skip to Main Content
Христиан Мартынович Вальдемар

Христиан Мартынович Вальдемар

27 ноября 1891 года около 6 часов пополудни в Москве у флигеля дома по улице Мясницкой 22, выходившего фасадом на Кривоколенный переулок, собралось немало людей. Они пришли отдать последние почести своему другу, коллеге и единомышленнику Христиану Мартыновичу Вальдемару, скончавшемуся двумя днями ранее.

Печальную процессию, державшую путь в лютеранскую церковь, что в Козьмодемьянском переулке, на Маросейке, сопровождали члены Общества для содействия русскому торговому мореходству, многочисленные представители латышской диаспоры и просто сочувствующая публика.

На гроб почившего в его квартире Председателем Общества и членами его Правления был возложен венок, на лентах которого была следующая надпись: «Императорское Общество для содействия Русскому Торговому Мореходству, Члену-де­лопроизводителю и основателю Общества Христиану Мар­тыновичу Вальдемару». Несколькими днями позднее тело покойного из лютеранской церкви было доставлено на вокзал Московско-Брестской железной дороги, где была совершена панихида. Отсюда почтовым поездом было отправлено в Ригу, где и было предано земле.

Сейчас в России имя Вальдемара известно немногим. Между тем, в соседней Латвии он остается культовой фигурой. По значимости личностного вклада, привнесённого в движение младолатышей, с Вальдемаром сравниться не сможет, пожалуй, никто. Неутомимый организатор, учёный, писатель, публицист, лингвист, фольклорист, экономист-практик, он был духовным лидером национально-просветительского движения. Более того, открыв энциклопедию, мы, в первую очередь, прочтем о Вальдемаре как о духовном лидере латышского национального возрождения.  Однако этим не исчерпывается след, оставленный им в истории. Без преувеличения можно утверждать, что Вальдемар стоял у истоков создания организованной и упорядоченной системы торгового флота в масштабах Российской империи, что имело большое значение как для страны в целом, так и для ее северо-западных губерний, в частности. Его идеи, исследования и практически опыт на эту тему были положены в основу принимаемых на самом высоком государственном уровне решений. Благодаря усилиям Вальдемара в Санкт-Петербургской, Курляндской и Лифляндской губерниях была создана целая сеть мореходных школ, обучение в которых проходили выходцы из самых простых слоёв населения, получая возможность вместе с профессией вырваться из нищенского безграмотного существования. Разработанная им система мореходного образования просуществовала более 30 лет (с 70-х годов XIX в. до начала XX в.). За это время в «вальдемаровских» мореходных школах было подготовлено свыше 25 тыс. моряков торгового флота.

Между тем, стартовые позиции героя нашего очерка для больших свершений были далеко не самыми благоприятными. Вальдемар родился в 1825 г. в семье крестьянина Курляндской губернии Мартына (Мартиньша) и Марии Вальдемар. Будучи третьим ребенком в семье, Христиан оказался на редкость способным и любознательным, и уже на пятом году шутя научился читать благодаря обучавшей его грамоте матери. На восьмом году он уже читал так бойко, что взрослые с удовольствием его слушали, и малыш охотно, даже навязчиво, предлагал им свои услуги почитать что-либо вслух. Вообще же, детская любознательность Вальдемара разжигала интерес ко всему новому: знаниям, людям, природе, вероятно потому, что усадьба его отца стояла одиноко вдали от всякого жилья, среди необы­чайно красивой местности, поросшей живописным, старым лесом…

В 1835 году, когда Христиану было 10 лет, семья переселилась в местечко Сасмакен (Сасмака), где поселилась в небольшом домике, приобретённом отцом. И здесь земледелие продолжало служить главным занятием семьи Вальдемаров. Маленький Христиан по мере сил помогал отцу в летних работах: пас скот, полол грядки, помогал отцу на других сельскохозяйственных работах.

Христиан Мартынович Вальдемар.Кришьянис Валдемарс
Вальдемар одним из первых среди общественных деятелей Латвии настойчиво проводил мысль о том, что латыши должны пользоваться такими же правами, как и все другие европейские народы, и занять среди них свое достойное место. Этим объясняется его чрезвычайно высокий интерес и к проблемам культуры, и к социально-экономическим вопросам. Памятник Христиану Вальдемару в Валдемарпилсе. Источник: https://web.archive.org/web/20161015232841/http://www.panoramio.com/photo/9235972

На следующий год мальчик по собственному желанию поступил в школу, где, однако, про­был лишь пару месяцев, ничему новому не научившись, так как это была школа начальной грамотности. Сменив в последующие пару лет несколько школ, юный Христиан однажды вместе с дру­гими мальчиками попал в приморскую рыбацкую деревню Роя и впервые увидел море, о котором еще раннее он так много слышал и читал, но представить себе которое он никак не мог. Бескрайние синие воды произвели на юного Вальдемара громадное впечатление, навсегда оставшись в его чуткой душе.   По воспоминаниям свидетелей, уже в этой поездке Вальдемар выказал себя покровителем мореходства: увидев сорванную с якоря лодку, борющуюся с волнами, он ужасно беспокоился об исходе борьбы и на другой же день написал проект расширения и углубления устья протекавшей через деревню речки, чтобы на время бури лодки могли укрываться там. По возвращении в учи­лище он еще долго говорил об этом проекте, не раз вызывавшим дружный смех его товарищей.

По окончания училища Вальдемар несколько лет проживал в Сасмакен, где обучал местных детей грамоте, зарабатывая сущие гроши. На своем опыте герой нашего очерка до дна испил горькую чашу преподавательской жизни, и недаром он впоследствии неоднократно ра­товал за улучшение положения учителей.

В 1845 году Христиан Вальдемар оставляет учительскую практику и отправляется в Митаву, где проживал его старший брат Генрих. Последний все свободное время проводил в чтении исторических сочинений, в особенности же тех из них, который каса­лись сильно интересовавшей его историей Прибалтийского края. Увлечение брата историей очень быстро передалось Христиану, который не ограничивался одной прибалтийской историей, он главное внимание свое уделял всемирной, так что, когда он убедился, что желание его поступить в Митавскую гимназию не­исполнимо, он устроился помощником волостного писаря в Рундале, проводя целые ночи за изучением исторических трудов.

Двумя годами позже Вальдемар получил место волостного писаря в Эдоле, и два года своего пребывания здесь он посвятил чтению немецких книг. Здесь же было положено начало его общественной деятельности: пытаясь развить в крестьянах, особенно среди молодежи, охоту к чтению, Вальдемар основал библиотеку, которой все желающие могли пользоваться без­возмездно. При этом, Христиан Мартынович не гнушался читать посетителям вслух, завлекая их интерес­ными рассказами. Его глубокое душевное сочувствие к простым людям не ограничивалось чтением; всем желающим Вальдемар охотно давал различные житейские советы, разбирал их взаимные споры и изо всех сил защищал от притеснений не только крестьян своей волости, но и соседней, чем навлек на себя вражду соседнего волостного писаря, не раз писавшего на него доносы.

С этого момента на Вальдемара обратили внимание местные и уездные власти, настороженно посматривавшие на странного, чудаковатого, по их мнению, юношу. Их подозрения не рассеял и другой необычный шаг Христиана Мартыновича, образовавшего молодежный кружок со своеобразным названием «Общество истощения Балтийского моря». Целью общества было объявлено осушение Балтийского моря, чтобы полученные при этом земли раздать крестьянам. Представители власти с подозрением отнеслись к существованию этого кружка, поэтому было приказано его закрыть. Время показало, что под этой шутовской оболоч­кой скрывалось серьезное дело, а Вальдемар впоследствии стал не единственным общественным деятелем, вышедшим из этого кружка и приобретшим себе известность среди своих земляков.

Организация кружка сыграла еще одну важную роль в дальнейшей судьбе Вальдемара. Желая осуществить свою мечту и получить высшее образование, он предпринимает попытку сперва поступить в гимназию. Для того чтобы столь возрастному, двадцати четырехлетнему молодому человеку попасть на ученическую скамью, то есть, быть принятым в среду юношей, лет на десять моложе его, требовалась особая протекция, специальное разрешение высшего началь­ства; а как члену крестьянского сословия, дополнительно требовалось увольнительное свидетельство от вотчинной полиции (местного помещика). Понимая, что последней ему наотрез в этом откажет, Вальдемар обратился с соответствующим прошением непосредственно к генерал-губернатору князю Суворову. Будучи осведомлённым о «чудачествах» просителя, князь Суворов заинтересовался загадочной личностью Христиана Мартыновича, пожелав его увидеть лично. Аудиенция закончилась благополучно, и, зару­чившись рекомендательным письмом, Вальдемар поступает в Либавскую гимназию. Примечательно, что перед поступлением он в течение нескольких месяцев знакомился с родным краем, пешком обойдя почти все окрестное Балтийское побережье и лишь после этого с накопленными 120 рублями в кармане появился в Либаве (Лиепае), чтобы продолжить свое образование.

Занятия в гимназии шли очень успешно; в ускоренные сроки Вальдемар переходит из класса в класс, оставляя время для удовле­творения своего заветного стремления помогать просвещению крестьян. Он составляет книгу для народного чтения под заглавием «300 рассказов», наполняя ее как самостоятельными статьями, так и заимствованными, но все полезными и приятными, по его мнению, для чтения. Судьба этой книги доказала, что он не ошибся в выборе, его книга читалась нарасхват и впоследствии заняла выда­ющееся место в латышской педагогической литературе.

Христиан Мартынович Вальдемар.Кришьянис Валдемарс
В своей дебютной работе Х. Вальдемар показывает важность образования для простых людей, призывает повсеместно организовать библиотеки, подчеркивает значимость добротных изданий, расширяющих представление людей об окружающем их мире, природе, истории. Титульный лист издания 1853 г.

После окончания школы в 1854 г. 28-летний Вальдемар становится студентом Дерптского университета, где изучает экономические науки. Он сразу же активно включился в общественную жизнь студентов, публикуя в различных периодических изданиях свои статьи. Вальдемар стал одним из организаторов латышских литературных вечеров, на которых горячо обсуждались вопросы истории и культуры, развития латышского языка, дискутировались политические проблемы Балтии. Обычно в таких вечерах принимали участие 20–25 студентов, к которым присоединялись жившие в Дерпте латыши. Среди них были и товарищи Вальдемара, впоследствии оставившие неизгладимый след в истории Латвии как зачинатели «движения младолатышей».

Христиан Мартынович Вальдемар.Кришьянис Валдемарс
Будучи студентом, Вальдемар выступая против мнения, что образование должны получать лишь немцы, а латыши способны выполнять только физическую работу, демонстративно прибил на двери своей комнаты в Тарту табличку, на которой рядом со своей фамилией указал и свою национальность. Фотокопия диплома Х. Вальдемара. Источник: Krišjānis Valdemārs : lietiškā un privātā sarakste. Sēj. 1 : Krišjāņa Valdemāra vēstules. – 1997

Довольно быстро после начала обучения в университете Вальдемар стал склоняться в сто­рону всего того, что имеет прямое применение к жизни, т.е. стал отделять «практическое золото от теоретического багажа»; его природа жаждала практической деятельности, не ограничивающейся одними ка­бинетными занятиями. При содействии Вальдемара в 1857 г. в Риге основывается газета «Mahjasweesis», которую участники студенческих вечеров ста­раются поддерживать своим безвозмездным сотрудничеством. Особенно горячо за это дело берется сам Вальдемар и на­чинает помещать одну за другой статьи по народному образованию, улучшению народного быта и о развития море­ходства среди прибрежных прибалтийских крестьян. Не довольствуясь проповедью этих идей на латышском языке, он пишет статью на немецком языке, в которой, основываясь на исторических источниках доказывает, что прибрежные жители Балтийского моря способны к мореходству и что еще в XII веке были выдающимися мореходами. И вот, спустя, несколько сотен лет, сложились условия для возрождения мореходного духа при помощи организации мореходных школ, паевого судостроения и прочих мер.

Христиан Мартынович Вальдемар.Кришьянис Валдемарс
Публикации в газетах Mahjasweesis и Inland стали первыми площадками, на которых излагались взгляды Вальдемара на народное образование, улучшение быта и о развития мореходства среди прибрежных прибалтийских крестьян. Первая статья, опубликованная в газете «Das Inland» на немецком языке. Из фондов Российской Национальной библиотеки (РНБ)

Фактически данная статья, позже изданная в виде отдельной брошюры, стала первым программным документом, в котором был изложен будущий план деятельности Вальдемара, над исполнением которого он работал всю жизнь.  Примечательно, что отзывы о ней по большей части оказались негативными, а издание «Морской сборник», куда была послана для публикации статья, вместо нее поместила… критику данной статьи. Как видно, прогрессивные идеи Вальдемара не без труда пробивали себе дорогу для последующего воплощения на практике. Следуя своим убеждениям, он пешком обошел весь морской берег Курляндской и Лифляндской губерний, беседуя и убеждая крестьян взяться за мореходство с по­мощью паевого судостроения.

Христиан Мартынович Вальдемар.Кришьянис Валдемарс
В том же году статья вышла в виде отдельной брошюры. Написана он с удивительной искренностью, убедительностью и увлечением; особенно то ее место, где Вальдемар обращается к друзьям прогресса, посвящая им свой труд и взывая к их помощи и содействию к выполнению изложенного. Титульный лист брошюры. Из фондов Российской Национальной библиотеки (РНБ)

По окончании университетского курса Вальдемару было предло­жено остаться при университете и посвятить себя ученой карьере. Но столь заманчивая, особенно в Прибалтийском крае, для молодого человека перспектива сделаться со временем членом профессорской коллегии университетского сената не была в состоянии его прельстить: будучи уже способным сознательно судить о себе и видеть, что не годится для кропотливой и отвлеченной работы ученого, Вальдемар сознательно выбрал для себя практическую деятельность. Он поэтому отказался от скромного, но верного профессорского достатка и устремился в Петербург, где после неудачной Крымской кампании для России настала новая эра, и где стали быстрее решаться самые жизненные вопросы отечества. Расчет Христиана Мартыновича оказался верен: очень скоро он скоро обратил на себя внимание высокопоставленных лиц, которые благосклонно отнеслись к его идеям. Изданная в 1860 году брошюра «Русский торговый флот» (написанная на базе помещенной ранее статьи в газете «Санкт-Петербургские ведомости») обратила на автора благосклонное внимание генерал-адмирала Великого Князя Константина Николаевича и снискала его по­кровительство, которому Вальдемар был столь многим обязан в дальнейшей жизни.

Великий князь Константин Николаевич Романов
В 1860 году в своем письме Константину Николаевичу Вальдемар утверждал: «Эта земля самой природой создана для того, чтобы в будущем в больших объемах обеспечивать морскую торговлю России». Этого хватило для того, чтобы Великий князь смог разглядеть в скромном чиновнике человека с удивительным масштабом личности. Источник: «Bildbeschreibung: Großfürst Konstantin Nikolajewitsch». — 1875 г.

В 1860–61 гг. Вальдемар по поручению Константина Николаевича обследовал побережья Балтийского моря, а также прибрежные районы Германии. Для этого специальным рескриптом от 6 февраля 1860 года Великий Князь предложил уволить Вальдемара в распоряжение Морского министерства с середины апреля до конца августа 1860 г. Целью поездки являлось подробное исследование местного судоходства, с изысканием средств «раз­вить оное и еще более привлечь жителей к морской про­мышленности». Столь лестное поручение дало Вальдемару возмож­ность осуществить свои заветные мечты объехать все мор­ское побережье от прусской границы до Петербурга и собрать богатый материал. Результатом этой поездки было появление в свет нескольких статей Христиана Мартыновича по различным вопросам мореходства. Позднее сделанные во время командировки наблюдения позднее лягут в основу проекта Вальдемара об обучении моряков в России и принятого в 1867 году Положения о мореходных школах. В свою очередь, по заданию Министерства просвещения Вальдемар производил обработку материалов по истории системы образования и статистике учебных заведений.

Христиан Мартынович Вальдемар.Кришьянис Валдемарс
По поручению великого князя Константина Николаевича он знакомится с состоянием и развитием торгового мореплавания и мореходного образования во многих европейских странах: в Англии, Голландии, Бельгии, Швеции, Дании, Норвегии, Финляндии, Германии, объезжает побережья Балтийского, Черного, Азовского и Каспийского морей, активно выступает в печати, издает около 20 книг и брошюр и более сотни журнальных и газетных статей по вопросам торгового мореплавания. Подавляющее количество его работ в этот период издается на русском языке, в меньшей мере – на латышском и немецком. Источник: Список изданий Х. М. Вальдемара о мореходных школах и мореходстве. — 1882 г. Из фондов Российской Национальной библиотеки (РНБ)

Ознакомившись с опытом работы немецких мореходных школ, Христиан Мартынович задумал учредить таковые и в России. Однако поначалу его бесконечные хлопоты в министерствах не увенчивались успехом. Он никак не мог добиться того, чтобы ему были ассигнованы средства для организации экспериментальной сельской мореходной школы, которая могла бы готовить профессиональных капитанов и штурманов для торговых судов. Отказ был мотивирован сложившимся убеждением в том, что крестьяне будто бы не пойдут в школу учиться, если не получат разных льгот и пособий. Вальдемар же, напротив, был убежден в совершенно противоположном. Он считал, что на всех российских приморских территориях следует основывать небольшие и очень дешевые для казны мореходные классы наподобие сельских школ, которые управлялись бы эрудированными учителями-моряками и в которых учились бы выходцы из низших сословий прибрежного населения.  Вскоре ему представился шанс доказать свою правоту на практике. Осенью 1864 года в петербургской квар­тире Вальдемара собралось несколько лифляндских каботажников из деревни Айнажи (Гайнажи) Лифляндской губернии, куда Вальдемар ненадолго заезжал в ходе своей поездки в 1860 году, и где местные жители занимались рыболовством и каботажными перевозками, с трудом добывая себе насущный хлеб. Недолго думая, гости здесь же откры­ли добровольную подписку, которая и дала начальную сумму на открытие частной сельской мореходной школы. Обучение в ней было бесплатным и проходило на латышском, эстонском, а позднее и на русском языках. Прошло совсем немного времени, и айнажская школа стала наиболее многочисленной не только на Балтийском, но даже и на остальных побережьях, демонстрируя блестящие результаты. Сама же деревня Айнажи ощутила настоящий экономический подъём. Жители деревни начали строить свои корабли, и всего через 10—15 лет их флот разросся до того, что иностранные судовладельцы стали сетовать на сильную конкуренцию. В 1880 — 1890-е годы ежегодно школу заканчивали 20—30 капитанов. За три десятка лет сформированное с нуля айнажское судоходство выдвинулось на передовые позиции на Балтийском побережье, став заметным явлением в российской системе мореходства.

Айнажи.Карта
Первым и наиболее успешным опытом организации мореходных классов стала школа в Айнажи…
Айнажи. Музей мореходства
…заведовал которой шведский моряк Христиан Даль, чью восковую фигуру можно увидеть в местном Музее мореходства. Недоставало учебников по специальным предметам, обучение сводилось к механическому запоминанию рассказа преподавателя, самостоятельная работа ограничивалась решением задач по математике, астрономии и мореходной практике. И все-таки классы содействовали распространению элементарных общеобразовательных и мореходных знаний среди моряков торгового флота. Источник: https://www.rigamuz.lv

История основания айнажских мореходных классов, ставших прототипом для последующих аналогичных школ, явилась блестящим практическим подтверждением идей Вальдемара. По меткому выражению одного из современников, «семечко, брошенное Вальдемаром на пустынный, песча­ный берег Балтийского моря не было засыпано песками, не было затерто и смыто морскими волнами; напротив, сторицей принесло обильнейшие плоды».

Даль Кристиан Йохан. Айнажи
Благодаря упорному труду Х. Даля Айнажские мореходные классы достигли небывалых высот. Вальдемару стоило многих хлопот отстоять Даля, так как опытный моряк и энергичный преподаватель не имел нужного диплома и не знал русского языка. Преподавая на немецком языке, Даль тем не менее подготовил сотни профессиональных русских мореходов. Он же по положению 1867 г. стал первым преподавателем, получавшим казенное жалование. Латвийская почтовая марка с изображением Х. Даля

Последовательное отстаивание Вальдемаром своей позиции по развитию русского торгового мореходства вкупе с успешным опытом функционирования айнажской школы обратили на себя внимание властей: 27 июля 1867 года император Александр Второй утвердил разработанное при участии Вальдемара Положение о мореходных школах. Классы могли быть открыты с разрешения Министерства финансов в любом городе и даже селе. Община брала на себя расходы по содержанию, а государство отпускало пособие от 500 до 1000 рублей.  Учебный процесс проходил только в зимние месяцы, с момента прекращения навигации. Диплом можно было получить ученикам не моложе 21 года (хотя принимались разного возраста, лишь бы имел опыт плавания на судах и умел читать и писать). Классы делились на 3 разряда: 1-й – для подготовки штурманов каботажного плавания; 2-й – для подготовки шкиперов каботажного и штурманов дальнего плавания; 3-й – для подготовки шкиперов дальнего плавания.

Принятое положение обеспечивало широкие возможности для учреждения в наиболее выгодных местах мореходных классов, куда ученики могли поступить независимо от их сословной принадлежности, если только они владели грамотой и имели практику хождения на кораблях. Обучение в этих школах было бесплатным. Вальдемар добился и того, что закон гарантировал выпускникам мореходных школ личную свободу, т. е. успешно выдержавшим экзамены штурманам и капитанам выдавался бессрочный паспорт, они также освобождались от призыва на военную службу и от подушной подати на все то время, пока занимались морским промыслом. В результате к 1876 г. в России действовало уже 29 мореходных школ, а в 90-х годах их число достигло 40. Для ознакомления с деятельностью мореходных школ в других странах Вальдемар неоднократно предпринимал поездки за границу, используя впоследствии в российских школах приобретенный опыт.

Христиан Мартынович Вальдемар.Кришьянис Валдемарс
Источник: Krišjānis Valdemārs : lietiškā un privātā sarakste. Sēj. 1 : Krišjāņa Valdemāra vēstules. – 1997

Наряду с работой в государственных учреждениях Вальдемар продолжал публицисти­ческую и общественную деятельность. В 1861 году в связи с отменой крепостного права в России Вальдемар разработал меморандум об аграрной реформе в Балтийских губерниях (Прибалтийских, Остзейских губерниях). В этом документе он критиковал существующий в Балтии аграрный строй и настаивал на распространении принципов российской реформы и на Балтийский край. Свои взгляды на аграрную проблему в Балтии Христиан Мартынович изложил в изданной анонимно в 1862 году в Лейпциге брошюре «Baltische, namentlich livlandische Bauernzustande» («Положение балтийских, особенно Видземских крестьян»).

Христиан Мартынович Вальдемар.Кришьянис Валдемарс
В 1861 году в связи с отменой крепостного права в России Вальдемар разработал меморандум об аграрной реформе в Балтийских губерниях (Прибалтийских, Остзейских губерниях). В этом документе он критиковал существующий в Балтии аграрный строй и настаивал на применении принципов российской реформы и в Балтийском крае. В 1862 году в Лейпциге опубликовал анонимную брошюру «Положение балтийских, особенно Видземских крестьян» («Baltische, namentlich livlandische Bauernzustande»), в которой обратил внимание на бесправное положение крестьян. Из фондов Российской Национальной библиотеки (РНБ)

Живя в Санкт-Петербурге, Вальдемар принимал активное участие в создании латышской прессы. С 1862 по 1865 годы вместе с другими членами движения младолатышей издавал газету на латышском языке «Pēterburgas Avīzes» («Петербургская газета»). Издание выражало национальные и либеральные стремления молодой латышской интеллигенции, в ней затрагивались актуальные проблемы Балтийского края, а также защищались экономическая, социальная и культурная самобытность латышского народа. По сути, редакция газеты являлась в то время идейным и организационным рупором движения национального возрождения латышей. Вскоре содержание газеты и приобретенное ею большое влияние среди читателей пришлось не по нраву высшим кругам в Балтии — дворянству и духовенству. По их настоянию была введена усиленная цензура, а в 1863 г. печатание газеты вообще было на четыре месяца приостановлено. После возобновления издания цензура больше не разрешала публиковать статьи на общественно значимые темы, поэтому газета постепенно теряла свою популярность и в 1865 г. прекратила существо­вание.

Христиан Мартынович Вальдемар.Кришьянис Валдемарс
С 1862—1865 г. Вальдемар издавал основанную им газету, статьи которой восстановили против Христиана Мартыновича дворянство и духовенство Остзейских губерний. В своих статьях высмеивал заискивание перед немцами, призывал развивать образование на латышском языке, собирать и обрабатывать фольклор, укреплять национальное самосознание, учиться самостоятельному хозяйствованию. Источник: https://periodika.lndb.lv

Конец постоянному пребыванию Вальдемара в Петербурге послужило так называемое «Новгородское дело». Пытаясь собственными силами содействовать решению балтийского аграрного вопроса, Христиан Мартынович в 1863 г. купил около 500 десятин земли в Новгородской губернии, которую разделил на небольшие участки и продавал выходцам из Курляндии. В 1865 г. по просьбе латышских крестьян Вальдемар приобрел в кредит еще один участок земли. Кампания по переселению разрасталась и вскоре стала неконтролируемой. Противодействие остзейского дворянства и ошибки самого Вальдемара привели к тому, что все предприятие окончилось неудачей — часть переселенцев разорилась и была вынуждена вернуться на родину или направиться в другие районы империи. В результате Вальдемар приобрел славу политически неблагонадёжного человека и фактически собственными руками разрушил столь удачно начатую карьеру чиновника. Вдобавок это дело нанесло ему ощутимый материальный ущерб, и Вальдемар оказался в долгах.

Христиан Мартынович Вальдемар.Кришьянис Валдемарс
Одна из фундаментальных идей Вальдемара – вера в беспредельную силу просвещения, в огромную важность распространения знаний среди простых людей для успешного развития всего народного хозяйства и для роста благополучия народа. Он многократно сравнивал просвещение с солнцем, подчеркивал его значимость как для страны в целом, так и для каждого человека в отдельности. Широко известен его афоризм: «Каждый даже самый бедный парнишка, получив образование, может вершить великие дела». Фотопортрет Х. Вальдемара. 1863 г.

Позднее сам он признался, что, несмотря на то что жизнь его никогда не баловала и ему с детских лет приходилось преодолевать немало трудностей, самыми драматичными для него были дни, связанные с неудачным переселением в Новгородскую губернию латышских крестьян. В самые критические моменты в его небольшой петербургской квартире скапливалось и ночевало по нескольку десятков человек, а однажды даже более сотни. Петербургские власти стали преследовать крестьян. Их арестовывали, сажали на баржи и под охраной солдат отправляли морем в Ригу, а сам Х. Вальдемар был вынужден дать полицейским властям расписку о том, что он «обязуется на будущее время не иметь никакого сношения с жителями латышского племени в Прибалтийском крае».

Потерпев неудачу в Санкт-Петербурге, Вальдемар в 1867 г. переехал в Москву, чтобы в возрасте сорока одного года начать все сначала. Здесь он стал одним из ведущих сотрудников влиятельной газеты «Московские ведомости», издателем и редактором которой был Михаил Катков. Московские ведомости ратовали за изменение особого статуса Балтийских губерний в Российской империи и за ограничение привилегий немецкого дворянства в Балтии. Но если Катков однозначно выступал за создание сильной единой империи и русской нации, то Вальдемар считал, что с достижением в Балтии перестановки правящих политических и социальных сил появится возможность изменить общую картину социального развития края и приоткрыть латышам — как народу в целом, так и отдельным представителям — более широкие пути для социального восхождения. Валдемар был убежден, что каждый народ состоит из равноправных индивидуумов, а человечество — из равноправных народов, имеющих право на самостоятельное развитие. Оценивая политическую ситуацию в России, Вальдемар был убежден, что необходимым условием сохранения и развития национальной идентичности малых народов империи, в том числе и латышей, является правовой статус подданного России, который способствовал бы созданию равноправных основ жизни и деятельности для всех социальных и национальных групп. Будучи реалистом в политике, Вальдемар в тогдашних условиях единственную возможность для более быстрого процесса модернизации прибалтийского общества усматривал в русификации Балтийских губерний. Этот взгляд он выражал и в своих сочинениях.

"Московские ведомости". Газета
На столбцах московских газет Вальдемару открылось широкое поле для агитации в пользу торгового мореходства и учреждения школ для моряков. Результат этой энергичной, многосторонней и лихорадочной деятельности Христиана Мартыновича получился блистательный. Пропагандой о необходимости мореходных школ он обратил на себя внимание правительственных сфер Петербурга

Обустроившись в Москве, Вальдемар продолжал писал статьи об экономике, торговом флоте, по морскому делу и образованию. В 1872 г. им был подготовлен к печати «Русско-латышско-немецкий словарь». Живя в Москве, Вальдемар не терял и связи с Балтией. Его статьи, посвященные, главным образом, морской тематике, часто печатались в латышских периодических изданиях. Нередко Вальдемар обсуждал в латышской прессе и различные политические и социальные проблемы, публиковал материалы по культурным вопросам.

Христиан Мартынович Вальдемар.Кришьянис Валдемарс
Титульный лист издан русско- латышско- немецкого словаря 1872 г….
Христиан Мартынович Вальдемар.Кришьянис Валдемарс
… и его переиздание 1890 г. Из фондов Российской Национальной библиотеки (РНБ)

Любовь к морю, понимание всех тягот учительской жизни, интерес к истории родного края и неравнодушие к проблемам отечества стали той платформой, на которой сформировались убеждения и мировоззрение Вальдемара, предопределившие его дальнейший жизненный путь. Переезд в Москву помог Вальдемару по-настоящему раскрыться в качестве идеолога развития российского торгового флота. Именно оно оставалось основным полем деятельности Вальдемара. Будучи дальновидным человеком, Христиан Мартынович отлично понимал, что усилий одной, пусть даже энергичной личности недостаточно для коренного изменения ситуации с торговым флотом. Какие бы прогрессивным ни был закон 1867 года, он мог так и остаться «мертвой буквой». С одной стороны, за­кон обеспечивал за общинами, пожелавшими учредить у себя мореходные классы, необходимые субсидии; но все-таки инициатива в этом деле должна была исходить от самих общин. Однако, как разъяснить местному рыбацкому люду необходимость и пользу мореходных классов? Кто должен был побудить их столковаться, собрать необходимые денежные суммы, научить их, к кому следует обратиться с прошением о разрешении на открытие такой школы? С дру­гой стороны, точно также у властей не было воз­можности придать этому делу необходимое ускорение, так как на первых порах в системе государственной власти не было органа, который бы рассматривал ходатайства сельских общин и регулировал распределение по морским побережьям мореходных классов. Ждать проявления односторонней инициативы правительства, чтобы оно и создавало законы, и проводило их в жизнь, не согласова­лось с убеждениями Вальдемара, требовавшего, чтобы об­щество не оставалось равнодушным к правительственным мероприятиям, а спешило ему на помощь и по мере возможностей содействовало осуществлению правительственных предначертаний. Отсюда естественным образом в интересах всех заинтересованных сторон потребовался своего рода «серединный фактор», связующее звено и таким, по мнению Вальдемара, должно было явиться особое общество, сформированное для создания и развития торгового Флота. По своей природе, оно не долж­но было ограничиваться одними школами, столь узкой сфе­рой деятельности; последняя должна была быть более об­ширной: как толкователем нужд и пожеланий русского общества в деле развития русского торгового мореходства, так в судостроении и су­доходстве и во всех вопросах торгового мореходства, а также руководителем малоопытных прибрежных жителей. Так зародилась у Христиана Мартыновича мысль о необходимости основать всероссийское общество, которое способствовало бы развитию русского мореходства.

Христиан Мартынович Вальдемар.Кришьянис Валдемарс
Подчеркивая выгоды от развития мореходства, Вальдемар сравнивал море с плодородной нивой: «Мореплавание есть черноземное поле для России, нужно лишь обработать его, т.е. дать народу необходимейшее образование, нужен посев, т.е. распространение сведений о морском деле». Мореходство не только материально обогащает всех тех, кто им занимается, но и расширяет кругозор моряков, укрепляет в них уверенность в своих силах и национальное самосознание; «морские волны превращаются в золотые горы для народа, взявшегося за морской промысел». Х. Вальдемар, фотопортрет. 1870-е гг.

Однако даже самое благое дело, даже до очевидности полезное, зачастую остается лишь проектом, если его реализации не содействует счастливое стечение обстоятельств. Не раз Вальдемару приходилось выслушивать насмешки по этому поводу, но глубокое убеждение в пользе и необходимости общества, вера в возможность организации такого общества в Москве, где Петр Великий впервые познакомился с рулем и парусами, дали ему возможность преодолеть самые трудные препятствия.

Христиан Мартынович Вальдемар.Кришьянис Валдемарс
«Когда перед нашими глазами воскресал величавый образ царя единственного и приснопамятного, не погнушавшегося с топором в руках, как простой чернорабочий, работать на Сардамских верфях, чтобы на благо своего народа облагодетельствовать Россию торговыми морскими судами; когда нам привели на память тот факт, что из обладания морем, из-за непосредственного и беспрепятственного сообщения с западом этот государь подвергал себя и свое государство многотруднейшей, кровопролитнейшей и разорительнейшей войне с врагом, страшным для всех соседей, что из за этого самого моря и морского дела царствующей град лишился своего царя, переселившегося в чухонские болота; когда мы видели, с каким торжеством и великолепием тысячи народа встречают и провожают на предназначенное на выставке почетное место «дедушку русского Флота», невзрачный ботик великого царя: тогда голос Христиана Мартыновича нашел сочувственный отклик в сердцах воодушевленных гением Петра москвичей». «Как обеспечить будущность нашего морского дела».-1870 г. Из фондов Российской Национальной библиотеки (РНБ)

Прекрасным поводом донести свои мысли до самых широких слоев русского общества стала проводившаяся в 1872 году в Москве Политехническая выставка, совпавшая с двухсотлетним юбилеем основателя русского флота – Петра Первого. К этим памятным мероприятиям Христиан Мартынович со своими единомышленниками подготовил программную брошюру под заглавием «Юбилей Петра Великого и русский торговый флот».  Ее текст был озвучен на промышленном съезде председателем Московского коммерческого суда Александром Васильевичем Назаровым, чья речь имела большой успех, предложившим организовать Императорское Общество для содействия Русскому Торговому Мореходству. По свидетельству очевидцев, заканчивая свою речь о необходимости создания Общества Наза­ров сказал следующие слова: «Тень Петра Вели­кого благословляет наше начинание и как бы хочет сказать: лучше поздно, чем никогда». При громких рукоплесканиях присутствующих, несколько сочувствующих делу лиц записалось в число учредителей Общества. Затем ими был выработан проект Общества, который и был представлен Христианом Мартыновичем лично министру Финансов на утверждение».

Христиан Мартынович Вальдемар.Кришьянис Валдемарс
Александр Васильевич Назаров, председатель Московского Коммерческого Суда: «Во всем этом, наверное, не откажется послужить обществу тот же неутомимый г. Вальдемар, 15 лет своей жизни посвятивший на служение делу нашего народного Флота. Примерною настойчивостью и усердием, одноличным своими неустанными трудами г. Вальдемар успел подвинуть это дело настолько, что остается лишь совокупить общественные усилия для приведения в исполнение начертанных им программ». Из фондов Российской Национальной библиотеки (РНБ)

Фактически русскому обществу было четко разъяснено, что стране, имеющей выход ко многим морям, негоже платить внушительные средства другим странам за фрахт судов, а лучше поощрять развитие собственного флота, оставляя деньги в стране, тем самым, создавая рабочие места и увеличивая налоговые поступления.

Место председателя общества обычно занимали представители российской аристократии, однако Вальдемар, находясь на посту делопроизводителя, являлся его фактическим руководителем и зачинате­лем, а также организатором всех важнейших мероприятий общества. В компетенцию общества входил также надзор за всей системой мореходных школ.

Христиан Мартынович Вальдемар.Кришьянис Валдемарс
С 1871 г. и до смерти в декабре 1891 г. Вальдемар жил в доме Сытина на ул. Мясницкой, 22, во флигеле, выходившем одним фасадом на Кривоколенный переулок. Почти двадцать лет квартира Вальдемара была и своеобразной «штаб-квартирой» Императорского Общества содействию русскому торговому мореходству, сыгравшего огромную роль в развитии торгового флота и мореходного образования в России. Источник: Krišjānis Valdemārs : lietiškā un privātā sarakste. Sēj. 1 : Krišjāņa Valdemāra vēstules. – 1997

Идеи Вальдемара нашли поддержку у многих промышленников, часть которых записалась в члены вновь созданного общества. Практически сразу же ими было собрано около 2000 рублей в пользу мореходных классов. Можно сказать, что именно с этого момента мечты Христиана Мартыновича вошли в стадию практической реализации. Вдохновленный этим обстоятельством, с этого момента он еще с большим усердием, с большей энергией посвятил он себя на пользу общества. И это было тем более необходимо, что уже вскоре ему пришлось защищать свое детище—открывшиеся повсюду мореходные классы от нападок с разных сторон. Многим казалось, что программа мореходных классов слишком скромна, и что поэтому диплом штурмана или шкипера дальнего плавания должен выдаваться только тем лицам, которые закончили курс морских училищ длительностью 5—6 лет. Вальдемар резонно возражал, что столь длительный срок обучения неприемлем для небогатых крестьян, с трудом кормивших себя и свои семьи, и не имевших возможности посвятить столько времени этому делу. Как писал один из современников, «…если у вас есть средства, открывайте школы, угодно, училища, даже с высшим курсом, но не трогайте Вальдемаровских классов, которые оказались столь полезными, и тогда только преобразовывайте их, когда вы докажете, что ваши новые классы целесообразнее — лучше старых. Вальдемаровские классы в продолжение 20 лет выпустили несколько сот учеников, которые почти все плавают по разным морям. Но­вые училища выпустят, может быть, тысячи их—и все-таки это будет мертвым капиталом для торгового Флота и, как Кронштадтские ученики, они по морям плавать не будут. Как только дело дойдет до ручной работы, кото­рая, как известно, на кораблях часто важнее всякого научного знания, они окажутся никуда негодными, и никто их на торговый суда не возьмёт».

Христиан Мартынович Вальдемар.Кришьянис Валдемарс
Идеи просвещения играли значительную роль в  мировоззрении и практической деятельности Вальдемара. Он верил в могущественную силу образования, а просвещение рассматривал не только как важный фактор духовного и умственного развития народа, но и как средство экономического прогресса. Он призывал к широкому распространению просвещения среди народных масс, требовал открытия десятков тысяч народных школ, решительно выступал против реакционных деятелей, заявлявших о «ненужности» и даже «вредности» образования для широких слоев населения. «Образование, проникнув в народ, – писал Х. Вальдемар, – одушевляет, пробуждает дремлющие его силы и делает его способным к осуществлению трудных и самых великих предприятий». По его убеждению, в простом народе заложены огромные потенциальные возможности, неисчерпаемая энергия и предприимчивость: «Трудно себе представить, сколько практического смысла, сколько предприимчивости кроется в нашем народе, наше дело только поощрять его и направить эти лежащие под спудом силы». Х. Вальдемар, фотопортрет. 1874 г.

Немало сил пришлось тратить Вальдемару в ходе поездок по приморским территориям России и на объяснения местным жителями той несомненной пользы, которую они могли получить от учреждение у себя мореходных классов. Как отмечали его сподвижники, «трудна была задача Христиана Мартыновича, много сил и умственных, и нравственных приходилось положить ему в этих поездках при сношениях с местными невеже­ственными обывателями».

Русские мореходные школы
Вальдемар лично способствовал открытию многих мореходных школ и классов, заботился о разработке учебных пособий и программ, систематически печатал отчёты о подготовке учащихся, совершал инспекторские поездки по побережьям Балтийского, Черного и Азовского морей, где на местах знакомился с положением дел в том или ином учебном заведении, десятки раз встречался по вопросам мореходства с министрами финансов и просвещения и другими чиновниками самого высокого ранга. Источник: Известия Императорского общества для содействия русскому торговому мореходству. 1880 г. Из фондов Российской Национальной библиотеки (РНБ)

Несмотря на все трудности, Вальдемар мог гордиться проделанной работой. К началу 1870 г. во всей Российской империи существовало только 6 учебных заведений, готовивших моряков для коммерческого флота: Кронштадтская рота торгового мореплавания, Херсонское училище торгового мореплавания, шкиперские курсы в Архангельске и в Кеми, навигационные курсы в Либаве и частное навигационное училище в Риге. Но уже к 1874 г. в стране было открыто 17 мореходных классов, без учета Рижской школы. По морям они распределялись следующим порядком: на Балтийском—4, на Рижском заливе—3, на Финском—2, на Белом море—3, на Черном—3, на Азовском—1, Каспийском—1. А к 1878 году в России насчитывалось 37 мореходных классов. Количество обучающихся приближалось к тысяче человек. По инициативе Санкт-Петербургского отделения Императорского Общества для содействия русскому торговому мореходству с 1873 по 1881 г. было открыто 27 мореходных классов.

Мореходная школа в Лебяжьем
Органически связывая развитие торгового мореплавания с распространением мореходного образования среди прибрежного населения, Х. Вальдемар рассматривал предложенный им тип мореходных школ как важнейшее звено в создании торгового флота и называл такие учебные заведения «краеугольным камнем для всего дела и необходимым первым шагом к достижению всех будущих успехов». Источник: Известия Императорского общества для содействия русскому торговому мореходству. 1880 г. Из фондов Российской Национальной библиотеки (РНБ)
Мореходный класс в Нарве
Вальдемар считал, что лучшими кадрами моряков были бы привыкшие с детства к морю прибрежные жители, что «лишь в среде… бережливых каботажников» можно найти «ту силу, которая разовьёт наш торговый флот и парусный и паровой». Поэтому в первую очередь надо было открыть в приморских районах мореходные школы для рыбаков, каботажников и их детей, занятия в которых происходили бы в зимние месяцы, с бесплатным обучением, лёгкими вступительными экзаменами и с учебной программой, максимально приспособленной к тому, чтобы в самый короткий срок дать ученикам самые необходимые сведения по мореходству. Известия Императорского общества для содействия русскому торговому мореходству. 1880 г. Из фондов Российской Национальной библиотеки (РНБ)

Не осталась в стороне от развития «вальдемаровских» мореходных школ и Санкт-Петербургская губерния. В 1870 году в Петергофском уезде была открыта Лебяженская мореходная школа, тремя годами позже в Ямбургском уезде мореходный класс появился в деревне Венкуль (в 1876 г. был переведен в Нарву, где в 1885 г. преобразован в мореходную школу имени Петра Великого с увеличением казенного ассигнования). Наконец, в ноябре 1886 года в Петергофском уезде при поддержке местных судовладельцев появилась еще одна мореходная школа – в старинной деревне Устье. Практически все организованные губернские мореходные классы в той или иной форме просуществовали до революции…

Мореходный класс в Нарве
Учащиеся и преподаватели Нарвской Мореходной школы в 1887 году. Снимок из фондов Эстонского морского музея.

В 1873 году по поручению своего высокого покровителя, Великого Князя Константина Николаевича, Вальдемар объезжает побережья Черного и Азовского морей для ознакомления с нуждами местных жителей, неустанно объясняя жителями несомненную пользу, которую они могут получить чрез учреждение у себя мореходных классов. Непосредственное знакомство с жизнью и бытом приморского населения на протяжении всей жизни давало ему возможность глубоко вникать в его нужды, обращая внимание русского общества на тот прекрасный материал, который, в случае надобности, могли бы представ­лять в деле развитая отечественного торгового мореходства привыкшие к труду и морю рыбаки и каботажники.

Христиан Мартынович Вальдемар.Кришьянис Валдемарс
Источник: Krišjānis Valdemārs : lietiškā un privātā sarakste. Sēj. 1 : Krišjāņa Valdemāra vēstules. – 1997

В 1879 г. учрежденное Общество начало издавать собственный журнал — «Известия Императорского общества для содействия русскому торговому мореходству». Вальдемар был редактором этого издания и автором многих статей. На страницах журнала и его приложений были напечатаны наиболее значительные из его программных сочинений о развитии мореходства. В «Известиях…» публиковались также отчеты и статистические данные о деятельности всех мореходных школ в России.

Христиан Мартынович Вальдемар.Кришьянис Валдемарс
Известия Императорского общества для содействия русскому торговому мореходству. 1880 г. Из фондов Российской Национальной библиотеки (РНБ)

В 1881 г. вышел в свет составленный Вальдемаром «Список русского торгового флота», где был дан полный обзор кораблей, входящих в состав российского торгового флота. В том же году был издан и составленный Христианом Мартыновичем «Морской словарь» на одиннадцати языках, который, помимо используемых на практике фраз и выражений, содержал в себе и различные таблицы и пояснения по составлению важнейших корабельных документов. Вальдемар принимал активное участие в организации написания и издания учебников и различных пособий для учеников мореходных школ.

Императорское общество для содействия русскому торговому мореходству
Правление Российского общества для содействия русскому торговому мореходству. 1878 г. Сидят (слева направо): А. Журавлев, князь Дмитрий Николаевич Долгоруков, граф Алексей Евграфович Камаровский, Христиан Мартынович Валдемар Андрей Евдокимович Нос, председатель. Стоят: С. К. Истомин, Иван Иванович Фидлер, Николай Аркадьевич Журавлев, казначей Общества, В. Сумароков . Источник: Krišjānis Valdemārs : lietiškā un privātā sarakste. Sēj. 1 : Krišjāņa Valdemāra vēstules. – 1997

Незадолго до своей кончины Вальдемару вновь пришлось вступить в дискуссию относительно возможного реформирования созданной по всей стране сети мореходных школ. Фактически определенные властные круги предлагали видоизменить ряд базовых принципов, заложенных законом 1867 года о мореходных классах. Христиан Мартынович критически отнесся к предлагаемым новшествам, предлагая, как минимум, отсрочить ожидавшиеся реформы.  Речь шла, в частности, о восстановлении военного характера гражданских мореходных школ и об увеличении роли военных в обучении мореходов.

Христиан Мартынович Вальдемар.Кришьянис Валдемарс
Зачастую Вальдемару было непросто проводить в жизнь свои идеи, с какой «стеной непонимания» он сталкивался, высказывая свои новаторские мысли. В такой суровой борьбе с противниками ему приходилось преодолевать одно препятствие за другим. А это закаляло его характер, вырабатывала такие качества, как настойчивость и целеустремленность, способствовало концентрации всех его сил на достижении поставленных целей. Источник: Krišjānis Valdemārs : lietiškā un privātā sarakste. Sēj. 1 : Krišjāņa Valdemāra vēstules. – 1997

Вальдемар указывал на существенные различия между военным и торговым флотов: имея совершенно разные задачи, первый финансируется государственной казной, в то время как второй, напротив, функционирует на принципах самоокупаемости.   По этой причине мореходные школы в Западной Европе не были подчинены военному министерству. Тем более, что накопленный практический опыт свидетельствовал о серьезных различиях в темпах развития мореходных школ. Как указывал Вальдемар водном из своих писем, «…Результаты применения закона 1867 г., с одной стороны, в наших трех Прибал­тийских губерниях и, с другой стороны, в Архангельской губернии доказывают резкую противоположность промышленного и военного взгляда при организации и деятельности мореходных классов. Закон 1867 г. дал в трех Прибалтийских губерниях блистательные результаты; а в Архангельской губернии при превосходных местных моряках еще теперь результаты почти незначительны. Наши северные мореходные классы (и шкиперские курсы) действуют на осно­вании военного взгляда, а в Прибалтийских губерниях, где учителями бывают тор­говые моряки, преобладает взгляд соседних западных государств касательно обучения моряков в мореходных школах… От 300 до 400 беломорских судов являются ежегодно в ближайших норвежских портах, значит, совершают океанское плавание, между тем выдержавших экзамен на дальнее плавание беломорцев почти нет».

Христиан Мартынович Вальдемар.Кришьянис Валдемарс
Уникальный девятиязычный морской словарь, изданный при содействии Х. Вальдемара. Титульный лист. Из фондов Российской Национальной библиотеки (РНБ)

Разница и впрямь была значительной. С момента издания закона в 1867 г. на Балтийском море за два десятка лет была фактически выстроена вся образовательная инфраструктура. В то же время, «…на Белом море пришлось избрать учителями одних офицеров военного флота. Несмотря на то, что эти учителя теперь уже гораздо более, чем сначала, знакомы с местными условиями жизни и промышленности учащихся, то все-таки нужно пользоваться случаями, чтобы замещать вакантные учительские места экзамено­ванными моряками торгового флота, каких теперь у нас уже возможно найти везде, даже и на Белом море. Между прочим, довольно большое число выдержавших экзамен балтийских моряков промышляет на всех наших морях… На Черном и Азовском морях положение дел почти таково, как на Белом море. Везде следовало бы при случаях вакансии дать учительские места исключительно лицам, выдержавшим экзамен и командовавшим известное время торговыми судами, причем сначала еще возможно допустить штурманов дальнего плавания к учительской карьере». В итоге сохранялась угроза того, что обучение специалистов сконцентрировалось бы в узкой прослойке центральных школ, расположенных в крупных городах, а открытые с таким трудом по всей стране местные мореходные школы оказались бы не у дел…

Христиан Мартынович Вальдемар.Кришьянис Валдемарс
По словам одного из членов Императорского общества для содействия русскому торговому мореходству Н. Сахарова, «ещё в 1857 году впервые возникла у Христиана Мартыновича мысль о необходимости школ для нашего торгового моряка. Эту мысль, как известно, он горячо пропагандировал в течение всей своей жизни. Мало того: большинство этих школ… на всех наших пяти морях открылись при его непосредственном и личном участии. Он был не только их основателем, но и постоянным руководителем, и если мореходные школы у нас часто называются «вальдемаровскими», то, как видите, не без основания. И надо правду сказать, прибавлю я от себя, что Христиан Мартынович с нежною отеческою любовью постоянно заботился о своих школах, как о своих родных и любимых детях». Обложка брошюры «Преобразование мореходных классов».-1886. Из фондов Российской Национальной библиотеки (РНБ)

Живя в Москве, Вальдемар пристально следил за жизнью в прибалтийских губерниях. Помимо поддержки культурных мероприятий он помог организовать в Риге судоходное акционерное общество «Аustra». В задачи этого общества входило поощрение латышского предпринима­тельства и содействие развитию национального крупного капитала.

Все больше молодых латышей искали счастья в Москве, стремясь перебраться «поближе к Вальдемару». Для многих из них Христиан Мартынович являлся не только кумиром, но и наставником на начальном этапе жизненного пути. В 1883 г. латышские студенты университета организовали общество «Austrums». А с 1885 г. по инициативе Вальдемара начал выходить одноименный литературный журнал, популярный как в Латвии, так и у проживавших по всей стране латышей. Все два десятка лет, что Вальдемар проживал в Москве, его жилище являлось как штаб-квартирой» «Императорского Общества содействию русскому торговому мореходству», так и местом встречи латышской диаспоры. За чем гости вместе с хозяином обсуждали материалы для публикаций, вели дискуссии по актуальным вопросам и просто обменивались последними новостями.

Христиан Мартынович Вальдемар.Кришьянис Валдемарс
Подчёркивая выгодное географическое положение России, наличие неисчерпаемых людских ресурсов, огромное количество грузов, требующих перевозки, колоссальные запасы природных ископаемых и лесные богатства, служащие прекрасным строительным материалом для постройки торговых судов, Х. Вальдемар замечал, что в России есть все предпосылки для создания большого торгового флота. Он настойчиво проводил мысль, что лишь обучение широких слоев населения, а не отдельных счастливых одиночек гарантирует успех: «Нет другого предмета, столь достойного самых крупных жертв, как распространение грамотности по всему народу», писал он в письмах о русском торговом флоте. Развитие торгового флота немыслимо без широкого распространения просвещения, ибо «образованность есть причина и следствие морской деятельности». Х. Вальдемар. Фотопортрет. 1880-е гг.

Уже будучи больным, Вальдемар не оставлял своих занятий и принял деятельное участие в своем последнем заседании правления Императорского Общества 7 ноября 1891 г.  Наверняка он успел бы сделать еще больше, однако простуда, развившаяся в воспаление легких, оборвала жизнь Христиана Мартыновича Вальдемара.

Еще при жизни Вальдемар стал легендой для своих земляков, будучи избранным в качестве почетного члена в добрых полтора десятка различных латышских обществ. В качестве последней почести с согласия вдовы, латышские общества приняли на свой счет похороны покойного и испросили разрешение на погребение Вальдемара в Риге.

Христиан Мартынович Вальдемар.Кришьянис Валдемарс.Некролог
Чрезвычайно велика роль  Вальдемара в использовании этнографических и фольклорных материалов для культурного развития народа. Он призывал латышскую интеллигенцию приступить к сбору и систематизации богатого народного творчества, в том числе и латышских народных песен. Осознав важное географическое положение Прибалтики, он рассматривал социально-экономическое развитие Латвии в теснейшем контексте с развитием всех остальных европейских стран, и прежде всего России. Некролог в одном из латышских изданий.
Христиан Мартынович Вальдемар.Кришьянис Валдемарс. Некролог
Х. Вальдемара по праву называют и отцом латышского мореходства. Он принимал непосредственное участие в развитии мореходства в Латвии, начиная с создания мореходных школ на побережье Балтийского моря и кончая образованием судовладельческих обществ, и был уверен, что балтийские порты превратятся в важнейшие центры транзитной торговли России. Он выражал убеждение, что роль мореходства будет возрастать и со временем займёт выдающееся место в жизни латышского и эстонского народов, и заявлял, что «фундамент мореходства твёрд на все времена», а потому энергично призывал латышей и эстонцев заняться судостроением и перевозкой товаров по морю. Некролог из газеты «Baltijas Westnesis»

Свои почести были отданы Вальдемару и по линии Императорского общества. Сознавая заслуги Х. Вальдемара в деле развития мореходства, его еще при жизни современники нередко величали «отцом мореходства», а Императорское общество для содействия русскому торговому мореходству наградило его в 1881 г. большой именной золотой медалью. В протоколе о награждении была такая мотивировка: «За труды и заботы по ознакомлению в течение 24 лет русской публики с вопросами русского торгового мореходства, за издание многих книг, брошюр, сведений и статистических данных по мореходству и вообще за постоянную непрерывную деятельность на пользу отечественного мореплавания». Сразу же после кончины Вальдемара Императорским обществом были установлены две премии для ежегодной выдачи заведующим тех мореходных классов, которые покажут наиболее успешные результаты по линии преподавания. Такие премии присуждались ежегодно 15 ноября в день рождения Х. Вальдемара. В память о своем бессменном делопроизводителе Обществом также был издан специальный выпуск, всецело посвященный жизненному пути Вальдемара, содержавший воспоминания его коллег, друзей, единомышленников. Все это венчало высочайшее распоряжение об установлении пенсии вдове покойного в знак уважения к его заслугам. Как отметил один из сподвижников Вальдемара, Председатель Императорского общества Андрей Евдокимович Нос, «…это единение в признании заслуг и с высоты трона, и в среде ближайших свидетелей его деятельности – нашего Общества – есть несомненно та именно завидная награда, к которой должен стремиться каждый общественный деятель».

 

Христиан Мартынович Вальдемар.Кришьянис Валдемарс
Один из выпусков «Известий…» был целиком посвящен памяти своего бессменного делопроизводителя. Известия Императорского общества для содействия русскому торговому мореходству. 1893 г. Из фондов Российской Национальной библиотеки (РНБ)
Христиан Мартынович Вальдемар.Кришьянис Валдемарс
Несмотря на отсутствие полагающегося для назначения пенсии стажа, она была пожалована личным распоряжением Александра Третьего в знак признания многочисленных заслуг Х. Вальдемара перед Российской империей

Жизненный путь Христиана Мартыновича не был устлан розами. Сын бедных роди­телей, он вырос в крестьянской среде, и то, что он не остался мужиком, этому он обязан исключительно присущей ему неутомимой энергии, которая не покидала его до последней минуты его жизни. Ненасытное влечение к образованию вывело его из крестьянской избы, сделало его сельским учителем, волостным писарем, учеником гимназии, студентом университета, исполнительным чиновником, и, в конце концов, Личностью, стоявшей у истоков возрождения былой славы русского торгового мореходства.

Христиан Мартынович Вальдемар.Кришьянис Валдемарс
Вальдемар является одним из крупнейших деятелей младолатышского движения, оставил неизгладимый след в жизни целого поколения латышского народа. Он был едва ли не единственным деятелем эпохи национального возрождения, кто пользовался большим авторитетом вне пределов Латвии и прежде всего в России. Его дела, смелость в постановке задач и упорство в их исполнении стали легендарными в сознании народа и эталоном, к которому в последующем приравнивались достижения латышей на поприще национального развития. Памятник на могиле Х. Вальдемара установлен в 1898 г. на пожертвования, собранные Рижским латышским обществом. Источник: https://korad.lv/lv/blog/post/mesta-zahoronenij-mladolatyshej

Более полутора столетий отделяет нас от эпохи, когда жил К. Вальдемар. Судьба отпустила Христиану Мартыновичу 67 лет, большую часть которых он посвятил служению как своим землякам, так и русскому Отечеству.

Христиан Мартынович Вальдемар.Кришьянис Валдемарс
«Пока человек жив, до тех пор надо трудиться и радоваться возможности трудиться. Ведь не может быть большей радости, чем работа… Кто хочет избежать каких-либо нареканий, тот вообще должен ничего не делать. Тогда он всегда будет чистым и может указывать остальным на их ошибки». Фотопортрет Христиана Мартыновича Вальдемара. Известия Императорского общества для содействия русскому торговому мореходству. 1893 г. Из фондов Российской Национальной библиотеки (РНБ)
Share

Комментариев: 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top