Святое место на краю света

Даже в самых труднодоступных ингерманландских уголках можно найти массу интереснейших рукотворных и антропогенных объектов, способных поведать нам богатую историю края. Одним из таких мест является Сойкинский полуостров, исконная земля води и ижор. С самой высокой его точке, на высоте 136 метров над уровнем моря, на продуваемой всеми ветрами возвышенности открывается фантастический вид на уходящую вниз лесистую долину, за которой простирается голубая гладь Финского залива. Вдали можно разглядеть очертания Кургальского полуострова. По другую сторону нетрудно разглядеть силуэт Соснового Бора. На ижорском языке эта возвышенность носит имя Киргонмяги (ижор. –церковная гора) и вовсе не случайно. Именно в этом месте издавна располагался Божий храм, ставший не только визуальным, но и нравственным ориентиром для местных жителей — Церковь Николая Чудотворца или Сойкинская святыня.

Судя по всему, Сойкинская святыня как христианский центр возникла на месте более древних языческих культов местного финно-угорского населения — води и ижоры. Само же православие на Сойкинском полуострове получило более широкое распространение и поддержку лишь в середине 16 в. Именно к этому моменту (1576 г.) относится первое упоминание православного храма на Сойкиной горе.

Однако уже в 17 в. всё южное побережье Финского залива вместе с расположенными здесь городами перешло в состав Швеции. По итогам Столбовского мира земли стали провинциями Ингерманландии. Для православного населения наступили тяжелые времена. По договору со Швецией гарантировалась свобода православного вероисповедания на Ижорской земле, однако на практике этому чинились серьезные препятствия. В случае смерти православного священника шведские власти запрещали приглашать нового. В результате приход оставался без пастыря. Одновременно шведские власти проводили политику распространения протестантизма в форме лютеранства. В результате такой политики количество православных церквей в Ингерманландии сократилось с 48 в 1630 году до 20 в 1655-м. К 1656 году здесь имелось всего семь православных священников. По сути, православное население оказалось брошенным, а протестантское духовенство объявило их еретиками.

Такое положение дел сохранялось на протяжении столетия. Православие на Сойкинском полуострове окончательно победило только после окончания Северной войны. В ходе Северной войны ингерманландские территории были присоединены к России, и в петровское время здесь появилось девять православных церквей. Одной из них стала Церковь Николая Чудотворца на Сойкинском погосте, построенная в 1726 году. Приход преимущественно составляли жители ижорских деревень.

В 1729 году на каменном фундаменте и под железной крышей выстроили новую деревянную церковь. Эту церковь тоже несколько раз перестраивали. В 1731 году в ней служил один священник, и за ним числилась всего одна деревня . Эта была холодная, деревянная церковь на каменном фундаменте. Но уже по ведомости 1739 года здесь числилось 336 дворов, а в них 2457 душ. Сойкинский полуостров стал частью Ямбургского уезда. Постепенно приход расширялся за счет жителей соседних деревень, а вместе с ним рос и штат священнослужителей.

В 1842 году в Департамент по рассмотрению проектов и смет главного Управления путей сообщения был представлен проект перестройки деревянной церкви, который предложили переработать с учетом замечаний, и в 1847 году он был одобрен и направлен на Высочайшее утверждение. В 1849 году храм был перестроен, но «освящение деревянной церкви на каменном фундаменте и с железной крышей произошло 5 августа 1850 года. На топографической карте Санкт-Петербургской и Выборгской губерний 1866 года она указана как единственный храм Сойкинского полуострова. Ближайшие к ней крупные православные храмы располагались лишь в Котлах и Копорье. Тем не менее, здание оказалось холодным, поэтому было принято решение о строительстве каменного храма.

В 1872 году был заложен новый храм. В связи с нехваткой средств строительство затянулось на несколько лет. Значительные средства на строительство нового храма, построенного в 1883 году, пожертвовал купец первой гильдии Иван Андреевич Петров. Вложили свою лепту в это богоугодное дело и прихожане: Везенбергский купец Иван Андреевич Ульянов, пожертвовавший деньги на устройство иконостаса длиной в 11 сажень и 2 сажени высотой, крестьянин Алексеев и почетный гражданин Иванов.

Новая каменная одноглавая Сойкинская церковь была теплой, отапливалась шестью изразцовыми печами. Ее выстроили на гранитном цоколе, отштукатурили и покрасили масляной краской. С устройством новой каменной церкви богослужения в старой не совершались. К церкви была пристроена одноярусная колокольня. За работами следил епархиальный архитектор Иван Иудович Буланов.

Церковь оказалась уникальна тем, что была обита железом, выкрашенным масляной краской в белый цвет — и стены, и карнизы, до верха. Отапливалась 6-ю изразцовыми печами. Железо практически отсутствовало, за исключением единичных кусков

Здание церкви было довольно прочным, за исключением купола, крыши и обшивки. В храме было три престола: главный в честь Николая Чудотворца, правый – св. апостолов Петра и Павла, а левый — св. пророка Илии. Торжественное освящение состоялось 18-19 сентября 1883 года. Приход Сойкинского храма составляли жители дальних и близлежащих деревень. Все они, кроме одной русской деревни Малое Стремленье, были ижорскими. В приходе имелось 10 часовен, две из которых были в Сойкино — деревянная и каменная. Деревянные часовни располагались в Югантове, Слободке, Ручьях, Горках, Колгомпя, Большом и Малом Стремленье и в имении Забалканском (Гарколове).

При церкви была устроена деревянная сторожка с бревенчатым мезонином, построенная в 1885 году вместе со школой. Церковь находилась в благочинии г. Нарвы, в 130 верстах от Консистории и в 50 верстах от уездного города Ямбурга.

Настоятель и псаломщик жили в деревянных церковных домах. Дом настоятеля, построенный в 1891 году, был на каменном фундаменте, с русской печкой, покрашен желтой краской. Дом для второго священника был красным. Неподалеку находился деревянный дом для диакона и дома для псаломщиков. Тут же располагался навес для дров и баня…

После революции церковь все еще продолжала работать и была закрыта лишь в 1938 г. Это произошло в связи со строительством на берегу Сойкинского полуострова новой базы Балтийского флота «Ручьи», прозванная «Вторым Кронштадтом». Для её охраны в Сойкино была установлена зенитная батарея с мощными прожекторами. Здесь же находилась радиостанция и военная комендатура. В 1941 году, при отступлении советских войск, эти объекты были подорваны, часть домов села сгорела. В 1942-м, во время немецкой оккупации, богослужения в Никольской церкви возобновились, но уже в 1944 году вновь прекратились. Само село Сойкино перестало существовать вследствие событий Великой Отечественной войны. Церковь святителя Николая вновь оказалась закрыта и заброшена.

Период забвения продолжался без малого 50 лет. В 1995 году здание Сойкинского храма было возвращено общине посёлка Вистино и вновь освящено 22 мая 2006 года.

IMG_0499

В настоящее время храм находится в полуразрушенном состоянии. Несмотря на то, что купола и звонница давно разрушены, время пощадило крепкие стены. От внутреннего убранства храма практически ничего не осталось. Старинное кладбище при церкви находится в запустении. Но за самой церковью и близлежащей к ней территорией жители посёлка Вистино и соседних деревень ухаживают. В полуразрушенном храме поддерживается порядок и установлены иконы.

Очередная надежда на восстановление Сойкинской святыни связана с созданием в 2010 г. инициативной группы по восстановлению Никольского храма. Инициатива была поддержана руководством Ленинградской области и Санкт-Петербургской епархией. В конце 2012 года проект «Сойкинская святыня» получил президентский грант, на эти средства проводятся мероприятия, способствующие привлечению внимания к восстановлению церкви Николая Чудотворца на Сойкинском погосте. Будем надеяться, что вскоре проплывающие по Лужской губе корабли и едущие в сторону Ручьев путешественники снова как и в былые времена смогут издали любоваться визитной карточкой Сойкинского полуострова, православной доминантой на ижорской земле.

P.S. При написании статьи использованы сведения из фондов Кингисеппской центральной городской библиотеки

Share
Один комментарий
  1. Моя мама уроженка Вистино- Игнатьева Тамара Павловна. ЕЕ отец-Игнатьев Павел Тимофеевич, а мама- Осипова Ксенья Терентьевна (урод. д.Мишино) Она мне рассказывала как во время войны она пела во время богослужений в храме. Службу в это время помогала вести Леонтьева Евдокия, бабушкина подруга. Она жила в Пахомовке и скончалась в Нарве.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *