skip to Main Content
Проектирование лыжных станций

Проектирование лыжных станций

Лыжный спорт — один из наиболее распространенных у нас зимних видов физкультуры. Благоприятные географические условия в ряде районов Союза обеспечивают массовое развитие этого полезного и важного для обороны страны спорта не только в городе, но и в деревне.

Поэтому в области проектирования зданий и сооружений для лыжного спорта особый интерес представляют проекты, осуществление которых возможно при небольших затратах. Нужны типовые проекты лыжных станций и лыжехранилищ, отвечающие запросам массового физкультурного движения.

Опыт типового проектирования лыжных станций 1937–1938 года показал, что практическое осуществление неплохих типовых решений все же задерживается из-за относительно высокой стоимости строительства. Кроме того, опыт типового проектирования выявил отсутствие единых требований, предъявляемых к лыжным станциям.

В 1939 году архитектурно-проектная мастерская «Физкультпроект», в период ее работы в Ленинграде под руководством академика архитектуры А. С. Никольского, разработала новые проекты типовых лыжных станций на 150, 250 и 500 пар лыж (авторы архитекторы Я. Я. Кетчер и А. А. Заварзин). Мастерская правильно подошла к этой теме в экспериментальном плане, так как ни утвержденных форм, ни опыта в эксплуатации лыжных станций у нас нет. В своей работе авторы подвергли тщательному анализу все существовавшие до сего времени навыки и технологические Установки строительства лыжных станций и предложили решение их, отвечающее требованиям жизни.

Авторы предложили строить отдельно станцию и лыжехранилище. По проекту — помещения для хранения лыж с подсобной группой (выдача, пригонка, мастерская) отнесены в самостоятельные постройки. Это отделение рубленых, утепленных павильонов для физкультурников от лыжехранилищ упрощает конструкцию последних (каркасный сарай), обеспечивает возможность их расширения без нарушения архитектуры станции. Вместе с тем, представляется возможность эффективнее использовать затраченные средства путем постепенного ввода в эксплуатацию отдельных сооружений и их оборудования, улучшить условия пожарной охраны строений на участке.

Предложенное решение повышает маневренность типовых проектов. Так, например, проект станции на 150 пар лыж (тип А) может быть реализован и в виде простейшей, самостоятельной станции при колхозе, совхозе или рабочем поселке, и в виде лыжехранилища на стадионе или водной станции, когда для переодевания лыжников может служить обычный спортпавильон. Этот же проект с успехом может быть использован и в тех часто встречающихся на практике случаях, когда для физкультурников приспосабливается существующая зимняя дача.

Отказ в таком здании от центрального отопления, промывных уборных и душевой вполне оправдан, так как лыжные станции обычно строятся за городом, в удалении от благоустроенной системы водоканализации.

Лыжная станция на 150 пар лыж рассчитана на обслуживание небольшого коллектива физкультурников или на работу в первый же год, при строительстве по очередям. В таком сооружении хранятся лыжи и одежда физкультурников.

Плановое решение станции типа А основано на простейшем конструктивном приеме бревенчатого сруба 6 X 6 м, отапливаемого одной печью. Каркасное лыжехранилище с навесом для выдачи и сдачи лыж. непосредственно примыкающее к рубленой части, допускает возможность расширения его путем пристройки необходимого числа звеньев каркаса.

Проектирование лыжных станций
Проект лыжной станции на 150 пар лыж. Авторы архитекторы Я. Я. Кетчер и А. А. Заварзин.

Объем рубленой части здания — 142 куб. м, объем каркасной части — 112 куб. м, объемный коэффициент — 4,2; ориентировочная стоимость — 18 тысяч рублей.

При расширении до 250 пар лыж (тип Б) станция типа А превращается в лыжехранилище с подсобными помещениями — мастерской и теплой комнатой для пригонки и смазки лыж, а для обслуживания лыжников строится отдельный павильон. Решение генплана предусматривает возможность постепенного расширения станции. Лыжная станция типа Б может обслуживать от 150 до 300 лыжников, в зависимости от вместимости отдельно стоящего лыжехранилища, выполняемого по проекту типа А, с соответствующими размерами его неотапливаемой части. Предлагаемое проектом усадебное решение генплана предусматривает постановку здания станции с открытыми подходами с дороги. Кроме станции, на участке располагаются: лыжехранилище, выгребная уборная и колодец.

Здание станции включает следующие помещения: сени и вестибюль с гардеробом, раздевальни, комнату администратора (она же — медпункт), комнату отдыха — буфет с обслуживающими помещениями, комнату сторожа с самостоятельным выходом. Раздевальня здесь сообщается с помещением гардероба, объединенного с хранением платья и обуви; это позволяет значительно сократить обслуживающий персонал. Буфет со своими помещениями непосредственно примыкает к комнате сторожа. В планировочном решении число дымовых труб доведено до минимума.

Проектирование лыжных станций
Проект лыжной станции на 250 пар лыж. Авторы архитекторы Я. Я. Кетчер и А. А. Заварзин.

Общая площадь помещений — 151 кв. м. объем павильона — 645 куб. м., объем лыжехранилища — 254 куб. м., всего 899 куб. м; объемный коэффициент — 4,26; ориентировочная стоимость 61 тысяча рублей. Небезынтересно отметить, что объем типовой станции «Физкультпроекта» 1937 — 1939 года на 250 пар лыж составлял 1813 куб. м. и требовал дорогого сантехнического оборудования.

Лыжная станция на 500 пар лыж (тип В) запроектирована в следующем составе помещений: сени и вестибюль с гардеробом, раздевальни, сообщающиеся с гардеробом, медпункт, комната администратора, две комнаты мастеров, комната отдыха — буфет с обслуживающими помещениями, помещение сторожа. Конструктивное решение основано на простом приеме трехпролетного сруба, перекрытого двускатной крышей, с повышением среднего, более широкого пролета в целях освещения его дневным светом через торцевые фронтоны. Общая площадь помещений павильона (без террас) — 300 кв. м, объем павильона — 1375 куб. м, объем лыжехранилища — 896 куб. м, всего 2271 куб. м; объемный коэффициент — 4,5; ориентировочная стоимость станции — 140 тысяч рублей. По прежнему проекту той же мастерской объем здания на 500 пар лыж составлял 3519 куб. м.

Проектирование лыжных станций
Проект лыжной станции на 500 пар лыж. Авторы архитекторы Я. Я. Кетчер и А. А. Заварзин.

В решении архитектурного образа станций всех трех типов вполне уместно использованы мотивы русского народного творчества. В отличие от обычной для наших станций высотной композиции, все рассматриваемые проекты решены одноэтажными, что значительно удешевляет их конструкцию (отсутствие лестниц, междуэтажных перекрытий) и приближает их по силуэту к образцам народной, избяной архитектуры. Внешнее архитектурное оформление достигается простыми и недорогими средствами, как-то: выносные крыльца, оконные ставни и наличники, резные столбы и роспись обшивки фронтонов по трафарету.

При рассмотрении проектов лыжных станций всех трех типов экспертизой и техническим советом Всесоюзного комитета по делам физкультуры и спорта при СНК СССР архитектура станций, основные планировочные установки (разделение павильонов и лыжехранилищ, отказ от промывных уборных и душей, объединение гардеробов, печное отопление и проч.) не встретили возражений.

Немало существенных замечаний было сделано для уточнения ряда функциональных требований, определяющих характер типовых проектов. Требовали увеличения числа и размеров ряда обслуживающих помещений, устройства отопления в лыжехранилищах, островной системы размещения в них стеллажей при вместимости от 250 пар и выше, введения умывальных и касс, увеличения площади гардеробов и помещений для просмолки и ремонта лыж и т. п. Однако, осуществление этих требований привело бы к сильному увеличению кубатуры лыжной станции и стоимости строительства.

Вместимость станций, намеченных Всесоюзным комитетом по делам физкультуры и спорта для дальнейшей разработки в порядке типового проектирования, установлена в 100, 150 и 250 пар лыж: между тем, последние установки ВЦСПС признавали наиболее рентабельной станцию на 500 пар лыж. С нашей точки зрения, приведенный в статье проектный материал, если и не дает исчерпывающего разрешения проблемы типового проектирования лыжных станций, то ближе всего подходит к современным требованиям массового спортивного строительства баз, имеющего большое оборонное значение.

Не отвергая решений с более развернутой системой обслуживания лыжника (устройство душей, промывных уборных в здании, спален, отапливаемых лыжехранилищ и т. п.), следует признать, что такие решения требуют внимательного изучения всех условий, сопровождающих строительство данного объекта, и поэтому едва ли могут служить предметом типизации: они должны выполняться в порядке отдельных заданий.

Перспективы развития типового проектирования лыжных станций ставят перед нашей промышленностью актуальную задачу освоения систем центрального отопления малой теплоемкости, так как отказ от печного отопления, помимо хозяйственных и противопожарных преимуществ, позволил бы радикально усовершенствовать планировку станции. Вполне своевременна также типизация отдельных конструкций и предметов оборудования лыжных станций, которая позволит и в их строительство внедрить скоростные методы.

Арх. С. А. ЗВЕРИНЦЕВ

Журнал «Архитектура Ленинграда», 1940 г. Номер 1

Share

Комментариев: 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top