skip to Main Content
Красненькое кладбище: от старинного некрополя к парку памяти

Красненькое кладбище: от старинного некрополя к парку памяти

Продолжается наше путешествие по Петергофской дороге. Сегодня в поисках очередных достопримечательностей мы отправляемся на девятую версту, известную еще с петровских времен своим легендарным Красным кабачком. Именно отсюда начинает явственно читаться геологический литориновый уступ, достигающий у Петергофа высоты полутора десятков метров. И именно здесь, в тени деревьев, расположилось Красненькое кладбище, ведущее свою историю со второй половины 18 века.

Красненькое кладбище. Петергофская дорога. Проспект Стачек
Историческое ядро Красненького кладбища является объектом культурного наследия регионального значения. Ряд исторических захоронений отдельно находятся под охраной государства

Находясь на стыке современных микрорайонов Автово и Дачное, на протяжении двух столетий оно было неразрывно связано с другим историческим предместьем Петербурга – Ульянкой и располагавшейся на ее территории церковью св. Петра Митрополита, также ведущей свою историю с петровских времен.

Изначально на возвышенной части нынешнего кладбища располагался редут, ставший прообразом одной из застав на одной из отдаленных окраин молодой северной столицы. Впоследствии прилегающие территории были отведены для Вологодской Ямской слободы, организация которой была связана с прокладкой дороги из Петербурга на Москву. Крестьяне-извозчики вместе с жителями прилегающих деревень Автово и Ульянка и составляли основное население столичной окраины. Земля будущего Красненького кладбища была отмежевана слободе.

Постепенно население окраины росло, поставив на повестку дня вопрос об организации местного кладбища. Первоначально вологодских ямщиков и крестьян окрестных деревень хоронили в церковной ограде  церкви ныне св. Петра Митрополита. Однако в 1756 г. новые захоронения при церкви были запрещены. По некоторым сведениям, уже в следующем году на берегу Красненькой речки была выделена земля для захоронений. По другим данным датой официального основания кладбища является 1776 год, когда по просьбе жителей слободы, в двух с половиной верстах от приходской церкви, было устроено отдельное кладбище и возведена первая деревянная часовня в честь иконы Казанской Божьей Матери, стоявшая справа от входа на природном возвышении.

Так, по другую сторону реки, аккурат напротив именитого кабачка начало формироваться постоянное кладбище. Его называли по-разному: «Вологодское», «Вологодско-Ямское», «Ульянковское», «Ульянковско-Казанское». Однако со временем на него распространилось название кабачка – Красное, постепенно трансформировавшееся в Красненькое. Такая же участь ожидала и небольшую речушку, на берегах которой и разместилось кладбище.

Красненькое кладбище. Петергофская дорога. Проспект Стачек
Определенную живописность придает кладбищу небольшая, но стремительная Красненькая речка, разделяющая его на две неравные части
Красненькое кладбище. Петергофская дорога. Проспект Стачек
На большей части ее течения могилы спускаются с ее пологих берегов могилы прямо к воде

Первоначально Красненькое кладбище отличалось весьма скромными размерами – около двух десятин – и занимало лишь один берег реки. Сперва на кладбище хоронили местных крестьян, но уже в 19 веке на нём появляются как захоронения владельцев соседних дач так и могилы рабочих Нарвской заставы.

Красненькое кладбище. Петергофская дорога. Проспект Стачек
Даже на фоне многочисленных достопримечательностей Петергофской дороги девятая верста выделялась необычным набором достопримечательностей: кладбище, редут и кабачок. Фрагмент топографической карты окружности Санкт-Петербурга. 1817 г.

В начале 19 века кладбище претерпевает еще одно изменение в статусе: из местного некрополя Вологодско-Ямской слободы оно переходит в статус приходского, приписанного к церкви св. Петра митрополита в Ульянке. Значительную роль в таком изменении сыграл священник ульянковской церкви Константин Владыкин. Примерно в то же время на средства коллежского асессора А. А. Батюшкова была отремонтирована старинная кладбищенская часовня.

Красненькое кладбище. Петергофская дорога. Проспект Стачек
Копия Указа Священного Синода о передаче кладбищенской часовни из ведения ямщиков Вологодской слободы причту церкви св. Петра Митрополита. 1813 г. Из фондов ЦГИА СПб

Постепенная трансформация Петергофской дороги из дачно-усадебного ансамбля в рабочую окраину сказалась и на Красненьком кладбище: на протяжении 19 и начала 20 вв. оно преобразовалось в общегородское, на котором стали хоронить жителей окрестных районов бурно растущей столицы. Помимо жителей Нарвской заставы здесь также находили упокоение пациенты открытой в 1832 г. в бывшей усадьбе князя Щербатова, больницы «Всех Скорбящих» для душевнобольных.

Значительную массу захороненных составляли рабочие чугунолитейного (впоследствии Путиловского) завода и члены их семей, с именем которых связана трагичная история. Страшное наводнение 7 ноября 1824 г. причинило большой ущерб городу и жителям. Особенно пострадали низменные части Петербурга, в короткое время оказавшиеся под водой. Среди них были деревни Автово, Емельяновка, а также рабочие бараки, в которых проживал мастеровой люд чугунолитейного завода со своим семьями. Из семнадцати казарм было затоплено тринадцать, в результате чего погибло сто шестьдесят человек, в основном запертые в казармах женщины и дети. Утонувших похоронили в братской могиле на Красненьком кладбище, на которую была положена чугунная плита, отлитая в формовом цехе завода. Это захоронение сегодня является старейшим из сохранившихся на кладбище. Более ранние захоронения не дошли до наших дней– их поглотили слои позднейших могил.

Красненькое кладбище. Петергофская дорога. Проспект Стачек
«Читатель! Сей памятник божья наказания. Здесь сокрыто 160 тел обоего пола православных христиан и невинных младенцев казенного чугунно-литейного завода, утопших в день страшного наводнения 1824 года ноября 7 дня.» 1940 г. Из фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга
Красненькое кладбище. Петергофская дорога. Проспект Стачек
Современный вид захоронения рабочих Чугунно-Литейного завода и членов их семей

В 1845 г. площадь кладбища увеличилась на одну десятину за счет земель, принадлежавших ямщикам Вологодской слободы несмотря на протесты последних. Дело в том, что жители слободы и без того страдали от малоземелья: на каждую ревизскую душу (всего их насчитывалось 154) приходилось всего по 2,5 десятины земли. И это при том, что в 1819 г. им было обещано священнослужителями церкви Петра Митрополита больше не требовать земельной прибавки за счет земель слободы. Дополнительная несправедливость заключалась в том, что на кладбище хоронили не только жителей слободы, но и соседних деревень и дач Петергофской дороги. В результате императорским указом было поручено исследовать вопрос о расширении территории кладбища за счет земель, находившихся по соседству со

Красненькое кладбище. Петергофская дорога. Проспект Стачек
Титульный лист императорского указа о прирезке одной десятины земли к приходскому кладбищу при церкви св. Петра Митрополита. 1845 г. Из фондов ЦГИА СПб
Красненькое кладбище. Петергофская дорога. Проспект Стачек
Одно из наиболее известных захоронений 19 в., дошедшее до наших дней — могила участника Крымской войны и обороны Севастополя, капитана Первого ранга Николая Яковлевича Шкота

К концу 19 века стала насущность потребность в возведении полноценного кладбищенского храма вместо обветшавшей часовни. Материальную базу для строительства обеспечили местные состоятельные обыватели и землевладельцы, среди которых было семейство Богомоловых, а также Н. Болобонин, И. И. Борисов, братья Ф.П. и М. И. Шляковы, А.Н. и В. Н. Шляковы. Местом для нового храма была избрана площадка земли недалеко от кладбищенских ворот, между полотном Портовой железнодорожной ветки и Петергофским шоссе. Строительство велось по проекту гражданского инженера Н. В. Васильева.

Красненькое кладбище. Петергофская дорога. Проспект Стачек
Генеральный план и план церкви во имя Казанской иконы Божьей Матери. 1901 г. Из фондов ЦГИА СПб

Закладка нового храма состоялась 8 июля 1901 года.  Ему предшествовало торжественное шествие от церкви святого Петра Митрополита, где праздновался день явления чудотворной иконы Казанской Божьей Матери. После божественной литургии и отслуженного молебствия, из храма были вынесены кресты, хоругви и иконы, и крестное шествие, сопровождаемое большими толпами богомольцев, проследовало на кладбище.

Ко времени закладки к 11 часам утра в часовне кладбища собралось местное духовенство, среди которого находились: протоиерей Василий Дурнев, настоятель церкви больницы Всех Скорбящих от. В. Глотов, настоятель церкви св. Петра Митрополита, о. Н. Павский, о. А Флеров и местное духовенство. По окончании богослужения крестный ход направился к месту закладки, где над заложенным заранее фундаментом, был устроен помост, а над местом будущего алтаря возвышался шатер. По окончании водоосвящения и чина закладки крестный ход направился в деревни Вологодскую-Ямскую, Автово и Емельяновку и другие соседние селения, а затем возвратился в кладбищенскую часовню.

Строительство продвигалось форсированными темпами и уже 9 декабря того же 1901 года состоялось освящение нового храма. Вот как об этом сообщала своим читателям газета «Петербургский листок»:

… К 9 часам утра церковь и ближайшие к ней площадь были переполнены массой народа, ожидавшего начала торжественного архиерейского служения. В 10 часов утра прибыли: преосвященный Никон, епископ Вятский, архимандрит Гедеон, протоиерей Иоанн Кронштадтский и благочинный протоиерей Мудролюбов, которые совершили торжественный чин освящения нового храма, в сослужении настоятеля храма священника Павского и священников Флерова, Дурнева, Глотова и при девяти дьяконах и хоре певчих церкви св. Петра Митрополита.

По окончании чина освящения совершены были литургия и молебен. Затем все духовенство и почетные гости были приглашены настоятелем церкви, священником Павским к трапезе, на дачу «Ульянка».

Сама церковь представляла собой однокупольный деревянный храм с колокольней, по внешнему виду напоминавший скромную сельскую церковь. Как писали газеты, «внутренняя отделка церкви и иконостас очень выдержанного стиля исполнены г. Иконниковым, все же живописные и иконостасные работы выполнены в новом храме художником Петровым». Колокольню украшали шесть ярославских колоколов, самый большой из которых весил 113 пудов 35 фунтов, а самый маленький – чуть более одного пуда. В новый храм перенесли особо почитаемую икону Казанской Божьей Матери в серебряной ризе. Богослужение совершалось причтом церкви святого Петра Митрополита.

Красненькое кладбище. Петергофская дорога. Проспект Стачек
Проект церкви Казанской иконы Божьей Матери. Чертеж северного и западного фасадов. 1901 г. Из фондов ЦГИА СПб
Красненькое кладбище. Петергофская дорога. Проспект Стачек
На историческом месте расположения Казанской церкви устроено братское захоронение

Никакого самостоятельного капитала за Казанской церковью не числилось, так как она была приписана к приходской церкви св. Петра Митрополита, при которой и велось все церковное хозяйство по обоим храмам нераздельно. Источником доходов церкви являлись продажа свечей, кружечный сбор, за освещение храма при браках и погребениях, за места для могил, реализацию траурных принадлежностей и прочие статьи.

В начале 20 века переполненное кладбище (к этому моменту на нем ежегодно хоронили около пятисот человек) переходит на правый берег речки Красненькой. Со всех сторон кладбище было обнесено деревянным забором, а со стороны Петергофского шоссе – металлической оградой. При входе справа на пригорке стояла старая деревянная часовня с островерхой крышей, увенчанной крестом.

Параллельно со строительством новых храмов в окрестных местах набирала силу и другая тенденция: борьбы рабочих масс за свои права. Нарвская застава и прилегающие территории, населенные жившими в плохих условиях пролетариями, являлись хорошей базой для распространения революционных идей. Не случайно в округе регулярно собирались нелегальные сходки рабочих Путиловского завода. Чаще всего это происходило на перекрестках у Огородного и Чугунного переулков; на поле у Лаутровой дачи, в Поташовом лесу и Полежаевском парке; на Красненьком кладбище; у залива и на Петергофском шоссе, — везде, где было какое-либо возвышение — камень, придорожный столбик, крыльцо, откуда можно было бы следить за приближением полиции. По воспоминаниям старожилов, нередко можно было наблюдать как у входа на Красненькое кладбище прогуливался человек с цветком в петлице, принимал пароли и давал указание на точное место рабочей массовки. Постепенно радикализировались и обсуждаемые на встречах темы: от улучшения экономических требований к созданию боевых дружин и строительству баррикад. Становилось ясно, что город и страна находятся на пороге кардинальных изменений общественно-политического строя…

Красненькое кладбище. Петергофская дорога. Проспект Стачек
Памятник на могиле героев Октября Корнеева С.С., Алексеева В.П., Огородникова И.В. 1940 г. Из фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга
Красненькое кладбище. Петергофская дорога. Проспект Стачек
Современный вид захоронения большевиков-путиловцев

В первые годы после революции Красненькое кладбище не испытало значительных преобразований в своей работе, оставаясь главным образом некрополем рабочей Нарвской заставы. Куда большие изменения произошли в судьбе Казанской церкви. Декретом СНК от 23 января 1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» церковь была лишена прав юридического лица, а имущество ее подлежало национализации. В связи с этим в 1919 г. прихожанами было принято решение об организации Ульяновской приходской общины, куда вошли жители Лигово, Новой, Вологодско-Ямской слободы и других окрестных деревень. Договор о передаче церкви верующим был заключен в октябре 1919 г. и впоследствии перезаключен в марте 1922 г. Тогда же, в рамках кампании по конфискации церковных ценностей на фоне массового голода во многих районах страны, была составлена инвентарная опись имущества Казанской церкви, после проведения которой согласно акту специальной комиссией и было проведено выборочное изъятие. В число реквизированного имущества вошли ризы Спасителя, Божьей Матери, Петра и Иоанна и ряд других, а также кадила. Всего было изъято ценностей общим весом один пуд, один фунт и 44 золотника. Взамен храму были переданы менее ценная церковная утварь общим весом 22 фунта 17 золотников.

Красненькое кладбище. Петергофская дорога. Проспект Стачек
Титульный лист устав Ульянковской приходской общины. 1919 г. Из фондов ЦГА СПб

На протяжении более чем столетия Казанская церковь являлась приписной к приходской церкви св. Петра Митрополита. Так продолжалось до 14 апреля 1925 г., когда протоиерею Василию Туробову было выдано удостоверение в том, что ему поручено организовать группу верующих, признающих Управление Священного Синода православной Российской церкви, при церкви Казанской Божьей Матери с поручением ему священнослужения. С этого момента кладбищенская церковь стала самостоятельной, со своей приходской общиной.

Красненькое кладбище. Петергофская дорога. Проспект Стачек
Требовательная ведомость на жалованье служащим Красненького кладбища. 1921 г. Из фондов ЦГА СПб

Благодаря сохранившимся регистрационным карточкам служителей религиозных культов до наших дней дошли имена всех священнослужителей, отправлявших службы в церкви св. Петра Митрополита и Казанской церкви: Сутокский Василий Васильевич, Листов Николай Александрович, Охонский Александр Васильевич, Покровский Павел Николаевич. Адресом для проживания всех священников была указана улица Стачек дом 156, где располагалась церковь св. Петра Митрополита с комплексом храмовых построек.

Красненькое кладбище. Петергофская дорога. Проспект Стачек
Акт о передаче части церковного имущества из Путиловской церкви в Казанскую кладбищенскую церковь. 1926 г. Из фондов ЦГА СПб

В апреле 1926 г. в Казанскую церковь была передана церковная утварь – иконы, книги, кресты, ризы священников, богослужебные предметы, голгофа и напрестольный крест – из ликвидированной церкви Николая Чудотворца и царицы Александры по улице Стачек, 72 (Путиловская церковь). А в 1938 г. Казанская церковь была приписана к Патриаршей церкви. Казалось, что самое страшное для храма позади: в эпоху борьбы с религией он не был разрушен или перепрофилирован, более того, в нем продолжались службы. Однако пережить следующее десятилетие и стать свидетелем военных событий кладбищенскому храму было не суждено: в марте (по другим сведениям – в феврале) 1941 года он сгорел в результате пожара. Несколько ранее была разобрана и стоявшая на возвышении кладбищенская часовня.

Во время Великой Отечественной войны территория Красненького кладбища оказалась в непосредственной близости от линии фронта. Поскольку с началом войны большинство жителей Автово были эвакуированы из прифронтовой полосы, захоронения на Красненьком кладбище были временно прекращены, но уже в начале зимы 1942 года, в связи с тяжелым положением, исполкому Кировского райсовета было вновь разрешено использовать территорию кладбища. Как и другие кладбища города, Красненькое активно использовалось для массового захоронения солдат, погибших в боях при обороне Ленинграда, и жителей города, не сумевших пережить блокаду. Жителей хоронили в самом конце кладбища в братские могилы, а воинов – при входе, на месте сгоревшей перед войной Казанской церкви. В 1941 году первый от линии фронта КПП был оборудован у железнодорожного переезда рядом с Красненьким кладбищем. Чуть позже рядом был построен ДОТ, входивший в систему линии обороны «Ижора» и сохранившийся до наших дней.

Красненькое кладбище. Петергофская дорога. Проспект Стачек
Напоминание о страшных военных годах можно найти как внутри кладбища…
Красненькое кладбище. Петергофская дорога. Проспект Стачек
… так и снаружи у ограды
Красненькое кладбище. Петергофская дорога. Проспект Стачек
Торжественная встреча воинов 45-й дивизии Ленинградского гвардейского стрелкового корпуса в июле 1945 г. Временная триумфальная арка была возведена неподалеку от Красненького кладбища
Красненькое кладбище. Петергофская дорога. Проспект Стачек
Фрагмент братского захоронения номер один с перечнем упокоившихся воинов

Военные годы нанесли значительный ущерб юго-западным предместьям Ленинграда. Близость фронта и необходимость материалов для отопления и оборудования военных позиций привели к едва ли не полному исчезновению ранее существовавшей застройки.  Изменения коснулись и Красненького кладбища, чья площадь с годами увеличилась до 30,4 га. В первые послевоенные годы число ежегодных захоронений по-прежнему исчислялось сотнями умерших. В частности, книга захоронений на Красненьком кладбище за 1945 г. содержит свыше пятисот человек. Тогда же, в конце 1945 г. Красненькое кладбище, принадлежавшее исполкому Урицкого поселкового совета депутатов, было передано в ведение треста «Похоронное дело».

Красненькое кладбище. Петергофская дорога. Проспект Стачек
Решение Исполкома Леноблсовета депутатов о передаче Красненького кладбища в ведение треста «Похоронное дело». Из фондов ЦГА СПб

В 1950-х гг. по проекту архитектора С.Г. Майофиса была сооружена каменная ограда кладбища с двумя павильонами и пилонами ворот, ставшими знаковыми для старинного кладбища. С 1961 года кладбище считается полузакрытым, а в настоящий момент имеет статус действующего кладбища закрытого типа.

Красненькое кладбище. Петергофская дорога. Проспект Стачек
Братское захоронение советских воинов (номер два), погибших в годы Советско-Финской войны
Красненькое кладбище. Петергофская дорога. Проспект Стачек
Братское захоронение советских воинов (номер три), погибших в годы Великой Отечественной войны

В последующие годы наряду с регулярным благоустройством проводились работы по отбраковке намогильных сооружений, главным образом, довоенного характера в случае, если по ним не происходила перерегистрация могил. А в 1976–77 гг. под территорией кладбища проводились работы по прокладке тоннеля метрополитена.

Следующим этапом в истории Красненького кладбища стали 1990-е гг.: наметившееся возвращение общества к духовным истокам благотворно сказалось и на перспективах воссоздании кладбищенского храма. Правда построить его на прежнем месте уже было нельзя: оно было занято воинскими захоронениями. Подбор участка осложнялся также близостью реки, наличием подземных коммуникаций, прохождением трассы метро мелкого заложения, а также планировавшимся строительством автомобильного перехода через железнодорожные пути. В результате было принято решение вынести новую церковь за ограду кладбища. Само строительство было стремительным: в июне 2000 года здание церкви было заложено, а уже в начале следующего года был проведен чин освящения нового храма, ставшего первой петербургской церковью нового тысячелетия. Внешне здание храма больше напоминает увеличенную часовню, крестообразную в плане, с шатровой объемно-пространственной композицией. Новая церковь, как и ее историческая предшественница, была освящена во имя Казанской иконы Божьей Матери.

Красненькое кладбище. Петергофская дорога. Проспект Стачек
Фрагмент братского захоронения номер 1. Справа — существовавший ранее памятный крест на историческом месте расположения церкви Казанской иконы Божьей Матери
Красненькое кладбище. Петергофская дорога. Проспект Стачек
Нынешний поклонный крест в память об утраченной церкви. Располагается в ограде вновь построенной Казанской церкви вне пределов кладбища
Красненькое кладбище. Петергофская дорога. Проспект Стачек
Белоснежная церковь, расположенная у входа на Красненькое кладбище, стала первой петербургской церковью нового тысячелетия

Красненькое кладбище, как бесстрастный летописец, фиксировало многие важные события, имевшие отношение к истории города на Неве в целом и Петергофской дороги в частности: страшное наводнение 1824 г., переоборудование многочисленных усадеб под утилитарные цели, революционные маевки путиловцев, реконструкцию Нарвской заставы и прилегающей местности, подготовку к обороне города в Великую Отечественную войну,  разминирование и послевоенное восстановление Ленинграда, преобразившее прежние юго-западные предместья.

Красненькое кладбище. Петергофская дорога. Проспект Стачек
Въезд в город со стороны юго-запада. Слева видны перила моста через Красненькую речку. Справа просматривается контур Красненького кладбища. 1962 г. Автор фото: Илмар Адамсон

За два с половиной столетия своего существования Красненькое кладбище прошло внушительный путь: от скромного некрополя Вологодско-Ямской слободы до памятника регионального значения. Сюда приходят помянуть своих близких; упокоившихся солдат, отдавших свои жизни при обороне города; жителей блокадного Ленинграда. Не случайно Красненькое кладбище называют «парком памяти». Памяти, вместившей в себя множество человеческих судеб и эпизодов истории Петергофской дороги.

Красненькое кладбище. Петергофская дорога. Проспект Стачек
На Красненьком кладбище похоронены 26 Героев Советского Союза и один полный кавалер ордена Славы
Красненькое кладбище. Петергофская дорога. Проспект Стачек
Кладбищенские дорожки парка Памяти
Share

Один комментарий

  1. Спасибо. Очень познавательная статья. Пытаюсь найти на Красненьком кладбище следы Коммунистической площадки, где в 1936 г. был похоронен мой дед.
    есть ли у Вас сведения, где она находилась? яАдминистрация кладбища не в курсе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top