Продолжается наше путешествие по Петергофской дороге. Сегодня в поисках очередных достопримечательностей мы отправляемся на девятую…
Последняя резиденция императора
Осенью 1929 года посетители петергофской Александрии могли наблюдать необычную картину. От железнодорожной станции Новый Петергоф по временным съемным рельсам через Пролетарский (Александровский) парк медленно перекатывались железнодорожные вагоны. Конечным местом их новой прописки стала небольшая поляна к югу от Коттеджа. Именно там обосновались два вагона из состава поезда Николая Второго, волею судеб ставшего последней резиденцией и местом отречения от престола последнего российского императора.
![Вагоны царского поезда в парке Александрия. Петергоф](https://a-121.ru/wp-content/uploads/2019/02/Переброска-в-парк-«Александрия»-двух-вагонов-царского-поезда-1929-год..jpg)
Свою историю императорский поезд ведет с 90-х годов 19 века. Будучи построенным в Главных вагонных мастерских Николаевской железной дороги, несколькими годами позднее он был дополнен еще тремя вагонами, изготовленными в Варшавских железнодорожных мастерских. К началу 1910-х годов поезд насчитывал в общей сложности одиннадцать вагонов. Все они имели одинаковый наружный вид: темно-синего цвета с золотой обводкой и золочеными украшениями в виде гербов между окон.
С началом Первой Мировой войны императорский поезд стал постоянной походной резиденцией Николая Второго. Приезжая на фронт в Ставку, император оставался жить в своем поезде, снабженном телефонной и телеграфной связью. Именно в этом поезде император Николай II подписал манифест о своем отречении от престола.
![Отречение от престола императора Николая II](https://a-121.ru/wp-content/uploads/2019/02/J6Jydjf0jT8-643x1024.jpg)
Впоследствии его поезд в течение нескольких месяцев использовался министрами Временного правительства. А после прихода к власти большевиков из императорских вагонов сформировали знаменитый поезд председателя Реввоенсовета Л.Д. Троцкого.
![Отречение от престола Николая Второго 2 марта 1917 г. В царском вагоне: министр двора барон Фредерикс, генерал Н. Рузский, В. В. Шульгин, А. И. Гучков, Николай Второй. Из фондов Государственного исторического музея.](https://a-121.ru/wp-content/uploads/2019/02/Отречение_Николая_II.jpg)
Неизвестно, как сложилась бы судьба царских вагонов, если бы не усилия петергофских музейщиков, Семена Гейченко и Анатолия Шеманского. Во многом благодаря их стараниям два вагона из состава царского поезда были переданы Народным комиссариатом путей сообщения петергофским музеям.
![Гейченко и Шеманский](https://a-121.ru/wp-content/uploads/2019/02/Снимок-5.jpg)
![Последняя резиденция императора](https://a-121.ru/wp-content/uploads/2019/02/a_ignore_q_80_w_1000_c_limit_1.jpg)
А уже в следующем, 1930 году, на их базе была открыта постоянно действовавшая выставка «Вагоны бывшего царского поезда». Рядом в специально построенном павильоне разместилась дополнительная экспозиция «Империалистическая война и падение самодержавия», включавшая четыре раздел: «Причины мировой войны», «Россия в мировой войне», «Крушение царизма», «Последний рейс Николая Романова от Царского села до Екатеринбурга».
![Вагоны царского поезда в парке Александрия. Петергоф](https://a-121.ru/wp-content/uploads/2019/02/Вагоны-царского-поезда-в-парке-Александрия-1930-1940-год..jpg)
Первый вагон состоял из двух частей: столовой и салона. В этом вагоне выставка обрисовывала положение, создавшееся перед февральской революцией, и предшествовавшие ей проекты дворцового переворота. Вагон-столовая использовался во время войны для штабных совещаний с участием Николая; в этом же вагоне императором было подписано отречение от престола.
![Вагоны царского поезда в парке Александрия. Петергоф](https://a-121.ru/wp-content/uploads/2019/02/СтоловаяФотографии-1900–1910-годов-из-архива-ГМЗ-«Петергоф»..jpg)
![Вагоны царского поезда в парке Александрия. Петергоф](https://a-121.ru/wp-content/uploads/2019/02/Салон-Фотографии-1900–1910-годов-из-архива-ГМЗ-«Петергоф»..jpg)
Второй вагон составляли купе камеристки, спальня императрицы, кабинет Николая и купе камердинера. Внутренняя отделка, обстановка и убранство вагонов во всех существенных чертах напоминали Нижнюю дачу Николая Второго: мебель стиля «модерн», изготовленная фирмой Мельцера, комфортабельность кожаного кабинета, семейные фотографии, многочисленные иконы в спальне.
![Вагоны царского поезда в парке Александрия. Петергоф](https://a-121.ru/wp-content/uploads/2019/02/Кабинет-императораФотографии-1900–1910-годов-из-архива-ГМЗ-«Петергоф»..jpg)
![Вагоны царского поезда в парке Александрия. Петергоф](https://a-121.ru/wp-content/uploads/2019/02/Будуар-императрицы-в-вагоне-царского-поезда-1900–1910-годы.Фотографии-из-архива-ГМЗ-«Петергоф»..jpg)
На момент открытия выставки внутреннее убранство царских вагонов сохранилось практически полностью и было незначительно дополнено некоторыми предметами из Нижней дачи, которую особенно любила августейшая семья.
Неподалеку от вагонов Николая Второго нашел свой приют еще один «железнодорожный» памятник — вагон поезда, ходившего между Петербургом и Москвой во времена Николая Первого. Не имея особой экспозиции, «пожилой вагон» продолжал историко-бытовую линию царских поездов.
![Вагоны царского поезда в парке Александрия. Петергоф](https://a-121.ru/wp-content/uploads/2019/02/Вагон-поезда-ходившего-между-Петербургом-и-Москвой-во-времена-Николая-I.-Петергоф-1941-год..jpg)
![Вагоны царского поезда в парке Александрия. Петергоф](https://a-121.ru/wp-content/uploads/2019/02/Вагон-поезда-ходившего-между-Петербургом-и-Москвой-во-времена-Николая-I.-Петергоф-1942-43-гг..jpg)
![Вагоны царского поезда в парке Александрия. Петергоф](https://a-121.ru/wp-content/uploads/2019/02/Вагон-поезда-ходившего-между-Петербургом-и-Москвой-во-времена-Николая-I.-Петергоф-1941-43-гг..jpg)
Вплоть до начала войны «железнодорожная троица» уютно расположилась в Александрии, претендуя на звание одного из самых оригинальных петергофских музеев.
![Вагоны царского поезда в парке Александрия. Петергоф](https://a-121.ru/wp-content/uploads/2019/02/19321.jpg)
К сожалению, царским вагонам был уготован относительно короткий век: в ходе войны выставочный комплекс получил необратимые повреждения. В освобожденном парке музейные работники увидели фактически лишь остовы исторических вагонов с разрушенными интерьерами. Примерно десятилетие потребовалось для того, чтобы вынести окончательный вердикт: императорские вагоны восстановлению не подлежат.
![Вагоны царского поезда в парке Александрия. Петергоф](https://a-121.ru/wp-content/uploads/2019/02/Немцы-у-музея-«Империалистическая-война-и-падение-самодержавия»-в-Александрии.-Петергоф-1941-43-гг..jpg)
![Вагоны царского поезда в парке Александрия. Петергоф](https://a-121.ru/wp-content/uploads/2019/02/Салон-императорского-поезда-в-котором-Николай-II-объявил-об-отречении-от-престола.-Петергоф-1941-43-гг..jpg)
![Вагоны царского поезда в парке Александрия. Петергоф](https://a-121.ru/wp-content/uploads/2019/02/Петродворец.-1944-г.-1024x707.jpg)
![Вагоны царского поезда в парке Александрия. Петергоф](https://a-121.ru/wp-content/uploads/2019/02/Вагоны-Николая-Второго-в-Александрии.Петергоф-1950-е..jpg)
![Вагоны царского поезда в парке Александрия. Петергоф](https://a-121.ru/wp-content/uploads/2019/02/Вагон-Николая-II-в-котором-подписан-Манифест-об-отречении-от-престола.-Петергоф-1944-год.-1024x957.jpg)
![Вагоны царского поезда в парке Александрия. Петергоф](https://a-121.ru/wp-content/uploads/2019/02/Царские-вагоны-за-колючей-проволокой-в-Александрии.-Петергоф1941-43-гг..jpg)
Сейчас, прогуливаясь у Коттеджа, трудно представить, что некогда здесь располагались самобытные свидетели давно минувших эпох, ставшие последней резиденцией последнего российского императора.
Комментариев: 0