Прогуливаясь по кингисеппскому проспекту Карла Маркса, мы непременно окажемся на восьмиугольной площади, южная часть которой…
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Дятлицах: в борьбе за выживание
Всего в 13 км от Ропши и в 25 км от Петергофа, между Нарвским трактом и Гостилицким шоссе расположены Дятлицы – деревня с богатой родословной. Ее происхождение относится ко времени освобождения Руси от монголо-татарского ига.
К моменту первого упоминания о деревни — в писцовой книге Водской пятины 1500 года — в Дятлицах наверняка уже кипит жизнь (в ней проживало 120 жителей). И это неудивительно: деревня, находящаяся на пересечении торговых путей, служит транзитом для купцов, военных, крестьян, попутно являясь центром Дятлицкого Покровского погоста. Забегая вперед отметим, что в 1900 году в Дятлицах на знаменитых старинных курганах работала группа историков. Раскопки возглавлял Николай Рерих при активной помощи местных прихожан.
Как и в любой русской деревне, центром духовной и культурной жизни становится церковь. Поначалу она была деревянной и носила название церкви Покрова Пресвятой Богородицы. В начале 18 в. церковь сгорела, и на её месте возвели другую — Рождества Пресвятой Богородицы, но она простояла ещё меньше.
Дабы защитить Божий храм от превратностей огня в 1771 году граф Кирилл Григорьевич Разумовский — фаворит Екатерины Второй и тогдашний владелец обширных территорий, в которые входили и Дятлицы, — выстроил для местных крестьян новый каменный храм, посвятив его Покрову Пресвятой Богородицы. Храм получился настолько величественным, что бывшая приходская церковь в резиденции графа в Гостилицах изменила свой статус на домовую.
Причет церкви состоял из священника, диакона и двух дьячков: о некоторых из них мы можем узнать из летописей. В Дятлицкой церкви хранились уникальные реликвии — старинный образ Рождества Богородицы, написанный в 1730 году, и серебряный ковш из прежней Рождественской церкви.
Кроме жителей самих Дятлиц, в приход Покровской церкви входили 6 поместий, а также 20 близлежащих деревень. Среди прихожан было немало финнов. Представляет интерес описание безвестным историком нравов и обычаев местного населения: «В прихожанах замечается беспечность и леность к сельским работам: для женщины — пахать землю или косить траву считается бесчестием», «…поверья у крестьян общие. Крестьяне верят в домовых, называя их «рижниками»; верят, что можно погубить человека, зажегши за него восковую свечку с противоположного конца; в Иванов день жгут костры; при браках невеста выкупается женихом у родителей, деньгами от 10 до 25 рублей, и натурою — мясом, мукой и вином». Однако, отмечает он, «усердием к храму Божию прихожане отличаются. Кроме посещения приходской церкви, они молятся по часовням».
В первой половине XIX века Дятлицы отошли во владения князя Александра Михайловича Потёмкина. Он сам и его жена Татьяна Борисовна много жертвовали на содержание Дятлицкой церкви. К концу 19 в. в приходе появляется 5 земских школ — одна при церкви, для детей, и четыре в близлежащих сёлах; там дятлицкий священник преподавал Закон Божий. Так в начале 20 го века описывал известный российский писатель Геннадий Хлебников этот Храм в своей автобиографической повести «Уроки в Гостилице»: «с жадной пытливостью она рассматривала открывшуюся с горы картину огромного поля, словно заплатками – испещренного полосками пашни, разделенными широкими межами. Это наделы крестьян села Дятлицы, избы которого виднеются вдали. Над серым скопищем их высятся зеленый купол церкви и белая башня колокольни. Выглянуло солнце, и засверкало золото церковных крестов, ожили фаски полей и осеннего леса…»
Приход советской власти прервал местную идиллию, перемолов судьбы многих прихожан. Трагично сложились и судьбы последних священников. Служивший до последних дней жизни иерей Павел Перов, расстрелян в 1937-го г. «за антисоветскую пропаганду. Такая же судьба постигла и охтинского пастыря, отца Иоанна Лескова, служившего в Дятлицкой церкви с 1925 по 1930 год и арестованного по доносу сослуживца. Через год после гибели пастыря прекратит свою жизнь и Покровский храм в Дятлицах. Церковь закроют в 1939-м. Постепенно она обветшает и придет в упадок. Каким-то чудом церковь пережила войну, в 60-е г.г. она была поставлена на охрану. С этим статусом храм к концу 20 в. Подошел практически в руинированном состоянии. Осыпалась кладка, крышу облюбовали кустарники, а на одной из башенок год за годом селился аист…
Так бы и сгинуть окончательно Храму, если бы не помощь неравнодушных к святыне жителей. Им удалось приостановить разрушение и временно законсервировать Храм. Приятно, что уже идут регулярные службы, а нынче впервые прошло рождественское богослужение. Вот только радоваться рано: уникальный памятник по-прежнему под угрозой утраты. И это рядом с Петербургом и его жемчужным обрамлением «Стрельна-Петергоф»! Пожелаем всем нам сохранить его, как того требует наш долг перед Прошлым и Будущим.
Хорошая статья. Но угрозы утраты уже давно нет, храм накрыт кровлей, высушен и ведутся активные восстановительные работы. Если кто желает внести свою лепту в восстановление святыни, звоните, пожалуйста, по телефону: 89219621635 настоятель храма иерей Даниил Василевский.
Комментарий с номером телефона настятеля храма актуален!!! Нам нужна помощь неравнодушных людей