skip to Main Content
Квартал в Автово

Квартал в Автово

Участок Автово расположен у нынешней юго-западной границы города. Его общая площадь равна 29 га. После осуществления строительства на участке создастся жилой фонд на 10 000 человек.

Проф. Л. В. Рудяев и арх. Мунц. — Генплан квартала в районе Автово
Проф. Л. В. Рудяев и арх. Мунц. — Генплан квартала в районе Автово

Как видно из фотографии макета квартала, участок имеет секторообразное очертание. Это объясняется тем, что на участке магистрали расположены радиально и сходятся на оси улицы Стачек в том месте, где последняя, меняя свое меридиональное направление, отклоняется к юго-востоку и связывает этот район с будущим главным узловым центром Ленинграда, на пересечении с Международным проспектом.

Секторная конфигурация планируемого участка привела к необходимости его разбивки на кварталы, имеющие неодинаковую площадь застройки. Площадь первого квартала равна 8,6 га, второго квартала—19,8 га.

Оба жилые квартала отделены широкой полосой зелени и меридиональным участком улицы Стачек от припортовых участков. Зеленая полоса и участок улицы Стачек защищают будущее жилье от задымления и господствующих в этом районе западного и юго-западного ветров.

На площади, образуемой пересечением магистралей, проектируется здание административного назначения.

Жилые дома запроектированы в основном высотою в пять этажей. Шестиэтажные дома допущены только за счет выделения первого этажа под помещения для магазинов. В то же время они являются оформлением главной магистрали улицы Стачек и создают вогнутую дугообразную границу квартала. В отличие от сплошной застройки по периметру, столь характерной для всего дореволюционного строительства в бывшем Петербурге, застройка квартала будет производиться с разрывами, дома будут стоять отдельно друг от друга. Каждый дом имеет в длину около 100 метров. Такая система застройки прежде всего не отгораживает сплошной стеной внутриквартальные пространства от транзитной улицы, от магистрали, и создает тесную пространственную связь между внутренними архитектурными массами и наружным фасадом, выходящим на улицу.

Характерной особенностью принятой системы застройки является то, что независимая архитектурная модулировка каждого здания не будет находиться в резко подчеркнутом противоречии с соседним фасадом, что являлось характерной чертой при старой сплошной застройке по периметру квартала, Такая система застройки не вызывает необходимости прибегать к единому фасаду, какой мы наблюдаем в жилмассивах застройки 1924—1927 гг. Фасады зданий, построенных в эти годы, решались трафаретно и являлись стандартными для всего строительства. Однако это вовсе не значит, что можно и нужно проповедовать полную независимость фасадных разрешений, допускать их противоречие и разнобой. Свободу архитектурного решения нельзя понимать как беспринципную какофонию различнейших, не связанных друг с другом фасадных и пространственных решений. Наоборот, в задачу архитектора, которому будет поручена застройка участка, должно войти составление общих фасадных разверток улиц. На этих развертках они должны найти и решить силуэтный ритм, схему решения фасадных пятен каждого дома в отдельности.

Проф. А. А. Оль и арх. С. Е. Бровцев. — Планировка
Проф. А. А. Оль и арх. С. Е. Бровцев. — Планировка

Весьма существенным вопросом, помимо этого, явится установление фактурных материалов для наружной обработки фасадов. Последнее является весьма ответственной задачей, без которой немыслимо получение единого гармоничного эффекта при осуществлении идей, вложенных в проект.

Весь внутренний, внутриквартальный комплекс в данном решении также подчинен определенной идее композиции. Если магистраль дает перспективу, поддерживаемую стройным рядом домов, без допущения глубоких отступов, то оба квартала прорезаны по биссектрисе, живописно разрешаемой полосой зелени. В эту полосу включены ясли, школы, столовая. В ней создаются большие, широкие перспективы. Такая планировка этой полосы придает всему участку впечатление богато озелененного, тихого и жизнерадостного простора.

В эскизном проекте уже выявлены эти основные принципы решения участка. Однако необходимо помнить, что этот проект еще далек от окончательного решения.

В проектировании квартала и жилых домов принимали участие архитекторы: Г. А. Симонов, В. А. Ашастин, О. Г. Гурьев, Б. Р. Рубаненко, Н. Е. Русаков, В. М. Фромзель, В. М. Черкасский, Т. Ф Тарасенкова, инж. Н. И. Доников.

Проф. Л. В. Руднев и арх. В. О. Мунц

По проекту развития плана Ленинграда, исполненному АПО Ленсовета, в районе Автово образовано три квартала, составляющих в общей сложности треугольник, по площади равный 31 га. Уже первоначальный эскизный проект планировки этого массива, исполненный проф. А в. Рудневым и арх. В. О. Мунцем, следуя установкам АПО, предусматривал секторальную разбивку (на два квартала) всей отводимой площади. С тех пор несколько расширились границы всего участка, сам он разбился на три квартала, и плотность его населенности увеличилась с 400 до 450—500 чел. на 1 га.

Но секторальность кварталов, обусловленная расположением всего участка между двумя главнейшими магистралями района, сходящимися под углом, сохранилась. Эти магистрали— ул. Стачек и ул. Якубениса. Ул. Якубениса берет свое начало от улицы Стачек в том месте, где последняя делает поворот и приобретает меридиональное направление. В этом месте будет образована большая узловая площадь. За ней, к югу расположится сквер, и непосредственно за ним развернется фронт четырех жилых домов с двумя башнями по бокам, образующими головную часть первого из трех кварталов и вместе с тем всего массива. Между двумя средними домами образован широкий прорыв во внутреннюю часть квартала по биссектрисе его, замыкающийся на противоположном конце шестиэтажным жилым домом, монументально решенным. Это делит на две части внутриквартальное пространство с интенсивными зелеными насаждениями, с расположенными на нем четырьмя детскими учреждениями (двое яслей и два очага). Все восемнадцать домов на этом квартале расположены таким образом, что организуют одновременно как окружающие квартал улицы, так и внутриквартальные пространства, образуя в последних отдельные ансамбли. Расположение отдельных групп зданий по периметру участка дает вполне законченные цельные интерьеры внутриквартальной застройки и вместе с тем парадно разрешает фронт застройки улиц. Габариты и системы застройки жилых зданий приняты в зависимости от той или иной улицы. Так, наиболее строго или парадно решается архитектура по ул. Стачек и по ул. Якубениса, не говоря уже о первой улице, с восьмиэтажными башнями по ее краям.

Проф. А. А. Оль, арх. В. Ф. Белов и арх. А. А. Лейман. Жилой дом Ленпромстроя в Автово
Проф. А. А. Оль, арх. В. Ф. Белов и арх. А. А. Лейман. Жилой дом Ленпромстроя в Автово

Здания по длине не превышают 100—110 метров, что создает достаточную связь квартала с улицей и жилья—с хозяйственной территорией квартала. Зеленые насаждения скомпонованы согласно с архитектурой зданий и являются ее дополнением, подчеркивая в необходимых местах архитектуру. Хозяйственные дворы выделены кустовыми зелеными насаждениями. Места отдыха организованы в виде площадок, а также в виде газонов, боскетов, подстриженной зелени с соответствующими скамейками для отдыха, качалками-креслами и пр. В отличие от прямолинейной сети основных проездов внутриквартального значения и тротуаров, ведущих к домам, сеть дорожек среди зелени будет иметь живописный характер.

Скульптурные украшения, фонтаны и питьевые источники (при детучреждениях), беседки, павильоны и трельяжи намечаются в композиции всей застройки как добавочные элементы, завершающие архитектурно-хозяйственное лицо всех кварталов.

Жилой дом Ленпромстроя (корпус № 7) в Автово
Жилой дом Ленпромстроя (корпус № 7) в Автово

Тот же принцип положен в основу проектов планировки квартала № 2 (12,12 га) и квартала № 3 (8,23 га).

Досадной помехой для цельности всей композиции являются два уже существующих жилые дома Экспортлеса, вытянувшиеся параллельно друг другу и ул. Стачек. При радиальном расположении всей композиции эти дома с трудом с нею увязываются.

В кварталах № 2 и № 3 помимо жилых домов расположены в необходимом количестве детучреждения, а также две школы на 880 учащихся каждая.

Архитектурное лицо всех трех кварталов должно быть найдено в связи с расположением этих кварталов в приморской зоне, в достаточном удалении от монументальных общественных городских центров. Зеленый элемент в этой части города будет существенным компонентом.

Вопросы единства и разнообразия форм также встали во весь свой рост при решении этой большой и интереснейшей задачи. Где должно окончиться единство и найти свое место разнообразие приемов, — это пришлось решать на данном объекте. Мы разрешили этот вопрос в направлении единства общего стилевого выражения при разнообразии форм и их комбинаций в отдельных домах.

Проф. А. А. Оль, арх. В. Ф. Белов и арх. А. А. Лейман
Проф. А. А. Оль, арх. В. Ф. Белов и арх. А. А. Лейман

Встал также вопрос и об архитектурном руководстве проектированием всего этого комплекса: должно ли оно быть единым или может быть разбито на отдельные почти независимые друг от друга группы. По кварталу № 1 проектировочная работа почти закончена. Из 18 жилых домов 12 имеют своих застройщиков, и по ним уже заканчиваются рабочие проекты. Два дома начаты постройкой.

В проектировании жилых домов принимали участие Л. И. Гальнбек, С. Е. Бровцев и ряд молодых архитекторов: В. Ф. Белов, А. А. Лейман, Л. Е. Асе, А. С. Гинзберг, Г. А. Оль.

 

Проф. А. А. Оль и арх. С. Е. Бровцев

Журнал «Архитектура Ленинграда», №2 1936 год

Share

Комментариев: 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top