skip to Main Content
Николо-Пятницкий храм. Ильеши. Ильинская пятница

Религиозные святыни Ильешей

На рубеже 19-20 вв. ежегодно середине июля в окрестностях старинного села Ильеши можно было наблюдать одну и ту же картину. Уже в начале недели, содержавшей в себе Ильинскую пятницу, на ведущих к селу дорогах можно было встретить скромно одетых богомолок и богомольцев, с палками в руках и с котомками за плечами. Начиная же со среды в Ильеши двигались тысячи паломников, группами и в одиночку. Здесь можно было встретить, местных и приезжих, стариков и детей, здоровых и больных, калек и исцелившихся, давших обет за полученное исцеление приезжать в село до конца своей жизни.

Ильеши
Участок дороги от станции Молосковицы, по которой вереницы богомольцев тянулись в Ильеши. Современный вид

На несколько дней небольшое село Ямбургского уезда Ильеши, насчитывавшее около 50 домов, становилось местом массового паломничества верующих, будучи совершенно не приспособленным для этого. Пара небольших лавок, постоялый двор — вот и вся местная инфраструктура. Удивительно, но в Ильешах не было даже странноприимного дома для многочисленных приезжавших богомольцев. В результате в Ильинскую пятницу в лучшем случае лишь треть гостей могла разместиться в избах, остальным приходилось ютиться на полу в избах и сараях. Те же, кому не хватало места, ночевали под открытым небом: в поле, на телегах, или на завалинке около избы.

Прибывавшие паломники направлялись в центр села, где располагалась местная святыня — храм во имя святителя Ни­колая Чудотворца, стремясь если уж не попасть внутрь, то принять участие в одном из крестных ходов.

Николо-Пятницкий храм. Ильеши
«У причта два церковных дома, купленных у бывших священников… В 1850 г. построен новый деревянный дом для жительства диакона и двух причетников, с надворными службами». Вид на церковный дом с южной стороны, послевоенный период. Источник: архив Николо-Пятницкого храма https://vk.com/photo-116119875_407239558
Николо-Пятницкий храм. Ильеши
Храм во имя святителя и Чудотворца Николая, в котором находится явленная икона, располагается в середине села на небольшом природном возвышении

А проникнуть внутрь храма было практически невозможно; к моменту начала торжеств вся церковная ограда была буквально опоясана фигурами богомольцев; некоторые из них по нескольку раз обползали храм на четвереньках вокруг ограды, двигаясь медленно, друг за другом, вознося при этом молитвы и распевая церковные гимны.

Николо-Пятницкий храм. Ильеши. Ильинская пятница
«Странный вид имеет церковная ограда, вся она опоясана с утра человеческими фигурами, который ползут на четвереньках вокруг ограды; на коленях подвязаны куски кожи или туфли, на руках намотаны тряпки или одеты рукавицы и они ползут, медленно переступая с руки на руку Ползут один за другим и шепчут молитвы или громко поют церковные гимны». Женщина с больными руками и ногами на коленях огибает храм, в надежде на исцеление. С.Ильеши. 1929г. Фото А.А.Гречкина. Из фондов Российского этнографического музея

По обыкновению официальные тор­жества начались в среду. После ранней и поздней обедни из цер­кви во главе с чудотворной ико­ной св. великомученицы Пара­скевы выступал первый торжественный крестный ход, державший свой путь через поля к часовне в двух верстах от с. Ильеши, где по преданию явилась св. Параскева.

Икона св. великомученицы Параскевы Пятницы
Главной святыней храма долгое время являлась обретенная близ соседнего села Лаговицы, под растущей там березой, чудотворная икона святой великомученицы Параскевы Пятницы. А поскольку это событие пришлось на Ильинскую пятницу, его главным приходским праздником по сей день является Ильинская пятница. Впоследствии главная икона храма располагалась в колоне между главным, алтарем и правым приделом. Источник: http://ilieshi.cerkov.ru/

Это было воистину удивительное и незабываемое зрелище, производившее впечатление на всякого впервые присутствовавшего наблюдателя, особенно в ясную солнечную погоду. В крестном ходе принимала участие многотысячная толпа, из которой резко выделялся блеск хо­ругвей, крестов, икон и риз духовенства. Шествие сопровождалось распевами паломников «Св. Великомученица Параскева, спаси нас», перекрывавшими колокольный звон.

Николо-Пятницкий храм. Ильеши. Ильинская пятница
«Богослужения совершались соборно. Во время всех богослужений чудно пел хор Ильешской церкви под управлением о. настоятеля Ильешской церкви св. Григория Лебедева, Некоторые же песнопения во время литургии пел весь народ, находившийся в церкви, что вызывало громадный подъем религиозного чувства» (газета «Нарвский листок, 1915 г.). Источник: «Слово по случаю празднования…», 1850 г.

По традиции иконы несли сами богомольцы; особо же почитаемую икону св. великомученицы Пара­скевы несли на высоких носилках, поставленных на плечах, так что икона высилась над всей толпой и виделась издалека. На задней стороне киота был изображён лик пророка Илии, а сам киот увешан крестиками, лентами, кусками полотна, ситца, принесенными в дар богомольцами. По пути движения крестного хода со всех сторон на икону паломниками бросались все новые и новые жертвы, а также цветы. Весь путь от самой часовни и до деревни был устлан лежавшими богомольцами, в ожидании пронесения иконы над их головами. По обеим сторонам дороги выстраивались нищие и слепцы, тянувшие бесконечную, полную скорби мелодию…

Николо-Пятницкий храм. Ильеши. Ильинская пятница
«В Ильинские праздники Ильеши буквально переполняются бесчисленным числом богомольцев, даже в настоящее время дождливая погода не помешала паломничеству, масса пешеходов направляется к этим местностям, поезда отправляются с пассажирами в полном комплекте. Сотни испытавших чудотворную силу Св. Иконы приезжали в Ильеши по обету». Крестный ход, выйдя с церковного двора, движется по улице села. 1929г. Фото А.А.Гречкина. Из фондов Российского этнографического музея
Николо-Пятницкий храм. Ильеши. Ильинская пятница
Протоиерей Андрей Иванович Окунев, посетивший Ильеши в храмовой праздник в 1857 году из Смольного собора, вспоминал: «Стоит только быть свидетелем того, сколько и каких страждущих бывают в Ильешах в праздник, чтобы удостовериться в действительности; чудотворений от Св. Иконы». (Источник: «Житие и страдание св. мученицы Параскевы, нареченныя Пятницы», 1903 г.) Фото из архива Николо-Пятницкого храма https://vk.com/photo-116119875_407239605

Обычно, шествие продвигалось довольно медленно. Часто при­ходилось останавливаться особенно в Ильешах, но по выходе из села продвижение к часовне ускорялось.

По приходу к часовне начинался молебен, во время которого подавались сотни записок за здравие и упокой. Вокруг иконы продолжалось столпотворение, сопровождавшееся рыданиями, коленопреклонением и молитвами. У всех – одна и та же горячая вера, надежда на исцеление и помощь Великомученицы. Наконец, официальный крестный ход держит путь обратно в церковь.

Ильеши. Часовня Параскевы Пятницы
«На том месте, где явилась Икона Великомученицы Параскевы Пятницы, выстроена в 1,5 вёрстах от Села каменная часовня». Праздничный молебен в Ильинскую пятницу у часовни св. вмц. Параскевы. 1929г. Фото А.А.Гречкина. Из фондов Российского этнографического музея

В течение трех праздничных дней такие крестные ходы шли от храма к часовне неоднократно, по просьбам богомольцев. При этом, в них участвовало до 10 протоиереев и священников как из местной церкви, так и прибывших из других мест.

Ильеши. Часовня Параскевы Пятницы
«Ежегодно в село Ильеши ко времени Ильинской пятницы стекается масса богомольцев на поклонение чудотворной иконе Параскевы Великомученицы. Богослужение началось со среды 15-го июля и все дни беспрерывно совершались крестные ходы к часовне великомученицы Параскевы, где по преданию явился чудотворный образ». Обведение хромой лошади вокруг часовни с целью исцеления. 1929г. Фото А.А.Гречкина. Из фондов Российского этнографического музея
Ильеши. Часовня Параскевы Пятницы
Часовня эта никогда не закрывалась: считалось, что камень, береза и вода из колодца творят чудеса, помогая в семейной жизни, при детских болезнях, излечивают от глазных недугов и паралича. Омовение глаз водой, скопившейся в углублении камня. 1929г. Фото А.А.Гречкина. Из фондов Российского этнографического музея

Не менее праздничной была атмосфера и в сельском храме, где наиболее торжественным днем являлся четверг – канун Ильинской пятницы. За ранней обедней следовала поздняя. Вечером совершалось торжественное богослужение, завершавшееся около десяти часов вечера. Особенную торжественность празднику придавало общее исполнение всеми богомольцами под руководством настоятеля храма о. Григория Лебедева церковных песнопений. Завершался четверг торжественной всенощной, которая по красоте служения и по количеству молящихся соперничала даже с праздничной пятницей. В церкви — море голов, центр молящихся — чудотворная икона, вокруг нее – бездна огней. Торжественное служение и стройные звуки певчих сильно влияют на чувство, красота служения и гармония звуков прерываются всхлипыванием и глухим плачем молящихся.  Получалась величественная и умилительная картина, свидетельствовавшая о присутствие веры, способной двигать горами.

Николо-Пятницкий храм. Ильеши
Имея немного фантазии, можно представить забитый до отказа на праздничных богослужениях храм. Во время торжеств Ильешский хор, составленный из деревенских девушек и детей, пел так, что стройности, технике и выбору материала могли бы позавидовать многие петербургские хоры. На фото: внутренний вид главного придела во имя св. Николая Чудотворца. Фото из архива Николо-Пятницкого храма https://vk.com/photo-116119875_407239417

Завершались праздники в пятницу. Рано утром совершалась ранняя литургия, а в 10 утра – поздняя. Обе литургии совершались собором священников, как правило, под управлением высокопоставленного священнослужителя из Петербурга, Кронштадта, Нары или Гатчины. По окончании службы вновь следовал крестный ход в часовню, а по его возвращении в храм одним из дьяконов возглашались многолетия Царствующему дому, Святейшему Синоду и всем христианам.

К этому моменту в самом селе шла кипучая деятельность по приготовлению к народному празднику: раскидывались палатки, уста­навливались ларьки, иногда устраивался даже ле­тучей ресторан. Именно ко времени торжеств, пользуясь громадным стечением народа, приурочивалось открытие одной из самых больших ярмарок Петербургской губернии.

Николо-Пятницкий храм. Ильеши. Ярмарка
«Во время празднества в с. Ильешах состоялась и обычная ярмарка, которая не могла не оскорблять религиозное чувство паломников сутолокой, шумом и гамом от каруселей и чайных трактиров с граммофонами. Часто в торжественный напев песнопений врывались резким контрастом разнузданная музыка каруселей и разбитые звуки граммофонов». Конская ярмарка в Ильинскую пятницу и общий вид Николо-Пятницкого храма. 1929г. Фото А.А.Гречкина. Из фондов Российского этнографического музея

Своими корнями религиозные традиции Ильешей уходят в средние века. Именно тогда в составе Григоровского погоста впервые упоминается название села Ильеши, восходящее к почитанию в этой местности святого пророка Илии. Судя по всему, до середины 18 века храм неоднократно перестраивался, каждый раз освящаясь в честь Николая Чудотворца. Возможно, он так и остался бы однопрестольным, если бы не удивительное событие, во многом повлиявшее на дальнейшую судьбу как храма, так и самого села.

Предание гласит, что однажды в Ильинскую пятницу местный пастух увидел на березе маленькую девочку в старинной одежде, которая смотрела на него сквозь ветви дерева. На все приглашения со стороны пастуха спуститься девочка отвечала молчанием. Тогда пастух попытался согнать ее вниз кнутом, а затем сбить камнями. Но кнут и камни прилипли к дереву, не задев девочки. Пастух испугался и понял, что столкнулся с чем-то необъяснимым, помолился, залез на березу, аккуратно снял девочку, посадил ее в сумку и понес к местному священнику. По дороге девочка из сумки исчезла, священник собрал людей, и они с хоругвями и молитвенным пением двинулись к березе, на которой пастух видел девочку, где все увидели прилипшие к дереву камни и кнут. Под деревом стояла деревянная икона св. вмч. Параскевы-Пятницы — точная копия маленькой девочки, явившейся пастуху. Икону поместили в местный Никольский храм (тогда еще деревянный). На месте обретения иконы, недалеко от березы, был найден камень с углублениями в виде детской ступни. Здесь построили деревянную часовню и вскоре, открылся родник, что тоже было истолковано как добрый знак.

Ильеши. Часовня Параскевы Пятницы
«Дерево, на котором явилась икона, обнесено оградой; эта береза очень старая с массивными ветвями; между деревом и стеной ограды вырыт колодец и около него — камень с впадиной, в виде отпечатка человеческой ступни. По преданию, это был след ступни святой великомученицы Параскевы. Впереди виднеется лесок и за ним небольшой пруд». Иллюстрация из журнала «Огонек», 1912 г.

Дата явления иконы, равно как и появления часовни точно не установлена. Принято считать, что икона была обретена в 16–17 вв., а вслед за этим была построена и каменная часовня, однако есть некоторые основания сомневаться в этом. Во всяком случае, найти упоминание о ней в первой переписи часовен Санкт-Петербургской губернии (1735 г.) не удалось. В то же время, к моменту возведения нового храма в Ильешах (1790-е гг.) она, судя по всему, уже существовала, поскольку одной из причин строительства стала невозможность вместить всех желающих богомольцев, прибывавших в Ильеши на поклон иконе.  К тому же новый храм в отличие от старого деревянного являлся двухпрестольным: появился придел св. великомученицы Параскевы. Дополнительное указание на время появления иконы и часовни дает небольшая брошюра «Жизнь и страдание св. мучениц Параскевы», вышедшая в свет на рубеже 19–20 вв. тремя изданиями. В ней со ссылкой на старожилов села говорилось, что икона явилась 120–135 лет тому назад. Это означает, что возможный временной диапазон явления иконы составляет 1759–1783 гг. Точку в этом вопросе ставить пока рано, можно утверждать лишь одно: жизнь старинного села после этого изменилась, оно стало местом стечения народа, убежденного в чудотворной силе иконы.

Ильеши. Часовня Параскевы Пятницы
Часовня окружена небольшим леском и обнесена оградой, такой же как и храм и имеет вид уединенной кельи. Иллюстрация из журнала «Живописная Россия»

Новый храм был освящен в 1797–98 гг. и просуществовал до 1824 г., когда случилось несчастье: 19 мая в полдень в Ильешах произошел страшный пожар, истребивший практически все село. Уцелело лишь четыре риги. Когда пожар коснулся церкви, то местные жители выломали двери и через них вынесли в поле церковное имущество, в том числе и икону Параскевы. Рядом со сгоревшей церковью была построена временная деревянная часовня, в которую была внесена икона и где совершались богослужения.

Уже на следующий год по ходатайству прихожан храм начал ремонтироваться «за счет суммы, собираемой в церковный кошелек и привратные кружки, а равно и поступивших доброхотных подаяний, чинимых разными и большей частью неизвестными особами». Ремонт занял целых пять лет и в июле 1829 г. состоялось торжественное освящение храма. Он остался двухпрестольным: главный, холодный, во имя св. Николая и придельный, теплый, во имя св. великомученицы Параскевы.

Прошло еще четверть века и 1854 г. прихожане получили разрешение устроить в храме третий придел — пророка Илии. Это объяснялось тем, что при наплыве паломников во время праздников храм не мог вместить тысячи богомольцев. Как и предыдущем случае, эти работы проводились на доброволь­ные пожертвования граждан. Оконча­тельно переустройство хра­ма было завершено к 1864 г. С тех пор и до сегодняшних дней Ильешский храм остается трехпрестольным: главный престол — во имя Св. Николая Чудотворца и два престола — пророка Илии и Св. Ве­ликомученицы Параскевы Пятницы. Сама икона, являясь главной достопримечательностью храма, помещалась в киоте, между главным и Пятницким алтарем. Уникальным было то, что часовня, к которой совершались паломничества, стала столь же почитаемым святилищем, как и сам приходской храм. Более того, это обстоятельство напрямую повлияло на название храма, который в просторечье все чаще стал именоваться Николо-Пятницким.

Николо-Пятницкий храм. Ильеши. Часовня Параскевы Пятницы
Приходской храм и часовня — два почитаемых святилища Ильешей. Источник: «Житие и страдание св. мученицы Параскевы, нареченныя Пятницы», 1903 г.
Николо-Пятницкий храм. Ильеши. Ильинская пятница
«Балтийская железная дорога, озабочиваясь предоставлением публике возможных удобств по проезду в Ильеши на храмовой праздник 16-го июля, назначила на станцию Молосковицы несколько экстренных поездов с удешевленным тарифом. Объявления о поездах и об удешевленном тарифе уже три дня красуются на тех станциях, где назначена продажа льготных билетов, но билеты не высланы. Между тем на станции Стрельна собралась масса богомольцев, желавших ехать в Молосковицы на льготных условиях за 1 руб. 80 к. туда и обратно. Билетов на станции не оказалось и пассажиры, не желая платить по 1 р. 43 к. за конец, обратились за разъяснением к начальнику станции». Источник: газета «Котлин», 1899 г., газета «Русский мир», 1874 г.

Конец 19 — начало 20 вв. стали звездным часом для местных религиозных святынь. Ни погода, ни расстояния не останавливали многочисленных паломников, стремившихся добраться к Ильинской пятнице до Ильешей в одиночку и группами. Крестные ходы во главе с духовенством шли из Ораниенбаума и Кронштадта, Гостилиц и Копорья, Удосолово и Котлов, Чирковиц и Бегуниц, Хотнежи и Гатчины, Нарвы и Ямбурга. Безусловно, паломничество в Ильеши выходило далеко за рамки обычных религиозных праздников. Со временем оно приняло такие масштабы, что Балтийской железной дороге приходилось вносить коррективы в свое расписание, пуская экстренные поезда с пониженным тарифом для паломников.  Добираясь до станции Молосковицы, они шли внушительным потоком двенадцать верст до Ильешей, присоединяясь к уже находившимся там богомольцам. Такая же картина наблюдалась и на обратном пути: далеко за полночь вереницы богомольцев тянулись на станцию Молосковицы, откуда от­правлялись поезда, специально добавленные по случаю Ильешского праздника. Можно утверждать, что несмотря на обилие храмов в Петербурге и окрестностях, празднование Ильинской пятницы в Ильешах являлось настоящим событием не только по меркам губернии, но и всего Северо-Запада страны. Именно на таких на торжествах можно было воочию убедиться, как велика вера у простого на­рода, крестьян и средней интеллигенции, как сильна была в России вера в хождение по святым местам.

Ильеши. Часовня Параскевы Пятницы
«16-го и 17-го через наш город тянулись толпы пилигримов-богомольцев из села Ильеши. Пройти пешком через Илики 90 верст нелёгкая задача для женщин, а с ними были и дети. Не ослабла еще в России вера в хождение по святым местам». (газета Котлин, 1911 г.). Источник фото: «Ингерманландия глазами Самули Паулахарью (велопутешествие летом 1911 года)»

Вне праздников местный храм вел свою обычную жизнь, причем службы в нем проводились не только на русском, но и на эстонском языках. Это было связано с увеличившимся количеством выходцев из Эстляндской губернии, переселявшихся преимущественно в Ямбургский уезд в поисках более удобных земель.

В воскресенье, 25 июля с. г., в здешней церкви во имя Св. и Чудотворца Николая совершена соборным служением божествен­ная литургия на славянском и эстонском языках.

Священнодействовали: протоиерей Нарвской Знаменской церкви Петр Преобра­женский и местный священник о. Иоанн Осьминский, из коих первый служил по-эстонски, а второй по-славянски.

Благодаря хорошей погоде, православных эстов, для которых, собственно, заранее назначена была эстонская служба, собралось около 40 человек.; из них 27 были исповеданы и приобщены Св. Христовых Тайн.

Пред началом литургии совершено было присоединение к православию одной эстонки, девицы.

Пение за литургией было двухклиросное: на правом очень стройно пел по-славянски хор из крестьян села Ильеши под упра­влением, как видно, опытного руководи­теля, учителя местной земской школы, а на левом—любительский, на эст. языке, со­ставленный из эстонцев, под управлением псаломщика К. Колчина из Нарвы. В конце литургии были произнесены поучения: Протоиереем П. Преображенским на эст. языке «о воспитании детей» и о. Осьминским на текст из Апостола «мы сильные должны есмь немощи немощных носити». В этом поучении о. Иоанн сказал своим прихожанам, главным образом крестья­нам, на то, что сказанным апостольским правилом они должны руководствоваться в общежитии, и кто чем может должен помогать ближнему. Среди богомольцев, переполнивших храм, было несколько приезжих из С -Петербурга, а также много лютеран-эстов, из любопытства, наверно, собравшихся послушать православ­ную церковную службу на их родном языке.

Литургия, начавшаяся в одиннадцатом часу, окончилась в половине второго дня.

 газета «Нарвский листок», 1899 г.

Церковные службы в храме в изменившихся политических ус­ловиях продол­жались вплоть до 1937 г. Весной 1941 года была предпринята попытка открыть в храме культурное учреждение, однако начавшаяся война помешала этим планам. В годы оккупации богослужения в хра­ме были возобновлены, совершались они священниками Псковской право­славной миссии.

Николо-Пятницкий храм. Ильеши
В первые месяцы оккупации храм был превращен в место заключения советских военнопленных. По свидетельствам местных жителей, ни одна из старинных храмовых икон не пострадала. Источник: фото из частного немецкого архива периода оккупации
Николо-Пятницкий храм. Ильеши
Впоследствии богослужения были возобновлены. Источник: фото из частного немецкого архива периода оккупации

После войны здание храма претерпело ремонт, утратив главную святыню – икону святой великомученицы Параскевы Пятницы, перекочевавшую в коллекцию Государ­ственного Русского музея.

Николо-Пятницкий храм. Ильеши
Так выглядел главный фасад храма после ремонта. Источник: архив прихода Николо-Пятницкого храма https://vk.com/photo-116119875_407239436

В 1988 г. чудотворная икона была передана в Свято-Троицкий собор Алек­сандро-Невской Лавры, тогда же была возрождена традиция совершения крестного хода. Сейчас икону ежегодно привозят на праздник в Ильеши, куда, как когда-то в прежние времена, прибывают издалека паломники.

Ильеши. Часовня Параскевы Пятницы
А вот уединенную часовню ждала куда более трагическая участь. В начале 1960-х гг. на волне борьбы с религиозными пережитками по приказу свыше весь сакральный комплекс был уничтожен. Часовня незадолго до разрушения. Источник: архив прихода Николо-Пятницкого храма https://vk.com/photo-116119875_407239425

А вот судьба другой местной святыни – часовни, построенной в месте обретения чудотворной иконы, оказалась по настоящему трагичной. Пережив жёсткие меры по искоренению духовных ценностей в 20-30-е гг. и страшные последствия войны, она не смогла устоять против очередного витка государственного пресса борьбы с религией. В начале 1960-х годов часовня была взорвана, вместе с ней были уничтожены священная береза и родник.  То, что некогда было проявлением могучей объединявшей людей веры, в новых условиях стало рассматриваться властями как «очаг невежества и мракобесия» …

Николо-Пятницкий храм. Ильеши
Весьма характерная для конца 1950-х гг. антирелигиозная публикация, ставшая предвестником трагических событий в окрестностях Ильешей. Источник: газета «Знамя», поселок Волосово, 1959 г.

С момента утраты часовни прошли десятилетия. На сегодняшний день к месту, где находилась священная поляна, ведет хорошая полевая дорога, по которой в праздники, как и прежде, движется крестный ход.

Ильеши
Полевая дорога из Ильешей до места явления иконы, по которой как многие годы назад сегодня движется крестный ход

Сама поляна расчищена от зарослей, на ней установлен памятный крест, а также проведена закладка фундамента под строительство новой часовни. История вновь совершила виток, сделав небольшое старинное село Ильеши одним из центров духовного возрождения окрестностей и паломничества к святым местам.

Ильеши. Часовня Параскевы Пятницы
Расчищенная поляна, где некогда располагался сакральный комплекс почитаемых святынь
Ильеши. Часовня Параскевы Пятницы
Существует проект воссоздания часовни, в рамках которого сооружен фундамент
Ильеши. Часовня Параскевы Пятницы
Памятный крест, установленный на месте расположения старинной часовни
Ильеши. Часовня Параскевы Пятницы
На поляне вблизи места уничтоженной берёзы, выросла молодая, которая стала новыми объектом почитания
Share

Комментариев: 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top