skip to Main Content
Исчезнувший храм в градском лесу

Исчезнувший храм в градском лесу

В начале 20 века в летние выходные, отличавшиеся хорошей погодой, можно было наблюдать повторяющуюся картину. Набитый битком пароход «Луч», отходивший из Кронштадта в 2 ч. 40 мин. пополудни, устремлялся в сторону Ораниенбаума. Всего час двадцать в пути, и вот с парохода сходит толпа, состоящая преимущественно из кронштадтских мастеровых и рабочих со своими семействами.

Пароход "Луч" на линии Кронштадт-Ораниенбаум
Летом переправу с Кронштадта в Ораниенбаум и обратно обеспечивала целая «стайка» небольших пароходов…
Пароход "Луч" на линии Кронштадт-Ораниенбаум
… одним из которых являлся «Луч» (на заднем плане)

Покинув борт парохода товарищества Ораниенбаумского пароходства, его пассажиры, главным образом, представители «второклассной публики», длинной лентой тянулись к месту своего паломничества. Среди них можно было видеть все возрасты, начиная с грудных младенцев на руках матерей и кончая с трудом передвигавшими ногами стариками. Дорога шла вначале городом, затем до Яковлевских дач, причем достаточно пыльная, но зато, поднявшись на горку, она петляла среди красивых загородных домов, постепенно уходя в глубину густого Ораниенбамуского градского леса. Наконец, дорога приводила на небольшую поляну, где в окружении живописного елового леса располагалась местная святыня — церковь Преподобного Арефы Печерского.

История возникновения этого храма оказалась весьма любопытной. Своими корнями она уходит в 40-е годы 19 века, когда в Ораниенбауме квартировались воинские части: вначале лейб-гвардии Литовский полк, а впоследствии — Волынский полк, для которых был устроен госпиталь с расположенным внутри него храмом во имя Божьей Матери «Радости всех скорбящих». Для погребения же умерших нижних чинов в Ораниенбаумском градском лесу было отведено место в 2 десятины, на котором была поставлена ча­совня в честь преподобного Арефы, память которого совершалась в один и тот же день с праздником в честь иконы Царицы небесной «Радости всех скорбящих».

В 1856 году, по окончании крымской компании, Волынский полк по распоряжению военного начальства убыл в Варшаву, ораниенбаумский госпиталь был закрыт, церковь разобрана, а имущество ее передано духовенству армейского ведомства. Оставшаяся на кладбище часовня преподобного Арефы потеряла свое на­значение, начав постепенно ветшать и забываться обывателями города Ораниенбаума.

От полного разрушения часовню спас счастливый случай, а точнее сказать, обет, данный местным плотником Онисимом Да­ниловым. Выходец из Калужской губернии Данилов имел под Ораниенбаумом собственную дачу, и долго страдал от болезни глаз, которую никак не мог излечить. Один из его близких товарищей посоветовал бороться с болезнью совершением добрых дел. Тогда Данилов и дал обещание отремонтировать заброшенную часовню. Предание гласит, что после этого глазная болезнь отступила. Эта история получила широкую огласку, и часовня преподобного Арефы стала привлекать к себе не только местных обывателей, но и жителей Петергофа, Стрельны, Кронштадта и даже Петербурга. Постепенно становилась насущной потребность совершать молебствия в летнее время в воскресные и праздничные дни.

Часовня Преподобного Арефы Печерского. Церковь во имя Божьей Матери «Всех Скорбящих Радости». Окрестности Ораниенбаума
«В 4 -5 верстах от Ораниенбаума, в красивой, окруженной густым еловым лесом, с давних пор, находилась убогая часовня и в ней образ, почитаемый за чудотворный, преподобного Арефы Печерского. Убогая часовня была устроена на месте погребения нижних чинов, скончавшихся во время лагерной стоянки». ЦГАЛИ СПб Ф.Р-598.Оп.1. Д. 427.Л.32. Фрагмент рисунка

Такие молебствия начались с 1881 года. Пер­воначально часовня была относительно небольшой. Однако стечение множества богомольцев, особенно в летнее время, а также то обстоятельство, что православные жители окрестных мест нуждались в собственном храме, подвигли поднять вопрос о сооружении настоящего храма. К тому же уединение, глухая лесистая местность скоро стала привлекать к себе не только паломников, но и любителей красивой природы из столицы и ее окрестностей, а под конец и из других, более отдаленных местностей России. Последние, по большей части являлись приезжавшими к кронштадтскому пастырю О. Иоанну Сергиеву паломниками, которые, узнав о чудотворном образе Арефы Печерского, считали своим долгом помолиться святыне.

Первоначально предполагалось выстроить рядом с Арефьевской часовней отдельный храм, но затем было решено увеличить и перестроить саму часовню. Главная роль в трансформации часовни в церковь принадлежала протоиерею Гавриилу Марковичу Любимову, весьма известному человеку своей эпохи. Настоятельствовавший все эти годы в придворной Пантелеймоновской церкви, этот пастырь вошел в историю Ораниенбаума и всей Русской Церкви не только как ревностный совершитель службы Божьей и талантливый законоучитель, но как храмоздатель, щедрый благотворитель и устроитель целого ряда богоугодных заведений, из которых главным его детищем стал ораниенбаумский Свято-Троицкий богаделенный дом. Человек небогатый, но энергичный, волевой и наделенный добрым сердцем, отец Гавриил выстроил за свою жизнь около сотни храмов в различных местностях России. Судьбе было угодно распорядиться так, что церковь во имя Божьей Матери «Всех Скорбящих Радости» (Арефьевская церковь) оказалась последним детищем отца Гавриила.

О. Гавриил Любимов. Ораниенбаум
Имя Г. Любимова в свое время широко известное как в Санкт-Петербурге, так и по всей России, неразрывно связано с историей Ораниенбаума, более полувека бывшего центром пастырской и благотворительной деятельности выдающегося представителя петербургского духовенства

Новый деревянный храм был освящен в августе 1898 г. Накануне освящения, вечером в праздник Успения Пресвятой Богородицы, в храме было совершено всенощное бдение, а в 8 часов утра следующего дня — водосвятный молебен, освящение престола и всего храма и первая в его стенах Божественная литургия. Внутри церкви находилась лишь малая часть верующих, так как народ собрался еще с вечера и из-за теплой погоды ночевал тут же, на открытом воздухе, а ранним утром стали притекать новые толпы богомольцев, и небольшой храм не мог всех вместить. Остальным довелось слушать литургию и молиться на лужайке перед храмом, стройное пение хора Кронштадтского собора разносилось далеко по лесу. Весь день в новоосвященном храме по желанию паломников служили молебны Преподобному Арефе.

 Часовня Преподобного Арефы Печерского. Церковь во имя Божьей Матери «Всех Скорбящих Радости». Окрестности Ораниенбаума
«На стечение богомольцев, число которых год от года увеличивалось, обратил внимание уважаемый маститый настоятель ораниенбаумской придворной церкви протоиерей Гавриил Любимов. Его старанием убогая часовня была возобновлена, затем расширена и наконец обращена в небольшую красивую деревянную церковь». Построена в 1898 г. по указу Петербургской духовной консистории от 31 июля 1898 г. № 3095, была приписана к церкви Святого Архистратига Михаила.

Необычная судьба храма, его удаленность от городской черты, а также живописная природа притягивали к нему не только паломников, но и жителей близлежащих населенных пунктов. В хорошую летнюю погоду в выходные местность посещали тысячи богомольцев.  В будние дни «к Арефе» ходили пить чай и гулять ораниенбаумские дачники. Охотно посещали местность и кронштадтцы, которые, прихватив с собой провизию, приезжали с самого утра и, расположившись в густой траве, наслаждались природой.

В выходные дни обыкновенно служба начиналась около 4 часов дня, когда кронштадтские путешественники успевали дойти от ораниенбаумской пристани к церкви. Молебен служился приглашенными из Ораниенбаума священниками в хорошую погоду на открытом воздухе на площадке перед храмом. Воскресный молебен служился с акафистом Пресвятой Богородицы и производил на богомольцев сильное впечатление. По свидетельству одного из присутствующих, «внятное и неторопливое служение и чтение акафиста священнослужителем произвели глубокое религиозное впечатление. Последний кондак акафиста и молитва преподобному Арефе были прочитаны с коленопреклонением. Во время молебна старица, заведующая церковью, ходила со сбором».

По окончании молебствия присутствующие обычно располагались на траве группами и принимались за потребление принесенных с собой припасов. Вольготная обстановка на природе, а также недостаточный надзор за приезжими, провоцировали посетителей на чрезмерное употребление спиртного, так что, несмотря на святость места, на окружающей территории становилась весьма шумно. Вот почему в праздничные и воскресные дни, местные интеллигентные дачники старались не посещать эту местность. Вообще же поначалу храм не был рассчитан на приезд столь внушительного числа паломников. В частности, визитеры обращали внимание на «недостаток кипяче­ной воды для заварки чая и кофе, для чего, при такой массе посетителей имеется всего четыре самовара, что крайне недостаточно; многие не могли часами дождаться кипятку и ушли не пивши. Плата за употребление самова­ра с посудою очень добросовестная: маленьких—20, а побольше—30 коп. также ощущается недостаток в молоке, так как здесь всего только две коровы, и добываемого от них молока, конечно, также недостало такой массе посетителей. В особенности от этого страдали дети, которые за исключением холодной, ключевой воды из колодца нечего было пить». Забегая вперед, отметим, что окрестности «арефьевского монастыря» служили любимым местом для прогулок ораниенбаумских и мартышкинских дачников вплоть до начала 30-х годов прошлого века…

 Часовня Преподобного Арефы Печерского. Церковь во имя Божьей Матери «Всех Скорбящих Радости». Окрестности Ораниенбаума
«Молебны совершались с водоосвящением, акафистом: Божьей Матери—иконе Казанской, Владимирской, Радости всех скорбящих и других, и преподобному Арефе, и литией о православных воинах, тела коих погребены при часовне, и всех христиан, в вере и надежде воскресения скончавшихся».

Постепенное нагнетание атмосферы в обществе не обошло и окрестности Арефьевской церкви. Внешне все выглядело, как и раньше. Под большими раскидистыми елями регулярно накрывались столы, на которых дымились самовары. Местные дачники, приходившие со своими бутербродами, могли заказать за 10 копеек малый, за 20 – большой самовар. Неторопливые разговоры за чаем рождали ощущение присутствия в отгороженной от повседневной жизни обители. Каждый считал своим долгом непременно поставить свечку святому Арефию – защитнику от всевозможных болезней. Однако постепенно возникали и новые явления. Окрестности Арефы все чаще стали служить местом, где собирались отвергнутые обществом люди, да и просто темные личности, изыскивавшие, очевидно, способы легкой наживы. Тогда еще никто не предполагал, какие перемены произойдут в стране и какую роль они сыграют в судьбе самого храма…

Уже вскоре после революции, в ноябре 1918 г. было проведено отчуждение церковной земли, тогда же была сформирована первая церковная двадцатка, переизбранная впоследствии в 1921 г. Годом позже, райисполкомом был утвержден приходской совет. В марте 1922 года церковь была юридически передана уездным исполкомом в управление церковной двадцатке на основании специального акта, в котором оговаривались наиболее существенные условия ее использования. Практически в это же время было проведено изъятие части церковных ценностей в пользу голодающих Поволжья (Помгола). Изъятию подлежали 75% имевшихся ценностей, исходя из общего веса драгоценных металлов, для чего была проведена опись имущества Арефьевской церкви. В результате храм лишился ряда ценностей, в том числе серебряных риз с образов Св. Арефы, Всех Скорбящих и других икон,  серебряного кадила и ряда других предметов общим весом 27 фунтов 19 золотник…

Часовня Преподобного Арефы Печерского. Церковь во имя Божьей Матери «Всех Скорбящих Радости». Окрестности Ораниенбаума
Титульный лист договора с церковной двадцаткой о передаче. Церковь во имя Божьей Матери «Всех Скорбящих Радости» в бессрочное и бесплатное пользование. 1922 г. Из фондов ЦГА СПб.

Находившаяся на некотором отдалении от населенных пунктов, церковь довольно быстро потеряла былую популярность среди паломников и местных обывателей и стала ветшать. Во всяком случае, в составленном Акте, датированным июлем 1925 года, «О техническом состоянии церкви Св. Арефы, приписанной к Ораниенбаумскому собору» была высказана просьба в адрес Президиума Троцкого УИК разобрать церковь и употребить годный строительный материал на ремонт городских коммунальных зданий. Это позволяет предположить, что церковь была разобрана в период 1926–1931 гг. Во всяком случае в документах, относящихся к 1932–34 гг. и касающихся строительства на ее месте Ораниенбаумского склада горюче-смазочных материалов, никаких упоминаний о храме найти не удалось. Так завершилась вековая история часовни, а затем и храма преподобного Арефы, исчезнувшего в «градском лесу» Ораниенбаума.

Часовня Преподобного Арефы Печерского. Церковь во имя Божьей Матери «Всех Скорбящих Радости». Окрестности Ораниенбаума
Сейчас на бывшую церковную территорию по-прежнему не попасть: на ней располагается действующий военный объект
Share

Комментариев: 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top