skip to Main Content
Стрельнинский циклодром. Стрельнинское общество велосипедистов-любителей. Волхонское шоссе

Стрельнинский циклодром: cпортивная история, поросшая травой

Русская душа—душа спортсмена, и только теперь это стали ясно, за последние годы.

Время развития спорта в России отразилось и на положении велосипедного спорта.

Этот красивый, когда-то чуть ли не единственный  спорт, снова, как в былые дни своего величия захватил многих.

Журнал «К спорту», 1914 г.

Современному обществу трудно представить свою жизнь без спорта. Как любительский, так и профессиональный, он прочно внедрился в нашу жизнь, начиная от обычной физической культуры и заканчивая профессиональными организациями. Но несмотря на то, что корни многих видов спорта уходят глубоко в древние времена, их становление и развитие в современном понимании приходится на вторую половину 19 века. Именно тогда изменения в экономических и политических условиях жизни привели к тому, что у людей появилось больше свободного времени, в том числе,  для самосовершенствования.

Велооткрытка. Начало 20 века
Велооткрытка. Начало 20 века

Не стала исключением и Российская империя. Рубеж 19-20 веков может считаться золотым временем развития любительского спорта в стране. Как грибы после дождя возникали спортивные общества, чью деятельность освещали многочисленные спортивные периодические издания. Не стал исключением и велоспорт, очень быстро завоевавший большую популярность в Петербурге и его пригородах.  К тому моменту в городе на Неве уже существовало Петербургское общество велосипедистов, а чуть позже был зарегистрирован устав Царскосельского кружка велосипедистов. Однако популярность нового вида спорта была столь высока, что остановить победное шествие «циклизма» было уже невозможно.  И одной из точек притяжения циклистов со всей империи суждено было стать Стрельне. Именно здесь, в июле 1893 года, было образовано Стрельнинское общество велосипедистов-любителей, годом позже зарегистрировавшее свой устав.

Стрельнинский циклодром. Волхонское шоссе
Сообщение о регистрации устава сохранилось на страницах старинной периодики
Стрельнинский циклодром. Волхонское шоссе
Титульный лист издания устава Общества стрельнинских велосипедистов-любителей. Из фондов РНБ

Благодатной почвой для развития велосипедного движения стали земли стрельнинской Немецкой колонии. Рядом располагалось Волхонское шоссе – одна из наиболее благоустроенных трасс в окрестностях Петербурга, словно предназначенная для проведения велосипедных и автомобильных гонок. На нем первоначально и устраивались велосипедные гонки. Однако довольно быстро выяснилось, что растущему сообществу стрельнинских циклистов требуется нечто большее – своя гоночная трасса. Вполне логичным стало решение о строительстве собственного циклодрома, принятое на общем собрании Стрельнинского общества. Подходящим местом стало пересечение Волхонского и Нарвского шоссе.

Стрельнинский циклодром. Волхонское шоссе
Циклодромный овал хорошо заметен на плане Стрельны 1915 г.
Стрельнинский циклодром. Волхонское шоссе
Современный вид пересечения Волхонского и Новонарвского шоссе

Третьего сего декабря состоялось общее собрание Общества Стрельнинских велосипедистов-любителей, на котором были прочитаны отчеты за 1894 год:

Отчет Общества, 2) Отчет гоночной комиссии и 3) Отчет ревизионный комиссии с их заключениями. Все отчеты собрание утвердило. Затем состоялись выборы в секретари Общества, вместо И.П. Бережнова выбран К.Ф. Флеров, в казначеи Общества вместо О.П. Рейхард выбран Н.Н. Морозов. В ревизионную комиссию выбраны: А.А. Менге, М.В. Шмаров, В.Н. Тимофеев, М.М. Бассовский и А.Э. Вейдле.

Выборы нового председателя Общества не состоялись и собрание просило остаться прежнего председателя. Собрание постановило выбрать в гоночную комиссию на сезон 1895 года следующих лиц:

Г.Г. Циммермана, О.П. Рейхарда, М.М. Бассовского, М.В.Шмарова, А.А, Менге, А.М. Эрлиха и В.Н. Тимофеева.

Собрание постановило с 1 января 1895 года плату за членский взнос 10 рублей, с вновь поступающих – 15 рублей, с постоянных же гостей 5 рублей.

Затем собрание выбрало в действительные члены следующих лиц: Ф.Р. Робертса, Э.И. Янсона, Л.П. Бергмана, Э.Ю. Меланхтовича, И.А. Рутш, Ф.А. Рутш и Н.М. Проскурнина и в постоянные гости Б.П. Иогансона.

Собрание постановило выбрать место в м. Стрельно и начать постройку циклодрома

Секретарь Общества К. Флеров

Журнал Самокат, 1894 г.

Строительство собственного циклодрома обошлось местному сообществу во внушительные восемь тысяч рублей, однако результат оправдал ожидания. Новый циклодром, огражденный по периметру дощатым забором, занимал площадь в 2 500 кв. саженей. Длина дорожки, сделанной из шлака и песка, составляла полверсты, и, по отзывам велогонщиков, являлась одной из лучших в России. Сам циклодром помимо велосостязаний, был способен принимать и представителей иных видов спорта, как-то легкая атлетика, гимнастические упражнения, крокет, лаун-теннис и, конечно же, футбол.

Стрельнинский циклодром. Волхонское шоссе
Прошение Общества стрельнинских велосипедистов-любителей в губернскую строительную комиссию о возведении циклодрома на землях колонистов Хидемиллера и Бреннера. ЦГИА СПб. Ф. 256. Оп. 22 Д. 47
Стрельнинский циклодром. Волхонское шоссе
Прошение уполномоченного Общества о присылке техника для освидетельствования выстроенного циклодрома. ЦГИА СПб. Ф. 256. Оп. 22 Д. 47
Стрельнинский циклодром. Волхонское шоссе
Укрупненное изображение эмблемы Общества стрельнинских велосипедистов-любителей

Открытие циклодрома, состоявшееся 29 июня 1895 года при большом стечении публики, широко освещалось местной прессой:

Несмотря на скверную погоду, на открытие собралось очень много публики, занявшей буквально все имевшиеся места.

 В 1-м часу дня был отслужен благодарственный молебен, затем при пушечных выстрелах поднят флаг над трибуной и начался общий выезд велосипедистов под звуки оркестра военной музыки.

 Впереди шли командор общества Р.И. Гетц, вице-командор А.М. Эрлих, казначей Н.Н. Морозов и секретарь К.Ф. Эрлих; за ними следовали стрельнинские велосипедисты и члены других велосипедных обществ Петербурга и его окрестностей. Здесь были на лицо все лучшие силы наших велосипедистов: гг. Дьяков, Репинский, Мозер, Целибеев и другие.

 В выезде принимало участие до150 велосипедистов. Некоторые из спортсменов под звуки музыки проделывали разнообразные фигуры… После церемонии открытия, в 5 ч дня, в помещении театра состоялся роскошный обед, в котором участвовало до 100 человек.

 Журнал «Всемирная иллюстрация», 1895 г.

Изначально открытие циклодрома предполагалось ознаменовать целой серией заездов, однако испортившаяся погода вынудила организаторов перенести соревновательную часть на июль.

Стрельнинский циклодром. Волхонское шоссе
Открытие циклодрома в Стрельне. Журнал «Всемирная иллюстрация», 1895 г.
Стрельнинский циклодром. Волхонское шоссе
Первый заезд на Стрельнинском циклодроме. Журнал «Всемирная иллюстрация», 1895 г.

Первоначально были открыты сам велотрек и  помещение для кегельбана. Чуть позднее было получено разрешение на эксплуатацию деревянного одноэтажного павильона для танцев. Это здание было выстроено из рубленых бревен. Внутри в большом зале был настлан паркетный пол, а в остальных – сосновый. Сцена была частично окрашена по дереву масляной краской, частично оклеена обоями, выход с отворяющимися наружу дверями.

Стрельнинский циклодром. Волхонское шоссе
Проект зданий при «ипподроме» в Стрельне. ЦГИА СПб. Ф. 256. Оп. 22 Д. 47

Первые несколько лет с момента открытия циклодрома стали золотым периодом стрельнинского велосипедного движения. Рациональное понимание основ спорта гоночной комиссией, а также живое, подчас сердечное отношение к гонщикам и публике благоприятно отразились на общем ходе дела, и в короткое время, недавно призванный к жизни трек, занял видное место среди других велотреков Петербурга.  Это особенно проявлялось в те моменты, когда на других велотреках (Каменноостровском и Царскосельском) в гонках наступала пауза.

Стрельнинский циклодром. Волхонское шоссе
Вокруг циклодрома постепенно формировалась профессиональная велосипедная инфраструктура.
Стрельнинский циклодром. Волхонское шоссе
Карл Иванович Финстервальтер. Член Комитета Общества Стрельнинских велосипедистов-любителей, владелец механической мастерской

Дабы публика не скучала, местное общество велолюбителей старалось всячески оживлять несколько однообразные по своей природе велосипедные гонки, для чего устраивало состязания в беге, прыжках, перетягивании каната, борьбе и прочим видам спорта. Кроме того, Общество своевременно озаботилось приглашениями иногородних гонщиков, сравнивая с которыми своих фаворитов, публика могла судить о степени достигнутых ими успехов.

Стрельнинский циклодром. Волхонское шоссе
Гонщики на старте во время соревнований на велодроме в Стрельне. 1896 г. ЦГАКФФД СПб Г 3399
Стрельнинский циклодром. Волхонское шоссе
Гонщик на старте во время соревнований на велодроме в Стрельне. 1899 г. ЦГАКФФД СПб Г 3496
Стрельнинский циклодром. Волхонское шоссе
Гонщики на старте во время соревнований на велодроме. в Стрельне. 1899 г. ЦГАКФФД СПб Г 3495

Немаловажную роль играло и удобное местоположение циклодрома, расположенного недалеко от станции железной дороги, что сделало местный стрельнинский велотрек весьма доступным петербургской спортивной публике. Нередки были случаи, когда в дни больших гонок утренние поезда Балтийской железной дороги привозили в Стрельну целые вагоны профессиональных самокатчиков со своими средствами передвижения. От вокзала довольно быстро добирались до Волхонского шоссе, где их уже ждала публика.

Стрельнинский циклодром. Волхонское шоссе
Старт гонщиков на трехколесных велосипедах на велодроме в Стрельне. ЦГАКФФД СПб Г 3499

Последняя к этому моменту также выработала свои привычки или как писал один из спортивных журналов «свою физиономию. Помимо членов обще­ства здесь можно было встретить немало представительниц прекрасного пола. Многие зрители, в большинстве случаев— местные немецкие колонисты – были хорошо знакомы между собой и старались казаться как можно веселее. В ожидании приезда гонщиков в больших количествах поглощались лимонад, ликеры, апельсины; все это сопровождалось обилием выпущенных в обращение шу­ток и невинных шалостей. По меткому замечанию очевидцев, «у каждого из присутствующих точно нарисовано на лице: ты должен смеяться и будешь смеяться!». По сути, циклодром постепенно вышел за рамки сугубо спортивного учреждения, став подлинным культурным центром Стрельны и ее окрестностей.

Стрельнинский циклодром. Волхонское шоссе
Старт велосипедистов-офицеров Русской армии на велодроме в Стрельне. 1896 г. ЦГАКФФД СПб Г 3397
Стрельнинский циклодром. Волхонское шоссе
Старт велогонщиков на велодроме в Стрельне. 1899 г. ЦГАКФФД СПб Г 3494

Однако большой успех, сопровождавший первые годы функционирования петербургских циклодромов, одновременно заложил мину под их дальнейшее процветание. Отчасти это было связано с возрастающей конкуренцией со стороны других видов спорта и, прежде всего, более скоростных средств передвижения – автомобилей. Однако была и другая причина, заключавшаяся в неудачном управлении велосообществами. По меткому замечанию одного из профильных периодических изданий, «причины … кроются в самих устроителях, допускающих крупные ошибки и упущения, главным образом вытекавшие из особенного взгляда, что публика и гонщики созданы для велосипедных обществ, а не наоборот». Это в частности выражалось в нежелании разделения гонщиков на классы по уровню мастерства, что негативно сказывалось на уровне соревнований и, как следствие, на интересе публики. Последняя зачастую умирала со скуки, спасаясь в буфетах, а то и просто покидала гонки, не выдерживая томительно скучного и бесконечного заезда. Дополнительно над стрельнинцами висел дамоклов меч – внушительный долг, оставшийся от постройки циклодрома.

Стрельнинский циклодром. Волхонское шоссе
Аншлаг на стрельнинском циклодроме. Почтовая открытка.

В результате уже в 1899-1900 годах году газеты и журналы пестрели огорчительными новостями:

С велосипедными гонками дело швах.

Велодром прогорел. Стрельна также. Озерковский трек спит. Царскосельский раскрошился.

Во всех обществах и у всех антрепренеров – отсутствие денежных знаков!

Все наши велодромы погибли только из-за гг. гонщиков, которые в последнее время не гонялись для получения призов, а совершали прогулки по треку, во время которых рассуждали, кому взять первый или второй приз

Журнал «Циклист», 1900 г.

Для стрельнинских циклистов точкой перегиба стал 1898 год, когда в обществе насчитывалось 120 членов и около 80 сезонных гостей. Завидный успех имели не только трековые гонки и прочие спортивные состязания, но и проводившиеся танцевальные вечера, детские праздники, кегельфесты, биллиардные турниры. Совершенно иная картина наблюдалась в 1899 году. Проводившиеся велосипедные гонки собирали мало публики, тоже касалось семейных балов и праздников. Вдобавок ко всему за вход в пустующее помещение общества была установлена входная плата в 20 копеек даже в отсутствие мероприятий на циклодроме. Эта мера деморализовала и без того немногочисленных посетителей, привыкших по примеру предыдущих лет пользоваться до семи вечера помещением бесплатно.

Стрельнинский циклодром. Волхонское шоссе
Афиша о юбилейных состязаниях 29 июня 1902 г.

Нельзя сказать, что стрельнинское общество ничего не предпринимало для исправления ситуации. В первую очередь, были найдены источники для покрытия образовавшегося долга: большую часть взял на себя один из состоятельных членов общества, оставшуюся предполагалось постепенно гасить из текущих доходов. Был сформирован новый состав правления и начат поиск способов привлечения на циклодром публики. После двух летнего перерыва возобновилось проведение летных трековых гонок, которые, однако, уже не собирали прежнего количества зрителей. В то же время значительное оживление в программу проводившихся внесло участие учрежденного Стрельнинского кружка любителей спорта, которым на льготных условиях предоставили права пользования помещением, треком и площадками для спортивных упражнений. Благодаря этому шагу спортивная программа пополнилась регулярными соревнованиями, такими как бег, прыжки с трамплина, метание копья, ядра, футбол, стрельба из лука. На особо устроенных площадках проводились и другие игры: городки, лаун-теннис, крокет.

Стрельнинский циклодром. Волхонское шоссе
Спортсмены-велогонщики Стрельнинского общества велосипедистов-любителей на трехместном велосипеде. Начало 1900-х гг. ЦГАКФФД СПб Д 11541

Однако главная ставка была сделана на театр. Специальное помещение для него было построено одновременно с циклодромом, но долгое время театральные постановки находились на вторых ролях, уступая трековым велогонкам. Теперь же, когда они фактически перестали проводиться, вернуть интерес публики к циклодрому  были призваны театральные актеры. С этой целью в 1902 году Стрельнинское общество вошло в соглашение с группой драматических актеров под управлением режиссера Г. С. Карского и оперных певцов под управлением известного артиста — баса М.А. Ткачева. Арендатором выступило товарищество, организованное труппой театра, антрепренером которого являлся г. Крылов.

Стрельнинский циклодром. Волхонское шоссе
Члены Общества велосипедистов у буфета Стрельнинского циклодрома. Санкт-Петербург, Стрельна, 1900-е гг. Источник: Журнал «Родина», №6/2000

Предполагалось, что драматические спектакли буду демонстрироваться по четвергам и воскресеньям, а оперные – по вторникам. Субботы отводились для проведения семейно-танцевальных вечеров с оперными дивертисментами, сопровождавшиеся иллюминацией и полуночными фейерверками на тему «состязания драконов».  Открытие летнего сезона прошло 30 июня и было приурочено к празднованию девятилетия годовщины Стрельнинского общества велосипедистов-любителей. В это день на сцене демонстрировался спектакль «Дети Ванюшины», прошедший с хорошим успехом. Завершился вечер танцами под звуки оркестра военной музыки. Казалось, жизненные силы циклодрома наполняются живительной влагой. Однако на практике все оказалось куда сложнее:

Плач стоит на Волхонке. Театру, положительно не везет, и г. Крылову, антрепренеру оного, приходится ликвидировать дело. К земскому начальнику С. С. Вяткину поступила целая куча исков о возврат залогов и об уплате жалования. В Шунгорово при волостном правлении назначаются особые «Крыловские тяжебные дни». Военный оркестр также сидит, ожидая денег и своего военного начальства. Спектакль 18-го июня отменили. В буфете нельзя было достать ничего буквально: ни масла, ни сыра, ни яиц, ни телятины, ни колбасы, ни папирос. В саду, на пруд, рухнул довольно большой мост. В буфет, у раковины для оркестра вывешено следующее объявление: «Довожу до сведения артистов и прочих служащих при театре, что в обеспечение их претензий антрепренер театра Крылов внес мне залог в сумме 500 рублей, но удовлетворение этих претензий из данного залога, может последовать только по определению суда, к которому и следует обратиться всем тем лицам, права которых нарушены Крыловым, Петергоф. уезд. исправник Шилейко. Залог этот взят лишь в июне на этих днях, тогда уже, когда г. Крылов обидел всех, кого только было можно, собрав более 3 000 рублей залогов. Дело перейдет к прокурору.

Газета «Котлин», 1902 год

Возможно, дело заключалось в слабых способностях Крылова, а быть может виной тому оказалась чрезмерно высокая конкуренция со стороны других театров. К тому моменту в Стрельне работали еще два приюта Мельпомены, причем один из них находился на том же Волхонском шоссе. Если ко всему этому прибавить еще устройство гуляний «Обществом благоустройства Стрельны и ея окрестностей»“, то станет понятно, что у стрельнинских дачников был внушительный выбор способов приятного времяпрепровождения.

21-го июля, в театре при циклодроме Стрельнинского общества велосипедистов был устроен литературно-музыкальный вечер, сбор с которого поступил в пользу раненых, прибывающих в Стрельну с Дальнего Востока. Вечер имел большой успех. Зал циклодрома был переполнен.

Состоявшиеся затем танцы отличались большим оживлением, и конфетти, и бутоньерки раскупались очень охотно. Вообще, вечер имел полный материальный успех.

газета «Котлин», 1904

Тем не менее, администрация Общества продолжала попытки вернуть ситуацию в нормальное русло. Заключались договоры с ответственными лицами на право продажи билетов на состязания и танцевальные вечера, на право держать буфет, на реализацию серпантина и конфетти. Недоставало лишь одного – прежнего успеха и популярности трековых гонок у публики. И с каждым последующим годом ситуация усугублялась. Как и прежде, акцент делался на театральные постановки и проведение иных развлекательных мероприятий, к которым местная публика относилась с куда большим сочувствием.

Поставленный в «Циклодроме» 20-го июня фарс „Живые покойники или жена с того света» прошел гладко и весело, после чего состоялись оживленные танцы.

Состоявшиеся в воскресенье большие велосипедно-моторные гонки с участием чемпиона гор. Спб. К. Гатцука, и второй день международного чемпионата французской борьбы на приз, несмотря на оркестр военной музыки, не привлекли особенно публики

Газета «Дачник», 1909 год

С этого момента циклодром на несколько лет фактически пропадает со страниц спортивной периодики как место проведения трековых гонок, которые, трансформировавшись в шоссейные, практически полностью переместились на Волхонское шоссе. Чего не скажешь о театральных баталиях, захвативших циклодром. Весьма активным участником стал арендатор стрельнинского циклодрома, потомственный дворянин Леон Киприанович Битовт. На страницах архивных документов, в частности, освещается его спор с вдовой статского советника Людмилой Эдуардовной Альберти по поводу того, кому должно выдаваться разрешение на постановку спектаклей в театре «Циклодром».

Стрельнинский циклодром. Волхонское шоссе
Программа спектакля «Царь Иудейский». Стрельна, Театр Циклодром. Труппа драматических артистов под управлением Н.Н. Арбатова. Архив Дебольского М.Н.
Стрельнинский циклодром. Волхонское шоссе
Велогонщики на Волхонском шоссе. Начало 1900-х гг. ЦГАКФФД СПб Д 11538

Отдавая дань моде, при Битовте в составе развлечений циклодрома появляются кинематограф и скетинг-ринг, для организации которых пришлось внести изменения в систему подачи и распределения электричества. Впрочем, их популярность также оказалась недолговечной, и в плане развлечений акцент вновь был сделан на проведение народных гуляний и театральных спектаклей.

Стрельнинский циклодром. Волхонское шоссе
Реклама скетинг-ринга на циклодроме. Газета «Дачница». 1912 г.
Стрельнинский циклодром. Волхонское шоссе
К услугам посетителей циклодрома был широкий набор развлечений: спектакли, фейерверки и, конечно, первоклассный буфет. Газета «Дачница». 1912 г.

В помещении бывшего скетинг-ринга имеется сцена с артистическими уборными в зрительном зале ложи по бокам согласно утвержденному плану 10 августа 1910 г. При входе налево имеется бывшее помещение кинематографа с буфетом, столовой и эстрадой…

Владелец предполагает в строении бывшего скетинг-ринга давать народные гуляния, сцена освещается пиронафтом и двумя большими лампами…

Препятствий не встречается при условии: допуска на дневные представления публики в количестве не более 1200 человек, приведения в порядок софитов на сцене, обивки пола и стен войлоком…

Выдать свидетельство на устройство в бывшем помещении кинематографа танцевальных вечеров с дивертисментами на открытой эстраде при освещении исключительно пиронафтом и свидетельство на устройство в помещении бывшего скетинг-ринка дневных спектаклей и народных увеселений только при дневном свете.

По материалам ЦГИА, 1915 г.

Проводились на территории циклодрома и благотворительные мероприятия. Так, 21 июля 1904 года в помещении театра был проведен литературно-музыкальный вечер, сбор с которого поступил в пользу раненых, прибывающих в Стрельну с Дальнего Востока. По свидетельству  газет, вечер имел большой успех. Зал циклодрома был переполнен, а публика охотно раскупала конфетти, и бутоньерки.

Стрельнинский циклодром. Волхонское шоссе
Салфетка Стрельнинского циклодрома. 1909 г. Из фондов ГМЗ «Петергоф»

А в 1915 году в Стрельне для сбора пожертвований было образовано  специальное Общество для оказания помощи жертвам войны. Средства общество было намерено извлекать путем проведения спектаклей, концертов, киносеансов в представляемых обществу в безвозмездное пользование театра-скетинг-ринка, танцевального зала и других помещений на циклодроме в Стрельне. Как писали газеты, «проникший в общество слух об образовании упомянутого общества находит как видно радушный отклик у населения, ежедневно являются все новые и новые лица на циклодром за справками о положении дел». После необходимого освидетельствования разрешение было получено при условии освещения помещений керосиново-калильными фонарями и допуска публики во время вечеров не свыше 240 человек одновременно.

Стрельнинский циклодром. Волхонское шоссе
Заявление с просьбой продлить разрешение на устройство танцевальных вечеров. На документе — эмблема Стрельнинского кружка любителей спорта. ЦГИА СПб. Ф. 256 Оп. 33 Д. 220

Однако самые удивительные события происходили по линии спортивных состязаний. Канув в небытие на доброе десятилетие, в последние годы существования царской России велосипедный спорт становится вновь весьма популярным. Павший жертвой разборок между профессионалами и любителями, а также слабых организаторских способностей антрепренеров, велоспорт вызывал к себе недоверие спортсменов и спортивной публики. В результате многие талантливые циклисты с горечью отошли от дел, переместившись в другие виды спорта. Однако на смену темной полосе явилась светлая. Спортивная жизнь в стране вновь начала бить ключом, и одним из свидетельств этого стало возвращение интереса к трековым гонкам. Этот красивый, когда-то чуть ли не единственный вид спорта, снова, как и в былые дни своего величия захватил многих и вновь начал увеличивать круг своих поклонников. Ничего удивительного в этом не было: являясь недорогим средством передвижения, велосипед вошел в общественную жизнь, как одна из непременных составляющих культурной жизни. Легкий доступ для широкой публики послужил к широкому развитию одной из составляющих велосипедного спорта—велотуризма.

Первая трековая гонка, устроенная в Стрельне на циклодроме Стрельнинским кружком любителей спорта, прошла вполне успешно и оживленно. Несмотря на ненастную погоду, собрала довольно большое количество гонщиков, а также и зрителей, что еще раз подтверждает, что в Петрограде все больше начинают интересоваться этим видом спорта и при внимательном отношении к делу, велосипедный спорт может быть поднят на должную высоту.

Журнал «К спорту»,1916 г.

Последние годы существования Российской империи выдались весьма непростыми. Тем не менее, несмотря на все сложности, стрельнинский циклодром продолжал свою деятельность в основном качестве, собирая верных почитателей циклизма на трековые гонки. На смену прежним авторитетам пришло новое поколение циклистов, чьи души жаждали воплотить на практике свои спортивные амбиции. И, кто знает, при правильной постановке дела, возможно, стрельнинские соревнования могли бы вернуть себе былую славу. Однако этим планам не суждено было сбыться. Слишком сильные изменения потрясли страну, до неузнаваемости изменив политический, социальный и культурный ландшафт. В этих изменениях не нашлось места стрельнинскому циклодрому…

Стрельнинский циклодром. Волхонское шоссе
На финском плане окрестностей Ленинграда в 1924 г. еще изображен овал велотрека…
Стрельнинский циклодром. Волхонское шоссе
… на немецкой аэрофотосъемке 1942 года его уже нет

Давно поросли густой травой дорожки бывшего циклодрома. Исчезли следы велотрека, принимавшего лучших гонщиков страны из Одессы и Ревеля, Риги и Москвы. Но иной раз, когда по Волхонскому шоссе проносится очередная группа велосипедистов, историческая память возвращает нас в конец 19 века, к  заре отечественного велосипедного спорта, к многочисленной почтенной столичной публике, немецким колонистам  и позабытым велогонщикам из Стрельны.

Стрельнинский циклодром. Волхонское шоссе
Поросшее густой растительностью поле совершенно не напоминает о славном спортивном прошлом стрельнинских велосипедистов
Стрельнинский циклодром. Волхонское шоссе
На Волхонском шоссе и сегодня можно встретить велосипедистов — последователей стрельнинских циклистов начала 20 века. Так проявляется связующая нить времен…
Share

Комментариев: 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top