skip to Main Content
Подвиг бесстрашных курсантов-пограничников

Подвиг бесстрашных курсантов-пограничников

Путешествуя по Ленинградской области, повсеместно можно встретить напоминания о Великой Отечественной войне, представленные разнообразными памятниками, монументами, захоронениями. Среди них есть как крупные мемориалы, так и небольшие памятные знаки, известные по большей части местным старожилам.

Один из таких памятников расположен у обочины старинного Копорско-Бегуницкого тракта при подъезде к Копорью. Здесь, неподалеку от пересечения с грунтовой дорогой, уводящей к деревне Ирогощи, скромно притаился небольшой памятный знак, посвященный памяти погибших курсантов Ново-Петергофского пограничного училища.

Автодорога Копорье-Бегуницы
Фрагмент современной дороги Копорье-Бегуницы, где расположился памятный знак
памятный знак, посвященный памяти погибших курсантов Ново-Петергофского пограничного училища
Небольшой памятный знак, посвященный памяти погибших курсантов Ново-Петергофского пограничного училища. Открыт в мае 1995 г.

Сейчас безмятежное спокойствие копорских полей настраивает путешественников на меланхоличный лад. Но в далеком сорок первом здешние места выглядели совершенно иначе. Привычная взору красота копорских окрестностей пришла в запустение: вместо стогов сена и скирд сжатой ржи – мертвые поля, вместо оживленных сельских улиц — почерневшие деревенские дома и пустые дороги. Тревожную картину оттеняли замершие темно‑зеленые лесные массивы, на фоне которых периодически вспыхивали дымки взрывов. Неясные очертания чего‑то чуждого для обыденного пейзажа заставляли беспокойно вглядываться в сумеречную даль. Именно такой пейзаж встретил выдвинувшихся в район Копорья курсантов Ново-Петергофского Военно-политического училища пограничных и внутренних войск НКВД им. К. Е. Ворошилова в конце августа 1941 года.

Ново-Петергофское Военно-политическое училище пограничных и внутренних войск НКВД им. К. Е. Ворошилова
Комиссар батальона В. Образцов, командир Н. Шорин, начальник штаба С. Петраков. Источник: газета «Балтийский луч», 1968 г.

Тяжелая обстановка, сложившаяся на подступах к Ленинграду, требовала мобилизации всех имеющихся резервов. В середине августа батальоны курсантов получили задачу выставить заслон на основных рубежах наступления противника.

Поначалу 1-й батальон под командованием майора Николая Александровича Шорина провел ряд успешных разведывательных рейдов и боев на территории нынешнего гатчинского и Волосовского районов Ленинградской области, постоянно контратакуя наступавшего противника. А в конце августа батальон был направлен в распоряжение командующего Копорской оперативной группы, чьи подразделения постепенно отступали, ведя изнурительные бои. Именно в окрестности Копорья и прибыли шоринцы, перед которыми была поставлена задача стабилизировать положение.

Ново-Петергофское Военно-политическое училище пограничных и внутренних войск НКВД им. К. Е. Ворошилова
Командир курсантского батальона Николай Александрович Шорин. Источник: В. Фелисова «Все мои братья»

Ситуация несколько облегчалась тем, что здешняя местность была хорошо знакома многим курсантам: еще до войны они принимали участие в тактических занятиях. Теперь им предстояло сражаться на тех же рубежах, где совсем недавно шли учебные бои. Объектом для контратаки были выбраны части противника, расположившиеся в недавно захваченной деревне Ирогощи.

Сконцентрировав свои силы в окрестном лесу, курсантский батальон и с десяток приданных им легких танков на исходе 31 августа нанесли удар, оказавшийся для гитлеровцев поистине ошеломляющим. Вырвавшиеся из окрестного леса на полном ходу и открывшие огонь по врагу танки вызвали замешательство среди гитлеровцев. Третья и четвертая курсантские роты дружно атаковали противника, чьи попытки организовать сопротивление были сорваны первой и второй ротами.

Опомнившись от замешательства, гитлеровцы встретили атакующих гранатами и автоматным огнем, но остановить курсантов было уже невозможно. Шел настоящий бой, местами переросший в рукопашную схватку.

В результате вражеский гарнизон сначала попятился, а потом, не сумев оторваться от атаковавших их курсантов, обратился в бегство. Полагая, что контрнаступление ведется большими силами, вражеское командование отдало своим подразделениям приказ об отходе за реку Ламошку. Однако организованным отходом это было назвать трудно. Под прикрытием минометного и артиллерийского огня по направлению к мосту через небольшую речку сплошным потоком мчались вражеские танки, орудия и автомашины с солдатами. У моста образовалась пробка. Пробившиеся через переправу танки и машины стремились уйти подальше от затора. Паника разрасталась и там, за Ломахой. Разгоряченные боем курсанты рвались преследовать противника. Но поступил категорический приказ: из леса не выдвигаться, малочисленности своей не выдавать и лишь усилить огонь по врагу.

Ново-Петергофское Военно-политическое училище пограничных и внутренних войск НКВД им. К. Е. Ворошилова
Схема боя под Ирогощами, вычерченная комбатом Н.А. Шориным. Источник: В. Фелисова «Все мои братья»

Контратака удалась в полной мере. Однако на этом боевая активность курсантов в Ирогощах не завершилась. Уже после боя было принято решение сходить в разведку в окрестности деревни.

Группа разведчиков, сделав большой крюк левее соседней деревни Заринской, вновь прошла по местам недавнего боя. Убедившись, что основные силы противника остаются за рекой, курсанты двинулись в обратный путь по околице деревни, как вдруг услышали лошадиное ржание.

Высланные дополнительные дозоры обнаружили, что совсем недавно в деревню по лесной дороге вошло подразделение противника, не знавшее о разыгравшейся здесь ранее грозной баталии. Не были поставлены часовые, солдаты вели себя довольно беспечно, группами и в одиночку бродили по деревне. На самом краю деревни была затоплена баня, куда солдаты тащили из окрестных домов корыта и тазы.

Занявшие вокруг бани замаскированные позиции курсанты, с изумлением наблюдали как группы моющихся сменяли одна другую. Солдаты отправлялись в деревню, обмотав головы полотенцами. Возле бани стояли пьяный гвалт и хохот. Те, кто не помещался в ней, мылись прямо на улице, поливая друг друга водой.

Дождавшись, когда к бане подойдет последняя группа гитлеровцев, курсанты перешли в атаку. Пока одна группа перешла в рукопашную с мывшимися возле бани, другая часть курсантов ворвалась внутрь. Здесь, среди полумрака, жары и пара вспыхнула новая схватка. Некоторые из фашистов пытались вырваться в предбанник. Другая часть оказала сопротивление курсантам, отбиваясь шайками и взятыми с печки раскаленными камнями.

Мокрые и потные выбежали курсанты покинули баню. Без потерь, не вызвав у противника, расположившегося на отдых в Ирогощах, никакой тревоги, группа разведчиков отошла в лес, растворившись в темноте…

Ново-Петергофское Военно-политическое училище пограничных и внутренних войск НКВД им. К. Е. Ворошилова
Полевая дорога в окрестностях деревни Ирогощи. Немало погибших смертью храбрых курсантов-пограничников нашло здесь свой покой

В чем же был секрет шоринских бойцов? Лучший ответ на этот вопрос дала газета Восьмой армии «Ленинский путь».

«Шоринцы во главе со своим командиром показали в боях пример мужества, отваги, упорства. Много раз гитлеровские разбойники чувствовали на своей шкуре удары шоринцев, много раз хваленые гитлеровские вояки бежали от них. Шоринцы вооружены и снабжены так же, как и многие другие подразделения, они дрались в таких же условиях.

В чем же их сила?

Бойцы товарища Шорина не знают страха в борьбе. Сильные духом, они уверены в победе. Об их упорство и стойкость разбивались атаки фашистов.

Ни при каких обстоятельствах шоринцы не впадали в панику. Шоринцы не боятся трескотни фашистских автоматчиков, их не запугаешь попыткой обойти с фланга. Никогда в их рядах не слышны были слова «нас окружили». Шоринцы всегда ищут врага, чтобы навязать ему бой, чтобы уничтожить его.

Шорин воспитал у своих бойцов боевой порыв — стремление наносить врагу удары.

Часто бойцы товарища Шорина переходили в штыки. Однажды немцы готовились к атаке. Шоринцы сами ответили контрударом. Боевой опыт лучших воинов показывает, что в бою побеждает тот, кто презирает смерть, кто неудержимо идет вперед».

В результате контратаки под Ирогощами, хорошо продуманной и организованной командиром батальона Шориным и его штабом, благодаря отваге и боевому умению пограничников, подразделения 93‑й пехотной дивизии противника были выбиты со своих позиций, поспешно отступив более чем на пять километров. Фашисты оставили на поле боя сотни трупов, множество различной военной техники и боеприпасов. На несколько дней активность противника заметно спала, позволив частям 8-й армии отступить на новые оборонительные рубежи.

Ново-Петергофское Военно-политическое училище пограничных и внутренних войск НКВД им. К. Е. Ворошилова
Открытие памятного знака в мае 1995 г. Источник: газета «Балтийский луч»

Внезапная контратака курсантов Ново-Петергофского училища под Ирогощами стала редким примером успешных боевых действий под Ленинградом в августе 1941 года. К сожалению, сегодня история этого боя не слишком хорошо известна, растворившись в многочисленной череде эпизодов героической бороны Ленинграда. Однако это вовсе не повод забывать подвиг молодых мальчишек, которых судьба бросила в бой прямо с курсантской скамьи. Об этом напоминает притаившийся у дороги близ Копорья скромный памятный знак. А также сохранившиеся воспоминания участников боя, навеки оставшиеся в нашей памяти.

Ново-Петергофское Военно-политическое училище пограничных и внутренних войск НКВД им. К. Е. Ворошилова
Темной августовской ночью они шли в атаку на превосходящие силы противника… и ушли в бессмертие
Share

Комментариев: 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top