Люди с отважными сердцами
Утром 14 января 1936 года улицы Кингисеппа были заполнены многочисленными жителями города. Они медленно подтягивались к площади у здания Окружного исполкома, где к полудню было намечено торжественное мероприятие – проводы земляков в далекий путь.
Тем временем в 10 часов утра в кабинет секретаря Окружкома Г.И. Иванова вошла пятерка по-зимнему экипированных спортивных молодых людей.
Доклад командора группы Тимофея Дудорова (Дударева) был по-военному лаконичен:
К походу Кингисепп — Уржум—Кингисепп готовы. Состояние здоровья лыжников хорошее. Моральное состояние отличное.

Возглавил группу Тимофей Дударев, уроженец уржумской земли, член бюро Уржумского уездного комитета комсомола, проходивший военную службу в 12-м Туркестанском стрелковом полку, расквартированному в 1930-е гг. в Кингисеппе. Уже в ходе пробега лейтенанту Дудареву было присвоено очередное воинское звание старший лейтенант.
С напутственными речами выступили секретарь Окружкома партии Середин, председатель Окрисполкома Трунин и ряд представителей окружных организаций.
На утреннем завтраке в честь старта секретарь Окружкома сказал: «Необходимо осознавать каждому ту ответственность, которую он берет на себя, уходя в переход, за вами смотрят не только округ, но и вся страна
— Счастливого пути, товарищи лыжники! — говорили выступающие.
С ответным словом выступил участник перехода Николай Хирви:
Мы уверены, мы знаем, что и на всем пути от Кингисеппа до Уржума и обратно нас будут всюду радостно встречать. Мы знаем, что за нашим походом… будут следить все трудящиеся округа и всей страны… И это вселяет в нас бодрость, силу, уверенность, что наш лыжный поход на четыре тысячи километров будет окончен блестяще. Это будет наш физкультурно-комсомольский подарок Десятому съезду ленинского комсомола.
Стрелка часов подвинулась к полудню: именно на это время у здания Окружного исполкома был намечен старт отважных лыжников.
— Товарищ председатель Окружного совета физкультуры, команда участников перехода Кингисепп — Уржум—Кингисепп готова к старту.
Еще раз прозвучали напутственные речи с грузовика. Наводнившая улицу толпа, образовала проход, сквозь который продвигаются пятеро лыжников. Их сопровождает оркестр и воинская часть.

«Последние напутствия на ходу родных, ласковые взгляды девушек, теплые пожатия рук — все это как будто бы говорит: «мы с Вами все время, с вами мы будем переживать все, с вами мы будем радоваться успехам и болеть от неудач». Еще раз пожатия рук и пятерка физически отделилась от провожающих хотя все 3916 км мы все время помнили об этих замечательных проводах.
Старт лыжного перехода Кингисепп — Уржум. 15 января 1936 г. Личный архив Зои Афанасьевны Павловой, электронная база данных Кингисеппского историко-краеведческого музея.
Раздается команда «Смирно»! Руководители окружных и районных организаций, друзья и близкие крепко пожимают руки лыжникам. Под звуки торжественного марша и аплодисментов следует взмах флажка — команда Марш. И вот пятерка смелых как один и вместе ними — тысячи горожан и представителей воинских частей двинулись за город. Так Кингисепп провожал в далекий путь своих земляков, уходивших на родину Сергея Мироновича Кирова, в далекий Уржум.
Возможно, по нынешним временам подобные переходы выглядят экзотично, однако для первой половины 30-х годов они не считались из ряда вон выходящим событием. Спортивные достижения любительских команд стали одной из ярких примет эпохи. Без преувеличения страну охватила настоящая эпидемия дальних походов: с одной стороны, совершая пешие и лыжные переходы на дальние расстояния, участники коллективов развивали физическую выносливость и закаляли свой дух, с другой стороны, большинство из таких мероприятий носили ярко выраженный пропагандистский эффект и были приурочены к определенным памятным датам и мероприятиям.
Лишь за январь 1936 года на страницах ленинградской газеты «Смена» появилось более 15 объявлений о молодежных лыжных путешествиях. Например, упоминаются, лыжные походы в противогазах, лыжные пробеги на буксире у мотоциклов, подъем лыжников-альпинистов на Эльбрус… Недаром в этот период в той же «Смене» появился шарж «Походомания…», шуточно изображавший совершавшиеся каждый день походы на лыжах.

Только за январь 1936 года на страницах ленинградской газеты «Смена» появилось свыше полутора десятков объявлений о молодежных путешествиях. Среди них — лыжные походы в противогазах, лыжные пробеги на буксире у мотоциклов, подъем лыжников-альпинистов на Эльбрус… Недаром в этот период в той же «Смене» появился шарж «Походомания», с юмором изображавший совершавшиеся походы на лыжах. Шарж Н. Игнатьева. Газета Смена. № 18. С. 3. Источник: Научно-справочная библиотека ЦГАИПД СПб
Не стали исключением и кингисеппские любители спорта. Лыжный переход в Уржум и обратно был организован по инициативе районного и окружного совета Физкультуры и райкома и Окружкома ВКПб с санкцией Областного комитета ВКПб и ВЛКСМ и областного совета Физкультуры, с санкцией лично тов. Жданова. В качестве заявленных целей перехода были выбраны:
— посещение родины Кирова, сбор материалов о детских и юношеских годах Кирова;
— передача рапорта 10-му съезду ВЛКСМ о работе комсомольских организаций округа, обмен опытом в работе колхозных ячеек по развертыванию стахановского движения в колхозах, по развертыванию физкультурной работы среди молодежи;
— проверка физической и моральной устойчивости допризывников, которым предстояла служба в рабоче-крестьянской армии.
Надо сказать, что подготовка к лыжному переходу хоть и началась заблаговременно, но сталкивалась с определенными сложностями. Изначально была намечена группа кандидатов в количестве 15 человек, из которых пятеро с 22 декабря 1935 г. были освобождены от работы для регулярных тренировок. Остальным соискателям места в команде было предложено вести тренировку без отрыва от производства.
Несколько острее встал вопрос о командоре перехода. Было два кандидата: представитель погранотряда, член ВЛКСМ и второй — Тимофей Дудоров, командир роты дислоцировавшегося в то время в Кингисеппе 12-го Туркестанского полка, причем для его участия было необходимо разрешение командующего войсками.
К тому моменту в округе не было ни одного человека, который мог бы составить профессиональный план тренировок команды. В результате первые занятия проводились кустарным порядком: иногда выходили на 30-40 км, а иногда — 5-10 км. Получалась тренировка по настроению, а не необходимости. Ситуацию усугубляла малоснежная зима: снег был только в лесу, а по полям пройти на лыжах было невозможно.
Возможно, отсутствие должной организации оказывало деморализующее влияние на кандидатов: один из них первое время ходил на лыжные вылазки, а потом заявил Окружному Совету Физкультуры, что он не надеется на ребят, да и вообще, в Кингисеппе не подобрать такую команду, чтобы вытерпела 4 000 км, и прекратил тренироваться.
К 1 января снег совершенно растаял. Окружной совет физкультуры организовал карантин для команды, а лыжные тренировки пришлось заменить пешими. Участникам команды приходилось ходить без лыж, но с палками. После нескольких походов разбили всю обувь. Ходили кто в чем: кто в бутсах, кто в ботинках, а кто в сапогах. Ходили по колено в грязи, переморозили ноги. Снова пришлось отказаться от вылазок, переключились на снаряды — турник, брусья, лестница. Неизвестно, как бы дальше проходили тренировки, если бы в город не приехал выпускник из физкультурного техникума Пахомов. Он и взял на себя миссию готовить команду для перехода. С его помощью удалось до некоторой степени укрепить брюшные мышцы, мышцы рук и привести в порядок органы дыхания.
К 7 января был окончательно решен вопрос о составе команды:
Командор Дударев Тимофей Дмитриевич — 1906 года рождения. Член ВКПб, был в переходах на 260 400 и 600 км, физкультурный стаж с 1924 года;
Хирви Николай Андреевич- 1914 года рождения. Допризывник, член ВЛКСМ, легкоатлет, лучший многоборец области, рекордсмен по прыжкам в длину и высоту;
Павлов Алексей Петрович — 1913 года рождения. Зачислен в РККА, член ВЛКСМ, футболист, хороший лыжник. Рекордсмен по диску и ядру;
Федоров Виктор Н. — 1913 года рождения. Зачислен в РККА, беспартийный, хороший лыжник, участник нескольких переходов Кингисепп-Ленинград-Кингисепп;
Мизин Михаил И. — 1915 года рождения, капитан сборной футбольной команды, хороший лыжник, участник нескольких переходов;
Сопровождающий команду (хозяйственник) — Дроздов Виктор Игнатьевич, член ВЛКСМ.

«Счастливого пути, отважные товарищи! Привет родине Сергея Мироновича Кирова! Привет комсомольскому съезду!»
Участники лыжного пробега Кингисепп — Уржум — Кингисепп. 15 января 1936 г. Слева направо: Тимофей Дударев, Михаил Мизин, Николай Хирви, Виктор Федоров, Алексей Павлов. На груди у спортсменов в белом ромбе — цифра 4000, означающая протяженность маршрута лыжного пробега. Личный архив Зои Афанасьевны Павловой, электронная база данных Кингисеппского историко-краеведческого музея
10 января состоялась последняя тренировка команды—переход на 85 километров. Лихорадочными темпами подыскивалось необходимое обмундирование и экипировка. К 11 января все вопросы были решены. 13 января команда прошла последний медицинский осмотр, чтобы на следующий день взять старт в далекий Уржум.

Телеграмма из Кингисеппского окружного комитета ВЛКСМ в ЛОК ВЛКСМ о старте лыжного похода по маршруту Кингисепп-Уржум. 14 января 1936 г. Источник: ЦГАИПД СПб. Ф. Р-598 К. Оп. 1. Д. 5060. Л. 36
Комендантом пробега был назначен Виктор Дроздов. Он должен был, опережая команду лыжников, на поезде ехать по маршруту от пункта к пункту с тем, чтобы встречать своих товарищей, заранее организовать им ночлег и питание.

Дроздов Виктор Игнатьевич (1908-13.12.1941) — комендант пробега, на протяжении маршрута Кингисепп-Уржум-Кингисепп ехал поездом и осуществлял материальное обеспечение лыжников. Погиб в кингисеппском партизанском отряде в годы Великой Отечественной войны. Из фондов Кингисеппского историко-краеведческого музея.
Каждый участник имел в рюкзаке запас продовольствия, смену белья и набор мазей для лыж. Маршрут был проложен в основном вдоль железнодорожных путей и пролегал через Красногвардейск (Гатчину), далее — на Волховстрой, Тихвин, Череповец, Буй, Галич, Киров, Уржум. Обратный путь проходил по другому маршруту: Уржум, Йошкар-Ола, Козьмодемьянск, Горький, Владимир, Москва, Калинин, Новгород, Тосно, Ленинград и, наконец, Кингисепп — в общей сложности 3936 километров. По пути представители команды (Дроздов, Дудоров) при помощи телефона и телеграфа связывались с Кингисеппом, передавая короткие отчеты о лыжном переходе. Все они печатались в местной газете «Колхозник», вызывая большой интерес горожан.

Участники лыжного перехода Кингисепп-Уржум и актив физкультурного ВАЗа. г.Волховстрой. 1936 год. Из фондов Музея истории города Волхова
КРАСНОГВАРДЕЙСК (ГАТЧИНА), 15 ЯНВАРЯ. Нашу команду встречали воины и допризывники. Состояние здоровья команды хорошее Моральное состояние отличное.
ДРОЗДОВ
ЧЕРЕПОВЕЦ. 25 ЯНВАРЯ. Пройдено 627 километров за пять ходовых дней, из них 110 километров пешком, когда дождь и сыром снег мешали скольжению. Все здоровы. Немножко убавили в весе, за исключением Павлова. Отлично идет Федоров. Уверены в успешном завершении перехода при любых условиях
ДУДАРЕВ
БУЙ (ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ) 29 ЯНВАРЯ. Вышли за пределы Ленинградской области. Прошли Северный край, вступили в пределы Ивановской области. На каждой станции на полустанке нас восторженно встречают и провожают. Идем хорошо. Все здоровы. Привет кингисеппским физкультурникам.
ДУДАРЕВ
ГАЛИЧ. 31 ЯНВАРЯ. В нашей маршруткой тетради отмечено 949 километров пройденного пути. Мороз 34 градуса. Все участники перехода здоровы.
ДУДАРЕВ
ИЗ КИНГИСЕППА. ГАЛИЧ. РАЙИСПОЛКОМ. Для командира лыжного перехода тов. Дудорова. Кингисеппский комсомол приветствует отважных лыжников. С неослабным вниманием следим за переходом. Уверены в его успешном завершении.
ДЕЛЕГАТЫ VIII КИНГИСЕППСКОЙ РАЙОННОЙ КОНФЕРЕНЦИИ КОМСОМОЛА
КИРОВ 7 ФЕВРАЛЯ. Пройден 1451 километр. Все здоровы. Привет окружной конференции комсомола. Скоро будем в Уржуме.
ДУДАРЕВ
Наконец, кингисеппские лыжники подошли к Уржуму. Вот что рассказывала о дальнейших событиях секретарь городского комитета комсомола Уржума Зоя Афанасьевна Павлова:
«В райком комсомола из села Цепочкнно, что в 15 километрах от Уржума, пришла телефонограмма о том, что к нам, на родину С. М. Кирова, на лыжах идут спортсмены из Ленинграда.
Мы быстро собрали городских комсомольцев. Часть из них стала на лыжи и пошла навстречу спортсменам, а другие освободили помещение роно, притащили и застлали бельем кровати, посредине водрузили большой стол, украсили его цветами, заказали в столовой обед.
Высланные вперед лыжники встретились со спортсменами в одной из деревень, а мы дождались их на окраине города. Вечерело. Ребята, конечно же, пришли усталые, но расспросам, главным образом о жизни С. М. Кирова, казалось, не будет конца.
На следующий день гостей познакомили с городом. Они побывали в музее имени С. М. Кирова. Вечером в честь кингисеппцев в клубе выступила самодеятельность. После непродолжительного отдыха мы проводили ребят в село Лебяжье – в 30 километрах от Уржума, где жили сестры Сергея Мироновича».

О прибытии кингисеппских лыжников в Уржум не замедлила сообщить местная газета «Кировская искра» в своем номере от 13 февраля 1936 г.
Несмотря на насыщенный график пребывания в Уржуме, гости нашли время сразиться на волейбольной площадке с местной командой. Думается, что не слишком удачный спортивный исход не испортил впечатления лыжников от пребывания в Уржуме.

Участникам пробега хватило времени и на волейбольную встречу, в которой хозяева оказались сильнее. Заметка из газеты «Кировская искра», г. Уржум, 16 февраля 1936 г.

А вот и памятное фото сразу после волейбольного матча, сохранившееся в семейном альбоме Г. В. Дроздова — сына Виктора Дроздова. На переднем плане сидят: Алексей Павлов, Тимофей Дударев, инструктор из Уржума, Виктор Дроздов, Виктор Федоров и Николай Хирви. На заднем плане стоят ученики — спортсмены Уржумской образцовой школы им. Ленина. Снимок сделан 11 февраля 1936 г. Михаилом Мизиным. Обращают на себя внимания следы обморожения на лицах Виктора Федорова и Николая Хирви. Из фондов Кингисеппского музея
Несколько дней пребывания в Уржуме пролетели быстро. Настала пора прощаться с гостеприимным городом. И вновь в кингисеппском «Колхознике» потянулась череда небольших заметок о лыжном переходе земляков.
ЙОШКАР-ОЛА. 16 ФЕВРАЛЯ. Прибыли в Йошкар-Олу. Держим курс на запад. Идем по марийской земле. Нет больше старой марийской деревни. Есть новая, социалистическая деревня. Повсюду развернулась активная подготовка и весеннему севу: ремонтируют плуги, бороны, сеялки.
Ранее угнетенные, забитые народы превратили свой край в цветущий. Мы беседовали с колхозником марийцем тов. Шадриным из артели «Бригадир». Он заявил нам:
— Хорошо и весело стало жить.
ДУДАРЕВ
КОЗЬМОДЕМЬЯНСК. 17 ФЕВРАЛЯ. Участники перехода тт. Хирви и Федоров впервые увидели Волгу. В пути догнали ижевских лыжников, идущих на десятый съезд ВЛКСМ. Оказалось, что наша закалка и наши темпы лучше и выше: за один день они отстали от нас на два часа.

С трассы маршрута участники перехода по возможности связывались с Кингисеппом. Эти коротенькие сообщения печатались в местной газете «Колхозник». Интерес к ним тогда был огромный. Без преувеличения можно сказать, что весь город жил этим пробегом
ДУДАРЕВ
ГОРЬКИЙ. Командиру лыжного перехода Кингисепп — Уржум — Кингисепп. Тимофею Дмитриевичу Дудареву.
Поздравляем с присвоением вам звания старшего лейтенанта рабоче-крестьянской Красной Армии.
Кингисеппский окружной районный Советы физкультуры.
ВЛАДИМИР. 27 ФЕВРАЛЯ. После длительного отдыха в Горькой прошли за три дня 240 километров. Все здоровы.
ДУДАРЕВ
МОСКВА. 5 МАРТА. После четырехдневного пребывания в Москве вышли в Ленинград. Все здоровы. К открытию X съезда ВЛКСМ будем в Кингисеппе.
ДУДАРЕВ
КАЛИНИН. 7 МАРТА. Из Москвы идем без лыж. Все здоровы. Поздравляем наши семьи, Физкультурниц с Международным коммунистическим женским днем,
ДУДАРЕВ
НОВГОРОД. 13 МАРТА. Идем хорошо. Все участники перехода здоровы. Настроение бодрое.
ДУДАРЕВ
ТОСНО. 17 МАРТА Прибыли о Тосно. 19 марта будем в городе Ленинграде. Мизин подал заявление о вступлении в комсомол. Все здоровы.
ДУДАРЕВ
ЛЕНИНГРАД 19 МАРТА. В 16 часов 45 минут участники лыжного перехода прибыли в город Ленина. В беседе с представителями печати командир группы старший лейтенант той. Дударев сообщил:
— Направляясь в этот поход, мы не задавались целью поставить какой-то рекорд, хотя в отдельные сутки и проходили более чем по 100 километров. Нашей основной задачей является сбор материалов о детстве и юношеских годах Сергея Мироновича Кирова. Эту задачу мы выполнили.
Допризывники, участвующие в походе, доказали, что они вполне подготовлены к вступлению в ряды Красной Армии
— Мы привыкли к дисциплине, — говорит Алексей Павлов. — В походе были дружной, крепкой, организованной командой. Научились бороться с трудностями.

Павлов Алексей Петрович — руководитель планерного клуба, участник лыжного пробега Кингисепп-Уржум. Конец 1930-х гг. Из фондов Кингисеппского историко-краеведческого музея
В Кировской области. — вспоминает Виктор Федоров, — нас встретили 30-градусные морозы, пурга, ветры. И вдруг — сильнейшие ливни. Помню, целый час боролись с пургой
Она слепила глаза, отбрасывала назад. За час прошли два километра. Потом внезапно изменилось направление ветра, и нас понесло вперед. Так длилось около часа, за который мы продвинулись на 20 километров
Г. КРЫЛОВ, корреспондент газеты
Наконец, путешественники, пройдя через восемь краев и областей, прибыли в родной город, причем последнюю часть дистанции из-за растаявшего снега пришлось идти пешком с лыжами на плечах. 27 марта, в пятидесятую годовщину со дня рождения Кирова, в клубе стрелкового полка кингисеппцы чествовали отважных лыжников. После обстоятельного доклада командора перехода, прослушанного присутствовавшими с большим вниманием, секретарь Окрисполкома Виноградов зачитал постановление президиума Окрисполкома о награждении участников перехода ручными часами.
Лыжный переход кингисеппцев в Уржум был одним из многих в ряду множества переходов, пробегов, оборонных игр, проводившихся в первой половине тридцатых годов. И сегодня сохранившиеся об этих событиях в архивах материалы напоминают нам о времени, когда современные скоростные средства передвижения еще не получили столь широкого распространения как сегодня. Зато были удивительные люди с горячими сердцами, молодым задором и несгибаемой волей. Люди давно ушедшей эпохи, столь не похожей на наши дни.