Церковь иконы Божией Матери Всех скорбящих Радости. Скорбященская церковь. Керстово

Россыпь кёрстовских храмов

Нечасто в одном небольшом населенном пункте можно встретить сразу два внушительных, совершенно непохожих друг на друга храма. Однако на территории нашего края известны и такие примеры. Дабы узнать об одном из них, совершим небольшой исторический экскурс и попутно посетим старинное село Керстово.

Свое начало храмостроительство в Керстово берет в 1747 году. Именно тогда была заложена, а годом позже – освящена деревянная Церковь во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радости» с колокольней. Великолепное творение неизвестного архитектора напоминало пятикупольные малороссийские храмы в форме равностороннего креста. Такой выбор, немного диковинный для Петербургской губернии, отнюдь не был случайным. В 1746 году, благодаря щедротам Елизаветы Петровны, хозяином керстовской вотчины стал протоиерей и духовник императрицы Федор Яковлевич Дубянский.

Федор Яковлевич Дубянский

Начало керстовскому храмостроительству положил протоиерей и духовник императрицы Елизаветы Петровны и Екатерины Второй Федор Яковлевич Дубянский

Судьба этого человека заслуживает отдельного рассказа. Здесь лишь отметим, что Дубянский сыграл немалую роль в том, чтобы правление императрицы ориентировалось на русскую национальную идею, придя на смену немецкому влиянию, олицетворением которого являлся Бирон и его сторонники. Мудрость хозяина керстовской вотчины проявилась еще и в том, что во времена правления Елизаветы Петровны он уберег от высылки будущую императрицу Екатерину, снискав тем самым благодарность и уважение последней вплоть до своей кончины.

Получив во владение Керстово, Дубянский стал проводить его благоустройство. Помимо деревянной церкви была отстроена мыза, а на реке Солке неподалеку сооружена мельница. Но главной точкой притяжения села, безусловно, оставалась великолепная Скорбященская церковь. На протяжении всей истории своего существования церковь считалась одной из лучших в Ямбургском уезде с  архитектурной точки зрения. Пятиглавый деревянный храм, располагавшийся в южной части села, насчитывал свыше 70 окон.

Церковь иконы Божией Матери Всех скорбящих Радости. Скорбященская церковь. Керстово

На протяжении всего срока своего существования великолепная Скорбященская церковь по праву носила титул одного из самых красивых храмов уезда. Современникам она напоминала лучшие образцы церквей в исполнении Растрелли. Источник: http://ljrate.ru/post/8943/1839164

О том, как выглядели интерьеры Скорбященской церкви, можно составить хорошее представление, обратившись к старинным документам:

Иконостас деревянный, резной, посеребреный, местами позолоченный. Высота его 5 саж. 1 арш., ширина 4 саж. 1 арш. Иконы его стоят подробного описания. На царских дверях изображены: Благовещение, 4 Евангелиста, Константин и Елена, Моисей и Царь Давид. Над царскими дверьми – Дух Святой в виде голубя в сиянии. По правую сторону их Спаситель, а ниже, под карнизом чудесное насыщение народа; на южных дверях Архангел Гавриил, а над ним – прав. Захария и Елизавета. Далее храмовая икона «Скорбящей Бож. Матери» со след. надписью: «Вся все радостно Царица сотворяет, прошения ваша исполняет, богатно всем цельбы изливает; враги душ и телес ваших прогоняет; изобильно подавает, от бед заступает. Воззрите, како честнейшая всех молит, да радости вы и цельбы всех сподобит; нагих силою моею облецете; призри всечестнейшая Девице и изжени от сердец враги и козни; слепым прозренье и свет; больным исцеление подавайте. Нам обуреваемым милостива Владычице помощница буди; изобильно подавайте алчущим; благодатно напаяяй жаждущих; странных в пусти милостиво утешайте; призри всесвятейшая Царица и исцели наши болезни». Внизу начертан кондак: «Взбранной Воеводе». Ниже образа, под карнизом, образ Явления Божьей Матери на море, вблизи города и флота. Против правого клироса, на изгибе иконостаса, изображен Св. исповедник Михаил Синадский и св. пророк Захарий Серповидец. В руке Захария – свиток, с текстом. Под карнизом: Захария, пророчествующий народу о нисходящем серпе, и Михаил Синадский, поучающий народ.

По левую сторону царских Врат – Божия Матерь, а под карнизом – переход Евреев чрез Чермное море. На северных вратах Архангел Михаил, а внизу Великомученица Екатерина и Пророчица Анна. Далее – образ Феодора Стратилата, а под карнизом – низвержение идолов св. Феодором. Против левого клироса, на изгибе иконостаса, образ Ксенофонта и Марии и чад их – Иоанна и Аркадия. Образ представляет момент, когда Ксенофонт и Мария узнают детей своих.

Во втором ярусе иконостаса изображены Тайная Вечеря и 14 праздников; в третьем – Господь Вседержитель с Богородицею и Иоанном Предтечею; над ним Всевидящее око, а по сторонам Апостолы; направо: Павел, Тимофей, Иаков, Иоанн, Симон, Филипп; налево: Петр и Матфей, Андрей и Марк, Лука и Варфоломей. В 4-м ярусе пророки, справа – Малахия, Иеремия, Амос, Михей, Иоиль и Авдий; слева Моисей, Исаия, Давид, Наум, Аввакум и Аггей; над Всевидящим оком – коронование Божьей Матери. На вершине иконостаса – Распятие. По преданию Иконостас перенесен сюда из Аничковского Дворца.

Не менее интересным предстает перед читателем и описание тогдашней церковной утвари. В первую очередь, необходимо сказать о кресте, вмещавшем в себе часть ризы Пресвятой Богородицы и мощи Иоанна Предтечи и Великомученицы Варвары. По сказанию старожилов, он был найден на поле сражения в 1812 г. ратником из вотчины Дмитрия Михайловича Дубянского, отдан им помещику, а уже впоследствии вдовой помещика пожертвован церкви. Кроме того, в храме хранились и другие кресты, выполненные из благородных металлов, а также икона трех святителей Вселенских, на западной стороне которой, вероятно, самим протоиереем Дубянским было начертано: «Сию икону внутрь алтаря, над Царскими вратами, поставить». Еще одной реликвией являлся фамильный образ Божьей Матери с Предвечным Младенцем и с ликом Св. Великомученицы Екатерины, пожертвованный храму Екатериной Петровной Дубянской, супругой внука строителя церкви, коллежского советника Дмитрия Михайловича Дубянского, чей прах покоился за правым клиросом храма.

Притягательность Скорбященской церкви оказалась так велика, что ей  суждено было стать прототипом для строительства еще более известной православной святыни. По настоянию Дубянского в 50-х годах 18 века в Санкт-Петербурге напротив казарм Измайловского полка был построен деревянный Свято-Троицкий храм по образцу церкви в Керстово. Впоследствии, уже при Николае Первом он был перестроен в белокаменном исполнении, приняв всем известный сегодняшний облик.

Собор Святой Живоначальной Троицы Лейб-гвардии Измайловского полка

Собор Святой Живоначальной Троицы Лейб-гвардии Измайловского полка – подлинное украшение Санкт-Петербурга и “дальний родственник” керстовской Скорбященской церкви.

Еще одним удивительным фактом стало то, что в 1765 году усилиями сына Ф.Я. Дубянского – Михаила – аккурат под колокольней Скорбященской церкви в честь своей дочери была возведена другая деревянная церковь великомученицы Варвары. Так один храм, словно предчувствую свой конец, передал эстафету другому, более «юному», впоследствии воплощенному в камне и дошедшему до наших дней…

Церковь иконы Божией Матери Всех скорбящих Радости. Скорбященская церковь. Керстово

Под своей колокольней Скорбященская церковь “вырастила” церковь св. Великомученицы Варвары. Источник: Из фондов НИМРАХ (Санкт-Петербург). Фото 1910-х

Впоследствии Скорбященская церковь неоднократно ремонтировалась, однако годы брали свое. Возникла потребность в строительстве нового приходского храма.  И таковой был возведен в 1869-1870 г. внуком Ф.Я. Дубянского – Николаем Васильевичем Зиновьевым (сыном Варвары Михайловны). Новая каменная церковь была построена с привлечением средств нарвского купца Стефана Ивановича Орлова, чей род брал свое начало в располагавшейся в приходе деревне Малли. Располагалась она не в самом селе, а несколько южнее усадьбы. Одновременно с этим была разобрана деревянная церковь великомученицы Варвары.

Церковь святителя Николая Чудотворца в Керстово

Вот так когда-то выглядел Никольский каменный храм, построенный усилиями Зиновьева-Орлова. Фото начала 20 века из частной коллекции.

Новый однопрестольный храм был освящен в честь Святителя Николая Чудотворца и также содержал ряд церковных ценностей, в частности, Евангелие 1746 года издания, обложенное зеленым бархатом и укра­шенное серебряными накладками; кипарисный крест с серебряной резьбой; икона св. Великомученицы Варвары, с надписью:

«Душеприказчики покойного гофмаршала двора Его Имп. Вели­чества и кавалера, Павла Михайловича Ласунского, тайный советник, генерал от кавалерии, Димитрий Васильчиков и действ. ст. сов. Александр Дубянский, исполняя завещание покойного, приносят в церковь села Керстово, икону Св. Вели­комученицы Варвары. Февраля дня, 1830 года».

Документы сохранили сведения о весьма скромном быте церковного причта, который проживал в «курных» избах меньшего размера, нежели обычные крестьянские. Некоторым священнослужителям приходилось после тяжелых полевых работ ходить с крестьянами за 10 верст ловить ершей, брать в долг у местных крестьян дрова, ходить в лаптях, надевая простые и дешевые сапоги (осташи). Вдобавок ко всему в 1883 году прямо из церкви был похищен сформированный помещиками Зиновьевым и Орловым церковный капитал приносивший проценты причту. Но, несмотря на все трудности, жизнь в приходе текла своим чередом.

Церковь святителя Николая Чудотворца в Керстово

На протяжении всего срока существования керстовских храмов местный причт сталкивался с трудностями в быту. Источник: “Историко-статистические сведения Санкт-Петербургской епархии”, том 10.

Среди местных крестьян был достаточно высок уровень грамотности, чему способствовало нахождение в селе земской школы и школ воспитательного дома. В земской школе закон Божий преподавал ястребинский дьякон Василий Померанцев, а попечителем шко­лы состоял помещик Зиновьев. Местные жители занимались садоводством, пчеловодством,  свободные от сельских работ жители занимались отхожими промыслами. В целом прихожане, а их насчитывалось свыше тысячи, почитали свою церковь и принимали участия в сельских праздниках, наиболее значительные из которых завершались проведением крестного хода…

Церковь святителя Николая Чудотворца. Керстово

1941 год. На Никольском храме видны следы боевых действий. Для Скорбященской церкви он стал последним годом существования. Фото с аукциона e-bay.de.

Дальнейшая судьба Никольского храма мало чем отличается от своих «собратьев». В 1938 г. Никольский храм был закрыт. На короткое время в годы оккупации усилиями эстонских миссионеров из Нарвской Русской епархии службы в храме возобновились, но не надолго. В середине 50-х годов началась новая эпоха: в храме был устроен склад. И лишь в 1989 году общество вспомнило, что творение епархиального архитектора Буланова является объектом культурного наследия. Перипетии 20 века не смогли пройти бесследно для церкви, которая восстанавливается силами неравнодушных людей, но все еще далека от своего величия.

Церковь святителя Николая Чудотворца. Никольская церковь. Керстово. Кингисеппский район.

В настоящий момент Никольская церковь находится в стадии затяжной реставрации. Заменен купол колокольни, но сделать предстоит еще многое…

С момента начала описываемых событий прошло около трех столетий. Уже давно нет деревянной церкви великомученицы Варвары, разобранной еще в 19 веке. В 1941 году в ходе боевых действий была уничтожена великолепная Скорбященская церковь. И лишь Никольский храм – детище Дубянских-Зиновьевых-Орловых – имеет шансы возродиться в своем прежнем великолепии.

Церковь святителя Николая Чудотворца. Никольская церковь. Керстово. Кингисеппский район.

Церковь святителя Николая Чудотворца в Керстово со стороны старинного Сойкинского тракта

Share

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполняя данную форму вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006г. №152-ФЗ "О персональных данных" на условиях и для целей определенных Политикой в отношении обработки персональных данных.