IMG 8202

Троицкая церковь в Медушах: «наследница» Горского погоста

В 70 верстах от Петербурга и в 40 верстах от Петергофа, на территории Ижорской возвышенности раскинулись земли старинного Горского погоста. Сейчас уже неизвестно, от чего произошло данное название: то ли от своего гористого местоположения, то ли по названию ближайшей деревне Горки. Тогда церковь стояла на горе, среди кладбища.

Впоследствии, после завоевания Петром Первым Ингерманландии, земли Горского погоста среди прочих владений были переданы царем Петру Бутурлину. Для своих крестьян, переселенных сюда из других русских губерний, Бутурлин построил деревянную церковь, освященную во имя св. Николая Чудотворца там же, на местном кладбище.

Во второй половине 18 века местными землями стал владеть граф Роман Воронцов. По его желанию был составлен проект постройки двухэтажного каменного храма рядом с деревней Медуши, где Воронцов обустраивал свою усадьбу. Уже был заготовлен необходимый строительный материал и начата постройка, но дела государственной службы позвали графа в Новороссийский край. В результате делами усадьбы в Медушах стал заведовать внебрачный сын графа, Александр Романович Ранцов. Смена хозяина неожиданным образом сказалась на ходе строительства новой церкви: вместо продолжения постройки, доведенной к тому моменту до уровня второго этажа, новый хозяин предпочел использовать заготовленный материал для постройки скотного двора. Неизвестно, чем бы все закончилось, но вмешались высшие силы, наславшие на Ранцова жестокую болезнь. Впечатленный произошедшим, владелец поместья принял это как вразумление от Бога за неисполнение воли графа, и приказал своим рабочим достроить церковь, но уже без второго этажа. После этого старый деревянный храм на горе был разобрана, а строительный материал  использован на постройки на мызе, кроме алтаря, из которого была построена на месте прежней церкви часовня.

Граф Роман Илларионович Воронцов

Своим появлением каменный храм в Медушах обязан графу Роману Илларионовичу Воронцову

Новая каменная церковь в Медушах была освящена во имя святой Троицы и имела два придела: святителя Николая Чудотворца и святых мучеников Романа и Давида. На кресте под престолом было написано, что храм был освящен при Екатерине Второй, по благословению митрополита Гавриила, 2 июля 1788 года. Антиминсы приделов были освящены 14 мая того же года.

Герб рода Ранцовых

Побочная ветвь рода Ранцовых владела землями в Медушах до середины 19 века. При них была завершена постройка Троицкой церкви.

Новая церковь располагалась прямо у дороги от почтовой станции Каськово на Нарвском шоссе в Ораниенбаум и Петергоф. С севера от церкви располагалось село Медуши с каменной на горе господской мызой, с запада — помещичьи и церковные земли, с юга — волостное правление, приходское училище, дома причта, кладбище и часовня. С перенесением главной церкви в Медуши на смену Горскому погосту пришел Медушский приход.

Троицкая церковь в Медушах

И сегодня, проезжая по дороге от Каськово в сторону Ораниенбаума и Петергофа, можно увидеть силуэт Троицкой церкви

Со временем Троицкая церковь стала и родовой усыпальницей Ранцовых. Здесь были захоронены сам Александр Романович, бригадир и кавалер, умерший в 1829 г; его супруга Надежда Степановна; ее брат Василий Степанович Кислов, гардеробмейстер и тайный камергер 5-го класса, служивший Павлу Первому; малолетний сын Ранцовых, Александр, умерший в 1814 году.

Во второй половине 19 века новым владельцем Медушской усадьбы стал генерал-майор Михаил Федорович Плаутин. Новый хозяин на свои средства в 1866 году отремонтировал церковь и пристроил к ней высокую колокольню по проекту архитектора Николая Дмитриевича Федюшкина. Колокольня имела высоту в 12 саженей. Из 7-ми колоколов, украшавших колокольню, самый большой весил 51 пуд и 15 фунтов. Он появился позднее, в 1883 году, благодаря пожертвованию иеромонах московского Богоявленского монастыря Кирилл.  С архитектурной точки зрения оформленная в «русско-византийском» стиле колокольня мало соответствовала стилю старой классической постройке 18 века, равно как и масштабам Троицкой церкви.

Троицкая церковь в Медушах

Даже сегодня масштабы колокольни производят впечатление

Троицкая церковь в Медушах

Так выглядит колокольня Троицкой церкви сегодня

Троицкая церковь в Медушах

До сих сохранились фрагменты окон. На фото — вид на колокольню с северо-востока

До наших дней дошло описание интерьеров Троицкой церкви, изложенное в  «Историко-статистических сведениях Санкт-Петербургской епархии». Основными достопримечательностями храма являлись:

Икона Спасителя во славе, писанная 1858 года художником Измаилом Дмитриевым, находившаяся на горнем месте главного алтаря;

Икона Благовещения, на правой стороне престола; писана в 1839 году студентом семинарии Михаилом Азимовым;

Икона над жертвенником «Снятие с креста», писана в 1859 г. Дмитриевым;

Икона святой Троицы, находившаяся в первом ряду иконостаса, пожертвованная в 1849 г. крестьянином деревни Горки Петром Мироновым;

Икона Божией Матери в серебряной ризе, с вызолоченным венцом, устроена в 1849 г. на сборную сумму в 115 рублей;

Иконы пророка Илии Александра Невского в первом ряду иконостаса, в серебряных ризах, с вызолоченными венцами, приношение ревельского мещанина Ивана Шапкина  в 1858 г.

«Тайная Вечеря» над царскими вратами, дар того же лица 1853 г.;

Образ Спасителя, в никольском пределе, в серебряной ризе, весом 7 фунтов 66 золотников;

Образ Николая Чудотворца, в серебряной ризе, с вызолоченным и украшенным драгоценными камнями венцом  с крестом, повешенным  на среброзлащенной цепочке. В ризе весу 9 фунтов 39 золотников. Образ пожертвован крестьянином деревни Новой Бури Силою Степановым;

Образ Божией Матери в том же иконостасе, устроенный  1849 г. на сборную сумму в 90 рублей;

Оловянный сосуд без надписи,  с тремя по бокам крестами;

Венцы из белого железа, окрашенные зеленой краской с изображением Спасителя и Божией Матери.

Особого описания удостоилась картина Страшного суда, содержавшая следующую надпись:

 «Образ страшного суда Божия. Христос  Бог сице придет судити, живых и мертвых, имать воскресити; и живи тогда смертию изменятся, вси люди на суде явятся». В верхнем ряду картины были изображены Господь Саваоф, Спаситель и Пречистая Богородица с сонмами святых и ангелов; во втором ряду — Христос, Богородица и Иоанн Предтеча, с ангелами и 12-ю апостолами; в третьем — крест, под ним два ангела держат раскрытое евангелие со словами «придите ко Мне все  труждающиеся и обременении», потом – два ангела трубящие. Здесь же представлен огромный змей с изображением мытарств. По правую сторону – лики святых, по левую – Моисей указует «жидам» распятого Господа; здесь же – Литва, «Казал баши» и Арапы. Ниже представлены царства: Вавилонское, Персидское, Македонское и Римское – под символами зверей; мертвые воскрешающие, море и животные, отдающие мертвецов; по правую сторону – праведники, идущие в рай, где восседают Авраам, Исаак и Яков; ниже – грешники, идущие в ад в оковах, которых в правой  своей руке  держит дьявол; в левой он держит Иуду. Внизу перечислены разного рода грешники, как-то: нищие, «пронырством и обманом» собирающие богатство, земледельцы, работавшие в воскресные дни и «на господ своих роптавшие»; ремесленники, которые неправдою рукоделия  свои делили, и обманом и клятвою дорогою ценою продавали»; женский пол, за чары и за бесчинное убеление лица их, и за прелестное украшение риз и за прочие злобы»; купцы и торговые люди, «которые лестью и обманом с клятвою торговали»; судьи неправедные, иноки и инокини «иже точию в одежде иночества, а дел иноческих не творили» священники и, «которые недостойно священство воспринимали и по священнически не жили»; архиереи и всякие начальники духовного чина, «иже овец своих, порученных от Бога, не учили», цари и князья и всякие властелины века сего, «которые неправо господствовали»; жиды и агаряне, не познавшие Господа Бога нашего Иисуса Христа «сатана и дьявол», иже есть лживый пророк антихрист, будет свержен в озеро огненное и все с ним, творящие волю его». За сим  представлены виды разных мук: разбойникам, ворам, идолослужителям, гордым и славолюбцам, пьяницам немилостивым и скупым и пр. Внизу подпись «Егда убо придет кончина лет наших света его, тогда Царь страшный Господь наш Иисус Христос прежде пошлет ангелы свои с трубами страшными и грозными. Тогда ангелы Божии, по Господню повелению, вострубят ужасно и страшно зело. Тогда от трубного гласа земля потрясеся и море всколеблется, преисподняя вострепещет, небеса убоятся; тогда, по Господню повелению, мертвии восстанут во мгновение ока» и т. д., заканчивающаяся  описание кончины мира и увещеванием покаяться.

Икона "Страшный суд"

Примерно так могла выглядеть икона «Страшный суд» в Троицкой церкви в Медушах. На фото: пример из Благовещенской церкви в селе Едома Череповецкого района Вологодской области.

Примечательной была и церковная библиотека. В ней хранились два издания Евангелия, в старинных окладах и  бархатах серебра. Одно, печатанное  в Москве 6 сентября 1697 г., другое  — 8 мая 1685 года. Но даже на их фоне особо выделялась рукопись на 172 листах в кожаном переплете под заголовком «Летописец келейный преосвященного Дмитрия, митрополита Ростовского и Ярославского от начала миробытия до Рождества Христова, его же архиерейскими руками сочиненный». В ней было изложено краткое житие святого Дмитрия с его духовным завещанием; затем – сказание об обретении мощей святого Дмитрия и о его чудесах; наконец – Летописец келейный.

На последней странице содержалась приписка:

«Сия книга прежде списована и принадлежала графине Марьи Андреевны Румянцевой, Жабинской  ея мызы приказчику Борису Кирилову Медведеву, а он, Медведев, в 1786 г. января 1 дня благословил сына своего крестного, Силетской мызы приказчика сына Григория Талалаева, которая и принадлежит сему Талалаеву навсегда».

Митрополит Ростовский Дмитрий

Митрополит Ростовский Дмитрий

"Летописец келейный"

Титульный лист «Летописца келейного»

Согласно дошедшим до нас сведениям из прежних священников «особенным усердием к благолепию храма Божий славился Николай Феодоров, приобретший колокол и множество икон на собранные, при его участии, церковные суммы. В последующем, при священнике, Матвее Зрелове, вся церковь была исправлена, отделены теплые приделы, приобретены новые облачения, запрестольный крест, паникадило, устроены на солее новые перила, иконы украшены ризами; на кладбище устроена новая часовня и заведено сельское училище».

Сами прихожане Медушского прихода представляли собой причудливое переплетение коренных жителей — ижор и русских, в том числе, переселенцев из других губерний. Ижорскими деревнями считались Усть-Рудицы, Стародворье, Десятская, Рудицы, Лопухинка, Новые Медуши, Новая Буря, Голубовицы, Саволыцина (помещика Веймариа); Смешанным составом населения отличались Медуши, Горки, Слепино, Гадино,  Саволыцина (помещика Брела), Верхние Рудицы, Долгая Нива, Старая Буря и Новая Буря (владение помещика Киселевского). Русскими деревнями считались Медуши, Муховицы, Заостровье, Модолицы, Шелково, Никольское и Саволыцина (помещика Глухова).

Медушский приход насчитывал три школы: министерская, в Медушах, и две земских в деревнях Десятской и Рудицах. В них училось до 72 мальчиков и до 45 девочек. Особо отмечалось, что ученики Медушского училища поют в Троицкой церкви. Впоследствии количество в приходе школ возросло до пяти.

Сама церковь была объектом регулярного посещения прихожанами, коих в большие праздники бывало до 600 человек.

Троицкая церковь в Медушах

Входная группа хранит на себе следы барельефов, некогда украшавших колокольню

Троицкая церковь в Медушах

Ниша, где могли размещаться украшения экстерьера

Троицкая церковь в Медушах

Вид на нижнюю часть колокольни с севера

Помимо общих церковных праздников, таких как день св. Николая Чудотворца, в каждой деревне были свои, особо чтимые церковные праздники. В частности, прихожане активно праздновали Истра и Павла—в Горках, Никольской, Рудицах, Десятской и Стародворье; Ильинскую Пятницу—в Рудицах, Пророка Илию— в Медушах, Муховицах, Шолкове и Голубовицах, Успение — в Заостровье, Фрола и Лавра—в Молодицах, Воздвижение — в Голубовицах, Рудицах, Десятской и Стародворье, Иоанна Богослова — в Рудицах, Покров и Андрея Критского — в Молодицах, Косму и Дамиана— в Усть-Рудицах, Архангела Михаила — в Старой Буре, Шелково и Голубовицах. Помимо обычных крестных ходов проводились также 9-го мая — в часовню на кладбище, в Троицу — в Заостровье, 29-го июня — в Десятскую. Такие крестные ходы устанавливались в память пожаров и крупных падежей скота.

Помимо Троицкой церкви Медушский приход насчитывал 11 часовен, одна из которых была устроена на местном церковном кладбище во имя святого Николая, отремонтированная в 1853г. Помимо этого часовни располагались:  в Горках – Петра и Павла, в Слепино – Успения, в Голубовицах – пророка Илии и Архангела Михаила, в Молодицах – Флора и Лавра, в Муховицах – пророка Илии, в Новой Буре – мучеников Маккавеев, в Савольщине – Рождества Христова, в Верхних Рудицах – Параскевы, в Нижних Рудицах прямо посреди реки на острове – Космы и Дамиана, в Старой Буре – Архангела Михаила. За исключением последней, сделанной из плитняка, все остальные часовни были деревянными. Общее количество прихожан  по состоянию на 1883 год составляло 1285 душ мужского пола, и 1440 – женского.

По традиции в приходе действовало попечительство, открытое в 1869 году.  Силами попечителей был устроен приют для учащихся и для богомольцев, приходящих из отдаленных деревень.

Последний владелец Медушской усадьбы – Леонид Оскарович Рауш фон Траубенберг – также не оставлял своим внимание Троицкую церковь. В 1907 году она была капитально отреставрирована по проекту архитектора Николая Александровича Долбинского.

Троицкая церковь в Медушах

Так выглядела Троицкая церковь по чертежу архитектора Долбинского

Тридцатые годы подвели черту под существованием Медушского прихода: Троицкая церковь была закрыта, богослужения прекращены. В военные годы церковь получила серьезные повреждения и с тех пор продолжает находиться в руинированном виде. На фотографиях 80-х годов прошлого века еще виден купол, коим была увенчана колокольня.

Троицкая церковь в Медушах

Вид колокольни Троицкой церкви в Медушах. Фото 80-х г.г. прошлого века. Еще на месте купол…

Троицкая церковь в Медушах

Сейчас на месте купола зияет дыра…

Одно время возникла надежда на благополучный исход: внутри церкви были очищены от растительности, залито бетонное основание, а само строение начали обкладывать «новоделом».

Троицкая церковь в Медушах

Еще несколько лет назад территория церкви стояла поросшая деревьями и кустарником…

Троицкая церковь в Медушах

За последние годы ситуация изменилась

Троицкая церковь в Медушах

Была начата обкладка стен церкви «новоделом»

Троицкая церковь в Медушах

…но своего продолжения пока эта работа не получила

Троицкая церковь в Медушах

Внутренняя часть церкви была очищена от растительности и забетонирована

Троицкая церковь в Медушах

Стоит ли ожидать возрождения храма?

Но с тех пор работы приостановлены и судьба старинной Троицкой церкви в Медушах  — наследницы Горского погоста — вновь висит на волоске…

Троицкая церковь в Медушах

Надежда остается всегда…

P.S. При написании статьи были использованы следующие материалы:

«Историко-статистические сведения Санкт-Петербургской епархии», выпуск десятый

«Памятная книга по Санкт-Петербургской епархии», 1899 г.

«Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии: Ломоносовский район». Н.П. Мурашова, Л.П. Мыслина  

Share

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *