-х годов на Липовском озере базировалась эскадрилья гидросамолетов «МБР-2» («Морской ближний разведчик второй»)

Параллельно берега Липовского озера начал обживать и Гидрографический отдел флота, которому были переданы в пользование хутора, расположенные у северо-западного берега озера.

В результате ценой значительных усилий под эгидой «Строительства №36» Балтийский флот к началу войны получил в свое распоряжение два крупных аэродрома на севере полуострова – сухопутный Липово и гидроаэродром Вейно с подведенными к ним коммуникациями. Тем самым совместно с наземными системами ПВО было обеспечено воздушное прикрытие Лужской губы.

Наряду с другими военными объектами полуострова гидроаэродром Вейно получил свое боевое крещение в советско-финскую войну и успел принять участие в боевых действиях в первые месяцы Великой Отечественной войны.

Имевшимися планами к началу 1942 года на аэродроме планировалось сосредоточить эскадрилью из 13 разведывательных самолетов МДР-6. Однако им помешала начавшаяся война. В августе полуостров был оккупирован немецкими войсками. Перед отступлением части советской армии максимально стремились уничтожить возведенные береговые укрепления, на которые еще недавно были потрачены огромные людские силы и средства.

Озеро глазами отдыхающих. Послевоенное время.

После завершения войны жизнь постепенно входила в мирное русло. Была организована Курголовская мотороремонтная станция, местные жители, объединенные в рыболовецкие колхозы, возобновили промысел на Липовском озере и в прибрежных водах залива. На смену старинному топониму Силеме пришел другой – Липовская протока, сохранившийся до наших дней. Заново отстроилась деревня Курголово, ставшая поселком и мигрировавшая с природной возвышенности к берегам Липовского озера и протоки.

С годами значение рыболовного промысла на Липовском озере теряло свое значение, уступая место другому – любимому месту отдыха партийной элиты и берега Липовского озера подходили для этого как нельзя лучше: помимо великолепной природы немаловажным фактором являлось достаточная уединенность, еще больше усиливавшаяся установленным режимом пограничной зоны и включением окрестностей в состав Кургальского заказника.

Липовское озеро. Кургальский полуостров. Кингисеппский район.

В погожие дни на пляжах восточного побережья Липовского озера можно встретить немало отдыхающих

На рубеже веков все изменилось в очередной раз. Снятие режима пограничной зоны с Кургальского полуострова сделало более доступным посещение его заповедных мест. Не стало исключением и Липовское озеро, пользующееся сегодня популярностью у любителей отдыха. Практически в любой погожий день на восточном побережье удивительного природного водоема можно увидеть непременные атрибуты отдыхающих двадцать первого века: автомобили, палатки, шашлыки. Антропогенная нагрузка на Липовское озеро неуклонно растет, хотя сама вода и береговая линия остаются достаточно чистыми, в первую очередь, усилиями местных жителей и волонтеров.

Липовское озеро. Кургальский полуостров. Кингисеппский район.

Тем не менее, усилиями неравнодушных людей берега Липовского озера по-прежнему остаются достаточно чистыми

В тоже время недоступное для автомобилей западное побережье озера, лишенное населенных пунктов, и поныне пребывает в безмятежном состоянии: такое впечатление, что здесь остановилось время. Окрестные леса хранят память о бурном военном строительстве 30-х годов: то и дело можно встретить остатки и фундаменты бывших военных объектов. Правда на территорию самого гидроаэродрома и сегодня не попасть: она огорожена, и доступ посторонним на нее по-прежнему воспрещен.

Липовское озеро. Кургальский полуостров. Кингисеппский район.

Остатки военных построек на западном побережье Липовского озера

Как и сотни лет назад, солоноватое Липовское озеро по-прежнему является одной из жемчужин Кургальского полуострова. Но к сожалению, мало кто из гостей полуострова знает, какие интересные тайны хранят его окрестности…

Липовское озеро. Кургальский полуостров. Кингисеппский район.

Окрестности Липовского озера — не только природная жемчужина, но и интереснейшие в историческом плане места.

Share

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *