В своих очерках мы уже не раз отмечали то богатство возможностей, которые предоставляют петербургские окрестности…
Храм Гостилицкий каменный, однопрестольный
Если вам доведется побывать в Гостилицах, непременно поднимитесь на холм к северу от Ледажного пруда или Верхнего озера. Вашему взору откроется настоящий сельский пейзаж: в водной глади раскинувшегося внизу пруда будет отражаться силуэт небольшого храма – церкви Святой Живоначальной Троицы.
Предшественницей Троицкого храма в Гостилицах была деревянная церковь, появившаяся еще при Минихе, которому гостилицкое имение было пожаловано самим Петром Первым. Судя по описанию, находилась она в помещичьем саду. Впоследствии на ее месте поочередно находились столб с крестом, беседка, и, наконец, небольшой цветник. Церковь считалась домовой, приходская же располагалась неподалеку, в соседних Дятлицах.
Формирование нынешнего облика церкви относится к периоду 1755 -1764 годов в период владения усадьбой Кириллом Григорьевичем Разумовским. Считается, что здешняя церковь Святой Троицы построена «его тщанием» и по проекту «домашнего» архитектора помещика Андрея Васильевича Квасова. После этого была разобрана предшественница храма – старая деревянная церковь. Воплощенная в камне, Троицкая церковь органично вписалась в усадебный комплекс «Гостилицкой мызы».
Но и после перестройки Троицкая церковь продолжала быть домашней для владельца имения, став приходской лишь в дальнейшем. На протяжении последующего столетия в храме неоднократно делались изменения. В частности, до 30-х годов 19 века «почти посреди храма к северной стороне его было устроено по шести деревянных полок, куда прихожане ставили свои иконы и «пред ними молились, зажигая свечу каждый перед своей иконой». Впоследствии эти полки были уничтожены по приказанию благочинного». А в 40-х годах был сделан последний иконостас.
Подробное описание внешнего вида храма зафиксировано в «Историко-статистических сведениях о Санкт-Петербургской епархии»:
Храм Гостилицкий каменный, однопрестольный, во имя св. Троицы, имеет форму креста, длиною 11,5 саж., шириной – 7, вышиной до крыши 3,5 саж. На кровле — каменный, круглый, в 8 окон купол и на нем глава с железным, 4-х конечным вызолоченным крестом. Над притвором — каменная восьмигранная колокольня, обшитая железом и увенчанная шпилем и крестом. Дверей в церкви трое; у северных и южных дверей – по две колонны, а над ними небольшие фронтоны, крыльцо из дикого камня. Западное крыльцо в 6 ступеней, а остальные в 5. Алтарь отделен каменною стеною, с 3 пролетами для дверей. Пространство алтаря — 8 кв. саж., потолок устроен в нем сводом, в виде продолговатого колпака. Потолок в церкви также устроен сводами, опирающимися на 4 шестигранные колонны. Иконостас деревянный, в 4 яруса, царские врата резные, вызолоченные. Солея отделены деревянными перилами. На южной стороне — ход на колокольню, на северной — кладовая. Окна в церкви большие, продолговатые, о 8-ми стеклах: в алтаре их 2, в церкви – 6, в кладовой и на лестнице на колокольню — по одному.
При церкви находились два дома: каменный для священника и деревянный – для псаломщика и просвирни. С 1870 года при церкви было открыто церковно-приходское попечительство.
Благодаря газетным зарисовкам, мы можем узнать, как выглядел Троицкий храм на рубеже веков 19-20 веков:
В настоящее время церковь, бывшая раньше домовой, принадлежит селу, хотя приход у них находится в Дятлицах, где хоронят крестьян. Церковь каменная, одноглавая, выкрашенная в желтоватую краску, внутри крайне бедная, византийская живопись на образах уже новейшего письма.
Из четырех колоколов три относятся к основанию церкви. У самой церкви небольшое кладбище, на котором, однако, не хоронят. Через дорогу, к югу среди густой зелени ютится низкий каменный домик священника, ярко выделяющийся своей красной крышей. Крайне симпатичное семейство священника с удовольствием может рассказать про старину, и время пройдет незаметно…
Надо сказать, что периодически местный причт порой позволял себе «чудачества». Среди них – пьянство, прелюбодеяние, избиение сторожа. Подобные проступки упоминаются в заголовках сразу нескольких архивных дел. Но дальше всех пошел псаломщик церкви Николай Георгиевич Лебединский. Начавший свою службу в 1895 году, он однажды решил разыграть свою родню. О том, к чему это привело, рассказывала своим читателям газета Котлин:
На этих днях, в газетах, было сообщено о крайне загадочной смерти псаломщика Гостилицкой церкви Лебединского. Жене и родным его в Петербург было телеграфировано о том, что Л. Повесился и вынут из петли мертвым. Те поехали к благочинному, к владыке митрополиту, за разрешением хоронить Л. По христианскому обряду
И наконец, выслали в Гостилицы гроб и все погребальные принадлежности. Велико было удивление всех, когда по приезде в Гостилицы Л. оказался живым, здравым и невредимым.
Л., будучи выпивши, хотел напугать жену, жаловавшуюся его поведение благочинному.
Делу этому дан ход по начальству».
Несмотря на эти приключения, жизнь храма текла своим чередом. В 1908 году в адрес Императорской археологической комиссии были направлены отношения духовной консистории и причта Троицкой церкви с изложением ходатайства о разрешении ремонта в церкви (окраски стен и пола, исправления печей и пр.), устройства солеи и замены существующего иконостаса новым.
… Опустить весь пол для устройства солеи не представляется целесообразным и выгодным. Придется перебирать большую площадь двойного пола, смазку, опускать балки, двери и рисковать еще большей сыростью в храме. Лучше поднять пол солеи и алтаря. Имеющийся иконостас при возвышении не войдет, так как он сейчас с пола вплотную до потолка; при поднятии пола на 2 четверти надо его где-нибудь урезать. А так как иконостас сам по себе крайне незатейливый и не изящный (он сделан в 40-х годах прошлого столетия) и удивлял своим безвкусием даже дилетантов архитектуре и археологи, то у прихожан и явилась мысль сделать совершенно новый иконостас. На специальный запрос причт ответил, что высота существующего иконостаса 2,5 сажени. Проект нового иконостаса рассчитан на более значительную высоту.
Вестник ИАК,1908 г.
Однако данное намерение встретило сопротивление членов комиссии. Устами члена императорского Русского археологического общества Владимира Суслова, комиссия решила, что как сама церковь, так и иконостас являются ценными и заслуживающими сохранения в своем начальном виде. Тогда никто не предполагал, что пройдет совсем немного времени, и изменившиеся взгляды общества на религию на долгие годы предопределят и трудную судьбу самого храма.
Наступила эпоха безверия. Декретом СНК от 23 января 1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» церковь была лишена прав юридического лица, а имущество ее подлежало национализации. Попытки закрыть храм предпринимались еще в начале 30-х годов, однако окончательное закрытие церкви произошло в 1939 году.
Помещение храма было передано местному совхозу «Красная Балтика» под склад зерна. К этому моменту иконостас был укрыт дощатой обшивкой в ожидании лучших времен. Однако церковная реликвия их так и не дождалась: уже в сентябре 1941 года Гостилицы оказались в оккупации. В селе разместилась немецкая воинская часть, а старинный храм был приспособлен под конюшню, на смену которой затем пришел офицерский клуб. В этот период исчез и обладавший художественной ценностью иконостас.
Тем не менее, судьбе было угодно, чтобы Троицкая церковь перенесла все военные тяготы. Однако прошли еще десятки лет, прежде чем разрушавшийся храм в 1993 году был возвращен верующим. А уже через год, сумрачным октябрьским днем, была отслужена первая с момента закрытия храма Божественная Литургия.
Сейчас Троицкий храм в Гостилицах является подлинным украшением поселка и центром его духовной жизни.
Комментариев: 0