skip to Main Content
Военные объекты Кургальского полуострова и Усть-Лужская укреппозиция. Альманах «Малая Родина». Спецвыпуск

Военные объекты Кургальского полуострова и Усть-Лужская укреппозиция. Альманах «Малая Родина». Спецвыпуск

Историческим обществом Ямбурга-Кингисеппа выпущен в свет третий номер Альманаха «Малая Родина». В отличие от своих предшественников, новое издание получилось особенным по своей структуре, формату и специфике публикуемых материалов. Выпуск целиком посвящен теме военно-оборонительного строительства в 1920-30-х годах в приграничной и приморской части Кингисеппского района и военным действиям в Принаровье в период Великой Отечественной войны.

Предвоенный период истории края представлен циклом статей рубрики «Рассекреченные архивы».

В ней впервые опубликован сводный материал, посвященный истории строительства военных объектов на Кургальском полуострове: позиций подвижной и стационарной артиллерии, сухопутных и морских аэродромов, шоссейных и железных дорог военного назначения. Впервые публикуются изображения ныне разрушенного железнодорожного моста через Лугу и панорамный снимок гидроаэродрома на Липовском озере. Не осталась без внимания и знаменитая «ворошиловская брусчатка» — дорога, до сегодняшнего дня являющаяся одним из символов полуострова. Изучение архивных дел позволило установить ее историческое название, которое сегодня может быть введено в повседневный оборот.

Сопоставимой по научной новизне и масштабу изученных документов является вторая опорная статья рубрики, знакомящая читателей с историей строительства Усть-Лужской укрепленной позиции (Пост № 20). Статья повествует о том, как развивалась укрепленная позиция и как менялись ее задачи; читатель знакомится со схемами расположения инженерных сооружений и с теми организационными изменениями, которое претерпевало управление УЛУП в предвоенное десятилетие.

Вышеуказанные статьи не ограничиваются перечислением фактов в хронологическом порядке; приведенные материалы раскрывают те сложности, которые пришлось преодолевать в ходе спецстроительства в условиях отсутствия развитой инфраструктуры.

Дополнительную ценность статьям придают сведения о планировавшихся, но, в силу разных причин, так и не построенных объектах на Кургальском полуострове и прилегающих территориях.

Два других материала рубрики также представляют интерес для любителей истории нашего края. В одном из них показана повседневная жизнь сельсоветов на Кингисеппском взморье. При этом, особый интерес представляют материалы, характеризующие национальную и социально-экономическую структуру местного населения, и дающие оценку его общественно-политических взглядов тогдашними властями и представителями военных ведомств. Другая статья посвящена истории строительства аэродрома в Куммолово — одного из крупнейших сухопутных аэродромов флота на западном направлении, входившего в состав Копорского аэродромного узла.

Материалы рубрики «Рассекреченные архивы» сопровождаются внушительным объемом приложений в виде архивных карт, схем, фотографий, подавляющая часть которых публикуется впервые.

Органичным дополнением с точки зрения понимания истинного размаха военного строительства на Кингисеппском взморье в межвоенный период является представленная в рубрике «Долг памяти» статья о строительстве ВМБ «Ручьи», или «Второго Кронштадта». Материал написан на основе выдержавшей три издания монографии «От «Второго Кронштадта» ко «Второму Роттердаму» и рассказывает о судьбе одного из самых масштабных проектов военно-морского строительства на южном побережье Финского залива.

Военный период представлен в Альманахе двумя статьями. Первая посвящена истории обороны города Кингисепп в 1941 году и представляет собой рассказ о комиссаре 266-го Отдельного пулемётно-артиллерийского батальона (ОПАБа) Василии Северюхине. Исходным материалом послужило найденное в архиве письмо Северюхина члену Военного совета Северо-Западного направления, а затем Ленинградского фронта А.А. Жданову. Указанный документ был найден в ходе исследовательской работы в Центральном архиве Министерства обороны (ЦАМО РФ). Письмо представляет собой уникальный исторический документ, ярко характеризующий условия, в которых сражались советские бойцы и командиры в начальный период Великой Отечественной войны.

Вторая статья посвящена малоизвестной битве 1944 года за Нарву, Ивангород и Принаровье. Несмотря на то, что эта битва длилась более полугода, фундаментальные издания по истории Великой Отечественной войны по большей части обходят ее стороной. Между тем, в ней участвовали одновременно ключевые виды вооруженных сил — сухопутные войска, авиация и флот. С врагом бились сразу три армии, а плотность артиллерии превышала двести стволов на километр фронта. К тому моменту Красная армия уже вошла в Польшу и Румынию, а всего в 150 километрах от Ленинграда, штурмуя Нарву, а затем немецкий рубеж «Танненберг», все никак не могла пробить немецкую оборону и, тем самым, полностью устранить военную опасность для города на Неве. По самым скромным оценкам под Нарвой сложили головы десятки тысяч наших солдат и офицеров, а сама битва была насыщена многочисленными примерами их отваги и героизма.

Как известно, война не закончена, пока не похоронен последний солдат. Своеобразным мостиком от 30-40-х гг. к сегодняшнему времени является благородная деятельность кингисеппского поискового отряда «Форпост», которому в нынешнем году исполнилось 20 лет. В этом выпуске альманаха опубликована летопись отряда за 2012-2018 годы. Она не только повествует о непосредственной деятельности отряда – обнаружении останков павших солдат и офицеров, их торжественном захоронении и поиске родственников. Фактически летопись «Форпоста» отражает реальные события военных действий под Ленинградом и восстанавливает их подлинную историю. В полном виде летопись отряда публикуется только в альманахе «Малая Родина».

Тематический выпуск альманаха «Малая Родина» будет полезен всем тем, кто интересуется военным прошлым нашей страны и сопредельных с ней государств Балтийского региона, как любителям истории, так и профессиональным историкам.

Share

Комментариев: 5

  1. Ворошиловская брусчатка — какое у нее происхождение, насколько она древняя? Может это шведская королевская дорога вдоль Балтийского моря?

    1. Это — военная автодорога «Курголовское кольцо», построенная в период 1935-1939 гг. Причины и ход ее строительства описаны в Альманахе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top