Прогуливаясь по кингисеппскому проспекту Карла Маркса, мы непременно окажемся на восьмиугольной площади, южная часть которой…
Ивангородское кладбище: когда мертвые упрекают живых
«Народ, который забывает своих мёртвых, недостоин даже упоминания!»
Генерал де Голль
Одним из наиболее примечательных объектов Ивангорода является старинное Ивангородское кладбище, расположенное на Ивановской горе к востоку от крепости. На этом месте ранее находилось имение Rathshof, которое во время сражений Северной войны в 1703 году было уничтожено.
Точная дата основания кладбища неизвестна. Можно предположить, что кладбище появилось в годы царствования Императрицы Екатерины Второй, когда на фоне эпидемии тифа и оспы попавшей в Россию из Западной Европы в 1772 году, Указом Сената было запрещено производить захоронения на прежних кладбищах в городских пределах. Тогда и появилось Нарвское (Ивангородское) православное кладбище, приписанное к приходу Нарвской (Ивангородской) церкви во имя иконы Божией Матери «Знамение», отчего часто именовалось в документах «Знаменским»; так же кладбище значилось, как Нарвское Ивановское, Нарвское Гарнизонное. Вероятно, изначально настоящее кладбище было учреждено как кладбище Нарвского Военного гарнизона, а позже оно трансформировалось в общегородское православное кладбище для русской части жителей Нарвы.
В 1856 году на средства известного нарвского купца Павла Ивановича Орлова на Ивангородском кладбище была построена часовня, а также каменная ограда и ворота, частично сохранившиеся до наших дней.
Проект часовни и ворот выполнил ученик известного российского архитектора К.А. Тона, архитектор В.К. Рейер. В объемно-пространственном решении он использовал центрическую композицию русских одноглавых церквей. В 1859 году часовню перестроили в церковь и освятили в честь апостолов Петра и Павла. С этого времени кладбище также стало именоваться Петро-Павловским, или Нарвским (Ивангородским) православным. Сама же церковь со склепом семьи Орловых с 1880 по 1901 годы являлась приходской церковью эстонского православного прихода.
С тех пор кладбище стало известно далеко за пределами Ивангорода: существуют сведения что в июле 1881 года кладбищенскую церковь посетил Император Александр III. На ее убранство и утварь щедро жертвовали горожане; в частности, можно отметить серебряное паникадило — подарок барона Л. Штиглица, дискос и братину — дар потомков почетного гражданина г. Нарвы генерала Н.А. Яфимовича. Храмовый антиминс был с мощами Святителя Савватия Желтоводского. Продолжала обустраиваться и территория самого кладбища: в 1905 году рядом с верхним подъемом лестницы была построена каменная сторожка смотрителя, от которой до наших дней сохранились лишь руины стен.
Тесная взаимосвязь Нарвы и Ивангорода проявлялась в том числе и при захоронениях жителей. Известно, что «немецкие» нарвитяне часто наказывали родственникам при жизни, или отписывали в своих завещаниях захоронить свой прах в русской земле на Ивангородском погосте. Все вышесказанное привело к тому, что к первой половине 20 века территория Ивановской горы представляла собой помпезное и богатое кладбище. По качеству надгробий, скульптур, часовен и по технике их исполнения Ивангородский погост превосходил левобережный Нарвский и напоминал скорее фрагмент столичного Некрополя. В частности, к образцу памятника искусства можно было бы отнести бронзового ангела на фамильном захоронении баронов Штакельбергов.
Революционные вихри миновали Ивангородский погост во многом потому, что согласно Тартускому договору Ивангород вошел в состав Эстонии. В тот момент была создана Кладбищенская комиссия, в обязанности которой входило распределение мест для захоронений и благоустройство. Так в 1930-х годах заведующим кладбищем являлся А.Г. Кибок, который был награжден Эстонской Апостольской Православной Церковью за труды в ноябре 1937 года орденом Св. Платона 3-й степени. Комиссия ежегодно отчитывалась за свою работу перед приходским советом Нарвской Знаменской церкви.
Великая Отечественная война во многом способствовала изменению статуса кладбища, которое постепенно стало превращаться в воинское мемориальное. На его территории расположилась братская могила воинов павших за Родину в военные годы. На мраморных плитах выбито 43 фамилии, причём значительная часть погребённых здесь павших воинов остаются безымянными. На отдельном участке располагаются братские могилы безымянных солдат, узников концлагерей, солдат, погибших в Чечне.
Драматический перелом в судьбе кладбища наступил в 1976 году, когда кладбище было закрыто и упразднен штат его сотрудников. Это знаменовало собой наступление эпохи запустения и разорения. Более того, в середине 1980-х годов городскими чиновниками всерьёз обсуждался вопрос о сносе старого кладбища и устройстве на его месте парка. Но эта абсурдная идея не нашла поддержки, поскольку вероятность общественного негодования была слишком очевидна. Пик волны разграбления могил и глумления над прахом покойных пришелся на 1980−1990-е гг. на время слома старой государственной формации и в нагрянувшее безвременье вседозволенности и крушения моральных принципов.
На сегодняшний день кладбище все еще находится в неподобающем состоянии. Посетителя, входящего через парадный вход, встречают руины каменной сторожки смотрителя, развалины орловской церкви, разбитые надгробные памятники, оскверненные склепы, отросшая до пояса трава, зачастую скрывающая проходы к могилам… Горькая и обидная картина для места, где захоронены многие уважаемые граждане Нарвы и Ивангорода разных национальностей и вероисповедования. Помимо всего прочего кладбище упрочило свое значение воинского мемориала: здесь захоронено несколько тысяч солдат, офицеров, сестёр милосердия, военврачей, военных чиновников, военнослужащих Северо-Западной Армии генералов Н.Н. Юденича и А.П. Родзянко. Относительно недавно в ходе архивных изысканий были установлены данные примерно на 276 военнослужащих Северо-Западной армии из тысяч погребенных. Среди них, похороненный в братской могиле родной правнук А.С. Пушкина (по материнской линии) и внучатный племянник Н.В. Гоголя (по отцу) поручик артиллерии Владимир Николаевич Быков.
Не намного лучше сложилась судьба и орловской церкви. В Гражданскую войну она была повреждена, но впоследствии восстановлена и продолжала работать до войны. В 1944 году в ходе ожесточенных боев церковь была частично разрушена и закрыта на долгие годы. Только в конце 80-х годов была начата ее реставрация, которая практически сразу же завершилась из-за нехватки средств. В таком состоянии она пребывает до сих пор.
Несмотря на упадок старинное кладбище посещают сегодня потомки захороненных здесь российских граждан а также туристы из Эстонии, Германии, Англии.. И все же, посещая Ивангородское мемориальное кладбище, в который раз задаешься вопросом: неужели можно настолько не уважать свою историю и память упокоившихся предков, чтобы на протяжении многих лет равнодушно взирать на оскверненные могилы?
Прихожане Свято-Троицкой церкви на Парусинке и прихожане Успенской церкви в крепости ухаживают за территорией вокруг церкви и за могилками, расположенными рядом с церковью. На сколько хватает сил.
Кладбище в запущенном состоянии. Здесь захоронено очень много нарвитян (большинство), и меня порожает равнодушие ныне живущих к своим предкам.Я сам из Нарвы, но регулярно хожу на кладбище приводить в порядок могилки своих прабабушек и деда.
На этом кладбище захоронены мои дедушка и бабушка и каждый год я стараюсь приводить могилку в порядок. В прошлом году какой-то «новый русский», расчищая подход видимо к своим предкам, захороненым в соседнм ряду, пропахал целую дорогу среди надгробий и заодно сломал коест на могиле моих предков (захоронение то ли № 309, то ли 809). Не знаю куда обратиться, чтобы восстановить. Не в мэрию же идти, концы искать….