Церковь святого великомученика Георгия Победоносца. Ратчино, Кингисеппский район

Духовная доминанта Ратчинского погоста

Бурные события двадцатого века принесли немало разрушений на Приневский край. В вихре революций и войн, а также по причине людского равнодушия существенный урон был нанесен историко-культурному наследию, доставшемуся нынешнему поколению живущих от предков. Не стали исключениями и культовые объекты:  по всей Ленинградской области разбросаны руины некогда украшавших нашу землю православных церквей и лютеранских кирх. Тем важнее каждый пример попытки восстановления духовных доминант, пусть даже до окончательного возрождения требуется пройти еще достаточно длительный путь.

 Чтобы познакомиться с одним из таких примеров, стоит совершить путешествие в небольшую деревню Ратчино, отстоящую от Санкт-Петербурга на 95 верст. Сразу по приезде для наблюдателя откроется типичная картина, характерная для Ижорской возвышенности: сгруппированные вдоль дороги дома местных жителей и дачников, а вокруг – чередование леса, болот и полей, вроде бы ничего необычного. Но это не так, ибо подлинное сокровище скрывается в глубине Ратчино – прямо у изгиба дороги располагается краснокирпичный храм святого великомученика Георгия Победоносца.

Церковь святого великомученика Георгия Победоносца. Ратчино, Кингисеппский район

Даже в своем нынешнем виде Георгиевская церковь выглядит весьма величественно

Церковь святого великомученика Георгия Победоносца. Ратчино, Кингисеппский район

По исторически меркам возраст современного храма достаточно молодой, чего не скажешь о корнях, уходящих вглубь веков…

Несмотря на относительную «молодость» нынешнего храма история здешних мест уходит корнями в глубокую старину: в списке погостов переписной оборочной книги Водской Пятины фигурирует «погост Егорьевской Ратчинской». Примечательно, что территория самого погоста была распределена между двумя. Львиная доля погоста относилась к Копорскому уезду; на долю же Ямского уезда  приходилось лишь несколько деревень, но именно здесь располагалась главная церковь погоста  – «церковь Велики Георгие (Егорей) в селе Ратчино, что Никольского монастыря из Неревского конца».

Упоминания о Ратчино можно встретить на старинных картах. Источник:

Выдержка из переписной оборочной книги Водской пятины

Во времена шведского господства на местных землях, вероятно,  появилась лютеранская кирха, о чем можно судить по фрагменту Писцовой книги Ижорской земли за 1618-1623 г.г. Составленная в период царствования шведского короля Густава-Адольфа на базе прежних русских писцовых книг, она содержит упоминание о Ратчино. Кроме того, по воспоминаниям старожилов, местную православную церковь когда-то украшал колокол, отлитый в Стокгольме. Этому деревянному православному храму суждено было простоять до самого конца 18 века, когда усилиями Кирилла Григорьевича Разумовского обветшавший храм  в Ратчино был перестроен деревянную церковь во имя св. Георгия Победоносца.

… и из шведских писцовых книг Ижорской земли

Прошло еще полвека, и уже новый владелец окрестных земель, А.И. Альбрехт, взялся за строительство новой церкви. Сделать это пришлось не от хорошей жизни:  страшный пожар в 1854 году не пощадил ни старый храм, ни само старинное село Ратчино. Потребовалось три года, чтобы на месте старой церкви возникла новая. Проект церкви принадлежал военному инженеру  К.Е. Егорову, а деньги на строительство собирали всем миром. Среди жертвователей числился весь цвет окрестных землевладельцев: сенатор А. Веймарн перевез сюда деревянную церковь из Ястребино, почетный гражданин Андрей Трофимович Байков пожертвовал строительный лес, семья Альбрехтов предоставила железо, необходимое для покрытия крыши. Впоследствии  были оштукатурены церковные стены и потолок, экстерьер украсили три каменных крыльца, а внутри храма возведены три железные печи. Благодаря содействию местных помещиков, а также усилиями прихожан 2 ноября 1858 года новопятницким священником Иоанном Аландским была освящена деревянная Георгиевская церковь.

Церковь святого великомученика Георгия Победоносца. Ратчино, Кингисеппский район

Каменное крыльцо при главном входе в храм. Современный вид

Церковь святого великомученика Георгия Победоносца. Ратчино, Кингисеппский район

Разрушенное каменное крыльцо у одного из боковых фасадов

Как гласят записи старинных источников,

«…Антиминс ея освящен митрополитом Исидором 1880 г. июня 1 дня. Под престолом дубовый крест, длиною в ¾ аршина с надписью, ко­торая показываете, что престол освящен при державе… Александра Николаевича всея России, по благословлению митрополита Григория, в лето от Рождества Христова 1858 года, месяца ноября, во 2-й день… К этому стоит добавить, что храм, сооружен крестьянином Костромской губернии Чухломского уезда, вотчины полковницы г-жи Сомовой, деревни Михалева, Яковом Григорьевым. Длина церкви с алтарем и притвором —13 саж., высота от фундамента до крыши — 3 саж., ширина—4 саж.».

Церковь святого великомученика Георгия Победоносца. Ратчино, Кингисеппский район

Вид на алтарную часть Георгиевской церкви

 

Предметом гордости храма являлись два Евангелия, изданные в Москве в 1711 и 1805 годах. Метрические же книги были доступны лишь с 1854 года: более ранние были уничтожены пожаром. Тем не менее, история сохранила до наших дней имя одного из ранних священнослужителей – Маркелла, запись о котором осталась на одной из уцелевших после пожара старинных книг.

Церковь святого великомученика Георгия Победоносца. Ратчино, Кингисеппский район

Напоминание о главном святом храма – Георгии Победоносце

Много интересных нюансов содержат старинные церковные источники. Например, в первой половине 19 века вследствие скромного содержания местное духовенство было вынуждено ходить в лаптях. Но так как правилами запрещалось проводить службы в таком виде, то в Георгиевской церкви для этих целей хранились специальные церковные сапоги. Священник надевал их, начиная службу, и по завершении ее снимал их.  В домашнем быту церковный причт практически ничем не отличался от местных крестьян: обрабатывал землю, носил скромную крестьянскую одежду. Особый колорит придавало участие представителей местного духовенства в праздниках и играх. И судя по всему, небезуспешно: сохранились воспоминания жителей о служителе Никите Краснопевцеве, носившего в игре в городки местных мужичков на своих священных плечах…

Практически сразу же после освящения новой Георгиевской церкви в 1859 году была открыта церковно-приходская школа; а несколько позднее при ратчинском волостном правлении появилось и земское училище. Не совсем обычным для западных уездов Петербургской губернии являлся национальный состав местного прихода, подавляющее большинство которого составляли русские жители. Службы в храме собирали достаточно много прихожан со всей округи: в воскресные дни его посещало до 400 человек, а по большим праздникам – и того больше. Праздники в каждой из местных деревень были свои: так, в Ратчино это был день Петра и Павла, который отмечался крестным ходом вокруг села…

Церковь святого великомученика Георгия Победоносца. Ратчино, Кингисеппский район

На прилегающем кладбище можно обнаружить остатки старинных памятников

Шли годы. Деревянный храм уже не мог удовлетворить потребности растущего прихода. И вот уже в начале 20 века владельцем соседней усадьбы «Утешение» Николаем Ричардовичем Трувеллером (приходившимся внучатым племянником А.И. Альбрехту) было инициировано строительство нового храма. В отличие от своих предшественников новый Георгиевский храм возводился по проекту архитектора и художника А. Орехова из камня в модном в ту пору «неорусском» стиле. И вновь самое активное участие приняли прихожане церкви. Новый краснокирпичный храм стал настоящей доминантой местности, а его колокольный звон был слышен издалека.

Церковь святого великомученика Георгия Победоносца. Ратчино, Кингисеппский район

Колокольня Георгиевского храма, звон колоколов с которой был слышен за много верст

Дальнейшая судьба Георгиевского храма мало чем отличается от своих «собратьев». В конце тридцатых годов церковь была закрыта, и службы прекратились.

Церковь святого великомученика Георгия Победоносца. Ратчино, Кингисеппский район

Так выглядела церковь в Ратчино в октябре сорок первого. Источник: фото с аукциона e-bay.de

Во время немецкой оккупации возобновились богослужения, проводимые нарвскими священниками-миссионерами. Однако в ходе очередного витка борьбы с религией в 1962 году храм вновь был закрыт. Вдобавок ко всему, серьезные повреждения церковь получила в ходе пожара в 90-е годы, потеряв аутентичный купол. Долгое время казалось, что Георгиевская церковь пополнит печальный список разрушающихся храмов Приневского края.

Церковь святого великомученика Георгия Победоносца. Ратчино, Кингисеппский район

Между войной и разрухой девяностых. Еще цел оригинальный храмовый купол.

Шанс на возрождение церковь в Ратчино получила в новейшее время благодаря инициативе  неравнодушных людей. Их усилиями был установлен новый храмовый купол, постепенно приводится в порядок церковная территория, совершаются регулярные службы.

Церковь святого великомученика Георгия Победоносца. Ратчино, Кингисеппский район

Новый храмовый купол – символ начавшегося восстановления Георгиевской церкви

Сейчас, приехав в Ратчино, можно наблюдать  удивительную картину. Новый церковный купол соседствует с разрушенной колокольней. Внутри храма проводятся службы, но в то же время в церковных помещениях можно встретить залетающих внутрь птиц. Что и говорить, борьба за выживание Георгиевской церкви дается нелегко. Вместе с тем есть немало примеров, когда совместные усилия неравнодушных людей способны творить чудеса.  И вполне возможно придет тот день, когда на территориях бывшего Ратчинского погоста духовная доминанта края засияет с подобающим ей блеском.

Церковь святого великомученика Георгия Победоносца. Ратчино, Кингисеппский район

Последует ли за обновлением купола восстановление остальной части Георгиевской церкви?

Share

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполняя данную форму вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006г. №152-ФЗ "О персональных данных" на условиях и для целей определенных Политикой в отношении обработки персональных данных.