Прогуливаясь по кингисеппскому проспекту Карла Маркса, мы непременно окажемся на восьмиугольной площади, южная часть которой…
Религиозные святыни Ильешей
На рубеже 19-20 вв. ежегодно середине июля в окрестностях старинного села Ильеши можно было наблюдать одну и ту же картину. Уже в начале недели, содержавшей в себе Ильинскую пятницу, на ведущих к селу дорогах можно было встретить скромно одетых богомолок и богомольцев, с палками в руках и с котомками за плечами. Начиная же со среды в Ильеши двигались тысячи паломников, группами и в одиночку. Здесь можно было встретить, местных и приезжих, стариков и детей, здоровых и больных, калек и исцелившихся, давших обет за полученное исцеление приезжать в село до конца своей жизни.
На несколько дней небольшое село Ямбургского уезда Ильеши, насчитывавшее около 50 домов, становилось местом массового паломничества верующих, будучи совершенно не приспособленным для этого. Пара небольших лавок, постоялый двор — вот и вся местная инфраструктура. Удивительно, но в Ильешах не было даже странноприимного дома для многочисленных приезжавших богомольцев. В результате в Ильинскую пятницу в лучшем случае лишь треть гостей могла разместиться в избах, остальным приходилось ютиться на полу в избах и сараях. Те же, кому не хватало места, ночевали под открытым небом: в поле, на телегах, или на завалинке около избы.
Прибывавшие паломники направлялись в центр села, где располагалась местная святыня — храм во имя святителя Николая Чудотворца, стремясь если уж не попасть внутрь, то принять участие в одном из крестных ходов.
А проникнуть внутрь храма было практически невозможно; к моменту начала торжеств вся церковная ограда была буквально опоясана фигурами богомольцев; некоторые из них по нескольку раз обползали храм на четвереньках вокруг ограды, двигаясь медленно, друг за другом, вознося при этом молитвы и распевая церковные гимны.
По обыкновению официальные торжества начались в среду. После ранней и поздней обедни из церкви во главе с чудотворной иконой св. великомученицы Параскевы выступал первый торжественный крестный ход, державший свой путь через поля к часовне в двух верстах от с. Ильеши, где по преданию явилась св. Параскева.
Это было воистину удивительное и незабываемое зрелище, производившее впечатление на всякого впервые присутствовавшего наблюдателя, особенно в ясную солнечную погоду. В крестном ходе принимала участие многотысячная толпа, из которой резко выделялся блеск хоругвей, крестов, икон и риз духовенства. Шествие сопровождалось распевами паломников «Св. Великомученица Параскева, спаси нас», перекрывавшими колокольный звон.
По традиции иконы несли сами богомольцы; особо же почитаемую икону св. великомученицы Параскевы несли на высоких носилках, поставленных на плечах, так что икона высилась над всей толпой и виделась издалека. На задней стороне киота был изображён лик пророка Илии, а сам киот увешан крестиками, лентами, кусками полотна, ситца, принесенными в дар богомольцами. По пути движения крестного хода со всех сторон на икону паломниками бросались все новые и новые жертвы, а также цветы. Весь путь от самой часовни и до деревни был устлан лежавшими богомольцами, в ожидании пронесения иконы над их головами. По обеим сторонам дороги выстраивались нищие и слепцы, тянувшие бесконечную, полную скорби мелодию…
Обычно, шествие продвигалось довольно медленно. Часто приходилось останавливаться особенно в Ильешах, но по выходе из села продвижение к часовне ускорялось.
По приходу к часовне начинался молебен, во время которого подавались сотни записок за здравие и упокой. Вокруг иконы продолжалось столпотворение, сопровождавшееся рыданиями, коленопреклонением и молитвами. У всех – одна и та же горячая вера, надежда на исцеление и помощь Великомученицы. Наконец, официальный крестный ход держит путь обратно в церковь.
В течение трех праздничных дней такие крестные ходы шли от храма к часовне неоднократно, по просьбам богомольцев. При этом, в них участвовало до 10 протоиереев и священников как из местной церкви, так и прибывших из других мест.
Не менее праздничной была атмосфера и в сельском храме, где наиболее торжественным днем являлся четверг – канун Ильинской пятницы. За ранней обедней следовала поздняя. Вечером совершалось торжественное богослужение, завершавшееся около десяти часов вечера. Особенную торжественность празднику придавало общее исполнение всеми богомольцами под руководством настоятеля храма о. Григория Лебедева церковных песнопений. Завершался четверг торжественной всенощной, которая по красоте служения и по количеству молящихся соперничала даже с праздничной пятницей. В церкви — море голов, центр молящихся — чудотворная икона, вокруг нее – бездна огней. Торжественное служение и стройные звуки певчих сильно влияют на чувство, красота служения и гармония звуков прерываются всхлипыванием и глухим плачем молящихся. Получалась величественная и умилительная картина, свидетельствовавшая о присутствие веры, способной двигать горами.
Завершались праздники в пятницу. Рано утром совершалась ранняя литургия, а в 10 утра – поздняя. Обе литургии совершались собором священников, как правило, под управлением высокопоставленного священнослужителя из Петербурга, Кронштадта, Нары или Гатчины. По окончании службы вновь следовал крестный ход в часовню, а по его возвращении в храм одним из дьяконов возглашались многолетия Царствующему дому, Святейшему Синоду и всем христианам.
К этому моменту в самом селе шла кипучая деятельность по приготовлению к народному празднику: раскидывались палатки, устанавливались ларьки, иногда устраивался даже летучей ресторан. Именно ко времени торжеств, пользуясь громадным стечением народа, приурочивалось открытие одной из самых больших ярмарок Петербургской губернии.
Своими корнями религиозные традиции Ильешей уходят в средние века. Именно тогда в составе Григоровского погоста впервые упоминается название села Ильеши, восходящее к почитанию в этой местности святого пророка Илии. Судя по всему, до середины 18 века храм неоднократно перестраивался, каждый раз освящаясь в честь Николая Чудотворца. Возможно, он так и остался бы однопрестольным, если бы не удивительное событие, во многом повлиявшее на дальнейшую судьбу как храма, так и самого села.
Предание гласит, что однажды в Ильинскую пятницу местный пастух увидел на березе маленькую девочку в старинной одежде, которая смотрела на него сквозь ветви дерева. На все приглашения со стороны пастуха спуститься девочка отвечала молчанием. Тогда пастух попытался согнать ее вниз кнутом, а затем сбить камнями. Но кнут и камни прилипли к дереву, не задев девочки. Пастух испугался и понял, что столкнулся с чем-то необъяснимым, помолился, залез на березу, аккуратно снял девочку, посадил ее в сумку и понес к местному священнику. По дороге девочка из сумки исчезла, священник собрал людей, и они с хоругвями и молитвенным пением двинулись к березе, на которой пастух видел девочку, где все увидели прилипшие к дереву камни и кнут. Под деревом стояла деревянная икона св. вмч. Параскевы-Пятницы — точная копия маленькой девочки, явившейся пастуху. Икону поместили в местный Никольский храм (тогда еще деревянный). На месте обретения иконы, недалеко от березы, был найден камень с углублениями в виде детской ступни. Здесь построили деревянную часовню и вскоре, открылся родник, что тоже было истолковано как добрый знак.
Дата явления иконы, равно как и появления часовни точно не установлена. Принято считать, что икона была обретена в 16–17 вв., а вслед за этим была построена и каменная часовня, однако есть некоторые основания сомневаться в этом. Во всяком случае, найти упоминание о ней в первой переписи часовен Санкт-Петербургской губернии (1735 г.) не удалось. В то же время, к моменту возведения нового храма в Ильешах (1790-е гг.) она, судя по всему, уже существовала, поскольку одной из причин строительства стала невозможность вместить всех желающих богомольцев, прибывавших в Ильеши на поклон иконе. К тому же новый храм в отличие от старого деревянного являлся двухпрестольным: появился придел св. великомученицы Параскевы. Дополнительное указание на время появления иконы и часовни дает небольшая брошюра «Жизнь и страдание св. мучениц Параскевы», вышедшая в свет на рубеже 19–20 вв. тремя изданиями. В ней со ссылкой на старожилов села говорилось, что икона явилась 120–135 лет тому назад. Это означает, что возможный временной диапазон явления иконы составляет 1759–1783 гг. Точку в этом вопросе ставить пока рано, можно утверждать лишь одно: жизнь старинного села после этого изменилась, оно стало местом стечения народа, убежденного в чудотворной силе иконы.
Новый храм был освящен в 1797–98 гг. и просуществовал до 1824 г., когда случилось несчастье: 19 мая в полдень в Ильешах произошел страшный пожар, истребивший практически все село. Уцелело лишь четыре риги. Когда пожар коснулся церкви, то местные жители выломали двери и через них вынесли в поле церковное имущество, в том числе и икону Параскевы. Рядом со сгоревшей церковью была построена временная деревянная часовня, в которую была внесена икона и где совершались богослужения.
Уже на следующий год по ходатайству прихожан храм начал ремонтироваться «за счет суммы, собираемой в церковный кошелек и привратные кружки, а равно и поступивших доброхотных подаяний, чинимых разными и большей частью неизвестными особами». Ремонт занял целых пять лет и в июле 1829 г. состоялось торжественное освящение храма. Он остался двухпрестольным: главный, холодный, во имя св. Николая и придельный, теплый, во имя св. великомученицы Параскевы.
Прошло еще четверть века и 1854 г. прихожане получили разрешение устроить в храме третий придел — пророка Илии. Это объяснялось тем, что при наплыве паломников во время праздников храм не мог вместить тысячи богомольцев. Как и предыдущем случае, эти работы проводились на добровольные пожертвования граждан. Окончательно переустройство храма было завершено к 1864 г. С тех пор и до сегодняшних дней Ильешский храм остается трехпрестольным: главный престол — во имя Св. Николая Чудотворца и два престола — пророка Илии и Св. Великомученицы Параскевы Пятницы. Сама икона, являясь главной достопримечательностью храма, помещалась в киоте, между главным и Пятницким алтарем. Уникальным было то, что часовня, к которой совершались паломничества, стала столь же почитаемым святилищем, как и сам приходской храм. Более того, это обстоятельство напрямую повлияло на название храма, который в просторечье все чаще стал именоваться Николо-Пятницким.
Конец 19 — начало 20 вв. стали звездным часом для местных религиозных святынь. Ни погода, ни расстояния не останавливали многочисленных паломников, стремившихся добраться к Ильинской пятнице до Ильешей в одиночку и группами. Крестные ходы во главе с духовенством шли из Ораниенбаума и Кронштадта, Гостилиц и Копорья, Удосолово и Котлов, Чирковиц и Бегуниц, Хотнежи и Гатчины, Нарвы и Ямбурга. Безусловно, паломничество в Ильеши выходило далеко за рамки обычных религиозных праздников. Со временем оно приняло такие масштабы, что Балтийской железной дороге приходилось вносить коррективы в свое расписание, пуская экстренные поезда с пониженным тарифом для паломников. Добираясь до станции Молосковицы, они шли внушительным потоком двенадцать верст до Ильешей, присоединяясь к уже находившимся там богомольцам. Такая же картина наблюдалась и на обратном пути: далеко за полночь вереницы богомольцев тянулись на станцию Молосковицы, откуда отправлялись поезда, специально добавленные по случаю Ильешского праздника. Можно утверждать, что несмотря на обилие храмов в Петербурге и окрестностях, празднование Ильинской пятницы в Ильешах являлось настоящим событием не только по меркам губернии, но и всего Северо-Запада страны. Именно на таких на торжествах можно было воочию убедиться, как велика вера у простого народа, крестьян и средней интеллигенции, как сильна была в России вера в хождение по святым местам.
Вне праздников местный храм вел свою обычную жизнь, причем службы в нем проводились не только на русском, но и на эстонском языках. Это было связано с увеличившимся количеством выходцев из Эстляндской губернии, переселявшихся преимущественно в Ямбургский уезд в поисках более удобных земель.
В воскресенье, 25 июля с. г., в здешней церкви во имя Св. и Чудотворца Николая совершена соборным служением божественная литургия на славянском и эстонском языках.
Священнодействовали: протоиерей Нарвской Знаменской церкви Петр Преображенский и местный священник о. Иоанн Осьминский, из коих первый служил по-эстонски, а второй по-славянски.
Благодаря хорошей погоде, православных эстов, для которых, собственно, заранее назначена была эстонская служба, собралось около 40 человек.; из них 27 были исповеданы и приобщены Св. Христовых Тайн.
Пред началом литургии совершено было присоединение к православию одной эстонки, девицы.
Пение за литургией было двухклиросное: на правом очень стройно пел по-славянски хор из крестьян села Ильеши под управлением, как видно, опытного руководителя, учителя местной земской школы, а на левом—любительский, на эст. языке, составленный из эстонцев, под управлением псаломщика К. Колчина из Нарвы. В конце литургии были произнесены поучения: Протоиереем П. Преображенским на эст. языке «о воспитании детей» и о. Осьминским на текст из Апостола «мы сильные должны есмь немощи немощных носити». В этом поучении о. Иоанн сказал своим прихожанам, главным образом крестьянам, на то, что сказанным апостольским правилом они должны руководствоваться в общежитии, и кто чем может должен помогать ближнему. Среди богомольцев, переполнивших храм, было несколько приезжих из С -Петербурга, а также много лютеран-эстов, из любопытства, наверно, собравшихся послушать православную церковную службу на их родном языке.
Литургия, начавшаяся в одиннадцатом часу, окончилась в половине второго дня.
газета «Нарвский листок», 1899 г.
Церковные службы в храме в изменившихся политических условиях продолжались вплоть до 1937 г. Весной 1941 года была предпринята попытка открыть в храме культурное учреждение, однако начавшаяся война помешала этим планам. В годы оккупации богослужения в храме были возобновлены, совершались они священниками Псковской православной миссии.
После войны здание храма претерпело ремонт, утратив главную святыню – икону святой великомученицы Параскевы Пятницы, перекочевавшую в коллекцию Государственного Русского музея.
В 1988 г. чудотворная икона была передана в Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры, тогда же была возрождена традиция совершения крестного хода. Сейчас икону ежегодно привозят на праздник в Ильеши, куда, как когда-то в прежние времена, прибывают издалека паломники.
А вот судьба другой местной святыни – часовни, построенной в месте обретения чудотворной иконы, оказалась по настоящему трагичной. Пережив жёсткие меры по искоренению духовных ценностей в 20-30-е гг. и страшные последствия войны, она не смогла устоять против очередного витка государственного пресса борьбы с религией. В начале 1960-х годов часовня была взорвана, вместе с ней были уничтожены священная береза и родник. То, что некогда было проявлением могучей объединявшей людей веры, в новых условиях стало рассматриваться властями как «очаг невежества и мракобесия» …
С момента утраты часовни прошли десятилетия. На сегодняшний день к месту, где находилась священная поляна, ведет хорошая полевая дорога, по которой в праздники, как и прежде, движется крестный ход.
Сама поляна расчищена от зарослей, на ней установлен памятный крест, а также проведена закладка фундамента под строительство новой часовни. История вновь совершила виток, сделав небольшое старинное село Ильеши одним из центров духовного возрождения окрестностей и паломничества к святым местам.
Комментариев: 0