IMG 5383

Флотский аэродром при барской усадьбе

В наших более ранних очерках мы уже рассказывали об истории усадьбы в Куммолово, расположившейся на краю Ижорской возвышенности неподалеку от Копорья. В частности, о том,  что в тридцатые годы прошлого века отстоящая более чем на  десять километров от взморья, территория усадьбы неожиданно оказалась вовлечена в военное строительство по линии Балтийского флота. Изучение архивных документов позволяет несколько полнее освятить эту малоизвестную страницу  истории нашего края.

Аэродром в Куммолово. Постоянный сухопутный аэродром Балтийского флота в Куммолово.

Современный вид на взлетную полосу со стороны шоссе Копорье-Котлы. На заднем плане виден контур усадебного дома в Куммолово

История возникновения аэродрома в Куммолово восходит к середине тридцатых годов прошлого века. Именно тогда в ходе масштабных военных рекогносцировок были намечены площадки для строительства постоянных и оперативных аэродромов Балтийского флота. Одним из ключевых моментов этого процесса стало формирование на полях Ижорской возвышенности Копорского аэродромного узла (Копорье-Куммолово, иногда к нему относят также аэродромы в Котлах и Керстово), строительство которого давало возможность иметь флоту вынесенную от границы и параллельно ей линию оперативных аэродромов для тяжелой авиации.

Первоначально оперативный аэродром для тяжелой авиации был намечен в Валговицах, однако довольно быстро выяснилось, что эта площадка неприемлема по своим размерам. В результате в качестве аэродрома для тяжелой авиации оптимальным местом была признана площадка у старинной деревни Куммолово. Ее диаметр составлял 1500 метров, вдобавок ко всему оставался задел для дальнейшего расширения. В результате уже в 1936 году были выделены первые средства (0,5 млн руб.), предназначенные на отчуждение необходимых земель и начальный этап строительства объектов. Забавная деталь; местному колхозу было разрешено снять находившийся на подходе урожай.

Аэродром в Куммолово. Постоянный сухопутный аэродром Балтийского флота в Куммолово.

Сегодня, как и в далекие тридцатые, на куммоловском поле произрастает урожай…

Рекогносцировочные работы были проведены в январе 1936 года. Наиболее удобным местом для аэродромных сооружений была признана западная часть площадки в районе бывшей мызы Герсдорфов-Веймарнов. Само летное поле имело форму круга с диаметром 1,5 километра, вся площадь которого представляла собой пашню. На момент рекогносцировки посередине площадки проходила бывшая центральная усадебная аллея, а в  юго-восточной части — шоссе Копорье-Котлы. Отчуждению подлежал участок в размерах 2 на 1,6 км, занятый пашней колхоза Куммолово, стесненного на тот момент излишками земли. Параллельно с землей было проведено и отчуждение усадебных построек для размещения  поста и аэродромного персонала.

Аэродром в Куммолово. Постоянный сухопутный аэродром Балтийского флота в Куммолово.

Творение В. Береттти – господский дом в Куммолово – на военных схемах тридцатых годов помечен как “служебное здание” при аэродроме

В мае 1936 года были выделены первые средства (1,5 млн руб.) на оборудование оперативных аэродромов флота, в число которых вошел сухопутный аэродром для тяжелой авиации Куммолово. На эти средства (0,5 млн руб.) предполагалось провести отчуждение земельных участков, глубинные земляные работы, отвод телеграфной линии, ликвидировать дороги с деревьями, построить бензохранилище на 75 т и бомбохранилища на 90 т, оборудовать караульное помещение. Все работы предписывалось завершить к осени 1936 года, дабы аэродром мог вступить в строй.

К июлю в ходе пересоставления титульных списков сумма на оборудование оперативного аэродрома в Куммолово возросла до 0,7  млн руб. Параллельно был утвержден отвод земельного участка общей площадью 263,71 га за счет колхозных земель. Закрытию подлежали дороги сельского значения, проходящие через участок спецназначения. Окончательный срок переселения колхозных хозяйств был установлен 1 сентября 1936 года.

Однако в дальнейшей судьбе аэродрома произошел поворот: дефицит пригодных площадок для аэродромного строительства заставил военное руководство по новому взглянуть на возможности использования куммоловских полей. В результате с подачи командования КБФ Генеральным штабом было принято решение оперативный аэродром организовать по соседству в Копорье (на поле меньшего размера), а в Куммолово сформировать постоянный аэродром  для штурмовой эскадрильи.

Аэродром в Копорье. Копорский аэродромный узел

В силу своего меньшего размера Копорское поле могло претендовать лишь на статус оперативного (лагерного) аэродрома

Такое решение фактически заново запустило процесс отвода земель, аэродромного строительства и, как следствие, сроков его окончания. В январе 1937 года Леноблисполоком вновь вернулся к вопросу отвода земельного участка для аэродрома, но на этот раз уже площадью 331,33 га. Под выселение попали местные колхозы (им. Иванова, Ударник, Ананьино), а также земли лесного фонда и лечхоза им. Бехтерева. Была перенесена трасса телефонной линии, шедшей вдоль шоссе и попавшей в границы землеотвода.

В соответствии с новыми планами в сентябре 1937 года было составлено тактико-техническое задание на строительство постоянного аэродрома у деревни Куммолово для базирования одной легкой штурмовой авиаэскадрильи со следующим штатным составом: начсостав — 109 человек, сверхсрочников — 58, младшего и рядового состава 176 человек, самолетов — 31, автомашин — 23. В качестве ориентира были взяты габариты самолета по типу Р-5. Однако не прошло и двух месяцев, как тактико-техническое задание было изменено: площадка под строительство оказалась столь удобной, что при строительстве аэродрома было предписано вести расчет на базирование двух легкоштурмовых авиаэскадрилий со штатным составом: Начсостав — 208 человек, сверхсрочников — 116, младший и рядовой состав — 352, самолетов — 62, автомашин — 56, автомашин для рации — 12. Летное поле сохраняло размеры 1500*2000 метров с полосой подхода, при этом не предусматривался переноса госшоссе Копорье-Котлы. К этому моменту помимо начала оборудования летного поля на базе бывшей проселочной дороги Куммолово-Ломаха было начато строительство гравийной дороги с усиленным покрытием в  виде щебня из плитняка, коими так богаты копорские окрестности.

Аэродром в Куммолово. Постоянный сухопутный аэродром Балтийского флота в Куммолово.

Современный вид грунтово-щебеночной дороги Куммолово-Ломаха. С тридцатых годов как будто ничего и не изменилось…

Первоначально строительство аэродрома в Куммолово входило в зону ответственности УВСР 544, отвечавшем также за возведение объектов в Купле, Пейпия и на Копанском озере. В дальнейшем в ходе реформы строительства на КБФ строительство аэродрома было передано в ведение «Строительства 44», работавшего также на смежной площадке в Копорье. Генплан аэродрома Куммолово был утвержден ЗамНаркома ВМФ СССР.

Архивные документы позволяют установить состав и места расположения аэродромных сооружений. Основная часть зданий аэродрома была построена в 1938-1939 гг. (боесклад, бензохранилище, служебное здание; двухъячеечный ангар, приангарная площадка с рулежными дорожками). Согласно инвентаризационной ведомости постройка еще двух зданий — гаража и склада авиачастей — была датирована 1901 и 1902 годами соответственно. Судя по всему, под них были приспособлены бывшие усадебные постройки, располагавшиеся в непосредственной близости от летного поля.

Аэродром в Куммолово. Постоянный сухопутный аэродром Балтийского флота в Куммолово.

Часть бывших усадебных построек неожиданно для себя продолжили свою “карьеру” в виде аэродромных сооружений

Несмотря на традиционные сложности, с которыми сталкивалось военное строительство на территории Ленинградской области (прежде всего, нехватка рабочей силы), работы  велись на протяжении 1938-39 годов. В результате к лету 1939 года аэродром был пригоден для ограниченного использования. Согласно плану дислокация частей ВВС  на аэродроме базировалась 11 ИАЭ, состоящая из 31 самолета «И-16» и входившая в состав 61 ИАБ, штаб которой на тот момент располагался неподалеку на аэродроме в Котлах.

Самолет "И-16"

Самолет “И-16”. Эскадрилья таких самолетов когда-то базировалась над аэродроме в Куммолово. Источник: anyaero.com

Согласно порядку использования аэродромной сети бомбардировочная авиация часто меняла аэродромы базирования, находясь под прикрытием истребителей. Совместное использование аэродромов практиковалась и в рамках Копорского аэродромного узла, в том числе на площадках в Копорье, Куммолово, Котлах. Такой порядок был установлен по причине нехватки у КБФ достаточного  количества подготовленных оперативных аэродромов. ЛВО также не мог предоставить для базирования бомбардировочной авиации свои аэродромы, расположенные на достаточном удалении от государственной границы.

По состоянию на сентябрь 1939 года аэродром был оборудован телефонной связью, метеостанцией. В состав аэродромных построек входили двухъячейковый ангар, бензохранилище, водомаслогрейка, кирпичный склад боеприпасов, временный технический склад в виде каменного сарая. Также имелись краснофлотская столовая, рассчитанная на 114 человек, столовая для строителей на 90 человек в деревне Куммолово, санитарная часть. Больница на 15 человек и почтовое отделение находились неподалеку в Копорье.

Аэродром в Куммолово. Постоянный сухопутный аэродром Балтийского флота в Куммолово.

Остатки самолетного ангара на окраине поля, примыкающей к дороге Куммолово-Ломаха

Аэродром по периметру был наполовину обнесен колючей проволокой. С восточной части аэродрома естественным средством маскировки служила роща. Искусственными средствами маскировки аэродром не располагал, равно как и собственными средствами ПВО. От атаки наземного противника должны были предохранить  расположенные стрелковые огневые точки.

Несмотря на то, что аэродром считался находящимся в стадии строительства, он был пригоден для всех типов самолетов. Само летное поле подлежало дальнейшему обустройству за счет уборки камней и частичного засева травой. В планы командования флотом входило дальнейшее расширение летного поля в сторону деревни Ананьино с возможным ее переселением…

Аэродром в Куммолово. Постоянный сухопутный аэродром Балтийского флота в Куммолово.

Дальнейшее расширение аэродрома могло привести к полному переселению старинной деревни Ананьино, равно как и к переносу участка шоссе Копорье-Котлы

Сейчас, окидывая взглядом огромное поле, трудно поверить, что некогда все оно было занято аэродромом-гигантом Балтийского флота. Ныне о военном прошлом куммоловского аэродрома напоминают лишь остатки самолетных ангаров, да сохранившаяся взлетная полоса, используемая небольшими самолетами для прыжков с парашютами. Рядом с полем сохранились полуразрушенные усадебные постройки – немые свидетели ушедшей эпохи. И лишь грунтово-щебеночная дорога Ломаха-Куммолово сохранила свое описание, как будто нисколько не изменившись с довоенных времен.

Аэродром в Куммолово. Постоянный сухопутный аэродром Балтийского флота в Куммолово.

Зачастую проезжая мимо аэродрома, можно увидеть полеты парашютистов

Аэродром в Куммолово. Постоянный сухопутный аэродром Балтийского флота в Куммолово.

Современные аэродромные постройки

Share

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполняя данную форму вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006г. №152-ФЗ "О персональных данных" на условиях и для целей определенных Политикой в отношении обработки персональных данных.