Когда вы проходите по так называемой «воинской платформе» (ее еще называют «телячьей»), то вам невольно…
Проектирование лыжных станций
Лыжный спорт — один из наиболее распространенных у нас зимних видов физкультуры. Благоприятные географические условия в ряде районов Союза обеспечивают массовое развитие этого полезного и важного для обороны страны спорта не только в городе, но и в деревне.
Поэтому в области проектирования зданий и сооружений для лыжного спорта особый интерес представляют проекты, осуществление которых возможно при небольших затратах. Нужны типовые проекты лыжных станций и лыжехранилищ, отвечающие запросам массового физкультурного движения.
Опыт типового проектирования лыжных станций 1937–1938 года показал, что практическое осуществление неплохих типовых решений все же задерживается из-за относительно высокой стоимости строительства. Кроме того, опыт типового проектирования выявил отсутствие единых требований, предъявляемых к лыжным станциям.
В 1939 году архитектурно-проектная мастерская «Физкультпроект», в период ее работы в Ленинграде под руководством академика архитектуры А. С. Никольского, разработала новые проекты типовых лыжных станций на 150, 250 и 500 пар лыж (авторы архитекторы Я. Я. Кетчер и А. А. Заварзин). Мастерская правильно подошла к этой теме в экспериментальном плане, так как ни утвержденных форм, ни опыта в эксплуатации лыжных станций у нас нет. В своей работе авторы подвергли тщательному анализу все существовавшие до сего времени навыки и технологические Установки строительства лыжных станций и предложили решение их, отвечающее требованиям жизни.
Авторы предложили строить отдельно станцию и лыжехранилище. По проекту — помещения для хранения лыж с подсобной группой (выдача, пригонка, мастерская) отнесены в самостоятельные постройки. Это отделение рубленых, утепленных павильонов для физкультурников от лыжехранилищ упрощает конструкцию последних (каркасный сарай), обеспечивает возможность их расширения без нарушения архитектуры станции. Вместе с тем, представляется возможность эффективнее использовать затраченные средства путем постепенного ввода в эксплуатацию отдельных сооружений и их оборудования, улучшить условия пожарной охраны строений на участке.
Предложенное решение повышает маневренность типовых проектов. Так, например, проект станции на 150 пар лыж (тип А) может быть реализован и в виде простейшей, самостоятельной станции при колхозе, совхозе или рабочем поселке, и в виде лыжехранилища на стадионе или водной станции, когда для переодевания лыжников может служить обычный спортпавильон. Этот же проект с успехом может быть использован и в тех часто встречающихся на практике случаях, когда для физкультурников приспосабливается существующая зимняя дача.
Отказ в таком здании от центрального отопления, промывных уборных и душевой вполне оправдан, так как лыжные станции обычно строятся за городом, в удалении от благоустроенной системы водоканализации.
Лыжная станция на 150 пар лыж рассчитана на обслуживание небольшого коллектива физкультурников или на работу в первый же год, при строительстве по очередям. В таком сооружении хранятся лыжи и одежда физкультурников.
Плановое решение станции типа А основано на простейшем конструктивном приеме бревенчатого сруба 6 X 6 м, отапливаемого одной печью. Каркасное лыжехранилище с навесом для выдачи и сдачи лыж. непосредственно примыкающее к рубленой части, допускает возможность расширения его путем пристройки необходимого числа звеньев каркаса.
Объем рубленой части здания — 142 куб. м, объем каркасной части — 112 куб. м, объемный коэффициент — 4,2; ориентировочная стоимость — 18 тысяч рублей.
При расширении до 250 пар лыж (тип Б) станция типа А превращается в лыжехранилище с подсобными помещениями — мастерской и теплой комнатой для пригонки и смазки лыж, а для обслуживания лыжников строится отдельный павильон. Решение генплана предусматривает возможность постепенного расширения станции. Лыжная станция типа Б может обслуживать от 150 до 300 лыжников, в зависимости от вместимости отдельно стоящего лыжехранилища, выполняемого по проекту типа А, с соответствующими размерами его неотапливаемой части. Предлагаемое проектом усадебное решение генплана предусматривает постановку здания станции с открытыми подходами с дороги. Кроме станции, на участке располагаются: лыжехранилище, выгребная уборная и колодец.
Здание станции включает следующие помещения: сени и вестибюль с гардеробом, раздевальни, комнату администратора (она же — медпункт), комнату отдыха — буфет с обслуживающими помещениями, комнату сторожа с самостоятельным выходом. Раздевальня здесь сообщается с помещением гардероба, объединенного с хранением платья и обуви; это позволяет значительно сократить обслуживающий персонал. Буфет со своими помещениями непосредственно примыкает к комнате сторожа. В планировочном решении число дымовых труб доведено до минимума.
Общая площадь помещений — 151 кв. м. объем павильона — 645 куб. м., объем лыжехранилища — 254 куб. м., всего 899 куб. м; объемный коэффициент — 4,26; ориентировочная стоимость 61 тысяча рублей. Небезынтересно отметить, что объем типовой станции «Физкультпроекта» 1937 — 1939 года на 250 пар лыж составлял 1813 куб. м. и требовал дорогого сантехнического оборудования.
Лыжная станция на 500 пар лыж (тип В) запроектирована в следующем составе помещений: сени и вестибюль с гардеробом, раздевальни, сообщающиеся с гардеробом, медпункт, комната администратора, две комнаты мастеров, комната отдыха — буфет с обслуживающими помещениями, помещение сторожа. Конструктивное решение основано на простом приеме трехпролетного сруба, перекрытого двускатной крышей, с повышением среднего, более широкого пролета в целях освещения его дневным светом через торцевые фронтоны. Общая площадь помещений павильона (без террас) — 300 кв. м, объем павильона — 1375 куб. м, объем лыжехранилища — 896 куб. м, всего 2271 куб. м; объемный коэффициент — 4,5; ориентировочная стоимость станции — 140 тысяч рублей. По прежнему проекту той же мастерской объем здания на 500 пар лыж составлял 3519 куб. м.
В решении архитектурного образа станций всех трех типов вполне уместно использованы мотивы русского народного творчества. В отличие от обычной для наших станций высотной композиции, все рассматриваемые проекты решены одноэтажными, что значительно удешевляет их конструкцию (отсутствие лестниц, междуэтажных перекрытий) и приближает их по силуэту к образцам народной, избяной архитектуры. Внешнее архитектурное оформление достигается простыми и недорогими средствами, как-то: выносные крыльца, оконные ставни и наличники, резные столбы и роспись обшивки фронтонов по трафарету.
При рассмотрении проектов лыжных станций всех трех типов экспертизой и техническим советом Всесоюзного комитета по делам физкультуры и спорта при СНК СССР архитектура станций, основные планировочные установки (разделение павильонов и лыжехранилищ, отказ от промывных уборных и душей, объединение гардеробов, печное отопление и проч.) не встретили возражений.
Немало существенных замечаний было сделано для уточнения ряда функциональных требований, определяющих характер типовых проектов. Требовали увеличения числа и размеров ряда обслуживающих помещений, устройства отопления в лыжехранилищах, островной системы размещения в них стеллажей при вместимости от 250 пар и выше, введения умывальных и касс, увеличения площади гардеробов и помещений для просмолки и ремонта лыж и т. п. Однако, осуществление этих требований привело бы к сильному увеличению кубатуры лыжной станции и стоимости строительства.
Вместимость станций, намеченных Всесоюзным комитетом по делам физкультуры и спорта для дальнейшей разработки в порядке типового проектирования, установлена в 100, 150 и 250 пар лыж: между тем, последние установки ВЦСПС признавали наиболее рентабельной станцию на 500 пар лыж. С нашей точки зрения, приведенный в статье проектный материал, если и не дает исчерпывающего разрешения проблемы типового проектирования лыжных станций, то ближе всего подходит к современным требованиям массового спортивного строительства баз, имеющего большое оборонное значение.
Не отвергая решений с более развернутой системой обслуживания лыжника (устройство душей, промывных уборных в здании, спален, отапливаемых лыжехранилищ и т. п.), следует признать, что такие решения требуют внимательного изучения всех условий, сопровождающих строительство данного объекта, и поэтому едва ли могут служить предметом типизации: они должны выполняться в порядке отдельных заданий.
Перспективы развития типового проектирования лыжных станций ставят перед нашей промышленностью актуальную задачу освоения систем центрального отопления малой теплоемкости, так как отказ от печного отопления, помимо хозяйственных и противопожарных преимуществ, позволил бы радикально усовершенствовать планировку станции. Вполне своевременна также типизация отдельных конструкций и предметов оборудования лыжных станций, которая позволит и в их строительство внедрить скоростные методы.
Арх. С. А. ЗВЕРИНЦЕВ
Журнал «Архитектура Ленинграда», 1940 г. Номер 1
Комментариев: 0