skip to Main Content

Ивангородское кладбище: когда мертвые упрекают живых

«Народ, который забывает своих мёртвых, недостоин даже упоминания!»

Генерал де Голль

Одним из наиболее примечательных объектов Ивангорода является старинное Ивангородское кладбище, расположенное на Ивановской горе к востоку от крепости. На этом месте ранее находилось имение Rathshof, которое во время сражений Северной войны в 1703 году было уничтожено.

Точная дата основания кладбища неизвестна. Можно предположить, что кладбище появилось в годы царствования Императрицы Екатерины Второй, когда на фоне эпидемии тифа и оспы попавшей в Россию из Западной Европы в 1772 году, Указом Сената было запрещено производить захоронения на прежних кладбищах в городских пределах. Тогда и появилось Нарвское (Ивангородское) православное кладбище, приписанное к приходу Нарвской (Ивангородской) церкви во имя иконы Божией Матери «Знамение», отчего часто именовалось в документах «Знаменским»; так же кладбище значилось, как Нарвское Ивановское, Нарвское Гарнизонное. Вероятно, изначально настоящее кладбище было учреждено как кладбище Нарвского Военного гарнизона, а позже оно трансформировалось в общегородское православное кладбище для русской части жителей Нарвы.

Старинное кладбище расположено к востоку от крепости на Ивановской горе

В 1856 году на средства известного нарвского купца Павла Ивановича Орлова на Ивангородском кладбище была построена часовня, а также каменная ограда и ворота, частично сохранившиеся до наших дней.

Так сейчас выглядит парадный вход на кладбище; сохранились ворота и фрагменты старинной ограды

Проект часовни и ворот выполнил ученик известного российского архитектора К.А. Тона, архитектор В.К. Рейер. В объемно-пространственном решении он использовал центрическую композицию русских одноглавых церквей. В 1859 году часовню перестроили в церковь и освятили в честь апостолов Петра и Павла. С этого времени кладбище также стало именоваться Петро-Павловским, или Нарвским (Ивангородским) православным. Сама же церковь со склепом семьи Орловых с 1880 по 1901 годы являлась приходской церковью эстонского православного прихода.

Кладбищенская церковь святых апостолов Петра и Павла все еще ждет своей реставрации… Дождется ли?
Церковь была возведена на средства почетного гражданина Нарвы, купца Павла Ивановича Орлова
Позднее в ней разместился склеп семьи Орловых
Службы были прекращены в 1944 году в ходе ожесточенных боев на Нарвском рубеже

С тех пор кладбище стало известно далеко за пределами Ивангорода: существуют сведения что в июле 1881 года кладбищенскую церковь посетил Император Александр III. На ее убранство и утварь щедро жертвовали горожане; в частности, можно отметить серебряное паникадило — подарок барона Л. Штиглица, дискос и братину — дар потомков почетного гражданина г. Нарвы генерала Н.А. Яфимовича. Храмовый антиминс был с мощами Святителя Савватия Желтоводского. Продолжала обустраиваться и территория самого кладбища: в 1905 году рядом с верхним подъемом лестницы была построена каменная сторожка смотрителя, от которой до наших дней сохранились лишь руины стен.

Остатки каменной сторожки смотрителя

Тесная взаимосвязь Нарвы и Ивангорода проявлялась в том числе и при захоронениях жителей. Известно, что «немецкие» нарвитяне часто наказывали родственникам при жизни, или отписывали в своих завещаниях  захоронить свой прах в русской земле на Ивангородском погосте. Все вышесказанное привело к тому, что к первой половине 20 века территория Ивановской горы представляла собой помпезное и богатое кладбище. По качеству надгробий, скульптур, часовен и по технике их исполнения Ивангородский погост превосходил левобережный Нарвский и напоминал скорее фрагмент столичного Некрополя. В частности, к образцу памятника искусства можно было бы отнести бронзового ангела на фамильном захоронении баронов Штакельбергов.

Восстановленная надгробная плита барона Карла Штакельберга

Революционные вихри миновали Ивангородский погост во многом потому, что согласно Тартускому договору Ивангород вошел в состав Эстонии. В тот момент была создана Кладбищенская комиссия, в обязанности которой входило распределение мест для захоронений и благоустройство. Так в 1930-х годах заведующим кладбищем являлся А.Г. Кибок, который был награжден Эстонской Апостольской Православной Церковью за труды в ноябре 1937 года орденом Св. Платона 3-й степени. Комиссия ежегодно отчитывалась за свою работу перед приходским советом Нарвской Знаменской церкви.

Великая Отечественная война во многом способствовала изменению статуса кладбища, которое постепенно стало превращаться в воинское мемориальное. На его территории расположилась братская могила воинов павших за Родину в военные годы. На мраморных плитах выбито 43 фамилии, причём значительная часть погребённых здесь павших воинов остаются безымянными. На отдельном участке располагаются братские могилы безымянных солдат, узников концлагерей, солдат, погибших в Чечне.

Надгробие сражавшегося с нацистами лейтенанта Давыдовского
Отдельный вход в мемориальный комплекс кладбища , где захоронены солдаты и офицеры
Братское захоронение воинов, отдавших жизни в борьбе за освобождение Отечества

IMG_0101

IMG_0102

Здесь же установлен обелиск памяти узников концлагерей
Увы, не все захоронения удалось идентифицировать…

IMG_0106

Драматический перелом в судьбе кладбища наступил в 1976 году, когда кладбище было закрыто и упразднен штат его сотрудников. Это знаменовало собой наступление эпохи запустения и разорения. Более того, в середине 1980-х годов городскими чиновниками всерьёз обсуждался вопрос о сносе старого кладбища и устройстве на его месте парка. Но эта абсурдная идея не нашла поддержки, поскольку вероятность общественного негодования была слишком очевидна. Пик волны разграбления могил и глумления над прахом покойных пришелся на 1980−1990-е гг. на время слома старой государственной формации и в нагрянувшее безвременье вседозволенности и крушения моральных принципов.

На сегодняшний день кладбище все еще находится в неподобающем состоянии. Посетителя, входящего через парадный вход, встречают руины каменной сторожки смотрителя, развалины орловской церкви, разбитые надгробные памятники, оскверненные склепы, отросшая до пояса трава, зачастую скрывающая проходы к могилам… Горькая и обидная картина для места, где захоронены многие уважаемые граждане Нарвы и Ивангорода разных национальностей и вероисповедования. Помимо всего прочего кладбище упрочило свое значение воинского мемориала: здесь захоронено несколько тысяч солдат, офицеров, сестёр милосердия, военврачей, военных чиновников, военнослужащих Северо-Западной Армии генералов Н.Н. Юденича и А.П. Родзянко. Относительно недавно в ходе архивных изысканий были установлены данные примерно на 276 военнослужащих Северо-Западной армии из тысяч погребенных. Среди них, похороненный в братской могиле родной правнук А.С. Пушкина (по материнской линии) и внучатный племянник Н.В. Гоголя (по отцу) поручик артиллерии Владимир Николаевич Быков.

Поражает разнообразие оформления надгробий…
Склеп семьи Лаврецовых, оставившей значительный след в истории Нарвы

 

Несмотря на свое не лучшее состояние, многие памятники достойны столичного Некрополя

Могила почетного гражданина города Филиппа Яковлевича Пантелеева и его супруги Анастасии Васильевны

Не намного лучше сложилась судьба и орловской церкви. В Гражданскую войну она была повреждена, но впоследствии восстановлена и продолжала работать до войны. В 1944 году в ходе ожесточенных боев церковь была частично разрушена и закрыта на долгие годы. Только в конце 80-х годов была начата ее реставрация, которая практически сразу же завершилась из-за нехватки средств. В таком состоянии она пребывает до сих пор.

Спуск к парадным воротам кладбища

Несмотря на упадок старинное кладбище посещают сегодня потомки захороненных здесь российских граждан а также туристы из Эстонии, Германии, Англии.. И все же, посещая Ивангородское мемориальное кладбище, в который раз задаешься вопросом: неужели можно настолько не уважать свою историю и память упокоившихся предков, чтобы на протяжении многих лет равнодушно взирать на оскверненные могилы?

Могилы ивангородцев и нарвитян все еще ждут уважительного к себе отношения
Share

Комментариев: 2

  1. Прихожане Свято-Троицкой церкви на Парусинке и прихожане Успенской церкви в крепости ухаживают за территорией вокруг церкви и за могилками, расположенными рядом с церковью. На сколько хватает сил.

  2. Кладбище в запущенном состоянии. Здесь захоронено очень много нарвитян (большинство), и меня порожает равнодушие ныне живущих к своим предкам.Я сам из Нарвы, но регулярно хожу на кладбище приводить в порядок могилки своих прабабушек и деда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top