Памятник М. Балабушке. Суворовский городок. Петергоф

«Дорогую цену брало небо за свидание с ним…»

В 1978 году на территории Суворовского городка в Петергофе строители занимались подготовкой котлована под фундамент одного из общежитий. Внезапно в земле показался крупный камень. Своими размерами он серьезно отличался от своих собратьев, встречавшихся на пути экскаваторного ковша. Лишь с помощью автокрана удалось полностью извлечь из земли гранитную глыбу, и тут в глаза бросилась еще одна особенность: сначала строители увидели гладко отполированную каменную поверхность, а вслед за ней – выбитый на камне текст: «1913 г. 18 мая в 5 час. утра при полете на аэроплане Ньюпор здесь упал и разбился поручик Михаил Георгиевич Балабушка военный летчик 18-го корпусного авиационного отряда 1-й авиационной роты». На обратной стороне камня скромно притаилась надпись «Каспийцы – беззаветному герою. 1-го октября 1913 г.». Так, в буквальном смысле слова, удалось извлечь из земли прочно забытую страницу истории Петергофа и отечественной авиации.

Памятник М. Балабушке. Суворовский городок. Петергоф

О последнем полете поручика Балабушки напоминает памятный камень в Суворовском городке

Один из первых военных авиаторов, Михаил Балабушка, родился 24 августа 1888 года в Измаиле, в семье подполковника (позже – генерал-майора) Отдельного корпуса пограничной стражи Георгия Яковлевича Балабушки. Выросший в военной среде, юноша сразу сделал свой выбор, избрав карьеру военного. Первым шагом на пути к мечте стала учеба в кадетском корпусе в Одессе. Годы учёбы пролетели быстро, и уже в мае 1906 г. состоялся выпуск, большинство выпускников которого продолжило обучение в военных учебных заведениях.

Михаил Георгиевич Балабушка

“В лице М.Г. Балабушки русская армия потеряла выдающегося офицера, смелого, энергичного военного летчика; офицеры-летчики – славного, отзывчивого товарища, который своей жизнерадостностью, весельем даже в трудные минуты умел влить в их души радость и энергию”. Фото из журнала “Воздухоплаватель”, №6 1913 г.

Балабушка поступил в Санкт-Петербургское Николаевское инженерное училище и уже через три года по окончании учебы был произведён в подпоручики с назначением во 2-й сапёрный батальон, квартировавший в Вильно. Однако судьба уготовила Михаилу новый поворот в жизни…

Начало двадцатого века среди прочего ознаменовалось становлением военного воздухоплавания, наложившимся на общие реформы в армии, вызванные поражением в войне с Японией. Одним из актуальных вопросов стала необходимость подготовки военных летчиков (воздухоплавателей). Неудивительно, что уже в 1910 году подпоручик Балабушка был командирован на учёбу в Гатчинскую офицерскую воздухоплавательную школу.

Имя Балабушки попадает на страницы газет, пристально следивших за полетами авиаторов, уже в следующем году:

«1911-й год был насыщен авиационными событиями. В августе… состоялся первый военный конкурс аэропланов. В 5 часов 20 минут утра с Гатчинского аэродрома вылетели поручик.. Борис Фирсов и пассажир-наблюдатель подпоручик Балабушка… Подпоручик…нанес на карту расположение противоборствующих войск. Затем авиаторы вернулись на Гатчинский аэродром».

Поручик Фирсов с женой Ольгой Владимировной в гондоле аэростата.

Поручик Фирсов с женой Ольгой Владимировной в гондоле аэростата. 2 августа 1911 года впервые в русской армии был проведен опыт использования аэроплана совместно с пехотой и кавалерией. В пять часов утра с Гатчинского аэродрома вылетел поручик Фирсов Владимир Нилович пассажир-наблюдатель подпоручик Балабушка Михаил Георгиевич. Подлетев к деревне Сализи, сбросили воздухоотряду донесение и улетели в Красное Село, а затем в село Высоцкое, где проходили маневры войск. Подпоручик Балабушка нанес на карту расположение противоборствующих войск. Затем авиаторы вернулись на Гатчинский аэродром. За 1 час 15 минут они покрыли 75-80 верст.

Уже в следующем, 1912 году Михаил Балабушка, к тому моменту – поручик и кавалер ордена Святого Станислава Третьей степени, готовится сделать следующий шаг: овладеть искусством управления аэропланами, которые начинают вытеснять прежних королей воздуха – аэростаты. Первый опыт пилотирования Балабушка получает на «Фармане», на нем же сдает и экзамен на военного летчика.

Вскоре на вооружение армии начинают поступать монопланы «Ньюпор». Первыми их опробуют в летной школе в Варшаве. Именно поэтому туда и перенесли выпуск офицеров-воздухоплавателей, предусматривавший обучение на новом типе самолета. Именно здесь Балабушка потерпел свою первую аварию: на малой высоте он дал крутой вираж и, действуя неправильно рулями, врезался в землю. В тот раз гибели удалось избежать, однако это было серьезное предупреждение молодому авиатору.

Слушатели Гатчинской авиационной школы. Варшава. 1913 г.

Отечественные авиаторы – яркая плеяда первооткрывателей и первопроходцев отечественной авиации. Слушатели Гатчинской авиационной школы. Варшава. 1913 г.

В апреле 1913 г. окончивший с отличием курс поручик Балабушка был зачислен в 18-й корпусной авиационный отряд 1-й авиационной роты. К тому моменту, несмотря на свою молодость, Балабушка считался одним из лучших военных лётчиков, регулярно совершавшим полеты между Гатчиной и Петербургом. Казалось, перед энергичным авиатором открываются большие возможности применить свои навыки и опыт на практике на благо Родины. Однако всего лишь через месяц произошла трагедия…

18 мая 1913 г., в пятом часу, утра поручик Балабушка со своим механиком вылетел с гатчинского аэродрома. Пользуясь безветренной погодой, экипаж Ньюпора довольно быстро добрался до Петергофа. О том, что произошло дальше, сведения разнятся. По одной из версий, Балабушка планировал отработать технику посадки на малознакомой территории. По неизвестным причинам поручик в качестве места для приземления выбрал не военное поле внушительных размеров, находившееся на окраине Петергофа, а небольшой строевой плац Каспийского полка. Дальнейшие события были изложены в газете «Кронштадтский вестник»:

«Поручик Балабушка, чтобы сделать меньше раскат аэроплана после спуска на маленький плац, спускался вниз очень круто и поздно выровнял аппарат. В этом случае аппарат у него дошел по инерции до земли и получился сильный удар, от которого переломился хвост и потерялось управление, самолет подскочил и, пролетев еще шагов на 50, разломался окончательно… аппарат совершенно разбит, особенно пострадало место пилота и вообще передняя часть, но все это про-изошло при ударе о землю, в воздухе же аппарат был в полной исправности. Тросы, растягивающие крылья и тросы управления руля оказались целыми. У поручика Балабушки была разбита голова, и, по-видимому, он умер от кровоизлияния в мозг».

Фотографии обломков «Ньюпора IV» поручика Балабушки. Лист из фотоальбома неизвестного автора.

Фотографии обломков «Ньюпора IV» поручика Балабушки. Лист из фотоальбома неизвестного автора.

По другой версии, летчик, описав круг над Петергофом, планировал вернуться в Гатчину. Однако пролетая на незначительной высоте, самолет задел телеграфную проволоку, после чего перевернулся и выбросил экипаж, упав на него сверху. Так или иначе, но катастрофа оказалась фатальной для военного летчика. В тяжелом состоянии он был доставлен в дворцовый госпиталь, где скончался, не приходя в сознание. Летевший с ним борт-механик отделался лишь переломом руки…

Обломки «Ньюпора», похоронивший под собой военного летчика поручика М.Г. Балабушку, потерпевшего крушение в Петергофе.

Обломки «Ньюпора», похоронившего под собой военного летчика поручика М.Г. Балабушку, потерпевшего крушение в Петергофе. На заднем плане слева видна полковая церковь 148-го пехотного Каспийского полка (церковь Анастасии Узорешительницы), справа – здание одной из казарм.

21 мая в 9 часов утра состоялись траурная церемония прощания с усопшим, на которой присутствовали все офицеры 1 Авиационной роты во главе с командующим ротой подполковником Германом, а также офицеры 148-го пехотного Каспийского полка вместе со своим командиром полковником Шильдбах. После отпевания в госпитальной часовне траурная процессия проследовала через весь Петергоф в полковую церковь, где и была совершена заупокойная литургия, а потом и отпевание. Тело молодого авиатора поездом по Балтийской железной дороги, отошедшего из Нового Петергофа в 1 час 40 минут пополудни, было переправлено в Санкт-Петербург, где его с почестями встречало высшее командование Генерального штаба, Петербургского военного округа и авиационного отдела. Когда траурная процессия приближалась к Волкову кладбищу, в воздухе послышался характерный шум мотора и над головами идущих показался «Ньюпорт». Это военный лётчик 1-й авиационной роты поручик Павленко с высоты облаков приветствовал своего погибшего товарища.

Могила летчика М.Г.Балабушка на Волковом кладбище

“Мир праху твоему, дорогой Михаил Георгиевич! Наряду с Делагранжем, Шавезом, Закуцким ты дал миру новый урок, также стоивший тебе жизни”. Могила летчика на Волковом кладбище. На свежей могиле сооружен крест из двух аэропланных пропеллеров. 1913 год. Автор съёмки: Штейнберг Яков Владимирович

Не забыли о молодом летчике и каспийцы. В октябре 1913 года на собранные средства офицеры полка установили памятный гранитный камень, почтив память одного из лучших военных летчиков того времени поручика Михаила Георгиевича Балабушки.

Памятник М. Балабушке. Суворовский городок. Петергоф

18 мая 1913 г. на плацу 148-го пехотного Каспийского полка упал аэроплан “Ньюпор” под управлением М.Г. Балабушки. Позже на месте гибели летчика на средства офицеров полка был установлен памятник. Открыт 1 октября 1913 г. Материалы: гранит розовый – валун.

Открытие памятника совпало с девятой годовщиной боев на реке Шахэ в Русско-Японскую войну, где полегло немало каспийцев. После торжественного богослужения и церковного парада, полк построился у вновь открываемого памятника, и после провозглашения вечной памяти поручику Балабушке состоялось открытие памятника, о чем сообщала своим читателям газета «Русский инвалид».

Иллюстрация из журнала “Огонек”, октябрь 1913 г.

Памятник М. Балабушке. Суворовский городок. Петергоф

Раньше на памятнике была фотография авиатора, сейчас о ней напоминает лишь углубление в камне

В последующие годы местность бывшего плаца Каспийского полка неузнаваемо изменилась: на переднем крае плаца было построено здание, сам плац засажен деревьями. В 30-е годы, когда в стенах Каспийского полка размещалось Ново-Петергофское военно-политическое училище пограничных и внутренних войск НКВД имени К. Е. Ворошилова., исчез и сам памятник М. Балабушке. Судя по всему, гранитный монолит, под которым не было фундамента, постепенно оседал, зарастая травой, и со временем целиком ушел в землю.

Памятник М. Балабушке. Суворовский городок. Петергоф

Памятник русскому авиатору скромно ютится на территории Суворовского городка в окружении иных забытых свидетелей воинской доблести России

Несколько десятков лет прошло, прежде чем скромный памятник русскому авиатору был извлечен из земли и возвращен на место. Былой вид монументу возвратили активисты местного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры и коллектив профессионально-технического училища №81, неподалеку от которого и был найден исчезнувший камень. А вот фотография погибшего летчика вновь исчезла. Да и сам монумент, словно стесняясь своего вида, скромно стоит в углу одного из дворов Суворовского городка в тени своих товарищей по забвению – Памятника погибшим каспийцам и Церкви Анастасии Узорешительницы. Троица свидетелей воинской доблести Отечества терпеливо ждет, когда о них вспомнят и вернут им прежний вид и былое величие.

Военные летчики Офицерской воздухоплавательной школы

Группу авиационного отдела Офицерской воздухоплавательной школы позже назовут «роковой группой»: из десяти ее слушателей к 1916 году в живых останется ровно половина. Двое пилотов – Михаил Балабушка и Всеволод Абрамович – погибнут еще до начала Первой мировой войны, в 1913 году. Еще двое – Христофор Пруссис и Юрий Козьмин – разобьютсяв 1916 году во время учебно-показательных полетов. И только Петру Нестерову будет суждено погибнуть в бою, совершив первый в истории авиации воздушный таран. Источник: журнал “Нива”, 1918г.

Share

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполняя данную форму вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006г. №152-ФЗ "О персональных данных" на условиях и для целей определенных Политикой в отношении обработки персональных данных.