В Нижнем парке Ораниенбаума, у западной оконечности ограды, отделяющей его от шоссе, расположен Картинный дом — необычный памятник русской истории и культуры 18 в.
Он представляет собой одноэтажное каменное здание, состоящее из двух половин, соединенных центральным залом
По правую сторону от зала располагался Оперный дом…
а по левую — картинная галерея, библиотека и кунсткамера
Картинный дом был создан в то время, когда Ораниенбаум принадлежал наследнику российского престола великому князю Петру Федоровичу
Картинный дом непринужденно вошел в структуру барочного ансамбля благодаря удачному расположению, точно найденным пропорциям и гармоничному архитектурному решению
В 1743 году Елизавета Петровна дарит Ораниенбаум наследнику
С этого времени ораниенбаумская резиденция становится любимым местопребыванием Петра Федоровича
Здесь в дальнейшем он собирает и размещает в Картинном доме собрания оружия, моделей, музыкальных инструментов, живописи
Сюда перевозят кунсткамеру и обширную библиотеку, собираемую Петром Федоровичем на протяжении двадцати лет
В Ораниенбаум Якоб Штелин приехал вместе со своим воспитанником – великим князем Петром Фёдоровичем
Именно Штелину принадлежит идея устроить в Ораниенбауме Картинный дом, в котором одновременно сосуществовали картинная галерея, Кунсткамера, музей музыкальных инструментов, библиотека
Просторный зал в северо-западной, затенённой части Картинного дома был отведен под картинную галерею, вместившую большую часть живописной коллекции великого князя Петра Фёдоровича и давшую название всей постройке
В 1758 г. на стенах Картинного зала были размещены 103 картины европейских художников кон. XVII — I пол. XVIII в. В оформлении зала был применён типичный для первой половины XVIII в. принцип шпалерной развески
В целях реконструкции шпалерной развески середины 18 в. остальные работы подобраны по принципу аналогии: по времени создания, живописным школам, жанрам и сюжетам они близки произведениям, которые находились здесь при Петре Третьем
Двусветный зал Картинного дома, расположенный на центральной оси здания, играл роль парадного вестибюля для торжественного приёма гостей.
В 1758 г. его интерьер, как и в Картинном зале, был украшен шпалерной развеской из 55 живописных произведений, однако сведений о том, какие именно картины входили в её состав, и была ли она полностью завершена, практически не сохранилось
В настоящее время стены зала украшает девять полотен из исторической коллекции Ораниенбаума
Один из шедевров мебельного искусства в собрании Ораниенбаума — шкаф для драгоценностей (северная стена). Он выполнен в 1747 г. петербургским мастером Кристианом Эрнстом Эгером из массива дуба и сосны и фанерован ореховым деревом. Характерный для немецких мастеров приём скругления граней и филёнок в сочетании с искусно подобранной фактурой дерева придает его наружной отделке сходство с мрамором
Внутреннее пространство шкафа напоминает интерьер барочного дворца: все его поверхности отделаны зеркальными стеклами, в гранях которых некогда многократно дробился и отражался блеск драгоценных камней. За зеркалами прячется 25 небольших выдвижных ящичков, оклеенных внутри цветными бумажными обоями с золотым тиснением
Центральный арочный проём южной стены занимает шкаф-витрина для фарфора, или, фанерованный с лицевой стороны наплывным персидским орехом и украшенный тонкой резьбой. Как и шкаф для драгоценностей, витрина решена ь монументальных архитектурных формах. В настоящее время в нем экспонируются изделия восточного фарфора начала 18 в.
Анфилада помещений, расположенная параллельно Картинному залу, предназначалась для библиотеки и кунсткамеры великого князя
. В первом из них, не получившем при Петре Фёдоровиче законченной отделки, сегодня располагается экспозиция Кабинета-Библиотеки. Прототипами подобных интерьеров, обязательных в резиденциях монархов XVIII в., являлись итальянские студиоло эпохи ренессансного гуманизма — рабочие кабинеты в дворцовых покоях, примыкавшие к кабинетам редкостей и другим помещениям для хранения коллекций
Студиоло служили для своего владельца местом уединения, где он мог посвящать время занятиям наукой и философией, чтению древних авторов, созерцанию произведений искусства и размышлениям об устройстве мироздания
Для своей библиотеки, располагавшейся в Зимнем дворце в Петербурге, а затем в Картинном доме, великий князь заказывал специальные шкафы из светлого дуба и дорогие кожаные переплёты для книг
В двух комнатах, где располагалась кунсткамера, воссоздан исторический цвет стен, стеллажи для образцов диковинок 18I века
. Здесь хранились исторические и минералогические древности. На полках произведения китайских и японских мастеров – фарфор, мелкая пластика, морские раковины, предметы из дерева
Часть экспонатов приобреталась самим Петром ФЕдоровичем…
…другая часть заимствовалась из петербургской Кунсткамеры
По разнообразию и ценности Ораниенбаумская коллекции редкостей Петра Третьего может считаться второй по значимости после академической Кунсткамеры
В восточном крыле располагался Оперный зал — настоящая изюминка Картинного дома
Петр Третий увлекался музыкой и театром, сам играл на скрипке, а посему в театре Картинного дома все было поставлено на вполне профессиональную основу
В своем домашнем театре в Ораниенбауме будущий император совместно с придворными музыкантами и маэстро-капельмейстером за клавесином исполнял партии скрипки
Зачастую на сцене Картинного дома ставились интермедии — разновидность музыкальной комедии, рассчитанной на ведущую пару исполнителей
В силу сугубо камерного характера интерме¬дии, адресованной небольшому кругу избранных лиц, именно этот жанр, наверное, должен был соответствовать более всего небольшой сцене Картинного дома
Однако в зале Картинного дома исполнялись музыкальные произведения и других жанров. Первой постановкой на этой сцене в 1755 г. была опера Ф. Арайи «Пленник любви»
Театральные затеи Федоровича не обходились без участия профессиональных исполнителей.
Помимо немногочисленной собственной труппы — певцов и музыкантов, состоящих на службе и жаловании великого князя — в его спектаклях и концертах участвовала группа первоклассных итальянских певцов, музыкантов, комедиантов, танцовщиков, прибывших в Россию вместе с композитором Ф. Арайей и состоявших на при-дворной службе
В этих спектаклях также принимали участие юные ученики, обучавшиеся по приказу Петра Федоровича, заинтересованного в пополнении собственной труппы, с 1755 г. и содержавшиеся на средства его Домовой конторы
Зрелищная сторона спектаклей всегда играла значительную роль. Каждое театральное представление, показанное на сцене Картинного дома, требовало создания новых декораций и сценического оборудования, в связи с чем в оперном зале ежегодно проводились более или менее масштабные работы под руководством театральных художни¬ков и машинистов
Для быстрой смены декораций по ходу действия изобретались специальные «механические мащины»
Эффекты меняющихся декораций усиливались соответствующими шумами, создаваемыми специальными приспособлениями для града, молний и прочих эффектов
Декорации и сцена освещались искусственным светом, источником которого были многочисленные стеклянные стаканчики и плошки с фитилями, заполнявшиеся воском различного цвета
Быстро гасить и зажигать такой свет по ходу спектакля было нелегким делом, также требовавшим соответствующих изобретений и приспособлений
Жизнь великокняжеского двора в Ораниенбауме была предельно насыщена всевозможными зрелищами
Интерес к Картинному дому вновь возник уже в 70-е гг. 20 в. Проведенные за это время исследования и реставрационные работы позволили вернуть памятнику его первоначальный облик и назначение
Сейчас в нем располагается музей…
посетители которого могут увидеть оригинальное мультимедийное представление
Комментариев: 0