Постепенно завершаются наши путешествия по старинным фотографиям в текущем году. На это раз мы отправляемся…
Памятник блокадному трамваю
Каждый год в конце сентября свой день рождения отмечает легендарный петербургский городской трамвай, не так давно начавший отсчет второй сотни лет своего существования. Но для жителей Города на Неве трамвай навсегда вошел в историю не только как вид городского транспорта. Чтобы убедиться в этом, совершим небольшую прогулку в Автово. Здесь, на проспекте Стачек у въезда в трамвайный парк имени Котлякова, на невысоком постаменте, оформленном в виде фрагмента рельсов, установлен памятник блокадному трамваю, роль которого выполняет ретровагон серии МС, выпущенный в 30-е годы прошлого века.
Сам факт появления такого памятника, равно как и выбор места его установки, неслучаен. Трамвайное движение в Петербурге берет свое начало в 1907 году; к этому моменту в новый вид транспорта уже был запущен в Киеве и Москве. Однако именно на берегах Невы трамвай обосновался с максимальным комфортом: к концу 80-х годов Ленинград обладал самой протяженной трамвайной сетью в мире. Но все это буде позже. А пока появившийся еще в царское время трамвай с легкостью преодолевал политические пертурбации начала двадцатого века и к началу войны стал самым популярным средством ленинградского городского транспорта. В 1941 году система ленинградских трампарков являлась крупнейшим транспортным предприятием города. По 42 маршрутам ежедневно ходили по 1835 вагонов. Маршрутная сеть насчитывала свыше 700 километров и соединяла городские окраины и ряд пригородов с центром города. Казалось, дальнейшее развитие ленинградского трамвая не за горами. Кто бы мог подумать, что самые славные страницы его истории еще впереди? Но именно война превратила трамвай из обычного транспортного средства в один из символов выстоявшего блокадного Ленинграда…
Уже в июле 1941 года жители города на проспекте Стачек могли наблюдать невиданную доселе картину: там, где еще недавно бегал трамвай, стали сооружаться огневые позиции для артиллерии и пулеметов. Месяцем позже к ним стали добавляться траншеи, окопы. Напротив трампарка стали возводиться баррикады из старых трамвайных вагонов. В дополнение к ним были заготовлены металлические рогатки для полного перекрытия береговой дороги.
Сентябрь сорок первого для трамвайного движения юго-запада города ознаменовался первыми упавшими снарядами, отключением частично захваченной врагами Стрельнинской ветки от энергоснабжения, а также эвакуацией подвижного состава из парка им. Котлякова, оказавшегося расположенным вплотную к образовавшейся линии фронта.
Перед эвакуацией парка Петергофское шоссе и трамвайные пути в сторону Стрельны были перекрыты вагонами, загруженными песком и булыжником. На шоссе оставлен только узкий проход, находившийся под контролем огневых точек. Сам трампарк был подготовлен к взрыву. Всего же для устройства заградительной линии на территории прифронтового Кировского района было установлено более 100 вагонов, образовавших линию протяженностью более чем 800 метров.
Самые сложные испытания на долю защитников и жителей города выпали зимой 1941-42 годов. С середины декабря в городе прекратилась подача электроэнергии. Встали трамваи. Казалось, шансов на возобновление движения практически никаких нет. Однако ленинградским трамвайщикам удалось сделать невозможное: в марте 1942 года был запущен первый грузовой трамвайный состав, а уже 15 апреля было возобновлено движение по пяти городским маршрутам. На большее не хватало энергии. Но эти пять маршрутов были проложены таким образом, что проходили из одного конца города до другого через центральную часть, сделав возможным поездку в любой район Ленинграда всего с одной пересадкой.
Особая ситуация сложилась на юго-западе города. От Кировского завода до Автово трамвайные пути были разрушены. Близость к линии фронта проспекта Стачек ставила под сомнение целесообразность возобновления движения: настолько интенсивными и регулярными были обстрелы немецкой артиллерии. Однако возведенные оборонительные сооружения у Кировского завода и соседние укрепления нуждались в срочном восстановлении. И вновь путейцы оказались способными совершить чудо: в марте 1943 года они, несмотря на сильные обстрелы, сумели частично восстановить пути и контактную сеть, что позволило организовать однопутное движение от Нарвских ворот до путепровода у Кировского завода для перевозки рабочих паровозом и двумя прицепными вагонами типа ПМ. По этому же маршруту грузовые платформы доставляли по ночам стройматериалы, а специально оборудованные санитарные вагоны эвакуировали с передовой раненых. О значимости организованного движения говорит тот факт, что подвозочный трамвай заводские рабочие любовно прозвали «Бесстрашный»…
Так, после многомесячной блокады, усиленной суровой зимой, по улицам города вновь поехал столь привычный ленинградцам трамвай, приведя в изумление врагов и укрепив веру жителей на благополучный исход обороны города.
Именно трамвайное движение организованное фактически на передовой под носом у врага и стало одной из ярчайших иллюстраций Ленинграда как города-фронта, где зачастую было сложно провести грань между передовой и тылом. Ленинградский трамвай стал полноправным участником обороны города, не только перевозя людей и грузы, но и «своим телом» на баррикадах защищая дорожное полотно нынешнего Петергофского шоссе от вражеского вторжения.
Не случайно, по свидетельствам очевидцев, такого разнообразия форм фортификационных сооружений, какое осуществлялось на войсковых рубежах и в особенности на внутренней обороне города, пожалуй, не знала до того времени вся история фортификации. Более того, свой вклад в оборону города умудрились внести и трамваи, оставшиеся на насыпи Стрельнинской трамвайной линии перед Урицком. От них оставались лишь остовы, но их прекрасно приспособили для огневых позиций снайперские расчеты, своей меткой стрельбой выкашивавшие вражеских солдат…
Уже в ноябре 1944 года возобновил свою работу трампарк Кировского района, а месяцем позже открылось движение из города до Кировского трамвайного кольца, куда был продлен городской маршрут № 13. А в мае победного 1945 года была восстановлена трамвайная линия от Кировского кольца до трамвайного парка имени Котлякова, где и расположился сегодня памятник блокадному трамваю.
Символично, что в 1945 году именно неподалеку от трамвайного парка имени Котлякова были сооружены триумфальные ворота для встречи воинов, защищавших Ленинград, и 8 августа 1945 г. под аркой ворот прошли воины Ленинградского гвардейского корпуса, вернувшиеся в непобежденный город.
С момента организации трамвайного движения на берегах Невы прошло столетие. В память о блокадном трамвае в 2007 году напротив легендарного Котляковского трампарка был установлен вагон модели МС-2 (Моторный Стальной). Его оконные проёмы украшены щитами с фотографиями блокадного Ленинграда, а на подножках и поручнях площадок всегда можно увидеть живые цветы. Они напоминают нам о героизме защитников Ленинграда, стоявших несокрушимым строем плечом к плечу на передовых рубежах обороны города. Вместе с ними неувядаемой славой покрыл себя и легендарный ленинградский трамвай, ставший одним из символов блокадного города и несгибаемой воли его жителей.
Комментариев: 0