Зима на рубеже 1917–1918 гг. выдалась в Петрограде достаточно морозной и голодной. Немало жителей покинуло…
«Хроника Венкульского шестиклассного училища» Андрея Михайловича Чувирина
Обычно при написании каждого материала в нашем сообществе еще на стадии его подготовки определяется конкретная рубрика, к которой он относится. Но нет правил без исключений, как, например, в данном случае. На этот раз нами подготовлен очерк попадающий сразу в две рубрики – «Прикосновение к вечности» и «Люди и судьбы». Слишком трудно оказалось отдать приоритет одной из них: настолько тесно переплелись судьбы Венкульской школы и ее заведующего Андрея Михайловича Чувирина. Но обо всем по порядку…
Начнем свое повествование с зимы 1944 года, ставшей поистине трагичной для Венкуля. Отступая с берегов Россони, немцы практически полностью сожгли деревню, не делая никаких различий в характерах построек. Сгорела местная школа, Никольская церковь, Народный дом и практически все жилые дома.
Несколько позднее, местной жительницей Верой Решкиной на пепелище родной школы была найдена небольшая тетрадка, при ближайшем рассмотрении оказавшаяся рукописью так и не изданной работы — «Хроника Венкульского начального шестиклассного училища». Начатая в 1934 г. заведующим училищем Андреем Михайловичем Чувириным, она впоследствии была дополнена другими учителями, превратившись в интереснейший исторический документ, засвидетельствовавший основные этапы становления образовательных учреждений в старинном Венкуле. Как же возникло школьное образование в Венкуле и какую роль в его развитии сыграл А.М. Чувирин?
По воспоминаниям старожилов еще в середине 19 в. в Венкуле было достаточно трудно найти грамотного человека. Редкое исключение представляли собой местные жители, которых судьба забросила на чужбину. Они и становились первыми грамотеями, передававшими знания односельчанам. В 1860-е гг. появилось даже некоторое подобие школы. Процесс преподавания был организован весьма специфически: обладавшего основами грамоты отставного солдата Платонова вооружили розгами, придали ему несколько местных детишек, отвели помещение бани и «приказали» учить. Неудивительно, что подобный подход преподавания не выдержал проверки практикой: примитивная школа довольно быстро закрылась.
Однако брошенные ростки знаний упали на благодатную почву: уже в 1868 г. появилась новая школа. Из помещения бани она перекочевала в крестьянскую избу, в которой преподавал обладавший солидными познаниями учитель по фамилии Валандер. Эта частная школа насчитывала уже около 20 человек учащихся смешанного состава. С первой солдатской школой ее объединял все тот же суровый режим, в основе которого лежали наказания розгами. На тот момент единого срока обучения не существовало: учились, сколько хотели, главным образом, церковнославянской грамоте и основным правилам арифметики.
Следующей важной вехой в истории местного образования стал 1873 год, когда в Венкуле правительством был открыт мореходный класс. Он отличался крайне пестрым составом учащихся: сюда приходили за специальными знаниями юные и пожилые; видавшие виды моряки и местная неграмотная молодежь. Столь неоднородный состав учеников довольно быстро свел на нет благое начинание. Неграмотные задерживали грамотных, да и учитель Андреев из Кронштадтской штурманской школы не вполне удовлетворял запросам моряков-практиков, искавших специальных теоретических знаний. Это привело к тому, что набранный класс постепенно начал распадаться: в течение трех лет из трех десятков обучавшихся не осталось почти никого. В итоге класс в 1875 году был переведен в Нарву, оставив в Венкуле нерешенной проблему грамотности местных жителей. Потребовалось еще два года, чтобы ситуация сдвинулась с мертвой точки: в 1877 году Ямбургским Уездным Земством было открыто первое земское, с трехлетним курсом обучения училище.
Инициатива открытия училища была предложена земству вышеупомянутым, преподавателем Наровского мореходного класса имени Петра Великого Андреевым, целью которого было устранение причин, из-за которых и пришлось перевести мореходный класс из Венкуля в Нарву. По соглашению с крестьянами окрестных деревень (Венкуля, Саркуля, Коростеля и Фитинки) школа открывалась в случае, если население возьмет на себя содержание помещения с отоплением и прислугой. Со своей стороны крестьяне предложили по 1 рублю с ученика и ученицы за каждый учебный период. В 1875 г. соглашение было достигнуто, и земское собрание постановило открыть школу в 1876 году, отпустив на содержание 305 рублей; поступающую от учащихся плату было решено употребить на усиление средств для обзаведения школы мебелью и необходимым инвентарем. Фактически же обучение в школе было открыто только в 1877 году, так как Управа за отпущенные Земством 60 рублей не могла найти помещения. В итоге школа поселилась в том же доме, в котором работал и бывший Мореходный класс. Оборудование школы, в свою очередь, тоже заняло некоторое время, и лишь с 1 марта 1878 года первый учитель – Канадеев — смог приступить к занятиям.
Тем не менее, установленная плата имела свои недостатки, так как являлась обременительной для беднейших крестьян, в особенности тех, кто имел несколько детей школьного возраста. В результате школа, довольно людная осенью, очень рано начинала терять учеников, и к весенним экзаменам учащихся оставалось не более двух третей ее состава. Были и такие периоды, что из тринадцати учащихся младшего отделения испытание на свидетельство через три года держал лишь один; остальные покидали школы досрочно. В результате к весне 1887–88 учебного года в школе насчитывалось только 19 ребятишек.
Поскольку по условиям договора земство имело право закрыть школу, при снижении количества учащихся менее чем 35 человек, учителям приходилось посещать окрестные деревни и лично подыскивать родителей, желающих учить своих детей, обеспечивая тем самым необходимый комплект учащихся. Дополнительным негативным моментом являлось то, что в деревнях на Россони практиковалось обучение при помощи вольных учителей. Лишь введенный властями запрет на подобную деятельность повысил популярность традиционного школьного образования.
В таких тяжелых условиях проработали первые два учителя: Канадеев и Попов. Третий учитель — Малиновский, чтобы удержать в течение всего учебного года детей в школе, настоял на авансовом платеже за обучение сразу за два срока. Но и эта мера ложилась на семейные крестьянские бюджеты тяжким бременем и просуществовала только с 1892 по 1896 год.
Видя несправедливость такой схемы оплаты, Малиновский убедил крестьян деревни Венкуль принять училищное содержание на собственный счет. К участию в общественном содержании училища были приглашены крестьяне и других деревень, но они, опасаясь больших расходов, отказались. Тем не менее, для их детей плату сохранили в прежнем размере.
С того момента и бедные, и состоятельные жители получили возможность учиться более продолжительное время. Деньги с посторонних учеников поступали через учителя доверенному Венкульского общества, который вносил их в казначейство, в школьный капитал. Для контроля поступающих сумм были заведены печатные квитанционные книжки, а также взято за правило составление списков сторонних учащихся. Принятые меры привели к тому, что уже с 1889–90 учебного года число учеников стало быстро увеличиваться и дошло до 40 человек.
Интересно, что за первый 21 год существования школы в ней прослужило всего трое учителей. Уже упоминавшийся Канадеев, был из Санкт-Петербургского Воспитательного Дома (семинария), проработал в Венкуле восемь лет и вернулся в Санкт-Петербург. Второй — Попов был из Гатчинской Учительской Семинарии, задержался в Венкуле всего на два года и перешел в Киев, в городское училище. Третий — Малиновский тоже вышел из Семинарии Санкт-Петербургского Воспитательного Дома.
Куда чаще, нежели учителя менялись попечители. Первым был широко известный в Нижнелужье Потомственный Почетный Гражданин Байков. Имена второго и третьего по счету попечителей (1894–1895 уч. г. и 1895–1896 уч. г.) установить не удалось. Далее эту роль выполняли земский Начальник Веймарн и г. Метцлер.
Отчасти такая чехарда сказывалась и на организации учебного процесса. В частности, до 1885–86 учебного года в училище не существовало даже своей Испытательной комиссии, а желающие получить свидетельство подвергались испытанию в одном из нарвских фабричных училищ.
Несмотря на все сложности за первые два десятилетия своего существования школа расположила к себе местных крестьян настолько, что они неоднократно потом приходили ей на помощь, отпуская денежные средства на «елку» и пополнение библиотеки. В частности, на «елку» крестьяне отпускали из общественных средств обыкновенно от 5 до 10 рублей, и она почти всегда носила характер литературно вокального вечера. На народную библиотеку, основанную при школе учителем Малиновским, которая была открыта 5 марта 1899 года, были отпущены деньги от Венкульского Сельского Общества, которое обязалось поддерживать библиотеку и в дальнейшем.
Апофеозом поддержки местными жителями школы стало выделение тысячи рублей на постройку собственного здания, для которого крестьянами же была отведена и земля. Само собой разумеется, что при таком отношении к школе, население и к учителю относилось с уважением и полным доверием. Пользуясь таким доверием населения, учитель Малиновский, одновременно с народной библиотекой, основной капитал которой достиг 150 рублей, основал и ученическую библиотеку, собрав для этого при помощи подписных листов 70 рублей.
Можно смело говорить, что на начальном этапе школы именно Малиновский внес наибольший вклад в ее развитие, высоко подняв ее престиж в глазах местных жителей. Венцом его работы стала закладка собственного здания Венкульской школы. Благодаря его неусыпным трудам, осенью 1900 года в нем уже начались занятия. Но самому Малиновскому не суждено было в нем преподавать: будучи прекрасным педагогом, он был даровит и во многих ремеслах как любитель-самоучка, и его уговорили занять место преподавателя в специальном учебном заведении в городе Гомеле Могилевской губернии, куда он и выехал осенью 1900 года, проучительствовав в Венкуле 13 лет.
Своему преемнику, учителю Яковлеву, окончившему Санкт-Петербургскую Учительскую семинарию, Малиновский оставил не только собственный дом с небольшим участком земли, но и крепкие образовательные традиции. Во многом по этой причине за период 1900–1913 гг. из числа воспитанников школы, детей венкульских крестьян, вышли сразу пять народных учителей: Иван Иванович Емельянов окончил Юрьевскую учительскую семинарию, Андрей Михайлович Чувирин и Наталья Ильинична Чувирина — Гатчину учительскую семинарию и Павел Петрович Сенькин и Иван Михайлович Хитрово-Игнатьев — Кракольские педагогические курсы.
В течение 26 лет подряд, со времени открытия училища по 1903–1904 уч. г. в школе существовало трехгодичное обучение. С 1903–1904 уч. г. на протяжении шести лет обучения было четыре группы: две группы младшего отделения, среднее отделение и старшее отделение, причем все это время занятия велись посменно. Одному учителю работать при таких условиях было не под силу, в связи с чем была заведена должность «вторых» учителей.
Частично разгрузить венкульскую школу помогло открытие в 1909–1910 учебном году школы в деревне Саркуль. Это позволило вновь вернуться к преподаванию силами одного учителя. Венкульская школа из двухкомплектной вновь превратилась в однокомплектную, при двух соединенных отделениях. Так продолжалось 9 лет. Все это время курс обучения тоже был четырехлетним, только вместо прежних трех отделений было четыре.
Период 1917–1920 гг., принесший небывалые потрясения стране, отозвался и на судьбе венкульского образования. В апреле 1918 г. в связи с вводом немецких войск на территорию Эстляндской губернии педагогическим советом Усть-Наровского высшего начального училища было принято решение эвакуировать школу в соседнюю деревню Коростель. Однако события столь быстром менялись, что уже в ноябре того же года Усть-Наровское возобновило занятия в деревне Венкуль уже как школа 2-й ступени, при этом часть преподавателей была назначена Отделом народного образования Ямбургского уездного Совета депутатов.
Подборка архивных документов, относящихся к работе Венкульской школы в период 1918-1919 гг. Из фондов ЦГА СПб
Вообще же следует отметить, что военные действия, затронувшие Принаровье в период 1918–1920 гг., провоцировали хаос и постоянные изменения учительского состава училища, имевшего свои, зачастую полярные политические предпочтения. В конец концов после заключения Тартусского (Юрьевского) мирного договора и проведения государственной границы, все принаровские школы перешли в ведение Эстонского Правительства. Были признаны только два типа начальной школы — четырехклассная и шестиклассная. Чтобы подвести венкульские училища: Начальное и Высшее Начальное под новую форму, в 1920–1921 уч. г. они работали под видом Единой Семиклассной Начальной Школы. Это была переходная ступень между 6-ю и 8-ю годами начального обучения. мая 1921 состоялось заседание Педагогических Советов Начального и Высшего Начального Училищ, на котором постановлено: с началом 1921–1922 уч. г. окончательно слить эти две школы в одну—Венкульскую Начальную Шестиклассную Школу.
Списки учащихся Венкульской школы за период 1918-1919 гг. Из фондов ЦГИА СПб, ЦГА СПб
Фактически школа объединяла четыре деревни — Венкуль, Саркуль с Магербургом, Коростель и Смолку, а также и поселок Усть-Нарову. Правда, в Саркуле, Коростели и Усть-Нарове существовали свои начальные 4-классные школы, а венкульскую школу посещают ученики 5—7 классов.
Новым заведующим объединенной школы был выбран Андрей Михайлович Чувирин. Кроме заведующего, в этом учебном году в школе работали Александр Яковлев, Петр Сенькин, из местных крестьян, окончивший Учительскую семинарию, Николай Каубиш и Дмитрий Цветков, также дипломированные педагоги, мобилизованные в Первую Мировую войну, волею судеб оказавшиеся в армии Юденича и осевшие впоследствии в Венкуле.
Фактически школу начало посещать 140 человек, из которых 32 ученика — великовозрастные, которые не успели или не смогли окончить школу в смутные 1919–1921 годы. Естественно, такого количества учащихся школьное здание вместить не могло, а поэтому обучение проводилось сразу в трех домах: 1 и 2 классы работали посменно в специальном здании, 3-4-5 классы — в наемном помещении, 6 класс — в другом наемном помещении. Ни о постройке нового школьного здания, ни о расширении старого, ни даже о капитальных ремонтах поначалу речи не шло.
Новое государство принесло в Венкуль и новые порядки, причем это касалось не только образовательного процесса. Все учебное дело шло по пути перехода от старых программ к новым.
В 1920-1930-е годы школа имела шестилетний образовательный цикл. В период первой Эстонской Республики в школе преподавались следующие дисциплины: эстонский язык, русский язык, краеведение, математика, естествознание, география, рисование, Закон Божий, ручной труд, пение, физкультура. До 1935 года все предметы преподавались на русском языке.
Система преподавания в школе была предметная, а чтобы это не отразилось отрицательно на воспитании, в каждый класс был назначен из числа учащих свой классный наставник. Учебники приобретались самими учениками. Новых учебных пособий приобретено тоже не было; одним словом — в этом отношении школа жила пока своими старыми запасами.
Музей школьный отсутствовал; довольствовались небольшими физическим и естественным кабинетами.
К середине 1920-х гг. относится и первый виток политики эстонизации новых территорий, в том числе и школьного образования. Не стал исключением и Венкуль: за недостаточное знание государственного языка были уволены преподаватели Каубиш и Яковлев. В 1925 году из Таллина приехал чиновник по делам народного образования и на родительском собрании объявил родителям, что «так как правительство Эстонской Республики считает жителей деревень Венкуль и Саркуль ижорами, а ижоры — братья эстонцам по крови, то оно ни в коем случае не может позволить, чтобы дети ижор обучались в русской школе». Однако дальше слов дело не пошло, и у учеников и учителей появилось время сосредоточиться на самом процессе обучения и ухода за школьной территорией.
При школе существовала небольшой усадебный участок, сдававшийся в аренду до 1927/28 учебного года. По инициативе заведующего школой Андрея Михайловича Чувирина 1 мая был организован Праздник древосажания, все фасадные участки школы были засажены кустами сирени и каратегуса. Кроме того, было положено начало традиции, согласно которой каждый окончивший 6 классов, должен был посадить на память о себе. Эта традиция прочно вошла в жизнь венкульской школы и сохранялась вплоть до 1940/41 учебного года.
Основанная еще учителем Малиновским, школьная библиотека продолжала пользоваться огромной популярностью. К 1920 г. она насчитывала около 300 томов книг. Найденные в архиве документы позволяют восстановить состав венкульской школьной библиотеки, а также перечень учебных пособий и школьного инвентаря по состоянию на 1919–20 учебный год:
Архивные документы, содержащие сведения о составе библиотеки Венкульской школы. Из фондов ЦГА СПб
Усилиями педагогов велась активная культурно-просветительская внешкольная работа: работали литературно-театральный, хоровой кружки. Учащиеся ежегодно выезжали на экскурсии в Нарву, Таллин. В 1925 году Андрей Михайлович Чувирин подал мысль ученикам выпускного класса начать издательство рукописного журнала «Детская литература». Мысль, учителя была подхвачена и стала традицией выпускников: журнал перестал выходить только тогда, когда в 1935/36 учебном году обучение на русском языке в Венкуле было отменено. Старшеклассниками выпускался рукописный журнал, ежегодно устраивались рождественские елки. Дети разыгрывали пьесы, пели и танцевали, читали со сцены стихи. Дед Мороз раздавал детям и гостям подарки.
Венкульская шестиклассная школа. 1920-30 гг. Из фондов Куземкинского краеведческого музея, музея Вирумаа, Эстония
В марте 1928 года состоялось празднование 50-летнего юбилея школы. Этот большой праздник был отмечен не только торжественными речами, но и концертом, танцами. Для учеников и родителей был накрыт стол. По воспоминаниям жителя Венкуля Б. Емельянова «атмосфера была радостная: собравшиеся не только услышали еще раз, что ученье — свет. Они этот свет знаний, разгоняющий тьму веков, познали на себе, своей судьбе. Другими за полвека стали люди, другой стала деревня». Во многом это являлось личной заслугой заведующего школой А. Чувирина.
Андрей Михайлович Чувирин с учениками и преподавателями Венкульской школы. 1920-30-е гг.Источник: Пласты истории села Венкуль. Б. Емельянов. 2011 г.; Государево село Венкуль во времени и пространстве. 2015 г. Попов Г.А.; фонды Куземкинского краеведческого музея,
Вообще же этот очерк был бы неполным, если бы в нем не было отдельного раздела, посвященного Андрею Михайловичу Чувирину, одному из подвижников русского народного образования Принаровья первой трети 20 в.
Андрей Михайлович Чувирин, по национальности ижор, родился 12 октября (29 сентября по старому стилю) 1887 г. в селе Венкуль Нарвской волости. Будучи крестьянского происхождения, он вначале отучился в родной деревне в 1895–1900 гг., затем окончил в 1904 г. Кракольскую второклассную учительскую школу, после чего на протяжении трех лет продолжал обучение в Гатчинской учительской семинарии. Результатом стало присвоение звания учителя начальных училищ в мае 1909 г.
До революции Чувирин успел получить педагогический опыт, преподавая в Усть-Ижоре и Лесной двухклассной начальной школе в Петрограде, параллельно посещая педагогические курсы при Петроградской Учительской Семинарии. В июне 1918 г. Чувирин удостоился звания учителя высшего начального училища.
Миновав жернова Первой Мировой войны, в 1918 г. он возвращается в родной Венкуль, где и начинается новый и самый яркий этап жизни Чувирина, позволивший ему из простого учителя перейти в статус общественного деятеля русского Принаровья.
Уже в 1922 году Чувирину пришлось выдержать первый серьёзный прессинг со стороны эстонских властей, когда чиновники Министерства внутренних дел Эстонии предписали жителям Венкуля принять эстонизированные фамилии взамен русских. Присутствовавший на специально созванном по этому поводу собрании Чувирин выступил с протестом, заявив, что все крестьянские семьи в Венкуле имеют определенные фамилии, как-то: Калашниковы, Решкины, Бущины, Соколовы. Приехавший эстонский чиновник остался очень недоволен этим выступлением. Он даже вышел из себя и в запальчивости сказал, что видит перед собой толпу бунтовщиков. Под угрозой политических репрессий многие жители подчинились требованиям, даже родной брат самого Чувирина. Но Андрей Михайлович остался непреклонен и сохранил свою русскую фамилию.
Возглавив неформальный клуб местной молодежи, Чувирин стремился покончить с такими явлениями в Венкуле, как безграмотность, пьянство, поножовщина, сквернословие, и поднять культурный уровень крестьян на должную высоту. С этой целью уже в марте 1920 г. в помещении местной школы собирается инициативная группа, принявшая решение создать Общество трезвости, кооперативное общество и, самое главное, организовать культурно-просветительскую работу.
На собрании было решено: 1. Создать воскресную школу для всех желающих с привлечением к преподаванию дисциплин всех без исключения учителей Венкульской школы. 2 Организовать в деревне кружок любителей театрального искусства под руководством учителя Дмитрия Павловича Цветкова. 3. Организовать из числа местной молодежи и учеников старших школы народный хор под руководством учителя Павла Петровича Сенькина 4. Расширить и активизировать работу Венкульской народной библиотеки под руководством учителя Андрея Михайловича Чувирина. 5. Организовать в Венкуле массовое Общество трезвости с привлечением в его ряды самых широких слоев населения деревни, от стариков до учащихся выпускных классов школы. Эту работу возложили на учителей Андрея Михайловича Чувирина и Николая Петровича Каубиша. 6. Организовать в Венкуле Общество потребителей во главе с учителем Александром Ивановичем Яковлевым.
Общим руководителем всех этих благих намерений и начинаний единогласно был избран учитель Андрей Михайлович Чувирин.
На начальном этапе местные активисты испытывали огромные трудности, они не имели своего помещения для проведения работы, а пользовались помещением школы, которая была в те годы настолько еще мала, что из семи классов вмещала только два. Приходилось нанимать под занятия с детьми помещения у местных крестьян. Именно в них в течение нескольких лет собирались все, кто хотел приобщиться к таинствам театрального искусства. Здесь же разместилась Венкульская народная библиотека. В них же Андрей Михайлович проводил вечера художественного чтения и беседы. На занятиях слушатели с величайшим вниманием и слушали рассказы по истории как России, так и зарубежных стран. В воскресной школе писались диктанты на русском и эстонском языках. Большой интерес, в частности, вызвала лекция по астрономии, прочитанная Чувириным под названием «От бесконечно малого к бесконечно великому»
Следующий шаг к на пути просвещения был сделан в 1923 г. Именно тогда во все деревни Принаровья по инициативе первого русского национального секретаря в Эстонии Алексея Кирилловича Янсона были направлены письма с предложением организовать в деревнях культурно-просветительные общества, чтобы по примеру эстонцев, организоваться в один общий Союз русских культурно-просветительных и благотворительных обществ в Эстонии. Указанная идея мгновенно нашла отклик в Венкуле. Уже в феврале того же года Чувирин провел общее собрание всех активистов культурно-просветительной работы в Венкуле, Саркуле, Магербурге и Коростели. На этом собрании было решено организовать Венкульское просветительное общество, получившее название «Заря». На этом же собрании избрали первое правление общества, в которое вошли Андрей Михайлович Чувирин (председатель), Дмитрий Павлович Цветков (секретарь), Николай Алексеевич Решкин (казначей), Валентин Николаевич Хитров (завхоз) и Михаил Семенович Решкин (помощник (заместитель) председателя).
С самых первых дней правление «Зари» наметило конкретные направления своей работы. На собрании правления, которое проходило в апреле 1923 года, было решено в рамках просветительного общества проводить работу в кружках, а для этого организовать: 1. Литературный кружок на базе библиотеки во главе с Андреем Михайловичем Чувириным. 2. Кружок любителей пения во главе с Павлом Петровичем Сенькиным 3. Оркестр народных инструментов под руководством Валентина Николаевича Хитрова. 4. Спортивный кружок во главе с Николаем Алексеевичем Решкиным. 5. Кружок театрального искусства во главе с Дмитрием Павловичем Цветковым и Андреем Михайловичем Чувириным.
Открытию «Зари» была посвящена заметка «С берегов Россони» в газете Старый Нарвский листок за подписью Чувирина:
В воскресенье, 29 апреля, в д. Венкуль, Наровской волости, состоялось торжество открытая местного Просветительного общества «3аря». Этот новый рассадник просвещения возник еще в октябре прошлого года.
Работа наладилась быстро. Менее, чем в два года, общество организовало свой хор, оркестр, спортивный и литературно-просветительный кружки.
24 февраля н.г. оно вошло членом в Союз русских благотворительных и просветительных обществ в Эстонии…
Глубоко продуманная программа открытия общества блестяще завершила всю не менее продуманную почти полугодовую работу временного правления.
Зал, искусно разукрашенный зеленью и цветами, был переполнен. Государственный флаг с утра развивавшейся на здании школы, привлекал сюда и постороннюю публику. Торжество началось молебном, с участием хора просветительного общества. После молебствия, протоиереем, членом общества, было произнесено соответствующее дню слово, за которым последовало официальное открытие собрания.
Целый ряд приветствий, поздравлений и телеграмм встречались публикой дружными аплодисментами, которые каждый раз прерывались выступлением хора, как своего, так и соседнего Усть-Наровского просветительного общества. Испытывалось чувство глубокого удовлетворена при виде этого трогательного обряда единения эстонского ингерманландского и многих русских просветительных организаций в тесную культурную семью.
Все поспешили в этот день принести или прислать приветствуя своему новому собрату, от души пожелать успеха новому рассаднику просвещения. После вступительной речи председателя временного правления общества, А. М. Чувирина, что государству нужны люди, здоровые телом и духом, — были покрыты эстонским национальным гимном, выполненным соединенными хорами «3ари» и Усть-Наровского Просветительного Общества.
Все песни строго соответствовали моменту: в них открывалась душа эстонца и русского, в них чувствовалось дружеское рукопожатие этих двух, живущих под одним кровом народов приветствия закончились стройным многолетием соединенных хоров.
В заключение всем гостям и членам Общества был предложен чай. Мирная, дружеская беседа здесь окончательно сроднила всех. Разошлись бодрые, с чувством глубокой веры в светлое будущее, веры в то, что занимающаяся «3аря» рано или поздно развеет тот мрак, который тяготеет здесь над невежеством.
Ежегодно «Заря» проводила в Венкуле День русской культуры, каждый раз становившийся событием в Принаровье и привлекавший массу жителей окрестных деревень. Неудивительно, что местная пресса (главным образом, «Старый Нарвский листок») достаточно подробно освещала одно из главных событий культурной жизни россоньских деревень:
«Очень ярко был проведен День Русской Культуры в Венкуле, который состоялся в воскресенье, 3 июня. Центром этого Дня был Народный дом просвет., общества «Заря».
В 2 ч. дня, в Народном доме, переполненном старыми и молодыми, был отслужен священником о. Александром Летц благодарственный молебен. О. Александр перед началом службы сказал слово о значении «Дня Русской Культуры».
С большим докладом о культурной жизни Венкуля, в частности о—ва «Заря», отпраздновавшего в этом году 6-летнюю годовщину, выступил учитель Чувирин.
Докладчиком было много сказано задушевного по адресу инструктора театрального дела Любимова, который внес большое оживление в жизнь о—ва.
Дальше выступали представители о—ва «Святогор», которые в целях культурного объединения города с деревней были туда командированы.
Из них выступил с докладом 6. Лебедев на тему о мировом значении русской литературы.
Затем со своими рассказами выступил В. Никифоров. С. Рацевич вкратце ознакомил аудиторию с творчеством писателя Зощенко и прочел несколько его рассказов.
На деревенскую молодежь произвел очень большое впечатление хор бр. Шишкиных, спевшего ряд русских песен.
Вечером, в стенах Нар. Дома состоялся спектакль. Деревенской молодежью была очень живо разыграна комедия «И смех и грех».
Вечер был закончен танцами, причем отрадно было видеть то, что русская молодежь еще не заражена модными фокстротами и танцевала преимущественно свою старую кадриль.
День русской культуры в Венкуле. 1928 г.
Из года в год, почти в одно и тоже число, село Венкуль устраивает День Русской Культуры.
В воскресенье 9 июня с раннего утра была мобилизована местная русская молодежь продавать
значки в пользу русского культурного фонда и газеты «День Русского Просвещения». В продаже
принимали участие даже деты, проникнутые важностью «Дня». Была такая картинка. Какой-то карапуз предлагает мужичку купить газету.
Мужичок отказывается, ссылаясь на отсутствие денег.
— На водку поди есть, —серьезно проворчал малыш, —а на культуру у вас нет!
Мужичок подумал, почесал в затылке и купил газету.
После литургии в местной церкви было отслужено молебствие за творцов русской культуры,
В девять часов вечера в зале народного дома просветительного общества «Заря» состоялся акт.
Учителем местной школы А. М. Чувириным был прочитать доклад о культурных достижениях общества «Заря». Из доклада было видно, что культурная работа местной молодежи не стоит на месте, а совершенствуется с каждым годом, увеличивая число культурных работников. За последнее время общество поставило целью оборудовать сцену. Для этого приглашен художник К. М. Коровайков, который любезно согласился оказать в этом отношении свою помощь.
На акте выступали представители общества «Святогор», которые прочитали доклады посвященные
Дню Русской культуры. После акта состоялся спектакль. Комедия «Сватовство» живо и весело была разыграна местными артистами-любителями.
День русской культуры в Венкуле. 1929 г.
13 февраля Венкульское культурно-просветительное общества «Заря» торжественно отметило 15-летие своего существования и деятельности. В 2 часа дня состоялся торжественный акт и молебен, на котором присутствовало более 300 человек членов общества, местных жителей и многочисленных гостей из гор. Нарвы, Усть-Наровы и отдельных деревень Принаровья. Торжественный молебен отслужил священник местной церкви о. Михаил Решкин-Рауд. С обстоятельным и содержательным докладом о деятельности «Зари» за прошедшие 15 лет выступил секретарь общества Иван Васильевич Решкин-Вески. 9 человек ветеранов, организаторов общества: Андрей Михайлович Чувирин, Елена Ефимовна Лапунова-Калашникова, Зинаида Константиновна Кузьмина- Марк, Виктор Григорьевич Самсонов-Мерикоткас, Иван Фомич Емельянов-Лайне, Семен Яковлевич Гулин-Куули, Григорий Яковлевич Касаткин, Степан Степанович Емельянов-Венела и Евгений Александрович Яковлев-Яарик были награждены памятными жетонами и дипломами. Долго не смолкающими аплодисментами было одобрено решение правления избрать почетным председателем просветительного общества «Заря» Андрея Михайловича Чувирина. Вечером с большим подъемом и мастерством был сыгран спектакль «Прахом пошло» Шпажинского. После спектакля для участников торжества был дан банкет. Нужно отметить, что торжества прошли организованно, без всяких инцидентов, которые еще в совсем недалеком прошлом омрачали и бросали тень на крестьянскую молодежь деревни Венкуль.
Русский вестник, 1938 г.
Венкульское просветительное общество «Заря» просуществовало 17 лет (в 1929 году оно изменило свое название и стало называться Венкульское культурно-просветительное общество «Заря»). Трудно переоценить его влияние на жизнь и быт местного населения. За эти годы благодаря деятельности «Зари» неузнаваемо изменился облик местного крестьянина. Ушла в область преданий поножовщина, редким явлением стали драки. Заметно вырос культурный уровень жителей и, прежде всего, молодежи.
Велика роль Чувирина и в строительстве Венкульского народного дома. Потребовалось почти два года подготовительной работы, прежде чем на совместном собрании Венкульского сельского общества, Венкульского потребительского общества «Экономия» и Венкульского просветительного общества «Заря» после бурных дебатов было принято положительное решение. Дело осложнялось упрямством многих пожилых крестьян, в семьях которых молодежь стремилась к культуре, а их родители были довольны тем, что есть, и страшно гневались на вольнодумцев-детей. Тем не менее, в начале 1925 г. положительное решение было принято, и тут же организован комитет по постройке Народного дома, который опять же возглавил неутомимый А. Чувирин. Благодаря его энергии и предприимчивости уже в декабре того же года состоялось торжественное открытие венкульского Народного дома, ставшего одним из лучших не только в Принаровье, но и в русских деревнях Эстонии.
Возведенный в короткие сроки, Народный дом в Венкуле представлял из себя довольно большую одноэтажную постройку. В нем помещались зрительный зал на 350 человек со сценой, буфет, читальная комната, помещение магазина общества «Экономия», двухкомнатная квартира для сторожа, фойе, складское помещение, санитарный узел и помещение гардероба. За 19 лет своего существования Народный дом стал одним из центров культурной жизни деревни, двери которого всегда были широко открыты для всех желающих. Как и большинство других деревенских построек, он был сожжен немцами при отступлении зимой 1944 г.
Со временем обязанности А.М. Чувирина настолько разрослись, что он уже не мог физически справляться со всеми делами. В результате часть полномочий по руководству библиотекой была передана жителям деревни. Тем не менее, Чувирин продолжал делать все, чтобы пополнить местный книжный фонд. В частности, зимой 1927 г. стало известно, что в Усть-Нарве выставлена на продажу библиотека, насчитывавшая около тысячи томов книг. «Заря» не располагала достаточной суммой денег на приобретение этих книг, поэтому пришлось обратиться за помощью в Венкульское сельское общество с условием возврата ссуды в течение ближайших трех лет.
Не забывал Чувирин и о своей «альма-матер» — Кракольской второклассной учительской школе, давшей ему путевку в жизнь. Так, в 1929 г., в четвертьвековой юбилей со дня первого выпуска воспитанников, в квартире учителя Ф. Д. Васильева в Усть-Нарве, состоялась памятна встреча выпускников. За юбилейным столом участники встречи вспоминали школьные годы, своих учителей и товарищей. Тут же была послана приветственная телеграмма в Кракольскую школу, находившуюся, по воле судеб, уже по другую сторону границы.
Очередной виток эстонизации повседневной жизни затронул и школьное обучение. Тогда, в 1935 году, она проходила под бурные протесты: родители отказывались отпускать детей в школу, посылали ходоков в Министерство просвещения, но безрезультатно. Русская школа в Венкуле была закрыта. Годом ранее из нее был изгнан Чувирин. Поводом к этому послужил инцидент, произошедший в венкульском Народном доме, когда Чувирин попытался урезонить приставшего подвыпившего местного молодого человека. Присутствовавший на месте полицейский весьма своеобразно оттрактовал ситуацию, посадив в местную кутузку самого Чувирина. Сразу же как мановению волшебной палочки возникли несколько докладных записок, обвинивших Андрея Михайловича в… дискредитации учительского звания в глазах местных жителей. Последние, встав горой за любимого учителя, смогли отстоять его, но ненадолго: в сентябре Чувирин был снят с должности заведующего школой и переведен на такую же должность в другую принаровскую деревню – Скарятино.
К моменту вынужденного ухода из школы «в интересах службы», как он сам об этом пишет, его педагогический составлял 27 лет, 16 из которых он отдал венкульской школе (в т. ч.13 лет в качестве заведующего).
Не будет большим преувеличением сказать, что за полтора десятка лет преподавания в Венкуле Чувирин стал подлинной душой культурно-просветительной работы среди жителей окрестных деревень, и, прежде всего, среди молодежи. При его непосредственном участии были созданы Венкульское культурно-просветительное общество «Заря», литературный и драматический кружки, библиотека; построен Народный дом, выпускался рукописный журнал учащихся.
После вхождения Эстонии в состав СССР местные жители потребовали вернуть преподавание в местной школе на русском языке, что и было немедленно исполнено. Примечательно, что обучение на русском языке велось и в период оккупации до тех пор, пока при отступлении немцами в 1944 г. не была сожжена школа вместе с остальными деревенскими постройками.
Этих событий уже не застал Чувирин, которому судьба отпустила не слишком много времени. Весной 1941 года туберкулез оборвал его жизненный путь. По воспоминаниям старожилов, вся деревня сопровождала своего учителя, Андрея Михайловича Чувирина, в последний путь на местное кладбище.
А вот Венкульская школа почти на три десятилетия пережила Чувирина. Потребовалось семь лет, чтобы после окончания войны она снова распахнула свои двери для учеников. При этом школьное здание представляло из себя перевезенный с заброшенного хутора дом, поставленный на фундамент прежней школы. 1 сентября 1952 г. помещение наполнилось голосами полутора десятков детишек из Венкуля и окрестных деревень – Саркюля, Коростель и Горка. Казалось, впереди новый большой этап в жизни образовательных учреждений Венкуля. Однако судьба распорядилась иначе. Отток молодежи из деревень в города привел к тому, что с каждым годом учащихся становилась все меньше. Так продолжалось до осени 1967 г., когда осталось всего двое учащихся. В результате школа была закрыта ровно в год столетия открытия первого образовательного учреждения в старинной деревне.
С момента описываемых событий минуло столетие. Давно уже нет в Венкуле школы и общественных организаций, неразрывно связанных с подвижнической деятельностью Чувирина. На память о нем осталась его рукопись, посвященная истории местной школы, в которую Андрей Михайлович вложил свою душу. Написанная достаточно сухим и лаконичным языком, она больше похожа на официальный отчет, нежели исторический очерк. Но за каждой ее страницей скрыты людские судьбы: попечителей и чиновников, учителей и учеников. И прежде всего, Андрея Михайловича Чувирина. Ижорского крестьянина и русского Учителя, посвятившего свою жизнь народному образованию в Принаровье.
Комментариев: 0