Если бы в Кронштадте проводился конкурс на звание самой театральной улицы, то таковой смело можно…
Затонувший, но не сдавшийся
Каждый год, 23 сентября, на Кронштадтском городском кладбище на протяжении многих лет можно наблюдать одну и ту же картину. У одного из многочисленных воинских мемориалов регулярно собираются те, кто хранит память о моряках-балтийцах, погибших на линкоре «Марат» в «черный сентябрь» сорок первого года.
Судьба отвела этому кораблю четыре десятка лет насыщенного событиями боевого пути. Спущенный на воду еще царское время, линейный корабль первоначально получил имя «Петропавловск» и лишь с 1923 года обрел новое имя — «Марат».
С началом войны линкор был включен в систему артиллерийского огня Кронштадтской крепости, ведя огонь по наступавшим вражеским войскам. Ситуация намного осложнилась после выхода в сентябре 1941 года немецких войск на южное побережье Финского залива. Практически сразу же находившийся в Кронштадте линкор стал подвергаться артиллерийскому обстрелу. 16 сентября по «Марату» одновременно нанесли удар тяжелые артиллерийские батареи и пикирующие бомбардировщики. Линкор получил несколько пробоин, часть экипажа погибла, но лишить боеспособности корабль не удалось. Сразу после окончания налета вражеской авиации «Марат», снявшись с якоря, ушел на Малый Кронштадтский рейд, продолжая обстреливать противника на южном берегу Финского залива. Имея столь грозного оппонента, немецкое командование поставило задачу уничтожения кораблей Балтийского флота, базировавшихся в Кронштадте.
Черным днем для защитников «коронного города» стало 23 сентября. Раз за разом армады вражеской авиации накатывались на Кронштадт, сбрасывая бомбы на город и корабли. Две из них, попавшие в носовую часть «Марата», оказались фатальными для линкора, пришвартованного у причала в Средней гавани Кронштадта. Пробив броневые палубы линкора, бомбы вызвали детонацию погребов боезапаса первой башни главного калибра. В результате взрыва носовая часть корабля по вторую башню главного калибра была оторвана, а носовая надстройка со всеми постами, приборами, зенитной артиллерией, носовой боевой рубкой и находившимися там людьми завалилась на правый борт, рухнула в воду. Практически моментально погибло 326 человек (примерно четверть всего экипажа) вместе с командованием корабля. По воспоминаниям очевидцев, морская вода вокруг линкора окрасилась в красный цвет от крови погибших моряков.
К утру следующего дня корабль принял около 10 000 т воды, большинство его помещений ниже средней палубы было затоплено, и он лёг на грунт у стенки на глубине около 11 м; в надводном положении оставалось всего около 3 м борта. При этом вся корабельная артиллерия вышла из строя.
Казалось бы, на этом судьбу корабля можно считать завершенной. Но в трудных условиях битвы за Ленинград даже затонувшие корабли не имели права на безропотную гибель. В командование линкором вступил капитан 3 ранга Л. Е. Родичев, под руководством которого силами рабочих Кронштадтского ремонтного завода и уцелевшего экипажа были предприняты энергичные меры по спасению корабля. Фактически, на базе уцелевшей части корабельного корпуса удалось создать плавучую батарею. Уже в конце 1941 года была восстановлена огневая мощь башен № 3 и № 4, а годом позже по врагу открыла огонь и башня № 2. Орудийные башни и зенитные установки линкора (с мая 1943 года, вернувшего себе имя «Петропавловск») продолжали использоваться до окончания блокады Ленинграда.
50-е годы ознаменовали собой конец эпохи «Петропавловска-Марата». Вначале в 1950 году корабль был преобразован в несамоходное учебное артиллерийское судно, попутно сменив название на «Волхов», в следующем году — переведён в класс несамоходных учебных кораблей, а в 1953 году — разобран на металл. Так завершился сорокалетний боевой путь легендарного линкора. Его история вместила в себя революционные события, борьбу с интервенцией в 1919 году, эпоху восстановления мощи Балтийского флота, многочисленные зарубежные визиты и плавания, и наконец, страшные годы войны, в ходе которых линкор и его экипаж выполнили свой боевой долг до самого конца.
С момента рокового взрыва прошло почти 80 лет. С каждым годом все дальше от нас принесшие столько бед и испытаний суровые сороковые. Но и сегодня подвиг линкора «Марат» и его героического экипажа бережно хранится в памяти потомков. Свидетельством тому служит мемориал на городском кладбище в Кронштадте, увековечивший память о доблестном линкоре и погибших моряках-балтийцах.
Комментариев: 0