Прогуливаясь по кингисеппскому проспекту Карла Маркса, мы непременно окажемся на восьмиугольной площади, южная часть которой…
Крестовоздвиженский храм на Нарвском тракте
Более чем в ста верстах от Санкт-Петербурга по Нарвскому тракту, в старинном селе Ополье, путешественников встречают стены белокаменного храма, увенчанные небесно-голубыми куполами. Это – одна из главных достопримечательностей округи, храм в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня или Крестовоздвиженский храм.




Свою историю храм в Ополье ведет как минимум с 16 в., когда в одной из грамот новгородского митрополита Макария в числе погостов Водской пятины упомянут «Ополецкий погост». Местные же предания приурочивали проявление церковной жизни еще ко временам княгини Ольги. К середине 16 в. на территории Новгородской земли насчитывалось внушительное количество храмов и монастырей. Однако столетнее пребывание под владением Швеции стало нелегким испытанием для верующих, оставшихся на оккупированных землях.
Оживление православной жизни получает новый импульс во времена Петра Первого после возвращения Россией выхода к Балтике. Не стал исключением и Ополицкий погост. В 1734 г. на смену прежней обветшавшей церкви была устроена новая церковь во имя Воздвижения Креста Господня – одноглавый деревянный храм в римско-византийском стиле с приделом святых апостолов Петра и Павла, с колокольней. Надпись на старинном кресте, хранившемся в храме, гласила:
«Совершену же бывшу храму и жертвеннику освящену сущу, вземлется крест от места, идеже бе водружен, на нем же пишется сице: Освятися жертвенник Господа Бога и Спаса Нашего И. Хр. во храме Воздвижение креста Господня, при державе благочестивейшей вел. государыни императрицы Анны Иоанновны, и при святейшем синоде всея России, в лето 1734 г. индикта 12 месяца сентября в 16-й день, на память св. мученицы Евфимии всехвальные».
Одна из памятных страниц храма в Ополье связана с именем генерал-фельдмаршала князя Михаила Илларионовича Кутузова-Смоленского. В 1813 г. великий полководец скончался в Бунцлау, откуда его забальзамированное тело было отправлено в Петербург в сопровождении траурного кортежа. Дорога на родину заняла более месяца. Траурный кортеж с гробом, поставленным на колесницу, запряженную шестью лошадьми, проследовал через Нейштадт, Познань, Торн, Даргейм, Тильзит, Мемель, Митаву, Ригу, Нарву, Ямбург. И в каждом городе процессию ожидал торжественный прием: произносились речи, гремели салюты, путь был усыпан живыми цветами. Не стало исключением и Ополье. Как гласит хроника, «Мая 20 числа тело генерал-фельдмаршала князя Кутузова-Смоленского привезено было в село Ополье, где встречено было, сверх дворянства, тамошними священно– и церковнослужителями и собравшимися из окрестных мест поселянами. Народ, увидев гроб, тотчас выпряг лошадей и повез на себе оный к церкви, где совершаема была лития. После сего шествовавшая за гробом свита имела здесь отдохновение, а дворянство оставалось по очереди при гробе. Село во всю ночь было иллюминовано. На другой день, по совершении Божественной Литургии и литии, тело Светлейшего благодарными обывателями повезено на себе до станции Чирковицы».
В 1852 г. под храм был подведен каменный фундамент, под пол подведены каменные столбы; придел оштукатурен и в нем обновлен иконостас. Антиминс главного алтаря обновленного храма был освящен митрополитом Петербургским Григорием в августе 1857 года. В том же году главный алтарь был обновлен и в нем поставлены новые иконы работы художника Любавина. Комплекс церковных построек включал в себя деревянную лавку, сторожку с сараем, церковный дом и дома для причта.

Шли годы. Постепенно деревянный храм ветшал, диктуя необходимость строительства новой церкви. Еще в 1872 г. в газете «Гдовско-Ямбургский листок» сообщалось, что «в Ополье собираются строить каменную церковь вместо существовавшей ветхой деревянной», которая в 1874 г. и была разобрана.

В том же году местные помещики, Петр Павлович Шувалов и его мать Софья Андреевна, подали в Святейший Синод прошение о строительстве новой каменной церкви, которая была заложена в том же году на месте старой на сборы церковные и средства прихожан. В 1874–1885 годах епархиальным архитектором И. И. Булановым в Ополье была воздвигнута Крестовоздвиженская церковь, однокупольная, с высокой колокольней, в архитектуре которой видны черты «русско-византийского» стиля. При этом в качестве образца был взят проект архитектора А. П. Мельникова, по которому была возведена в 1867–1874 гг. церковь Рождества Пресвятой Богородицы в с. Вороново Новоладожского уезда. Боковые приделы новой церкви были освящены во имя святых апостолов Петра и Павла и святителя Николая Чудотворца.

При храме существовало старинное кладбище, на котором хоронили местных жителей, а также благодетелей храма. В 1858 г. была основана церковно-приходская школа, в которой в конце 19 в. преподавал дьякон ополицкого храма Николай Николаевич Орнатский, приходившийся родственником Иоанну Кронштадтскому. Последний в ходе своих поездок не раз посещал храмы Ямбургского уезда. Не стала исключением и Крестовоздвиженская церковь. 26 октября 1900 г. кронштадтским пастырем было проведено торжественное богослужение в ополицком храме. Слухи о приезде Иоанна Кронштадтского распространились заблаговременно, в результате в село стала стекаться масса паломников с окрестных мест, дабы помолиться вместе батюшкой и принять от него благословление. Приехавший вечерним поездом из Петербурга, о. Иоанн около 10 часов вечера 25 октября прибыл в Ополье, остановившись в доме местного церковного старосты. Здесь уважаемого пастыря встретили представители местного духовенства и многие его почитатели. После небольшой паузы о. Иоанн приступил к совершению молебствия.

На другой день, в 8 часов утра о. Иоанн в присутствии огромной массы богомольцев совершил утреннее богослужение. После его завершения и причащения мирян им было произнесено назидательное слово о значении храма Божьего для верующих. Покинув село около двух часов дня, о. Иоанн направился в Ямбург, откуда вернулся поездом в Петербург…

Революционные события стали серьезным испытанием для православной жизни в стране. Не стала исключением ополицкая церковь. Из храма пропали иконостас, библиотека и часть церковной утвари; ряд представителей местного духовенства были арестованы. Тем не менее, службы в храме продолжались вплоть до 1937 г. и впоследствии возобновлены в период оккупации в 1942 г. Этот пятилетний перерыв был единственным за всю историю храма, когда в нем не совершались службы.


В конце января 1944 г. при отступлении немецким карательным отрядом были расстреляны 24 человека из числа местных прихожан, в том числе регент храма Павел Харитонович Слепнев. Этой участи чудом удалось избежать настоятелю о. Александру Степанову, впоследствии выступившему по просьбе советского командования выступил по радио и в прессе с рассказом о зверствах немцев.
В послевоенные годы ополицкая церковь долгое время оставалась единственным действующим храмом в западной части Ленинградской области, пережив очередной виток борьбы с религией в начале 1960-х гг. Сюда был перевезен покрытый позолотой деревянный резной иконостас из храма в Пенино Осьминского района. А в 1971 г. убранство храма пополнил выполненный из белого мрамора престол главного придела, привезенный из гатчинского храма во имя св. апостола Павла.
Храм в Ополье и его прихожане в 1990 г. Из фондов Эстонского национального музея
Сегодня Крестовоздвиженский храм в Ополье как и прежде остается духовной доминантой села и окрестных деревень, самобытным образцом русского храмового зодчества, а также памятником отечественной истории, связанным с именами выдающихся личностей нашей страны.

Комментариев: 0