Последняя резиденция императора
Осенью 1929 года посетители петергофской Александрии могли наблюдать необычную картину. От железнодорожной станции Новый Петергоф по временным съемным рельсам через Пролетарский (Александровский) парк медленно перекатывались железнодорожные вагоны. Конечным местом их новой прописки стала небольшая поляна к югу от Коттеджа. Именно там обосновались два вагона из состава поезда Николая Второго, волею судеб ставшего последней резиденцией и местом отречения от престола последнего российского императора.

Переброска в парк «Александрия» двух вагонов царского поезда оказалась далеко не самой простой задачей. Источник: архив ГМЗ «Петергоф»
Свою историю императорский поезд ведет с 90-х годов 19 века. Будучи построенным в Главных вагонных мастерских Николаевской железной дороги, несколькими годами позднее он был дополнен еще тремя вагонами, изготовленными в Варшавских железнодорожных мастерских. К началу 1910-х годов поезд насчитывал в общей сложности одиннадцать вагонов. Все они имели одинаковый наружный вид: темно-синего цвета с золотой обводкой и золочеными украшениями в виде гербов между окон.
С началом Первой Мировой войны императорский поезд стал постоянной походной резиденцией Николая Второго. Приезжая на фронт в Ставку, император оставался жить в своем поезде, снабженном телефонной и телеграфной связью. Именно в этом поезде император Николай II подписал манифест о своем отречении от престола.

Отречение от престола императора Николая II. 2 марта 1917 года Машинопись. 35 х 22. В правом нижнем углу карандашом подпись Николая II: Николай; в левом нижнем углу черными чернилами поверх карандаша заверительная надпись рукой В. Б. Фредерикса: министр императорского двора генерал-адъютант граф Фредерикс.
Впоследствии его поезд в течение нескольких месяцев использовался министрами Временного правительства. А после прихода к власти большевиков из императорских вагонов сформировали знаменитый поезд председателя Реввоенсовета Л.Д. Троцкого.

Отречение от престола Николая Второго 2 марта 1917 г. В царском вагоне: министр двора барон Фредерикс, генерал Н. Рузский, В. В. Шульгин, А. И. Гучков, Николай Второй. Из фондов Государственного исторического музея.
Неизвестно, как сложилась бы судьба царских вагонов, если бы не усилия петергофских музейщиков, Семена Гейченко и Анатолия Шеманского. Во многом благодаря их стараниям два вагона из состава царского поезда были переданы Народным комиссариатом путей сообщения петергофским музеям.

Лишь благодаря усилиям петергофских музейщиков С. Гейченко (второй слева) и А. Шеманского (первый справа) царские вагоны удалось спасти от преждевременного уничтожения и доставить в Александрию. Фото с Научного семинара.1923 год. Источник: архив ГМЗ «Петергоф»

Перу Гейченко и Шеманского принадлежал целый ряд изданий по петергофским музеям, изданным в 30-е годы прошлого столетия. Из фондов РНБ
А уже в следующем, 1930 году, на их базе была открыта постоянно действовавшая выставка «Вагоны бывшего царского поезда». Рядом в специально построенном павильоне разместилась дополнительная экспозиция «Империалистическая война и падение самодержавия», включавшая четыре раздел: «Причины мировой войны», «Россия в мировой войне», «Крушение царизма», «Последний рейс Николая Романова от Царского села до Екатеринбурга».

Общий вид экспозиции в 30-е годы 20 в. Помимо вагонов видны специально построенная платформа и павильон. Источник: архив ГМЗ «Петергоф»
Первый вагон состоял из двух частей: столовой и салона. В этом вагоне выставка обрисовывала положение, создавшееся перед февральской революцией, и предшествовавшие ей проекты дворцового переворота. Вагон-столовая использовался во время войны для штабных совещаний с участием Николая; в этом же вагоне императором было подписано отречение от престола.
Второй вагон составляли купе камеристки, спальня императрицы, кабинет Николая и купе камердинера. Внутренняя отделка, обстановка и убранство вагонов во всех существенных чертах напоминали Нижнюю дачу Николая Второго: мебель стиля «модерн», изготовленная фирмой Мельцера, комфортабельность кожаного кабинета, семейные фотографии, многочисленные иконы в спальне.
На момент открытия выставки внутреннее убранство царских вагонов сохранилось практически полностью и было незначительно дополнено некоторыми предметами из Нижней дачи, которую особенно любила августейшая семья.
Неподалеку от вагонов Николая Второго нашел свой приют еще один «железнодорожный» памятник — вагон поезда, ходившего между Петербургом и Москвой во времена Николая Первого. Не имея особой экспозиции, «пожилой вагон» продолжал историко-бытовую линию царских поездов.

Вагон поезда, ходившего между Петербургом и Москвой во времена Николая Первого. Петергоф. Годы оккупации. Источник: архив ГМЗ «Петергоф»

Вагон поезда, ходившего между Петербургом и Москвой во времена Николая I. Петергоф, 1941-43 гг. Источник: архив ГМЗ «Петергоф»
Вплоть до начала войны «железнодорожная троица» уютно расположилась в Александрии, претендуя на звание одного из самых оригинальных петергофских музеев.

Для удобства посетителей выставки была построена специальная платформа. Источник: архив ГМЗ «Петергоф»
К сожалению, царским вагонам был уготован относительно короткий век: в ходе войны выставочный комплекс получил необратимые повреждения. В освобожденном парке музейные работники увидели фактически лишь остовы исторических вагонов с разрушенными интерьерами. Примерно десятилетие потребовалось для того, чтобы вынести окончательный вердикт: императорские вагоны восстановлению не подлежат.

Немецкие солдаты у музея «Империалистическая война и падение самодержавия» в Александрии. Годы оккупации Петергофа. Из частного архива

Война нанесла непоправимый ущерб интерьерам царских вагонов. На снимке: cалон императорского поезда, в котором Николай Второй объявил об отречении от престола. Петергоф, 1941-43 гг. Из частного архива

Вагон Николая Второго, в котором был подписан Манифест об отречении от престола. Петергоф, 1944 год.

Царские вагоны, как и весь Петергоф, ждали своего освобождения. В годы оккупации. Из частного архива
Сейчас, прогуливаясь у Коттеджа, трудно представить, что некогда здесь располагались самобытные свидетели давно минувших эпох, ставшие последней резиденцией последнего российского императора.