IMG 5490

Памятник блокадному трамваю

Каждый год в конце сентября свой день рождения отмечает легендарный петербургский городской трамвай, не так давно начавший отсчет второй сотни лет своего  существования. Но для жителей Города на Неве трамвай навсегда вошел в историю не только как вид городского транспорта. Чтобы убедиться в этом, совершим небольшую прогулку в Автово. Здесь, на проспекте Стачек у въезда в трамвайный парк имени Котлякова, на невысоком постаменте, оформленном в виде фрагмента рельсов,  установлен памятник блокадному трамваю, роль которого  выполняет ретровагон серии МС, выпущенный в 30-е годы прошлого века.

Памятник блокадному трамваю в Автово

Моторный стальной обосновался на невысоком постаменте…

 

Памятник блокадному трамваю в Автово

…неподалеку от станции метро Автово.

Памятник блокадному трамваю в Автово

Двенадцатый маршрут…

Сам факт появления такого памятника, равно как и выбор  места его установки, неслучаен. Трамвайное движение в Петербурге берет свое начало в 1907 году; к этому моменту в новый вид транспорта уже был запущен в Киеве и Москве. Однако именно на берегах Невы трамвай обосновался с максимальным комфортом: к концу 80-х годов Ленинград обладал самой протяженной трамвайной сетью в мире. Но все это буде позже. А пока появившийся еще в царское время трамвай с легкостью преодолевал политические пертурбации начала двадцатого века и к началу войны стал самым популярным средством ленинградского городского транспорта. В 1941 году система ленинградских трампарков являлась крупнейшим транспортным предприятием города. По 42 маршрутам ежедневно ходили по 1835 вагонов. Маршрутная сеть насчитывала свыше 700 километров и соединяла городские окраины и ряд пригородов с центром города. Казалось, дальнейшее развитие ленинградского трамвая не за горами. Кто бы мог подумать, что самые славные страницы его истории еще впереди? Но именно война превратила трамвай из обычного транспортного средства в один из символов выстоявшего блокадного Ленинграда…

Билет на право бесплатного проезда Лентрамваем

Так выглядел билет на право бесплатного проезда Лентрамваем в суровом сорок первом году

Уже в июле 1941 года жители города на проспекте Стачек могли наблюдать невиданную доселе картину: там, где еще недавно бегал трамвай, стали сооружаться огневые позиции для артиллерии и пулеметов. Месяцем позже к ним стали добавляться траншеи, окопы. Напротив трампарка стали возводиться баррикады из старых трамвайных вагонов.  В дополнение к ним были заготовлены металлические рогатки для полного перекрытия береговой дороги.

Баррикады в Автово.

С первых месяцев войны проспект Стачек стал неузнаваемо преображаться. На снимке: баррикады в районе нынешнего пересечения проспекта Стачек и улицы Зайцева. Авторы: А. Михайлов, В. Федосеев

Блокада. Проспект Стачек.

Для защиты от потенциального вторжения в городскую черту использовалось все многообразие средств фортификации.

Блокада. Проспект Стачек. Ленинград.

За баррикадой на углу проспекта Стачек и улицы Зайцева. Весна 1942 г. Оставлено место для узкого проезда. Источник: http://foto.spbmy.ru/?cat=39

Блокадный трамвай. Ленинград. Проспект Стачек.

Трамвай на проспекте Стачек в сорок первом году. Источник: архив ГУП Горэлектротранс.

 

Блокада Ленинграда. Проспект Стачек.

Жители Ленинграда строят уличную баррикаду в Автово. 21 сентября 1941 года. Фотографы А. Михайлов, В. Федосеев

Сентябрь сорок первого для трамвайного движения юго-запада города ознаменовался первыми упавшими снарядами, отключением частично захваченной врагами Стрельнинской ветки от энергоснабжения, а также эвакуацией подвижного состава из парка им. Котля­кова, оказавшегося расположенным вплотную к образовавшейся линии фронта.

Блокадный трамвай. Ленинград. Проспект Стачек.

Эвакуация горожан на улице Стачек в 1941 году. Источник: архив ГУП Горэлектротранс.

Блокадный трамвай. Ленинград. Проспект Стачек.

Посадка на трамваи эвакуирующихся жителей Кировского района Ленинграда, подвергавшегося наиболее сильным немецким артобстрелам. Источник : http://www.istpravda.ru/research/7216/

 

Блокада Ленинграда. Проспект Стачек.

Красноармейцы проходят мимо надолбов на проспекте Стачек. Источник: http://www.lendot.ru/ru/photo/blokada/b054/

Блокада Ленинграда. Проспект Стачек.

Колонна солдат идет маршем у Кировского завода. Хорошо видны трамвайные пути.

Блокада Ленинграда. Проспект Стачек.

Советские мотоциклисты у линии надолб на въезде в Кировский район Ленинграда. 24 сентября 1941 года. Между надолбами просматривается трамвайная линия. Авторы: Федосеев, А. Михайлов

Перед эвакуацией парка Петергофское шоссе и трамвайные пути в сторону Стрельны были перекрыты вагонами, загруженными песком и булыжником. На шоссе оставлен только узкий проход, находившийся под контролем огневых точек. Сам трампарк был подготовлен к взрыву. Всего же для устройства заградительной линии на территории прифронтового Кировского района было установлено более 100 вагонов, образовавших линию протяженностью более чем 800 метров.

Самые сложные испытания на долю защитников и жителей города выпали зимой 1941-42 годов. С середины декабря в городе прекратилась подача электроэнергии. Встали трамваи. Казалось, шансов на возобновление движения практически никаких нет. Однако ленинградским трамвайщикам удалось сделать невозможное: в марте 1942 года был запущен первый грузовой трамвайный состав, а уже 15 апреля было возобновлено движение по пяти городским маршрутам. На большее не хватало энергии. Но эти пять маршрутов были проложены таким образом, что проходили из одного конца города до другого через центральную часть, сделав возможным поездку в любой район Ленинграда всего с одной пересадкой.

Блокадный трамвай. Ленинград. Проспект Стачек.

Замёрзший трамвай на Звенигородской улице. Февраль 1942 г.

Блокада Ленинграда.

Из-за отсутствия электричества в городе остановился весь электрический транспорт. На снимке: троллейбус на Невском проспекте .

 

Карта трамвайной сети Ленинграда в 1942 году.

Карта сети Ленинградского трамвая во время Великой Отечественной войны. 15 апреля 1942 года трамваи отправились по маршрутам 3,7,9,10,12. Источник: http://www.aroundspb.ru

Особая ситуация сложилась на юго-западе города. От Кировского завода до Автово трамвайные пути были разрушены. Близость к линии фронта проспекта Стачек ставила под сомнение целесообразность возобновления движения: настолько интенсивными и регулярными были  обстрелы немецкой ар­тиллерии. Однако возведенные оборонительные сооружения у Кировского завода и соседние укрепления нуждались в срочном восстановлении. И вновь путейцы оказались способными совершить чудо: в марте 1943 года  они, несмотря на сильные обстрелы, сумели частично вос­становить пути и контактную сеть, что позволило организовать однопутное движение от Нарвских ворот до путепровода у Кировского завода для перевозки рабочих паровозом и двумя прицепными вагонами типа ПМ. По этому же маршруту грузовые платформы доставляли по ночам строймате­риалы, а специально оборудованные санитарные вагоны эвакуиро­вали с передовой раненых. О значимости организованного движения говорит тот факт, что подвозочный трамвай заводские рабочие любовно прозвали «Бесстрашный»…

 

Блокадный трамвай. Ленинград.

Грузовые трамваи помогали очищать город от снега и нечистот. На снимке: погрузка снега и льда на грузовой трамвай на проспекте 25 Октября (Невский проспект).

Так, после многомесячной блокады, усиленной суровой зимой, по улицам города вновь поехал столь привычный ленинградцам трамвай, приведя в изумление врагов и укрепив веру жителей на благополучный исход обороны города.

Блокадный трамвай. Ленинград.

Перевозка муки в блокадном городе. Источник: архив ГУП Горэлектротранс

Именно трамвайное движение организованное фактически на передовой под носом у врага и стало одной из ярчайших иллюстраций Ленинграда как города-фронта, где зачастую было сложно провести грань между передовой и тылом.  Ленинградский трамвай стал полноправным участником обороны города, не только перевозя людей и грузы, но и «своим телом» на баррикадах защищая дорожное полотно нынешнего Петергофского шоссе от вражеского вторжения.

Блокадный трамвай. Ленинград. Проспект Стачек.

Даже когда трамваи не могли выполнять свою прямую функцию, они принимали участие в обороне города на Неве. На снимке: участок Петергофского шоссе в районе Княжево, перекрытый трамваями. Зима 1941/42 г.г. Источник: https://pastvu.com/p/347028

Не случайно, по свидетельствам очевидцев, такого разнообразия форм фортификационных сооружений, какое осуще­ствлялось на войсковых рубежах и в особенности на внутренней обороне города, пожалуй, не знала до того времени вся история фортификации. Более того, свой вклад в оборону города умудрились внести и трамваи, оставшиеся на насыпи Стрельнинской трамвайной линии перед Урицком. От них оставались лишь остовы, но их прекрасно приспособили для огневых позиций  снайперские расчеты, своей меткой стрельбой выкашивавшие вражеских солдат…

Блокадный трамвай. Петергофское шоссе. Стрельнинская трамвайная линия.

Стрельнинская трамвайная линия. Участок Петергофского шоссе в районе пересечения с подъездными путями к заводу Пимаш (ныне — ЛЭМЗ). Источник: https://pastvu.com/p/128091

Блокадный трамвай. Петергофское шоссе. Стрельнинская трамвайная линия.

Разминированный участок Петергофского шоссе перед г. Урицком. 1944 год. Виден остов разрушенного трамвая. Источник: Гольцов Н. Н. История Оранэлы — Стрельнинской трамвайной линии.

Блокадный трамвай. Петергофское шоссе. Стрельнинская трамвайная линия.

Петергофское шоссе в районе Урицка. 1941 г.

Блокадный трамвай. Петергофское шоссе. Стрельнинская трамвайная линия.

Таким предстал участок Петергофского шоссе перед немецкими наблюдателями осенью 1941 года. рядом с подбитой техникой — брошенные трамваи.

Блокадный трамвай. Петергофское шоссе. Стрельнинская трамвайная линия.

Остановившиеся трамваи Стрельнинской линии на Петергофском шоссе в районе пересечения с подъездными путями к заводу Пимаш (ныне — ЛЭМЗ). Источник: http://www.ina.fr/video/AFE86001495/la-guerre-a-l-est-encerclement-de-leningrad-video.html

Блокадный трамвай. Петергофское шоссе. Стрельнинская трамвайная линия.

Трамваи на Петергофском шоссе. 1941 г. Источник: https://pastvu.com/p/494145

Блокадный трамвай. Петергофское шоссе. Стрельнинская трамвайная линия.

Петергофское шоссе,1941г. Ленинград в немецком прицеле. Фотограф Hanns Hubmann. Источник: http://krasnoselmuseum.narod.ru

Блокадный трамвай. Петергофское шоссе. Стрельнинская трамвайная линия.

Фрагмент траншеи, вырытой вдоль трамвайной линии на Петергофском шоссе. Источник: http://www.gahetna.nl/collectie/afbeeldingen/fotocollectie/zoeken/q/zoekterm/leningrad/start/72

 

Блокадный трамвай. Петергофское шоссе. Стрельнинская трамвайная линия.

Остановившиеся трамваи на Петергофском шоссе напротив нынешней улицы Пионерстроя. Источник: https://pastvu.com/p/131325

Уже в ноябре 1944 года возобновил свою работу трампарк Кировского района, а месяцем позже открылось движение из города до Кировского трамвайного кольца, куда был продлен городской маршрут № 13. А в мае победного 1945 года была восстановлена трамвайная линия от Кировского кольца до трамвайного парка имени Котлякова, где и расположился сегодня памятник блокадному трамваю.

Блокада Ленинграда. Проспект Стачек.

Женщины-бойцы МПВО расчищают трамвайное полотно на проспекте Стачек. 1944 год. Февраль. Источник: Гольцов Н. Н. История Оранэлы — Стрельнинской трамвайной линии.

Блокадный трамвай. Ленинград. Проспект Стачек.

Трамвай у проходной Кировского завода. 1944 г. Источник: http://expositions.nlr.ru

Символично, что в 1945 году именно неподалеку от трам­вайного парка имени Котлякова были сооружены триумфальные ворота для встречи воинов, защищавших Ленинград, и 8 августа 1945 г. под аркой ворот прошли воины Ленинградского гвардей­ского корпуса, вернувшиеся в непобежденный город.

Временная триумфальная арка в Автово

Источник: http://krasnaya-zvezda.ucoz.com

Проспект Стачек. Временная триумфальная арка.

Через временную триумфальную арку на проспекте Стачек в 1945 году возвращались в город воины-освободители.

С момента организации трамвайного движения на берегах Невы прошло столетие. В память о блокадном трамвае в 2007 году напротив легендарного Котляковского трампарка был установлен вагон модели МС-2 (Моторный Стальной). Его оконные проёмы украшены щитами с фотографиями блокадного Ленинграда, а на подножках и поручнях площадок всегда можно увидеть живые цветы. Они напоминают нам о героизме защитников Ленинграда, стоявших несокрушимым строем плечом к плечу на передовых рубежах обороны города. Вместе с ними неувядаемой славой покрыл себя и легендарный ленинградский трамвай, ставший одним из символов блокадного города и несгибаемой воли его жителей.

Памятник блокадному трамваю в Автово

Вместо окон — фотографии блокадного города.

 

Памятник блокадному трамваю в Автово

Две гранитные стелы по углам постамента посвящены: самому трамваю…

Памятник блокадному трамваю в Автово

…и его участию в обороне Петергофского шоссе

Памятник блокадному трамваю в Автово

Находясь у въезда в трампарк имени Котлякова, блокадный трамвай словно передает эстафету своим молодым коллегам.

Share

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *