skip to Main Content
Скоростная стройка на проспекте Стачек

Скоростная стройка на проспекте Стачек

В послевоенные годы развернулись большие работы по застройке Кировского района. Известно, что этот крупнейший индустриальный район Ленинграда в период блокады потерял значительную часть своего жилого фонда. В то время, как в центре города велось восстановление отдельных зданий, за Нарвской заставой приходилось возводить целые кварталы заново.

На первых порах застройка Нарвской заставы ограничивалась, однако, преимущественно боковыми улицами. Здесь возникали кварталы малоэтажных зданий, которые лишь в какой-то мере ослабили нужду в жилье. Общеизвестно, что малоэтажные здания в условиях крупного города не решают ни проблемы жилья, ни тем более архитектурного оформления магистралей и площадей.

Лишь в 1949 году строители вышли на главную магистраль Кировского района — проспект Стачек. Наиболее успешно развернул работы трест № 1 Министерства строительства предприятий машиностроения, который, собственно, является главным застройщиком проспекта.

Силами треста № 1 на проспекте Стачек возводится в настоящее время ряд многоэтажных домов.

Среди новостроек — дом № 18- 20, выходящий на Кировскую площадь. В этом корпусе, который строители хотят сдать к 150-летию Кировского завода, весной 1951 года,— ведутся штукатурные работы. Отделочные работы идут в доме № 33.

Предстоит закладка еще нескольких многоэтажных домов, которые заполнят пустоты на проспекте.

Надо отметить, что реконструкция проспекта Стачек представляет немалые трудности и для архитекторов и для строителей.

Задача архитекторов усложняется тем, что магистраль застраивалась на протяжении последних десятилетий чрезвычайно разнородными по стилю зданиями.

Что касается строителей, то они вынуждены вести застройку отдельными участками. Это, конечно, не дает возможности создать единый индустриальный поток.

Тем не менее, трест № 1, используя богатый опыт строителей столицы, первым в Ленинграде начал после войны скоростное строительство двух многоэтажных корпусов.

Оба здания — №№ 56-58 по проспекту Стачек — были заложены в июле 1950 года. Дома воздвигнуты по проектам архитекторов Г. Л. Ашрапян, В. А. Кардаковой и О. С. Яковлевой (мастерская арх. В. А. Каменского).

Проспект Стачек. Дома №№ 56-58
Строительство домов №№ 56-58 на проспекте Стачек. Общий вид. Авторы проекта— арх. Г. Л. Ашрапян, В. А. Кардакова, О. С. Яковлева

Строительные работы по обоим корпусам, рассчитанные, с момента начала кладки, на 110 дней, показали, что сооружение многоэтажных домов в столь короткий срок под силу ленинградским строителям.

Опыт возведения этих корпусов заслуживает внимательного изучения, тем более, что это первая в Ленинграде скоростная стройка, осуществленная на основе типовых жилых секций, разработанных «Ленпроектом».

Оба корпуса, расположенные на большой магистрали, непосредственно примыкают друг к другу, но фасады их архитектурно решены по-разному.

Пятиэтажный дом № 56 выполнен в строгих формах, с богатым венчающим карнизом и балконами на фасаде. Торец здания, обращенный на север, украшен четырьмя массивными колоннами и балконом в уровне четвертого этажа.

Проспект Стачек. Дома №№ 56-58
Фрагмент эркера

Целесообразность устройства такой дорогостоящей монументальной колоннады на торце, обращенном к северу, вызывает сомнения, тем более, что она органически не связана со строгими формами главного фасада.

Громадный же балкон, площадью около 45 метров, фактически обслуживает… одну квартиру! Авторы проекта, очевидно, руководствовались в данном случае лишь формальными соображениями.

Архитектурное решение фасада второго, четырехэтажного, корпуса было связано с наличием по соседству старого здания, которое перерезано от земли до карниза вертикальными выступами. Ориентируясь на этот маловыразительный дом, авторы проекта оснастили новый корпус тремя массивными, значительно выступающими эркерами, которые придают сравнительно небольшому зданию тяжеловесный вид. Едва ли была необходимость придерживаться неудачной архитектуры старого дома.

Оба корпуса выполнены в кирпиче и шлакоблоках (верхние три этажа) с облицовкой фасада плитками. Междуэтажные и чердачные перекрытия — сборные, из двутавровых железобетонных балок с заполнением пустотелыми шлакобетонными вкладышами. Крыша — железная с обычными мауэрлатами, стропилами и обрешеткой. Трубопроводы центрального отопления, канализации, газификации проложены в специальных сантехнических шахтах. В отступление от проекта в пятиэтажном корпусе почему-то отказались от мусоропровода.

Первоначально предусматривалась внутренняя отделка стен, перегородок и потолков мокрой штукатуркой. Но в процессе строительства технология штукатурных работ была изменена. В согласии с авторами проекта строители вынуждены были внести и некоторые другие изменения. И хотя исправить удалось далеко не все, несомненно, что и проектировщики и строители проделали серьезную работу, обеспечившую успешное применение индустриальных методов.

Проспект Стачек. Дома №№ 56-58
Фрагмент фасада дома № 58

В ходе строительства выявились серьезные недочеты как в проектах типовых секций, так и в проектах зданий, выпущенных мастерской арх. В. А. Каменского.

Строители предъявляют «Ленпроекту» ряд вполне обоснованных претензий, сводящихся, в основном, к тому, что эта ведущая проектная организация Ленинграда отстает от передовых достижений строительной техники. Недостаточно учитываются опыт строителей Москвы и новые конструкции, применяемые в столице.

Несовершенны запроектированные конструкции перекрытий. Так, например, не предусмотрена достаточная их сборность. В типовых секциях «Ленпроекта» приняты перекрытия с заполнением из пустотелых шлакобетонных вкладышей. Между тем на передовых стройках страны давно уже применяются крупные железобетонные настилы, перекрывающие сразу большую площадь.

Неубедительны ссылки на то, что на большинстве ленинградских строек нет мощных кранов для подъема таких конструкций. Во-первых, кранов появляется все больше и ясно, что проектирование надо вести глядя вперед, а не назад. Во-вторых, можно было предусмотреть два варианта перекрытий. Трест № 1 как раз располагает башенными кранами и ему под силу транспортировка перекрытий из крупных плит. Однако проекты домов №№ 56—58 по проспекту Стачек составлены исходя из устаревших технических приемов.

Пустотелые вкладыши для перекрытий, предусмотренные в типовых секциях, имеют и другой недостаток. Выдерживая достаточную нагрузку, они весьма чувствительны к удару. Это создает большие неудобства в ходе работ. По заявлению главного инженера треста № 1 А. А. Сизова порча вкладышей при перевозке достигает 30 процентов. Недопустимо применение пустотелых вкладышей в чердачных перекрытиях, где заполнение ничем не защищено от возможных ударов при эксплуатации дома. Вопреки проекту, строители вынуждены будут, по-видимому, дать поверх чердачных перекрытий простильный пол, что, конечно, удорожит строительство.

Неудачно решена сантехническая шахта в домах. В Москве давно уже применяются облегченные шахты контейнерного типа, спаренные — для двух квартир. Шахта «Ленпроекта» громоздка; она требует излишнего расхода металла и сооружения специального фундамента в подвале. Непонятно, почему «Ленпроект» не заимствует хороший опыт, а идет «своим путем», удорожающим строительство.

Проектировщики должны ориентировать строителей на передовую технологию, диктовать применение новейших, прогрессивных методов. Между тем, в типовых секциях предусмотрено широкое использование отживающей свой век мокрой штукатурки, которая несовместима со скоростными методами строительства.

Проспект Стачек. Дома №№ 56-58
Фрагмент стены, облицованной плитами

В этой связи никак нельзя согласиться с точкой зрения возглавляющих разработку типовых секций арх. А. С. Гинцберга и инж. А. А. Любоша. В статье «Проектирование и строительство жилых зданий на основе типовых секций» (сборник «Архитектура и строительство Ленинграда» № 1, 1950 г.) они пишут: «Опыт применения сухих штукатурок для отделки наружных капитальных стен внутри помещения еще невелик, так что пока нельзя рекомендовать их для широкого применения».

Это утверждение неверно. Известно, что в Москве на Песчаной улице, где поточно-скоростное строительство крупных зданий ведется уже не первый год, мокрая штукатурка совершенно исключена. И это является одним из основных условий быстрого ввода домов в строй.

Тт. Гинцберг и Любош, правда, оговариваются, что отделка сухими штукатурками внутренних капитальных стен «вполне допустима». Но почему только внутренних? И не слишком ли осторожна эта формула «вполне допустима»? Надо требовать от строителей отказа от мокрой штукатурки и широкого применения сухой, особенно при скоростном строительстве.

Следует отметить, что строительный трест № 1 при возведении домов №№ 56—58 по проспекту Стачек, вопреки приведенным осторожным утверждениям и проекту, применил для отделки внутренних поверхностей наружных стен щиты сухой штукатурки «ригипс». К чести работников «Ленпроекта» надо сказать, что они не возражали против этой поправки.

Однако и сам трест № 1 в своем стремлении отказаться от обычной штукатурки не был последователен до конца. Когда, из-за недостаточной подготовленности производственной базы, строителям не хватило облицовочных плит, трест решил оштукатурить дворовые фасады старым способом.

Претерпела изменения и конструкция лестниц. Строители нашли более удачное решение, чем авторы проекта. Металлические косоуры были заменены железобетонными сборными конструкциями.

Проспект Стачек. Дома №№ 56-58
Транспортировка железобетонного косоура

Серьезные претензии адресованы непосредственно к мастерской арх. В. А. Каменского. Достаточно сказать, что проектом предусматривалось 670 различных типов плиток для отделки фасадов. Явное излишество! Конструкции балконов, эркеров требовали чрезмерно большого расхода металла. Недостаточно продумано было крепление некоторых облицовочных деталей. Значительные затруднения вызвало, например, крепление карнизных, особенно угловых блоков. То же самое следует сказать о модульонах в карнизе. Авторы проекта тщательно прорисовали низ эркеров, но не продумали, как надежно укрепить громоздкие детали, нависающие над тротуаром.

Все это свидетельствует о том, что работники мастерской и конструкторы недостаточно связаны со строительными площадками и многое решают формально, в отрыве от живого опыта.

Следует все же отметить, что авторы проекта уже в ходе стройки активно включились в работу, постоянно бывали на площадке и в содружестве с мастерами, инженерами, стахановцами, внесли в проект немало улучшений.

Строители разбили весь процесс сооружения зданий на пять циклов. Первый из них — земляные работы и кладка фундаментов; второй — возведение стен с одновременным монтажом перекрытий и лестниц; третий — сборка крыши и перегородок; четвертый — внутренняя отделка; пятый — электроосвещение и благоустройство участка.

Руководство работами по каждому циклу было возложено на опытных, подготовленных мастеров.

Трест хорошо оснастил стройку необходимыми механизмами. Два башенных крана, грузоподъемностью по полторы тонны, обеспечили вертикальную и горизонтальную транспортировку материалов. Следует отметить применение специального устройства, которое дает возможность поднимать башенным краном три железобетонных балки одновременно. За смену кран производил до 80 подъемов различных грузов.

Проспект Стачек. Дома №№ 56-58
Башенный кран в работе

Перевозка кирпича и шлакоблоков, а также подача их к рабочему месту осуществлялись в контейнерах системы инженера Мальцева. Погрузка стеновых материалов на заводе производилась с помощью автокрана. Для разгрузки машин и подачи контейнеров к башенному крану на площадке установили два стреловидных крана, передвигающиеся по рельсовым путям. С помощью такого крана четырехтонная автомашина разгружается за четыре минуты.

Проспект Стачек. Дома №№ 56-58
Контейнеры с кирпичом

Нелегкая задача транспортировки материалов, отнимающая обычно у строителей много времени и средств, была, таким образом, решена просто и экономно. Строительная площадка не загромождалась множеством мелких подъемных приспособлений. Выгода применения полуторатонных универсальных кранов на жилищных стройках совершенно очевидна.

Проспект Стачек. Дома №№ 56-58
Подъем балок

Новым в организации работ явилась транспортировка материалов с помощью тех же башенных кранов — через лестничные клетки. В соответствии с этим крыша над лестничными клетками была сооружена лишь после того, как в этажи были поданы все внутренние конструкции здания.

Несмотря на то, что на площадке наблюдалась нехватка облицовочных плит и лепных изделий, кирпичная кладка, а также облицовка лицевых и торцовых фасадов закончены в срок, установленный поточно-скоростным графиком. Потери времени перекрывались общей слаженностью и высокой производительностью труда дружного коллектива строителей.

На кладке и устройстве перекрытий работала комплексная бригада, в которую входили каменщики, плотники, подсобники. Не только рабочие ведущих профессий, но и крановщицы выполняли сменные нормы на 150—160 процентов.

Кладкой руководил инициатор соревнования за образцовый строительный участок мастер С. И. Моисеев. Новатор, почин которого подхвачен не только в Ленинграде, но и далеко за его пределами, установил строгий порядок на площадке. Точное соблюдение графика, суточное планирование стали законом.

Характерно, что Моисеев ведет почасовой учет работы механизмов. Чтобы рабочие в этажах не теряли ни одной минуты, он организовал подачу материалов во время обеденного перерыва и после смены.

Мастер вел кладку обоих корпусов одновременно. На каждом доме работала бригада из восьми каменщиков. При этом также одновременно  выкладывались две стены — наружная и внутренняя.

Это обеспечивало своевременную укладку железобетонных балок и заполнение перекрытий. Вместе с кладкой каменщики производили и облицовку фасадных стен.

Кладка стен велась «двойками» — каменщиком и подручным. Такой метод оказался наиболее целесообразным, из-за большого числа оконных проемов.

Одну из бригад каменщиков возглавлял знатный мастер В. И. Еличев, вторую — молодой стахановец Т. В. Меркулов. В развернувшемся между двумя бригадами соревновании Меркулов не отставал от старшего товарища, опытного мастера Еличева.

Опыт скоростной стройки на проспекте Стачек лишний раз убеждает в том, что дальнейшее проектирование жилых зданий необходимо вести на основе максимальной индустриализации строительства. «Ленпроекту» следует шире использовать богатый опыт передовых строителей и проектных организаций столицы.

Проспект Стачек. Дома №№ 56-58
Монтаж карниза

Скоростное строительство многоэтажных зданий должно основываться на широком применении крупных блоков. Следует напомнить, что Ленинград является зачинателем крупноблочного строительства. Кстати сказать, трест № 1, располагающий хорошей производственной базой, намеревался строить дома №№ 56—58 из крупных блоков, но это не встретило поддержки в «Ленпроекте».

Широкое применение сборных элементов и полный отказ от мокрой штукатурки позволят вводить крупные дома в строй за один сезон. Устранение мокрой штукатурки не просто ускоряет работу. При скоростном графике остается очень мало времени для просушки здания. Понятно, что лишь крупные готовые элементы — заранее офактуренные блоки, готовые перегородки — могут полностью обеспечить успешное осуществление скоростных методов.

 

Архитектор А.А. Ушаков

Сборник «Архитектура и строительство Ленинграда», №14 1950 г.

Share

Комментариев: 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top