skip to Main Content
Аллея Гордовцев. Воинское кладбище. Ломоносов

Памяти эсминца «Гордый»

Прошли года, но в памяти не стерты

Поход на Ханко, ночь и взрывы мин,

И тот момент, когда эсминец «Гордый»

Израненный, ушел во тьму глубин.

 И вместе с ним сошли на дно залива

Сто тридцать пять  отважных  моряков.

Но для людей они навечно живы,

Они как свет незримых маяков.

Для нас, для тех, кому судьба ссудила

Смерть одолеть и к берегу пристать.

Священным долгом неизменно было

На подвиг павших жизнь свою равнять.

И за какое б дело мы не брались,

Чему б не отдавали мы сердца.

Мы гордовцами всюду оставались

И моряками были до конца.

Д. Тупиков

 

У погибших в море нет ни мест захоронения, ни памятников. Есть лишь координаты затонувших кораблей. А также людская память, способная хранить подвиги тех, кто отдал свои жизни за свободу Родины, и делать их достоянием последующих поколений.

Прекрасной иллюстрацией к сказанному является один из укромных уголков, притаившийся у самого края литоринового уступа на западной дистанции Петергофской дороги. Здесь, в Кронштадтской колонии,  в тени деревьев расположилось небольшое военно-морское  кладбище – Аллея Гордовцев. Его название напоминает нам об одном из многочисленных эпизодов героизма моряков Балтийского флота.

Аллея Гордовцев. Воинское кладбище. Ломоносов
На территории военно-морского кладбища «Аллея Гордовцев»

Эсминец Гордый был спущен на воду в июне 1937 года и считался одним из передовых кораблей своего класса. С начала 1939 года корабль официально вошел в состав Балтийского флота, где практически сразу же принял участие в Советско-Финской войне. Тогда  никто не мог подумать, что судьбе было угодно отпустить кораблю столь короткий срок боевой службы…

Эскадренный миноносец "Гордый"
«Гордый» относился к типу эскадренных миноносцев «сталинской серии», в массовом порядке строившихся во второй половине 30-х годов. Фото из финского архива

Осенью 1940 года командиром корабля стал Евгений Борисович Ефет. Будучи страстно влюбленным в море, Ефет, уроженец Евпатории, к тому моменту был уже опытным командиром: за умелое руководство эсминцем «Карл Маркс» и выполнение боевого задания в зимней кампании 1939—40 годов он был награжден орденом Красного Знамени.

Начало войны застало «Гордый» в Таллине, куда корабль прибыл в начале июня. Уже в первые дни войны гордовцам пришлось столкнуться с опытным и сильным врагом. Корабль отбивал воздушные атаки немецких самолетов, принимал участие в спасении экипажей пострадавших кораблей, своим огнем поддерживал сухопутные части советских войск, оборонявших Таллин.

Евгений Борисович Ефет
Капитан третьего ранга Евгений Борисович Ефет вместе со своими боевыми товарищами выполнял свой воинский долг, до последней минуты жизни не расставшись со своим кораблем

Затем был легендарный, полный испытаний Таллинский переход, в котором эсминец выполнял функции охранения крейсера «Киров». Десятки воздушных атак отразили гордовцы, однако от коварных вражеских мин уберечься не удалось: две взорвалась у самого борта. Получив большие пробоины, корабль оказался в серьезной опасности. Взрывом пробило корпус, в образовавшиеся пробоины хлынула вода. Эсминец остановился посреди минного поля; в ожидании помощи от других кораблей команда героическими усилиями проводила аварийные работы. Уже был получен приказ о снятии личного состава с эсминца, однако Ефету и его боевым товарищам удалось совершить невозможное: спасти корабль. К этому моменту «Гордый» был взят на буксир миноносцем «Свирепый» и переход на Кронштадт возобновился под непрерывными атаками вражеской авиации. Тем не менее, кораблям удалось дойти до Кронштадта, где «Гордый» встал на непродолжительный ремонт на территории Морского завода. Сразу после его завершения, находясь в Кронштадте, «Гордый» продолжал сражаться, ведя артиллерийский огонь по наступавшим вражеским войскам в районе Стрельны, Петергофа, Гостилиц.

Памяти эсминца «Гордый»
Героический экипаж эскадренного миноносца «Гордый», принявший смерть 14 ноября 1941 года в 3 часа 22 минуты. Источник: «Балтийский луч» от 7 мая 1999 г.

Уже в конце сентября 1941 года «Гордый», пройдя под носом у немецких войск вдоль южного берега Финского залива, занял огневую позицию на Неве  недалеко от места, впадения в нее реки Тосна. Здесь корабль продолжил вносить вклад в оборону Ленинграда, уничтожая вражеские самолеты у Ивановских порогов. Во всю «свирепствовала» корабельная артиллерия, нанося удары по вражеским скоплениям танков и пехоты. Все попытки врага уничтожить эсминец путем бомбардировок и постановки мин результата не дали.

В ноябре 1941 года «Гордый» вернулся в Ленинград для получения нового боевого задания –эвакуации гарнизона военно-морской базы Ханко. Задача была непростой: воды Финского залива были усеяны минами, берега заняты врагом. Совершать поход корабли могли только в ночное время, дабы избежать атак со стороны авиации противника.

В составе эскадры кораблей «Гордый» выступил в поход в ночь с 13 на 14 ноября. Тогда еще никто не знал, что эсминец отправился в свой последний путь…

Поход на Ханко выдался крайне сложным. Вот наскочил на мину катер охранения «Морской охотник», такая же участь постигла тральщик «Верп». За ним получил повреждение «коллега «Гордого», эсминец «Суровый». Эстафету головного корабля принял «Гордый», ведя караван сквозь бурные осенние воды Балтики, насыщенные вражескими минами…

Наступил четвертый час утра. Внезапно последовала серия взрывов. Сначала один, затем другой. Корабль начал крениться. Попытки удержать его на плаву оказались тщетными: слишком сильны были повреждения. На помощь уже спешили катера. Казалось, еще немного и экипаж эсминца будет спасен. В этот момент прямо под кормой «Гордого» последовал новый взрыв, оказавшийся смертельным. Успевшие пересесть в шлюпки моряки стали свидетелями незабываемой сцены. Сначала комиссар Сахно, затем командир корабля Ефет и другие оставшиеся на «Гордом» краснофлотцы запели «Интернационал». Насколько необычными, настолько же и величественными должны были быть эти мгновения, когда ранним ноябрьским утром командир корабля и его экипаж прощались со своими товарищами, погружаясь в пучину суровых балтийских волн…

Эсминец "Гордый"
О кораблях, которыми командовал Ефет, миноносцах «Карл Маркс» и «Гордый», о личном составе этих кораблей написано несколько книг. Источник: Кропотов В.С. Военные традиции крымских караимов

С тех прошло немало лет. Широкую известность подвиг гордовцев получил лишь спустя три десятилетия. В мае 1972 года в школе №6 (позднее — № 436) города Ломоносова был основан музей эсминца «Гордый». Тогда же в память о погибших краснофлотцах усилиями школьников и преподавателей была посажена аллея.

Памяти эсминца «Гордый»
Музей «Боевой путь эскадренного миноносца «Гордый» был создан в школе №6, нынешней 436 школе, по инициативе директора школы №6 Мочаловой Любови Андреевны и жены командира эсминца «Гордый» Валентины Ивановны Ефет в 1972 году.

Все дальше от нас принесшие столько бед и испытаний суровые сороковые годы. Но подвиг краснофлотцев с течением времени становится лишь ярче. Напоминанием о нем служат зеленеющие каждую весну деревья Аллеи Гордовцев, увековечивая память о погибших.

Аллея Гордовцев. Воинское кладбище. Ломоносов
«Не забудьте! Не было безымянных героев, а были люди, которые имели свое имя, свой облик, свои чаяния и надежды». Юлиус Фучек
Share

Комментариев: 7

  1. Здравствуйте. На этом Эсминце «Гордый» служил краснофлотец Перевезенцев Владимир Иванович 1922 г.р. погиб 14.11.41. Его брат Перевезенцев Дмитрий Иванович живет в Москве по
    адресу 117463 ул. Инессы Арманд д 4 кор 2 кв 345 тел. 8-499-724-4336. Большое Вам спасибо
    за память о павших в боях за Родину. И если есть какие то данные о месте захоронения П.В.И.
    то просьба сообщить по указанному адресу. Заранее благодарю Вас.

    1. Перевезенцев Д.И. 21.10.1929г.р. проходил обучение в 316 УО в/ч 20884 г.Киев в 1946 г. Затем
      Порт-Артур и бухта Золотой Рог служил на американских фрегатах на Тихоокеанском Флоте.
      1947-50 г.г. стояли у берегов Японии. В конце 1950 г. фрегаты сдали в порт Osaka и на гражданских судах прибыли во Владивосток бухта Золотой Рог для службы на эсминце «Сердитый». В конце 1952 г. в звании старшина 2-й статьи демобилизация (срочной службы без малого 7лет). Этот эсминец вошел в состав 4-го ВМФ (ТОФ и Балтийский Флот) 28.01.51 г.
      Название присвоено с предшественника эсминца «Сердитый» потопленного 19.07.41 г. при
      внезапной атаке 4-мя бомбардировщиками JU 88 взорван боеприпас и глубинные бомбы на
      корме. Второй взрыв носовых магазинов разрушил эсминец, но еще чуть более часа оставался на плаву. 35 членов экипажа погибло и 30 раненых сняли эсминцы «Стерегущий» и «Гордый» на котором служил старший брат Перевезенцев Владимир Иванович.
      Такова судьба двух эсминцев «Сердитый» и двух братьев Перевезенцевых.

  2. К сожалению в статье допущена ошибка, на одном из фото видим не Евгения Ефета, а командира советского эсминца «Бойкий» капитана 3-го ранга ковалера ордена Красной Звезды Г.Ф. Годлевского. Вот он на фото сделанном на том же месте https://waralbum.ru/222211/
    К тому же Евгений Борисович Ефет не имел среди наград орден Красной Звезды, он был награжден орденом Красного Знамени…

  3. На индивидуальном фото, к сожалению, другой человек — Годлевский Г.Ф., командир эсминца «Бойкий», автор книги «Серебряный якорь», соавтор книги «Походы боевые».

  4. На эсминце «Гордый» погиб брат моего отца, Байков Нил Ильич. Хочу найти хоть какие-то сведения о нем. Моего папу приглашали в город Ломоносов, где был основан музей эсминца «Гордый».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top