Постепенно завершаются наши путешествия по старинным фотографиям в текущем году. На это раз мы отправляемся…
Церковь Святителя Петра Митрополита: от походной царской палатки до четырехпрестольного русского храма.
Одним из наиболее величественных замыслов Петра Великого при строительстве Петербурга стало формирование ансамбля Петергофской дороги. Только подумать: целая анфилада дворцов, усадеб, храмов, растянувшаяся на десятки километров, возвышалась над заболоченными берегами Финского залива! Между тем, даже на этом фоне есть места, которые могут считаться петровскими вдвойне. В поисках одного из таких мест стоит посетить Ульянку – историческую область в Кировском районе нашего города, за три сотни лет прошедшую путь от загородной местности и окраины Петербурга до благоустроенного городского района. Здесь, на 12-й версте от главного Почтамта, или на 7-й от Нарвских триумфальных ворот некогда располагался православный храм в память присоединения к Русскому государству всего здешнего приморского края, основанный, как гласит предание, Петром Великим.
Сейчас нам трудно представить южное побережье Финского залива в ином качестве, нежели парадный въезд в Северную столицу. Между тем, к моменту начала борьбы за Приневские земли характер здешней местности разительно отличался от привычного нам сегодняшнего представления: еще не блистал привычной роскошью великолепный Петербург, а будущая столичная окраина представляла из себя разбросанные рыбацкие деревушки, населенные ижорами и финнами. Сама же приморская дорога скорее напоминала тропу, тянувшуюся по небольшому кряжу, бывшему некогда берегом древнего Литоринового моря и продолжающемуся вдоль всего южного побережья Финского залива.
«…оставить здесь, как церковь обетную»
Историки справедливо считают выход к Балтийским берегам одним из крупнейших достижений Петра Первого. Однако возврат бывших новгородских земель не выдался легкой прогулкой. Итоговая победа ковалась в ходе многочисленных вооруженных стычек со шведами, не желавшими без боя отдавать Приневские земли. На одном из пунктов прибрежной тропы, которой в будущем суждено было стать блистательной Петергофской дорогой, расположился Петр Первый со своим штабом. Именно в этот момент царь получил известие о взятии русскими войсками шведского редута, располагавшегося в районе нынешнего Красненького кладбища. Как гласит предание,
Благочестивый государь осенил себя крестным знамением и тотчас повелел раскинуть здесь походную церковную палатку, чтобы принести Господу сил торжественное моление об окончательном приобретении давно желанного Приморского края. Пока служился этот благодарственный молебен, в мыслях царя-работника должно быть развернулась картина мирной цветущей жизни и этого отныне русского уголка, вблизи задуманной им новой Столицы. Так можно предположить потому, что по окончании молебна царь повелел не разбирать церковной палатки, а обложив ее дерном, оставить здесь, как церковь обетную, каковые всегда устраивались нашими благочестивыми предками по случаю великих общественных событий, радостных или печальных. Таково начало этой церкви, едва ли не самой первой во всей здешней местности, по прямому смыслу народного предания, всегда правдивого в своей основе и к тому же согласного с решительным характером Петра и с обстоятельствами времени.
Надо отметить, что к моменту описываемых событий местность нынешней Ульянки уже была заселена как коренными жителями, так и выписанными служилыми людьми из других губерний России — переведенными из Москвы дворцовыми садовниками, сделавшимися впоследствии крепостными крестьянами. Помимо них здесь жили ямщики, выписанные из Вологды Петром Великим для отправления почтовой гоньбы, ижорские крестьяне, населявшие Автово, Сосновку и другие деревни, перешедшие в зависимость или Троице-Сергиевой пустыни, или вельмож Бутурлина, Головина, Апраксина, Шепелева, Нарышкина и других, получивших наделы на Петергофской дороге.
«…на суходоле оного места боярина Петра Бутурлина»
Постепенно Ульянковский приход рос, становясь подлинной окраиной новой российской столицы. Поглощенный заботами государственного масштаба, Петр Первый, однако же, не забывал о своей походной церкви. Свидетельством тому – царский указ, предписывающий построить постоянный деревянный храм имени Святителя Петра, заложившего некогда первый камень величия Москвы, а с нею — самодержавия и единства всего русского народа.
К тому моменту участки вдоль Петергофской дороги распоряжением царя уже обрели своих хозяев. Участок, на котором был воздвигнут новый храм, принадлежал стольнику, приближенному Петра Первого Петру Ивановичу Бутурлину. В результате первый храм на Ульянке «обосновался» на частной территории:
… в 1718 году в именуемом селе Петровском по указу императора Петра Первого была построена деревянная церковь в приморском месте боярина Петра Ивановича Бутурлина».
В документе, датированном 20 мая 1719 года, опять упоминается эта церковь:
…подле Красного кабачка… на суходоле оного места боярина Петра Бутурлина на оном вновь построена церковь деревянная вокруг балясами да при церкви три двора живут поп с причетниками, на том же месте его Бутурлина построен двор, в том дворе живут дворовые люда 4 семьи…».
И в дальнейшем венценосный государь не забывал о храме на Петергофской дороге. В частности, Петр Первый «…повелел и всю утварь, образа и книги в новоустроенный храм доставить из Большого Московского Успенского собора от раки Святителя Петра». Некоторые из древних образов восходили к пятнадцатому веку, в частности, большой образ Успения Пресвятой Богородицы, Святителя Николая Чудотворца, Мученика Уара. Но даже на их фоне особенно выделялся замечательный образ Святителя Петра Митрополита, выносной, с частью ризы Божией Матери и с мощами многих Святых.
Впоследствии Петр Первый пожертвовал молодому храму еще одну реликвию — большой образ Черниговской Божьей Матери, поднесенный ему игуменом Черниговского Ильинского монастыря Лаврентием в память победы над Азовом. Как гласят старинные документы, «…образ этот весьма замечателен изображением на нижнем его поле плана Азовского сражения, крестного хода из Ильинского монастыря в предшествии патриарха Адриана, многих аллегорических фигур, двух государственных особой формы гербов и двух «подношений» или приветственных речей покорителю Азовского и Балтийского морей».
К этому моменту за петровским храмом закрепляется название «церкви Петра митрополита, что «за Красным кабачком». Видимо, соседство храма с питейным заведением звучало не слишком удачно и позднее церковь стали называть Юлианковской или Ульяновской сообразно располагавшейся рядом старинной деревне…
«…подрубить на новом фундаменте и таки построить церковь на том же месте»
Со смертью Петра церковь перешла под покровительство Бутурлиных, на землях которых она и была возведена. Именно с ними и связан следующий этап перестройки церкви, пришедшийся на 40-е годы 18 века, когда усадьбой владеет племянник Петра Бутурлина, Александр Борисович Бутурлин, участник Персидского похода и бывший денщик Петра. К этому моменту построенный в петровские времена храм сильно обветшал и пришел в негодность. Учитывая этот факт, по прошению генерал-аншефа Александра Борисовича Бутурлина, Преосвященным Никодимом 2 августа 1743 года разрешено вышеозначенную церковь, «за ветхостью, разобрав, подрубить на новом фундаменте и таки построить тое церковь на том же месте».
Однако вместо предполагавшегося к постройке деревянного храма к 1748 году сооружается каменный храм. Судя по сохранившемуся плану, это был центрический храм, в котором четыре пятигранные апсиды были симметрично сгруппированы по сторонам подкупольного пространства. В восточной апсиде размещался алтарь, в западной – крыльцо главного входа с колокольней. Северная и южная апсиды так же имели входы с крыльцами. Сама церковь занимала восточную часть бутурлинской дачи. С ней соседствовали «5 изб с сенями, четыре из которых принадлежат церковному причту, а одна на дворе,.. двор не огорожен, сенные покосы есть, владеет сам, роща на горе и под горою до межи и полевой и пашенной земли нет… в том же приморском месте 745-го года вышеописанная дача написана и церковь за ним же Александром Бутурлиным …».
«…придан был благолепный вид»
Новый каменный храм выглядел весьма симпатично, однако красота плана не искупала неудобств, чувствуемых зимой от легкого деревянного купола, свободно пропускавшего внешний воздух: не исключено, что это было сознательным выбором Бутурлина, который созданием миниатюрного каменного храма хотел удовлетворить исключительно своим личным религиозным чувствам и притом лишь на летнее время. Между тем, местное духовенство, проводившее службы круглогодично «в своей церкви претерпевало в зимнее время со всеми прихожанами холод».
В таком виде существовала церковь до 1808 года. К этому моменту Бутурлины продали свою дачу вдовствующей графине Прасковье Ивановне Голицыной. С этого момента наступает новый этап в жизни для петровского храма. В 1808 году впервые за 60 лет за счет благотворителя штаб-ротмистра и кавалера Ивана Ивановича Владимирова был осуществлен капитальный ремонт церкви, и она увеличилась за счет пристройки с юго-западной стороны отапливаемого придела во имя Зачатия Иоанна Предтечи, предназначавшийся для зимних богослужений. В это же время к западной части храма была пристроена колокольня. После перестройки храм был освящен в декабре того же года Митрополитом Новгородским, Петербургским, Эстляндским и Финляндским Амвросием. А двумя годами раньше произошло событие, оказавшее в дальнейшем большое влияние на судьбу церкви: соседнюю дачу Паниных приобрел граф Николай Петрович Шереметев. Соседство Шереметевых сыграло в дальнейшем большую роль как в судьбе расположенного храма Святого Петра Митрополита, так и всей усадьбы Головиных, унаследовавших имение после смерти графини Голицыной.
Перестройкой церкви дело, однако, не ограничилось. В 1811 году по проекту архитектора Василия Петровича Стасова в ограде церкви со стороны входа от Петергофского шоссе вместо старой деревянной строится каменная часовня — прекрасный образец ампира с высокой аркой в центре и поддерживаемыми дорическими колоннами крыльями. Впоследствии от часовни к северным дверям храма была сооружена мраморная лестница и устроена чугунная массивная решетка на каменном цоколе. Таким образом, «…придан был благолепный вид как наружному, так особенно внутреннему убранству церкви, хотя самый план ея изуродовался». Все работы обошлись Владимирову в немалую по тем временам сумму 150 тысяч рублей.
Вскоре, однако, выяснилось, что проведенные работы не слишком облегчили проведение богослужений. Новое, общее со всей церковью, холодное помещение придела оказалось неудобным, особенно в зимнее время. В 1834 году невыносимый холод в новой пристройке заставил перенести придельный алтарь на старое место. Капитальную перестройку всего храма за полным отсутствием на это средств пришлось отложить. Мало того, соседство теплого придела с главным храмом, отделенным лишь тонкою стеклянной перегородкой, способствовало развитию большой сырости в главном храме. Уже в тот момент проявилась настоятельная нужда приступить к капитальному ремонту храма, или же, разобрав до основания старый, соорудить новый, более обширный и теплый храм, отвечавший потребностям прихода.
Несмотря на все перипетии, храм, стоящий на знаменитой Петергофской дороге, был хорошо известен не только местным прихожанам. 8 сентября 1748 года в нем присутствовала на литургии императрица Елизавета Петровна. А в 1810 году в этой церкви венчалась дочь известного архитектора Н.А. Львова, Елизавета Николаевна с Петром Федоровичем Львовым.
«…восстановить ее в правах приходской церкви»
Однако популярность храма в Ульянке не слишком сказывалась на доходах местных служителей церкви. Еще задолго до продажи дачи потомки Бутурлина все хуже выполняли свои обязанности по обеспечению местного причта. Между тем, на фоне жалоб духовенства на плохие условия численность прихода в Ульянке неуклонно росла. К концу 18 века приход насчитывал 106 дворов, в которых проживало 212 мужчин, 321 женщина, да в придачу — 93 человека крепостных крестьян. По этой причине местный священник Николай Федоров вошел с ходатайством к Епархиальному начальству о том, чтобы «церковь сию, издревле почитавшуюся в числе приходских, а ныне состоящую в ведении Параскевы Ивановны Голицыной, освободить от зависимости и снова восстановить ее в правах приходской церкви». Ходатайство было удовлетворено, однако это повлекло за собой новые трудности. С восстановлением самостоятельности прихода местный причт лишился и той скудной помощи, которую он получал до этого. Отныне все содержание состояло из небольших пожертвований, которые священнослужители получали от своих прихожан.
Ситуацию удалось поправить лишь в 1809 году, когда Священный Синод решил «… согласно пункту 69 Землемерной Инструкции дать ей положенную по закону пропорцию земли… в числе 33 десятины». Земельный участок Головиной, на котором кроме дачи с парком, оранжерейным хозяйством и огородами находился и храм, был невелик, поэтому отделить часть земли для церкви было непросто. В связи с этим Синод предложил владельцам соседних дач платить ругу (содержать церковь сообща, обеспечивая ее всем необходимым путем внесения денежного взноса) в сумме около 1 000 рублей ежегодно. Священники не были удовлетворены этим решением и постоянно жаловались, что обязательства по внесению денег на содержание церкви плохо исполнялись, сетуя на то, что им постоянно приходится обращаться к хозяевам дач за вспомоществованием. Больше всех церкви помогали опекуны малолетнего графа Дмитрия Шереметева, а затем и он сам.
На «скудную и неисправную» ругу трудно было существовать церкви и церковнослужителям. Поэтому в 1821 году вновь поднимается вопрос об отделении земли для церкви уже у графини Прасковьи Николаевны Фредро, дочери покойной Варвары Головиной. На этот раз просьба священников была удовлетворена. Графиня подала в суд прошение с протестом против отделения земли, заявляя при этом, что «ее покойная мать и она участвовали в выполнении предыдущего решения и вносили положенные суммы на содержание церкви». Однако в 1823 году стороны пришли к соглашению, и вышел правительственный указ об отмежевании земли по любовному согласию. Так, церковь смогла обзавестись своей землей. Тогда же для причта был построен деревянный двухэтажный дом.
Кардинально проблемы церковного причта были решена лишь в 1836 году, когда соседний землевладелец граф Дмитрий Николаевич Шереметев покупает восточную часть усадьбы с дачным домом в пользу церкви и причта. В 1847 году Д.Н. Шереметев нанимает дом этой дачи на лето для певчих своего церковного хора. С этого момента и до самой революции судьба церкви Святого Петра Митрополита становится прочно связанной с родом Шереметевых. Можно предположить, что причиной такого отношения с их стороны стало не только соседство. Шереметевы считали церковь по-настоящему своей, были ее постоянными прихожанами и благотворителями. Вдобавок ко всему, владевшие усадьбой Головины и их наследники, по вероисповеданию были католиками. Не исключено, что этот факт также сыграл свою роль в решении Шереметевых взять на себя заботу о православном храме.
К середине 19 века церковь Петра Митрополита с приделом во имя Зачатия Иоанна Предтечи представляла собой пятиглавый храм, причем одна глава, где была устроена колокольня, являлась каменной, а прочие — деревянными. Причт состоял из священника, дьячка и пономаря; с 1861 г. к ним прибавился дьякон. В церковной собственности находилось 1 963 квадратных сажени земли, из которых 600 саженей занимали церковь, часовня и дороги, а остальное — усадьбы и огороды причта.
Доход причта составлял половину процентов с капитала в 1 714 рублей, пожертвованного в пользу церкви в 1836 г. статским советником Павлом Усовым. Довольно значительные средства церковь получала от соседних землевладельцев, особенно от графа Шереметева.
Весь приход Ульянковской церкви насчитывал 140 дворов, в которых проживали 448 мужчин и 537 женщин. Летом приход увеличивался за счет дачников. Кроме того, приход обслуживал также ближайшие к Петербургу фабричные местности, столь бурными темпами разраставшиеся на участке Автово-Нарвская застава вдоль Петергофской дороги.
«…с обращением оной в трехпрестольную».
Шли годы. К концу 19 века храм на Ульянке сильно обветшал и требовал срочных мер по ремонту. Столь плачевное состояние Ульянковского храма была с сочувствием встречено местными благотворителями, обещавшими внести необходимые средства. С их подачи сын местного настоятеля храма, протоиерей придворного Петропавловского Собора Священник Иоанн Нечаев, отличавшийся должной энергией, пригласил епархиального архитектора Григория Ивановича Карпова составить проект капитального ремонта церкви стоимостью около восьми тысяч рублей. Конечно, в результате этого могли быть устранены все главнейшие недостатки, хотя и в самых скромных размерах. Однако реальность превзошла все ожидания: к собранным по подписке 3,5 тысячи рублям добавилось солидное пожертвование в 15 тысяч рублей от соседнего землевладельца графа Александра Дмитриевича Шереметева.
Тогда, в конце 1885-го года Карпова попросили переработать проект на более широких началах: на повестке дня стоял уже не ремонт, а капитальная перестройка церкви, «с обращением оной в трехпрестольную».
С новыми параметрами задача перешла к архитектору Владимиру Федоровичу Харламову, результатом трудов которого к 1-му Апреля 1886 года явился первоначальный проект перестройки, предполагавший строго сообразоваться с западною частью храма, которую предполагалось оставить в целости, как более новое сооружение. Сметная стоимость работ составила около 50 тысяч рублей. Настоятель церкви тогда же представил проект вниманию графа Шереметева, который остался им доволен и великодушно изъявил готовность в будущем компенсировать из своих средств всю имеющуюся недостачу по сбору средств, поставив, однако, условие, чтобы работы были начаты немедленно в 1886 году.
Строительство церкви началось летом того же года с устройства в помещении большого церковного дома, купленного в 1836 году у преемников Бутурлина, временной церкви. Помимо общего ремонта приспособление деревянного дома, построенного более 100 лет назад графом Головиным, заключалось «в соединении аркою двух средних комнат в один зал, в пристройке бревенчатого теплого алтаря, а также звонницы с тамбуром – для образования притвора, входных крылец, выездных ворот и пр. Таким образом, богослужение на время постройки обеспечено вполне рационально и удобно с помещением в соседних комнатах, убранных в виде молелен, отдельной ризницы, крестильни, покойницкой…». И уже 19 июня временная церковь была торжественно освящена известным Настоятелем Сергиевой Пустыни отцом Архимандритом Игнатием.
Работы по демонтажу старой церкви начались в июне того же 1886 года, и сразу же выяснилось, что западная часть храма не могла быть оставлена в сохранности: фундамент залегал на небольшой глубине, стены были усыпаны сквозными щелями, а строевой материал оказался куда худшего качества, нежели в старой восточной части храма.
В итоге было принято решение сломать всю церковь и составить дополнительный, в сущности, совершенно новый проект на западную часть церкви и органично вписать его в общий проект строительства храма.
Новый проект привел к резкому удорожанию сметы строительства до 120 тысяч рублей. В эту сумму вошла помимо храма постройка широкого каменного моста чрез дорожную канаву, каменных въездных ворот и часовни с помещением для сторожей и с навесами для отдыха проходящих в Сергиеву Пустынь богомольцев, а также исправление церковной дороги, мраморной лестницы, палисада и сараев.
Кроме того, интерьеры храма предполагалось отделать роскошно живописью и золотом с цветными изображениями святых в верхнем свете алтаря, матовыми орнаментами стекол, резными иконостасами и орнаментированным полом из метлахских плит. Наружную же часть храма планировалось частично оставить не оштукатуренной, а украшения, колонны и даже барабаны глав должны были быть сделаны из бетонной массы с золочеными луковицами.
О том, как проходила закладка церкви, лучше всего свидетельствует слова архитектора Харламова:
Первый камень в основание новой церкви положен был 9-го Августа на глубине рвов фундамента, которые везде проведены в твердом глинистом грунте глубиною и шириною надлежащих размеров, причем вновь вынуто земли 110 куб. саж. Новой бутовой плиты и старого крупного булыжника употреблено на фундамент почти 94 кубика. Кладка производилась с подбором рядов и двойною защебенкой, причем нижний ряд после первой защебенки обильно насыщался известковым прыском и потом еще щебенится дважды, так что вся масса фундаментной кладки представляет собою вполне компактное основание.
Промежутки между фундаментом и глинистою почвою везде достаточно широки и тщательно засыпаны строительным мусором и землею. Под оба ряда колонн западной части и колокольню подведены сплошные фундаменты и, где следовало везде выведены оборотные арки, на облицовку подошвы стен пошло шесть рядов довольно толстого цоколя братеницкого слоя и сверх того положен седьмой ряд кордона — из ступенной плиты.
В конце этих работ 28-го Сентября торжественно совершена была закладка церкви.
Вскоре после закладки наступили преждевременные морозы, и работы того года закончились, причем стоимость их дошла до 20 т. руб., из коих 15 т. и были уплачены.
В 1887 году в распоряжении Комиссии находилось 13 000 руб., собранных от разных благотворителей; надежды на обещанную помощь от графа, окрыленный им самим 15-го Мая при поднесении местными представителями образа для его молодецкой пожарной дружины, праздновавшей тогда третью свою годовщину.
С такими ресурсами открылись капитальные работы по кирпичной кладке церковных стен, пилонов, арок и прочих частей здания, доведенного к концу осени но крайней мере на 5/6 всего своего корпуса.
К 1887 году общий бюджет от начала постройки все еще оставался дефицитным: общая сумма пожертвований составила 30 261 руб. 29 к., а работ с материалами и техническими расходами было произведено на 44 081 руб. 22 кон. Строительство храма затормозилось. Для продолжения работ и расчетов с кредиторами требовались новые и притом, весьма существенные пожертвования.
«…во внимание к ея историческому значению»
Новый импульс строительство храма на Ульянке получило в 1891 году, когда уже при новом священнике, Василии Дурневе, появились новые щедрые жертвователи: купец и потомственный почетный гражданин Илья Петрович Коняев, сестры Прасковья и Софья Ильины, владевшие соседней усадьбой Александрино, а также Казимир Иеронимович Рудомино. Работы по окончанию храма возобновились ранней весной 1891 года, и уже в октябре месяце были подняты на главах храма кресты, а на колокольне заняли свое место колокола.
Внутренняя отделка церкви также не заставила себя ожидать. Стены храма были оштукатурены и покрыты клеевой краской, настланы полы, в главном приделе поставлен новый двухъярусный золоченный с резьбой иконостас. Внутри церковь была разделена колоннами на три части с большим средним и небольшими арочными отверстиями в правой и левой части для входов в приделы. В средней подкупольной части храма главный придел был соединен с двумя боковыми большими арками, установленными на широких пилонах. Восточная часть храма была занята тремя алтарями, позади главного алтаря устроено помещение для ризницы, у северного придела располагалась небольшая комната для переодевания с выходом в церковную ограду.
Достройка храма обошлась в сумму около 50 000 рублей, различными благотворителями было пожертвовано около 39 тысяч рублей. Среди них — от протоиерея Иоанна Сергиева (Кронштадтского) поступило 200 рублей, Графа Александра Дмитриевича Шереметева – 20 000 рублей, коммерции советника Максима Ермолаевича Петровского– 1 968 рублей, Графа Сергея Дмитриевича Шереметева – 50 рублей, графинь Бобринских – 100 рублей. Недостаток сбора был покрыт за счет церковных средств.
Сооружение церкви Святого Петра не осталось без внимания и царствующих особ, что не удивительно, учитывая историческое прошлое храма. По ходатайству строителей и «во внимание к ея историческому значению» Государь Император Высочайше «разрешить соизволил» отпустить для нее безвозмездно из С.-Петербургского Артиллерийского склада 1500 пудов железа на устройство связей и почти 300 пудов меди на колокол. Кроме того, «имеется надежда оттуда же исходатайствовать отпуск до 45 старых чугунных пушек для устройства ограды у той церкви, которая основана Великим Государем и Полководцем в память успехов Русского победоносного оружия».
За возведением храма пристально следила и пресса. В частности, в одном из номеров газеты «Новое время» в 1890 году можно было прочесть, что «в настоящее время близ Петербурга, в селе Ульянка, на расстоянии семи верст от Нарвских триумфальных ворот по Петергофскому шоссе восстановляется древний храм во имя св. Петра, митрополита Московского. Работы подвигаются весьма успешно и храм в непродолжительном времени будет окончен. Храм этот имеет историческое значение… Внутренность храма будет отделана живописью и золотом с цветными изображениями святых, матовыми орнаментами стекол, резными иконостасами и орнаментированным полом из метлахских плит».
«…благолепно украсился ко дню своего освящения».
Отдельной историей в строительстве храма стало украшение его интерьеров. И здесь вновь не обошлось без душевного подъема жертвователей. Как отмечали современники, «с этого момента по милости Божией и молитвам Святого Петра начались особенно светлые дни для храма. Господь послал щедрых благотворителей, которые своими жертвами послужили и украшению храма». Частными лицами было пожертвовано свыше 2 000 рублей, на которые по рисункам архитектора Владимира Федоровича Харламова было сооружено семь больших киот для особо чтимых образов; отремонтирована церковная утварь, отреставрированы древние образа. Местным дачником С.А. Яковлевым ко дню освящения храма был пожертвован новый кипарисный престол. Местным благотворителем П.М. Ивановым были пожертвованы канделябры и золоченная бронзовая люстра о 40 свечах для главного придела. Еще одной щедрой благотворительности храма — вдовой коммерции советника А.А. Петровской — храм обязан появлению металлических золоченных резьбой хоругвей, а также полное облачение для священника, дьякона и псаломщика из золотой кованой парчи. Это облачение было пожертвовано в память почившего супруга, известного благотворителя и посетителя храма, Максима Ермолаевича Петровского. А благодаря петербургскому купцу П.Ф. Устинову в храме появилась плащаница, шитая золотом по бархату с посеребряным футляром в виде гроба.
Без преувеличения можно сказать, что каждый из прихожан стремился внести свой посильный вклад в строительство нового храма. Те, кто не мог пожертвовать средства, вносили свою лепту посильным трудом. Девицы-прихожанки с особенным усердием в течение нескольких дней совершали омовение и чистку серебряных окладов на иконах и лампадах. Мужская часть прихода устанавливала иконы, подвешивала люстры и лампады. Благодаря усердию прихожан храм «благолепно украсился ко дню своего освящения».
«Забыть эти светлые минуты благоговейного восторга нельзя никогда»
9 февраля 1892 года с благословления Митрополита Петербургского Исидора новый храм Петра Митрополита Московского был торжественно освящен.
Как сообщал своим читателям Петербургский листок, “торжественное богослужение по случаю освящения храма совершил преосвященный Антоний, епископ Нарвский в сослужении с архимандритами Александро-Невской лавры Исаей и Борисом, протоиреем отцом Иоанном Кронштадтским, двенадцатью священниками при придворном протодьяконе Громове. По окончании литургии местный священник отец В. Дурнев сказал прекрасное слово о значении совершившегося торжества… В новом храме в день освящения был посвящен в сан дьякона окончивший академию Александр Тихомиров».
По сообщению священника Василия Дурнева, «благоговейная радость прихожан, увидевших свой новый храм, красивый снаружи и благолепно украшенный внутри, наконец освященным — не поддается описанию. Слезы радости и умиления виделись у всех благодарственные молитвы Господу Богу и Его небесному угоднику Петру, покровителю храма, о здравии храмоздателей и благотворителей могучей струей лились из благоговейно настроенных сердец причта и прихожан. Это был для нас воистину светлых праздников праздник. Забыть эти светлые минуты благоговейного восторга нельзя никогда. Слава щедродавцу Господу!».
Храм был выстроен в «русском» стиле 17 века, пятикупольный, с высокой, трехъярусной колокольней, увенчанной шатром и с шатровыми покрытиями южного и северного крылец входов. Внутренняя отделка храма (стенная роспись, украшение интерьера) продолжалась вплоть до его столетнего юбилея в 1899 году (имеется в виду официально приходская церковь). Большой пятиглавый храм с высокой колокольней, возведенный в стиле московского-ростовских церквей 16 века, стал важной архитектурной доминантой на этом участке дороги.
«…устроить склеп для своего семейства»
Однако вновь построенный храм на Ульянке недолго оставался в своем прежнем виде. Уже весной того же 1892 года благодаря пожертвованиям местных дачников, уроженцев Ярославской губернии, на заводе Оловяшникова в Ярославле был отлит большой колокол весом 265 пудов. К этому же моменту петербургским купцом М.И. Кирпичевым на поминовение о здравии его семейства был пожертвован напрестольный ковчег стоимостью свыше 400 рублей.
А в июне того же года уже упоминавшиеся Прасковья и Софья Ильины, чей покойный брат Федор Федорович Ильин был щедрым жертвователем храма, выразили желание на свои средства отделать правый придел, посвятив его тезоименитым святым своего семейства святому Пророку Предтечи, Крестителю Господню Иоанну и святому Великомученнику Федору Стратилату. К концу июля работы были окончены, придел был снабжен необходимой утварью и освящен тем же владыкой Антонием.
Наконец, уже в 1894 году главный благотворитель храма и всей Ульянки граф Александр Дмитриевич Шереметев с супругой Марией Федоровной, изъявили желание «в левом приделе храма, еще не отделанном, внизу устроить склеп для своего семейства, а над склепом придел во имя тезоименитых им Святых, Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского и Св. Равноапостольной Марии Магдалины». После одобрения от Епархиального начальства в 1895 была завершена отделка левого придела со склепом внизу. Работы производились под наблюдением придворного архитектора Александра Александровича Бруни.
Облицовка склепа с лестницей и балюстрадой была выполнена из белого мрамора; стены украшены орнаментами и живописью; образы для склепа и иконостаса были изготовлены обществом художников; в окна поставлены цветные стекла; придел снабжен был всею утварью и полным облачением для двух перемен.
24-го августа, в день храмового праздника Святителя Петра Митрополита, новый придел со склепом был торжественно освящен. Особенную степень торжества подчеркнуло прибытие на освящение Владыки Митрополита Палладия, который и «совершил с преосвященным Викарием своим Назарием, ныне Епископом Олонецким, в сослужении о. о. архимандритов, протоиерея о. Иоанна Сергиева и многочисленного духовенства».
О том, как происходило и во что вылилось освящение нового придела, весьма красочно рассказывал своим читателям «Санкт-Петербургский духовный вестник»:
…Накануне в главном храме в 5 часов вечера было совершено торжественное праздничное всенощное бдение, а в 9 вечера – второе всенощное бдение в новоустроенном приделе посреди храма пред столом, накрытым пеленой, на котором находилась утварь для нового придела и принадлежности освящения.
Утром 24 августа после ранней литургии в главном алтаре святые мощи были перенесены из придела на престол главного алтаря, после чего было совершено положенное малое подосвящение придела.
С 8 утра начали прибывать в храм сослужившие Владыке. В 9 часов 20 минут было получено известие, что Владыка изволит следовать уже по Петергофскому шоссе, и, проехав Петергофский участок, вступил в пределы прихода церкви Петра Митрополита. Тотчас начался красный звон, возвестивший о скором прибытии первосвятителя. Около 10 часов утра экипаж Владыки въехал в церковную ограду, сплошь занятую народом. Трогательна была минута, когда эта многотысячная толпа народа, где многие в первый, да быть может и в последний раз удостоились увидеть первосвятителя русской церкви, благоговейно обнажила головы, осеняя себя крестным знамением. У врат церковных Владыку встретил благотворитель храма и устроитель нового придела граф А.Д. Шереметев, местный благочинный и священник. Здесь же выстроенные шпалерами по бокам входа в храм дети церковно-приходской школы с букетами в руках встретили Владыку – пением «Ис полла эти деспота» и праздничного тропаря Святителю Петру Митрополиту: «Наста днесь всечестный праздник», и усыпали путь цветами. В предшествии певчих-детей школы Владыка изволил войти в храм, где по встрече и облачении началось освящение придела. После освящения престола и помазания… всего освященного придела Владыка в сопровождении преосвященного Назария, окроплявшего храм святой водой, и архимандрита Исайи изволил спуститься в склеп и его освятить. Затем последовал крестный ход вокруг церкви со святыми мощами, которые изволил нести сам Владыка митрополит. По окончании освящения высокопреосвященный Владыка, обратившись с похвальным словом о добродетели храмоздания к устроителю придела графу А.Д. Шереметеву, благословил его образом тезоименитого ему Благоверного Великого Князя Александра Невского. По прочтении часов в 11 часов 50 минут началась божественная литургия, которую, как и весь чин освящения, пел хор певчих… в количестве 75 человек. Пение этого замечательного хора на всех знатоков и любителей церковных песнопений произвело самое лучшее впечатление…. Местным священником отцом Василием Дурневым с благословления Владыки произнесено было приличное торжеству слово.
По окончании литургии и совершении молебна…депутация от причта, крестьян и обывателей Ульянки с разрешения Владыки поднесла благотворителям храма графу и графине Шереметевым образ тезоименитых им святых. Член земской управы, местный домовладелец от имени всех прихожан прочел поднесенный благотворителю адрес, с виньеткой , художественно исполненной известным художником Н.Н. Каразиным и им же написанный уставным письмом 16 века.
По окончании всей службы Владыка изволил благословлять молящихся и детей школы, которые удостоились из рук митрополита получить драгоценный дар в благословление – крестики и образки.
После богослужения все участники отправились на дачу графа, где хлебосольным, истиннорусским боярином предложена была праздничная трапеза. Во время обеда провозглашены были здравицы Государю Императору и всему Царствующему Дому, Владыке митрополиту, преосвященному Назарию, отцу Иоанну и всему духовенству и другим.
Около пяти часов Владыка изволил отбыть с праздника, оставив во всех присутствовавших на сем торжестве отрадное благоговейное воспоминание, которым долго будет жить скромный малонаселенный уголок.
Вновь освященный придел, тогда же получивший среди прихожан название Графского и Шереметевского, постоянно поддерживается своими благотворителями в блестящем состоянии. Ремонты в этом приделе с «неослабляющимся усердием высокими благотворителями проводились ежегодно».
Кто бы мог тогда предположить, что волей судьбы будет суждено Александру Дмитриевичу и Марии Федоровне упокоиться на чужбине, во Франции, на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа…
«…училище благочестия для взрослых и детей»
В коне 19 века храм на Ульянке стал не только центром местной духовной жизни. Еще при освящении нового храма Владыкою, совершавшим освящение, было замечено, что при храме училище благочестия для взрослых — необходимо и училище для детей, также церковное — церковно-приходская школа. Таковая и была устроена в 1893 году в двух комнатах большого дачного дома, приспособленных для указанных целей на средства попечительства. Для преподавания были приглашены два учителя: один для школы, другой для обучения детей пению — регент. Помещение для школы в старом большом доме оказалось очень холодным, но недоставало средств на постройку специального здания. И лишь в 1899 году, по инициативе графа Александра Дмитриевича Шереметева, на средства пожарной дружины был выстроен на церковной земле новый двухэтажный дом с прекрасным помещением для школы в нижнем этаже. Со времени открытия школы при церкви существовал хор певчих из учеников, постоянно принимавших участие в праздничных и воскресных богослужениях.
Само же Церковно-приходское попечительство было организовано в июне 1893 года. В его состав вошли представители местных владельцев дач и крестьян, члены причта и церковный староста. Председателем попечительства первоначально был избран местный священник Василий Дурнев.
К храму Петра Митрополита были приписаны также Казанская церковь на Красненьком кладбище (сгоревшая в начале 1941 года) и часовня преподобного Пахомия Великого, которую граф Шереметьев построил в Ульянке для руководимой им пожарной дружины.
До наших дней дошли документы страховой оценки 1910 года здания церкви Святителя Петра Митрополита Московского и других церковных строений при ней. Судя по ней, кроме здания церкви, имелись:
- Церковно-причтовый дом, построенный в 1897 году. Двухэтажный деревянный на цокольном фундаменте обшит снаружи рустиком, окрашен масляной краской… внутри оштукатурен и окрашен масляной краской, кроме 6 комнат, оклеенных обоями. Длина дома 13 с., ширина 7 с.1,5 ар., высота до карниза 4 с. 4 в. …
- Дом, в котором помещается церковно-приходская школа и сироты, двухэтажный, деревянный, не обшитый, крытый железом, на каменном бутовом фундаменте… Высота дома 11с.8 в. до карниза, длина 9 с. 1ар., ширина с одной стороны 5 с., а с противоположной имеются выступы с севера шир. 1 ар., длиною 3 с., с юга шириною 1 с. длиною 3 с. Построен дом в 1898 году наполовину из старого леса, сохранился не вполне…
- Конюшня из барочного леса… Построена в 1901 году.
- Церковно-причтовый дом двухэтажный деревянный обшитый рустиком… высота дома 3,5 с., длина 10 с., ширина 5 с. 8 в….
Построен в 1908 году и окончательно отделан в 1910 году.
- Деревянный дощатый сарай, баня – построены в 1908 году.
В 1915 году был разработан проект и построен новый школьный дом «Ульянковского приходского при церкви св. Петра Митрополита общества трезвости и благотворения». Согласно архивным сведениям, «размер школьного дома 7 x12 саж. = 84 кв. саж. Дом двухэтажный деревянный с железной крышей. На крыше имелась вышка с окнами. По страховой оценке этого дома в декабре 1915г. можно уточнить некоторые сведения об этом строении: Дом… «на каменных из бутовой плиты столбах, со сплошным фундаментом под входами. Высота всего дома 6,25 саж., до карниза 4,5 саж. Не обшитый, крытый железом, не оштукатурен».
«…милостиво изволила принять подношения»
В июле 1897 года на долю местных прихожан и учеников выпало большое событие: им довелось вблизи церкви у придорожной часовни приветствовать императрицу Марию Федоровну, следовавшую со станции Лигово в больницу Всех Скорбящих. На Петергофском шоссе у храмовой часовни императрице была приготовлена торжественная встреча. Как свидетельствуют источники,
…устроен был помост, обшитый ковром и обставленный тропическими растениями; положен храмовый образ Святого Петра Митрополита, святой крест и евангелие со святой водой. У помоста ожидал прибытия царственной особы причт с хоругвями и крестом и депутация от прихожан с хлебом-солью и букетом цветов. По Приближении к часовне Ее Величество… изволила выйти и приблизиться к амвону. Священник Н.М. Павский имел счастье приветствовать Ее Величество краткой речью и выразить живейшую радость всего населения по случаю прибытия Ее Величества; при чем удостоился поднести в серебряном окладе художественной работы образ Святителя Петра Митрополита. Депутация от прихожан во главе со старейшим членом прихода С.И. Богомоловым и церковным старостой Д.М. Задворновым имели счастье поднести Ее Величеству на серебряном блюде хлеб-соль и роскошный букет цветом, перевязанный широкой белой лентой. Обожаемая Государыня со свойственной… царственной приветливостью милостиво изволила принять подношения и благодарить подносивших.
На обратном пути следования… Ее Величество… снова изволила иметь остановку для смотра пожарной дружины имени Петра Великого. Во время остановки Ее Величество милостиво удостоила беседой настоятеля церкви священника Василия Дурнева… Ее Величество … изволила расспрашивать о времени сооружения храма; при чем священником было доложено, что большой колокол, приветствовавший шествие Ее Величества, отлит из меди, Высочайше дарованной в Бозе почившим незабвенным Государем Императором Александром Третьим.
«На пике могущества»
Последним знаковым событием в жизни храма на Ульянке стало празднование в 1899 году столетия прихода, совпавшее почти с двухсотлетием основания храма. Божественную литургию совершил высокопреосвященный Антоний, митрополит петербургский и Ладожский; помимо этого, в службе приняли участие настоятель Сергиевой Пустыни архимандрит Варлаам, протоиерей Иоанн Сергиев (Кронштадтский), настоятель храма Василий Дурнев и другие священнослужители. По сообщению Петербургского листка,
…весьма стройно пел хор местных певчих, разучивший много … песнопений. Во время запричастного стиха священник отец Николай Павский сказал слово, в котором указал историю храма и важность празднуемого события. Перед чтением молитвы Господней высокопреосвященный Митрополит посвятил в сан дьякона при церкви псаломщика Николая Петропавловского. По окончании литургии кругом храма в предшествии святых икон и хоругвей при участии митрополита и всего духовенства был совершен крестный ход, причем на всех четырех сторонах храма были отслужены краткие молебствия. Стечение народа было громадное; большинство за неимением места в церкви молилось на паперти и в ограде храма. По окончании духовного торжества в квартире настоятеля отца Василия Дурнева высокопреосвященному митрополиту, отцу Иоанну Сергиеву, духовенству, приглашенным лицам и почетным прихожанам была предложена трапеза. В числе присутствовавших на торжестве находились также: председатель земской управы В.Н. Маматов и директор больницы Всех Скорбящих А.Е. Черемшанский. На память о событии всем присутствующим были розданы серебряные жетоны и брошюры, составленные отцом Василием Дурневым по поводу столетия прихода и церкви Святого Петра Митрополита».
К столетию организации прихода храм на Ульянке продолжал обустраиваться прихожанами. В 1898 году неизвестным благотворителям была пожертвована «Голгофа» с изображением распятого Христа. Годом позже местным владельцем дачи М.П. Шляпковым была подарена богатая люстра о 30 свечах для главного церковного придела. В то же время окончательная отделка храма была далека от завершения: внутренние стены не были украшены живописью, оставаясь под клеевой краской, что создавало ощущение пустоты.
С наступлением столетнего юбилея прихода по предложению членов попечительства и прихожан было принято решение украсить храм живописью. Руководителем работ по украшению храма был преподаватель Штиглицкого рисовального училища Н.И. Блинов. Общие расходы по украшению храма живописью составили около 2 500 рублей и были полностью покрыты пожертвованиями, среди которых выделяются 700 рублей, собранные временными прихожанами храма — рабочими Путиловского завода.
На рубеже веков территория прихода включала в себя Петергофское шоссе со всеми боковыми улицами и деревнями от Новоовсянниковской улицы и Огородного переулка до Новознаменской дачи включительно и деревень Старое и Новое Паново в сторону Красного Села. К двум тысячам постоянных прихожан добавлялись временные прихожане в лице рабочих Путиловского завода. В таком виде на пике своего могущества храм на Ульянке встретил 1917 год…
Двадцатый век
Храм на Ульянке продолжал работать и после революции, хотя и его не обошли стороной изъятия церковных ценностей. В 1919 году был зарегистрирован Устав Ульянковской приходской общины, а церковь была передана верующим.
Архивные документы свидетельствуют о том, что в еще в 30-е годы церковь Святого Петра Митрополита являлась действующей, но почему-то не состояла на учете в бюро охраны памятников. Удивительно, учитывая историю ее происхождения…
В начале 1941 года церковь в Ульянке была закрыта. Причем на это решение не повлиял даже тот факт, что церковь на Красненьком кладбище сгорела, в результате чего функции кладбищенской церкви оказалось выполнять некому.
Окончательный «приговор» храму вынесла начавшаяся война. Волею судеб церковь Петра Митрополита оказалась недалеко от линии фронта, что учитывая ее высоту, оказалось гибельным фактором. Храм был сильно разрушен, а строения усадьбы, многие из которых сохранялись еще в конце 1930-х годов, были уничтожены.
Но и после этого еще оставался шанс на восстановление петровского храма. Для этого необходимо было соответствующее решение властей в рамках комплексной реконструкции архитектурного ландшафта Петергофской дороги. Но если одни объекты (усадьбы «Александрино», «Новознаменка») были отреставрированы, пусть и в усеченном виде, то судьба же храма на Ульянке оказалась куда более плачевной. Остатки храмовых стен были снесены в послевоенное время. А в ходе проектирования нового жилого района в Ульянке были срыты и фундаменты церкви, через которые проложили новую улицу, названную именем Лени Голикова. Несколько дольше простояла придорожная церковная часовня, демонтированная в 1971 году.
В 1991 — 1992 годах церковь Святого Петра Митрополита была возрождена: на исторической территории дачи Бутурлиных-Головиных была построен храм, с архитектурной точки зрения ничем не напоминающий своего славного предшественника.
Тем не менее, и сегодня скромная деревянная церковь Петра Митрополита является одним из центров духовной жизни Ульянки – исторической местности, вместившей в себя за три сотни лет так много интересных событий.
P.S. При написании статьи были использованы следующие материалы:
РГИА. Ф.1286. Оп.2. Д. 210 «О фасаде для ограды при церкви Св. Петра по Петергофской дороге»
Дурнев В. И. Столетие прихода церкви св. Петра Митрополита. СПб., 1899.
«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии» Выпуск 8. Санкт-Петербург, 1884 г.
«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии». Выпуск 3. Санкт-Петербург,1873 г.
Черепенина Н.Ю. Православные храмы Санкт-Петербурга, 1917–1945 гг. Санкт-Петербург, 1999 г.
Периодика:
«Зодчий» 1887 г. № 7–8, № 11–12.
«Петербургский листок» . 1892 г. № 41; 1899 г. № 300
«Новое время» 1890 г. № 5097
«Санкт-Петербургский духовный вестник». 1895. № 38
«Прибавление к церковным ведомостям». 1900. № 2.
Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 1994. Вып. 12.
Как всегда, тщательно подготовленный подробный и интересный рассказ о наших родных местах. Спасибо!