skip to Main Content
Экскурсионная работа при Гатчинском Дворце-Музее

Экскурсионная работа при Гатчинском Дворце-Музее

Довольно оживленная экскурсионная работа производится в течение последнего года в Гатчине, сделавшейся целью паломничества тех любителей искусства и родной старины, которых притягивает Гатчинский дворец.

Почти лишенный наружных украшений, суровый, он и теперь представляет то «огромное здание из камня именита», которое пленяло своеобразной прелестью людей 18 века. Но не архитектурные красоты вызывают приток экскурсантов в Гатчину, а дворец-Музей в целом, те художественно-исторические ценности, которые накопились и в нем и около него за его полуторавековое существование.

Мне думается, что экскурсант, впервые попавший в Гатчину, уносит из нее отнюдь не память о комнатах Павла Первого, о Белом зале, об изумительных ринальдиевских паркетах, о шпалерах, картинах, бронзе и фарфоре. Он уезжает с тем сложным впечатлением, в котором сливаются в одно обворожительное целое и чары старины, где мрачной и суровой, где яркой и красочной; и прелестная картина того моря зелени, которое с трех сторон охватывает старый Дворец, разросшись вокруг озер и протоков дворцового парка. 

И, конечно, чтобы разобраться в этих сложных впечатлениях, чтобы серьезно познакомиться с тем огромным материалом, который заключает в себе Дворец-Музей, нужна продолжительная, вдумчивая работа, которая не может быть втиснута  в рамки одного дня, одной поездки.

Это станет понятно, если припомнить, что такое Гатчинский Дворец.

Он состоит из главного Корпуса в три этажа, с комнатами, расположенными по двум фасадам: на площадь и в парк. Главный Корпус соединяется двухэтажными полуциркулями с прямоугольными флигелями, носящими название Арсенального и Кухонного каре, посреди которых находятся дворы.

В нижнем этаже Главного Корпуса расположены комнаты Павла Первого, нетронутая старина которых, независимо от исторических воспоминаний, неотразимо действует на посетителя.

Во втором этаже – парадные комнаты, а также покои жены Павла Первого, Марии Федоровны. Эти помещения относятся к 18 веку, частью сохранив отделку строителя Дворца – Ринальди, частью будучи переделаны при Павле Петровиче Бренной.

К сожалению, не дошла до нас старинная отделка и обстановка комнат третьего этажа, в котором некогда жили великие князья Александр и Константин Павловичи с их женами. Только в одной из этих комнат под позднейшими обоями открыта была прежняя отделка стен – из фальшивого мрамора с росписью (первая четверть 19 века).

В настоящее время в третьем этаже создан ряд памятных комнат с портретами лиц, игравших видную роль в русской истории 18 века. В ряду этих комнат одна с портретами шутов Петра Великого и участников Всепьянейшего собора воскрешает яркую страницу из истории Великого Преобразователя и дает большой и жуткий материал для характеристики русской культуры и общественности. Подобного собрания нет ни в одном из русских музеев.

Среди портретов, собранных в остальных комнатах, есть принадлежащие кисти Левицкого, Боровиковского, Рокотова, Эриксена, Грота, Лампи. Тут же интересное собрание миниатюр, относящихся к семье Павла Первого.

В полуциркуле, соединяющем Главный Корпус с Арсенальным каре, висят четыре огромных картины Гюбера Робера:  это едва ли не лучшие произведения этого мастера из всех имеющихся в Петрограде и окрестностях.

В Арсенальном каре, перестроенном в 40-х годах 19 века, апартаменты Николая Первого, Александра Второго и Александра Третьего. Здесь же в галереях и коридорах большое собрание портретов русских и иностранных, представляющее богатейший иконографический материал. Многие из этих портретов работы таких мастеров как Левицкий, Боровиковский, Рокотов, Кипренский. В этом же каре большая галерея китайского и японского фарфора.

Один этот краткий перечень показывает, какой исключительно богатый материал находится в Гатчинском дворце, изучение которого  экскурсантами возможно в различных направлениях. Этим обуславливается разнообразие тем для экскурсий во Дворец-музей.

Но, конечно, для правильной постановки экскурсионного дела необходимы руководители, лишь при наличии достаточного штата которых возможно было открыть Дворец-музей для широких народных масс. Ограничиться прежней системой руководства – при помощи служителей – было признано невозможным, так как это не соответствовало богатству и поучительности историко-бытового материала Музея. Точно так же нельзя было отрывать от текущей музейной работы научных сотрудников музея для обслуживания публики, получающей доступ в Музей. Таким образом, на очереди стал вопрос  о привлечении во Дворец руководителей и о подготовке их в пределах Гатчины, так как на приезжие силы  ввиду сравнительной удаленности Гатчины от Петрограда рассчитывать было нельзя. Ввиду этого при музее хранителем его В.К. Макаровым были организованы летом 1919 г. курсы по подготовке руководителей. Лекторами на них выступали товарищи Пандер (западно-европейская живопись), Келлер (фарфор и бронза), Кубе (прикладное искусство), Крамарев (архитектура), Макаров (историко-бытовые очерки) и Мацулевич (икона).

Курсы были прерваны в октябре ввиду наступления армии Юденича и лишь весной 1920 г. под руководством хранителя В.К. Макарова возобновились занятия по изучению Дворца и подготовке к руководительству. С мая того же года группа представителей интеллигенции, главным образом, местные педагоги, приступили к руководительству.

С этого  момента начался усиленный приток посетителей во Дворец-Музей. Так, в мае, в течение 5 дней перебывало 1 498 посетителей; в июне, когда Музей был открыт 13 дней, посещаемость повысилась до 2 163 чел.; в июле—в те­чение 15 дней 2 358 чел. С августа число экскурсантов начинает падать—в 15 дней 1 500 человек. В сентябре оно понижается до 1 178 чел. Меньше всего посещений было в октябре—в 18 дней 612 человек и в ноябре—в 15 дней 894 чел. С декабря посещения Дворца-Музея увеличиваются—в 23 дня 2008 чел., что объясняется приходом в Гатчину новых красноармейских частей. В январе 1921 года в течение 17 дней было 2 940 посетителей, в феврале—в течение 10 дней 1 113. В марте, с уходом из Гатчины красноармейских частей число посещений понижается, упав до 446 чел. в 8 дней.

Таким образом, с мая 1920 по март 1921 г. Дворец-Музей был открыт 163 дня и принял 16 710 экскурсантов. В это число не входят лица, занимавшиеся в Музее художественным или научным трудом.

Что касается распределения посетителей Дворца-Музея по категориям, то с мая по сентябрь 1920 года красноармейцев было 3 329 человек, смешанных групп (граждане Петрограда, Гатчины, окрестных деревень и ближайших же­лезнодорожных станций) 2 634 чел., школьных экскурсий 1 494 чел. и от экс­курсионных организаций явилось 1 240 человек.

С весны 1921 года экскурсионная работа при Дворце-Музее пошла по не­сколько иному руслу. В марте часть помещений так называемого Кухонного каре Дворца-Музея была отведена для гуманитарной экскурсионной станции, находящейся в ведении Петрогубполитпросвета. Станция начала действовать со второй половины апреля и успешно вела свою работу до зимы, несмотря на продовольственные затруднения (отмена интернатского пайка и перевод экс­курсантов на столовое довольствие) и на задержки в оплате труда служащих. Станция принимала экскурсии три дня в неделю с ночлегом на 80 человек по нарядам из Петрограда; в остальные дни, кроме понедельника, обслуживала уезд по нарядам местного Политпросвета. В виду того, что в Гатчине нет особой экскурсионной станции для учащихся, эта станция принимает также и школьные экскурсии. Руководительская работа выполняется той группой руководителей, в числе одиннадцати человек, которая сорганизовалась при Дворце-Музее. В нее входят: С. Н. Балаева, О. И. Геммельман, О. А. Давыдовская, К. Н. Лебедев, О. И. Михайлова, Н. Е. Павлов, Н. А. Савельев, Т. М. Терпиловская, А. Ф. Цызырёв, Л. К. Широкая, В. Ф. Широкий.

Темами гуманитарной станции являются в последнее время: 1) Эпоха Павла Первого. Личность Павла. Придворный быт. Художественные вкусы того времени. 2) Николай Первый. 3) Александр Второй. 4) Александр Третий. 5) Русский портрет в Гатчине. 6) Западная живопись. 7) Прикладное искусство в Гатчине. 8) Гатчинские парки как художественное целое

С июля месяца сотрудницей станции А. В. Удинцовой приступлено к оборудованию естественноисторического отделения при станции для изучения природы местного края. Оборудованы лаборатория и библиотека. Естественноисторическое отделение станции объявило следующие темы для 1) Древонасаждение парка и 2) Ботаническая экскурсия в парк.

Всего станция была открыта 53 дня, приняла 143 экскурсии общим числом 3 262 чел. Что касается состава экскурсий, то они бывают разного типа: союзы молодежи, рабочие, профессиональные союзы, студенты педагогических институтов, Свердловского университета из Москвы, курсанты военных курсов, представители Латышской коммунистической партии, студенты института инженеров путей сообщения, учителя.

Были экскурсии, приезжавшие в Музей со специальной целью: студенты Российского Института Истории Искусств, участники семинара по изучению Павловска, экскурсионного семинара Петроградской стороны, слушатели Лутугинского Университета.

Ослабление экскурсионной работы с наступлением осеннего сезона и вынужденный перерыв зимой (вследствие затруднения железнодорожного сообщения и проч.) используются группой руководителей для разработки методических вопросов, тем для экскурсий, общего экскурсионного плана по Гатчине.

Желательна более живая и тесная связь Гатчинской группы руководителей с организациями, направляющими экскурсионное дело в Петрограде и окрестностях. Установление такой связи было бы полезно и для дела, и для самих руководителей, т. к. всякое обособление—вольное или невольное—ведет к распылению сил и отрицательно отзывается на результатах работы. А, между тем, экскурсионное дело, как один из видов внешкольной, а равно школьной просветительной работы, не может не развиваться. За ним будущность и веря в это, нужно накоплять силы и беречь их.

В. Ф. Широкий

Журнал «Экскурсионное дело», 1921 г.

Share

Комментариев: 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top