Аллея Гордовцев. Воинское кладбище. Ломоносов

Памяти эсминца «Гордый»

Прошли года, но в памяти не стерты

Поход на Ханко, ночь и взрывы мин,

И тот момент, когда эсминец «Гордый»

Израненный, ушел во тьму глубин.

 И вместе с ним сошли на дно залива

Сто тридцать пять  отважных  моряков.

Но для людей они навечно живы,

Они как свет незримых маяков.

Для нас, для тех, кому судьба ссудила

Смерть одолеть и к берегу пристать.

Священным долгом неизменно было

На подвиг павших жизнь свою равнять.

И за какое б дело мы не брались,

Чему б не отдавали мы сердца.

Мы гордовцами всюду оставались

И моряками были до конца.

Д. Тупиков

 

У погибших в море нет ни мест захоронения, ни памятников. Есть лишь координаты затонувших кораблей. А также людская память, способная хранить подвиги тех, кто отдал свои жизни за свободу Родины, и делать их достоянием последующих поколений.

Прекрасной иллюстрацией к сказанному является один из укромных уголков, притаившийся у самого края литоринового уступа на западной дистанции Петергофской дороги. Здесь, в Кронштадтской колонии,  в тени деревьев расположилось небольшое военно-морское  кладбище – Аллея Гордовцев. Его название напоминает нам об одном из многочисленных эпизодов героизма моряков Балтийского флота.

Аллея Гордовцев. Воинское кладбище. Ломоносов

На территории военно-морского кладбища “Аллея Гордовцев”

Эсминец Гордый был спущен на воду в июне 1937 года и считался одним из передовых кораблей своего класса. С начала 1939 года корабль официально вошел в состав Балтийского флота, где практически сразу же принял участие в Советско-Финской войне. Тогда  никто не мог подумать, что судьбе было угодно отпустить кораблю столь короткий срок боевой службы…

Эскадренный миноносец "Гордый"

“Гордый” относился к типу эскадренных миноносцев “сталинской серии”, в массовом порядке строившихся во второй половине 30-х годов. Фото из финского архива

Осенью 1940 года командиром корабля стал Евгений Борисович Ефет. Будучи страстно влюбленным в море, Ефет, уроженец Евпатории, к тому моменту был уже опытным командиром: за умелое руководство эсминцем «Карл Маркс» и выполнение боевого задания в зимней кампании 1939—40 годов он был награжден орденом Красного Знамени.

Евгений Борисович Ефет

Капитан третьего ранга Евгений Борисович Ефет вместе со своими боевыми товарищами выполнял свой воинский долг, до последней минуты жизни не расставшись со своим кораблем

Начало войны застало «Гордый» в Таллине, куда корабль прибыл в начале июня. Уже в первые дни войны гордовцам пришлось столкнуться с опытным и сильным врагом. Корабль отбивал воздушные атаки немецких самолетов, принимал участие в спасении экипажей пострадавших кораблей, своим огнем поддерживал сухопутные части советских войск, оборонявших Таллин.

Затем был легендарный, полный испытаний Таллинский переход, в котором эсминец выполнял функции охранения крейсера «Киров». Десятки воздушных атак отразили гордовцы, однако от коварных вражеских мин уберечься не удалось: две взорвалась у самого борта. Получив большие пробоины, корабль оказался в серьезной опасности. Взрывом пробило корпус, в образовавшиеся пробоины хлынула вода. Эсминец остановился посреди минного поля; в ожидании помощи от других кораблей команда героическими усилиями проводила аварийные работы. Уже был получен приказ о снятии личного состава с эсминца, однако Ефету и его боевым товарищам удалось совершить невозможное: спасти корабль. К этому моменту «Гордый» был взят на буксир миноносцем «Свирепый» и переход на Кронштадт возобновился под непрерывными атаками вражеской авиации. Тем не менее, кораблям удалось дойти до Кронштадта, где «Гордый» встал на непродолжительный ремонт на территории Морского завода. Сразу после его завершения, находясь в Кронштадте, «Гордый» продолжал сражаться, ведя артиллерийский огонь по наступавшим вражеским войскам в районе Стрельны, Петергофа, Гостилиц.

Героический экипаж эскадренного миноносца «Гордый», принявший смерть 14 ноября 1941 года в 3 часа 22 минуты. Источник: “Балтийский луч” от 7 мая 1999 г.

Уже в конце сентября 1941 года «Гордый», пройдя под носом у немецких войск вдоль южного берега Финского залива, занял огневую позицию на Неве  недалеко от места, впадения в нее реки Тосна. Здесь корабль продолжил вносить вклад в оборону Ленинграда, уничтожая вражеские самолеты у Ивановских порогов. Во всю «свирепствовала» корабельная артиллерия, нанося удары по вражеским скоплениям танков и пехоты. Все попытки врага уничтожить эсминец путем бомбардировок и постановки мин результата не дали.

В ноябре 1941 года «Гордый» вернулся в Ленинград для получения нового боевого задания –эвакуации гарнизона военно-морской базы Ханко. Задача была непростой: воды Финского залива были усеяны минами, берега заняты врагом. Совершать поход корабли могли только в ночное время, дабы избежать атак со стороны авиации противника.

В составе эскадры кораблей «Гордый» выступил в поход в ночь с 13 на 14 ноября. Тогда еще никто не знал, что эсминец отправился в свой последний путь…

Поход на Ханко выдался крайне сложным. Вот наскочил на мину катер охранения «Морской охотник», такая же участь постигла тральщик «Верп». За ним получил повреждение «коллега «Гордого», эсминец «Суровый». Эстафету головного корабля принял «Гордый», ведя караван сквозь бурные осенние воды Балтики, насыщенные вражескими минами…

Наступил четвертый час утра. Внезапно последовала серия взрывов. Сначала один, затем другой. Корабль начал крениться. Попытки удержать его на плаву оказались тщетными: слишком сильны были повреждения. На помощь уже спешили катера. Казалось, еще немного и экипаж эсминца будет спасен. В этот момент прямо под кормой «Гордого» последовал новый взрыв, оказавшийся смертельным. Успевшие пересесть в шлюпки моряки стали свидетелями незабываемой сцены. Сначала комиссар Сахно, затем командир корабля Ефет и другие оставшиеся на «Гордом» краснофлотцы запели «Интернационал». Насколько необычными, настолько же и величественными должны были быть эти мгновения, когда ранним ноябрьским утром командир корабля и его экипаж прощались со своими товарищами, погружаясь в пучину суровых балтийских волн…

Эсминец "Гордый"

О кораблях, которыми командовал Ефет, миноносцах «Карл Маркс» и «Гордый», о личном составе этих кораблей написано несколько книг. Источник: Кропотов В.С. Военные традиции крымских караимов

С тех прошло немало лет. Широкую известность подвиг гордовцев получил лишь спустя три десятилетия. В мае 1972 года в школе №6 (позднее – № 436) города Ломоносова был основан музей эсминца «Гордый». Тогда же в память о погибших краснофлотцах усилиями школьников и преподавателей была посажена аллея.

Музей «Боевой путь эскадренного миноносца «Гордый» был создан в школе №6, нынешней 436 школе, по инициативе директора школы №6 Мочаловой Любови Андреевны и жены командира эсминца «Гордый» Валентины Ивановны Ефет в 1972 году.

Все дальше от нас принесшие столько бед и испытаний суровые сороковые годы. Но подвиг краснофлотцев с течением времени становится лишь ярче. Напоминанием о нем служат зеленеющие каждую весну деревья Аллеи Гордовцев, увековечивая память о погибших.

Аллея Гордовцев. Воинское кладбище. Ломоносов

“Не забудьте! Не было безымянных героев, а были люди, которые имели свое имя, свой облик, свой чаяния и надежды”. Юлиус Фучек

Share

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполняя данную форму вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006г. №152-ФЗ "О персональных данных" на условиях и для целей определенных Политикой в отношении обработки персональных данных.