skip to Main Content
Крестовоздвиженский храм на Нарвском тракте

Крестовоздвиженский храм на Нарвском тракте

Более чем в ста верстах от Санкт-Петербурга по Нарвскому тракту, в старинном селе Ополье, путешественников встречают стены белокаменного храма, увенчанные небесно-голубыми куполами. Это – одна из главных достопримечательностей округи, храм в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня или Крестовоздвиженский храм.

Крестовоздвиженская церковь. Село Ополье. Кингисеппский район
Каменная трехпрестольная Крестовоздвиженсая церковь в Ополье была возведена в 1895 году по проекту епархиального архитектора И. И. Буланова. За основу был взят проект церкви архитектора Мельникова в селе Вороново близ Новой Ладоги, выполненный в русско-византийском стиле. В плане храм имел довольно чёткую форму восьмиконечного креста. Стены его выложены из красного кирпича (в настоящее время первоначальный цвет утрачен, стены побелены)
Крестовоздвиженская церковь. Село Ополье. Кингисеппский район
Единственный купол храма довольно высок, с большими полукружными окнами. Трёхъярусная, с небольшой луковкой наверху колокольня примыкает к храму
Крестовоздвиженская церковь. Село Ополье. Кингисеппский район
С восточной стороны проступают три полукруглые алтарные апсиды
Крестовоздвиженская церковь. Село Ополье. Кингисеппский район
С западной стороны, обращенной к проезжей дороге, в храм ведет высокое ступенчатое крыльцо под навесом. Это главный вход в храм

Свою историю храм в Ополье ведет как минимум с 16 в., когда в одной из грамот новгородского митрополита Макария в числе погостов Водской пятины упомянут «Ополецкий погост». Местные же предания приурочивали проявление церковной жизни еще ко временам княгини Ольги. К середине 16 в. на территории Новгородской земли насчитывалось внушительное количество храмов и монастырей. Однако столетнее пребывание под владением Швеции стало нелегким испытанием для верующих, оставшихся на оккупированных землях.

Оживление православной жизни получает новый импульс во времена Петра Первого после возвращения Россией выхода к Балтике. Не стал исключением и Ополицкий погост. В 1734 г. на смену прежней обветшавшей церкви была устроена новая церковь во имя Воздвижения Креста Господня – одноглавый деревянный храм в римско-византийском стиле с приделом святых апостолов Петра и Павла, с колокольней. Надпись на старинном кресте, хранившемся в храме, гласила:

«Совершену же бывшу храму и жертвеннику освящену сущу, вземлется крест от места, идеже бе водружен, на нем же пишется сице: Освятися жертвенник Господа Бога и Спаса Нашего И. Хр. во храме Воздвижение креста Господня, при державе благочестивейшей вел. государыни императрицы Анны Иоанновны, и при святейшем синоде всея России, в лето 1734 г. индикта 12 месяца сентября в 16-й день, на память св. мученицы Евфимии всехвальные».

Одна из памятных страниц храма в Ополье связана с именем генерал-фельдмаршала князя Михаила Илларионовича Кутузова-Смоленского. В 1813 г. великий полководец скончался в Бунцлау, откуда его забальзамированное тело было отправлено в Петербург в сопровождении траурного кортежа. Дорога на родину заняла более месяца. Траурный кортеж с гробом, поставленным на колесницу, запряженную шестью лошадьми, проследовал через Нейштадт, Познань, Торн, Даргейм, Тильзит, Мемель, Митаву, Ригу, Нарву, Ямбург. И в каждом городе процессию ожидал торжественный прием: произносились речи, гремели салюты, путь был усыпан живыми цветами. Не стало исключением и Ополье. Как гласит хроника, «Мая 20 числа тело генерал-фельдмаршала князя Кутузова-Смоленского привезено было в село Ополье, где встречено было, сверх дворянства, тамошними священно– и церковнослужителями и собравшимися из окрестных мест поселянами. Народ, увидев гроб, тотчас выпряг лошадей и повез на себе оный к церкви, где совершаема была лития. После сего шествовавшая за гробом свита имела здесь отдохновение, а дворянство оставалось по очереди при гробе. Село во всю ночь было иллюминовано. На другой день, по совершении Божественной Литургии и литии, тело Светлейшего благодарными обывателями повезено на себе до станции Чирковицы».

В 1852 г. под храм был подведен каменный фундамент, под пол подведены каменные столбы; придел оштукатурен и в нем обновлен иконостас. Антиминс главного алтаря обновленного храма был освящен митрополитом Петербургским Григорием в августе 1857 года. В том же году главный алтарь был обновлен и в нем поставлены новые иконы работы художника Любавина. Комплекс церковных построек включал в себя деревянную лавку, сторожку с сараем, церковный дом и дома для причта.

Крестовоздвиженская церковь. Село Ополье. Кингисеппский район
Заметка из журнала «Странник», 1863 г.

Шли годы. Постепенно деревянный храм ветшал, диктуя необходимость строительства новой церкви. Еще в 1872 г. в газете «Гдовско-Ямбургский листок» сообщалось, что «в Ополье собираются строить каменную церковь вместо существовавшей ветхой деревянной», которая в 1874 г. и была разобрана.

Крестовоздвиженская церковь. Село Ополье. Кингисеппский район
Анонс строительства новой каменной церкви в Ополье из газеты «Гдовско-Ямбурсгкий листок», 1872 г.

В том же году местные помещики, Петр Павлович Шувалов и его мать Софья Андреевна, подали в Святейший Синод прошение о строительстве новой каменной церкви, которая была заложена в том же году на месте старой на сборы церковные и средства прихожан. В 1874–1885 годах епархиальным архитектором И. И. Булановым в Ополье была воздвигнута Крестовоздвиженская церковь, однокупольная, с высокой колокольней, в архитектуре которой видны черты «русско-византийского» стиля. При этом в качестве образца был взят проект архитектора А. П. Мельникова, по которому была возведена в 1867–1874 гг. церковь Рождества Пресвятой Богородицы в с. Вороново Новоладожского уезда. Боковые приделы новой церкви были освящены во имя святых апостолов Петра и Павла и святителя Николая Чудотворца.

Крестовоздвиженская церковь. Село Ополье. Кингисеппский район
На кладбище у церкви погребены два местных помещика Зайцевы: действительный статский советник Алексей Алексеевич, генерал- лейтенант Василий Алексеевич, а также потомственный дворянин Семен Михайлович Павлович и другие члены его семьи

При храме существовало старинное кладбище, на котором хоронили местных жителей, а также благодетелей храма. В 1858 г. была основана церковно-приходская школа, в которой в конце 19 в. преподавал дьякон ополицкого храма Николай Николаевич Орнатский, приходившийся родственником Иоанну Кронштадтскому. Последний в ходе своих поездок не раз посещал храмы Ямбургского уезда. Не стала исключением и Крестовоздвиженская церковь. 26 октября 1900 г. кронштадтским пастырем было проведено торжественное богослужение в ополицком храме. Слухи о приезде Иоанна Кронштадтского распространились заблаговременно, в результате в село стала стекаться масса паломников с окрестных мест, дабы помолиться вместе батюшкой и принять от него благословление. Приехавший вечерним поездом из Петербурга, о. Иоанн около 10 часов вечера 25 октября прибыл в Ополье, остановившись в доме местного церковного старосты. Здесь уважаемого пастыря встретили представители местного духовенства и многие его почитатели. После небольшой паузы о. Иоанн приступил к совершению молебствия.

Крестовоздвиженская церковь. Село Ополье. Кингисеппский район
Николай Николаевич Орнатский со старшим сыном Александром

На другой день, в 8 часов утра о. Иоанн в присутствии огромной массы богомольцев совершил утреннее богослужение. После его завершения и причащения мирян им было произнесено назидательное слово о значении храма Божьего для верующих. Покинув село около двух часов дня, о. Иоанн направился в Ямбург, откуда вернулся поездом в Петербург…

Крестовоздвиженская церковь. Село Ополье. Кингисеппский район
Заметка о награждении священника ополицкого храма Ф. Каменского в газете «Санкт-Петербургский духовный вестник», 1895 г.

Революционные события стали серьезным испытанием для православной жизни в стране. Не стала исключением ополицкая церковь. Из храма пропали иконостас, библиотека и часть церковной утвари; ряд представителей местного духовенства были арестованы. Тем не менее, службы в храме продолжались вплоть до 1937 г. и впоследствии возобновлены в период оккупации в 1942 г. Этот пятилетний перерыв был единственным за всю историю храма, когда в нем не совершались службы.

Крестовоздвиженская церковь. Село Ополье. Кингисеппский район
Иногда церковь в Ополье попадала на страницы газет. Заметка в газете «Красная деревня». 1929 г.
Крестовоздвиженская церковь. Село Ополье. Кингисеппский район
Письмо Леонида Николаевича Орнатского, служившего в ополицкой церкви в период 1919-1928 гг. Газета «Крестьянская правда». 1929 г.

В конце января 1944 г. при отступлении немецким карательным отрядом были расстреляны 24 человека из числа местных прихожан, в том числе регент храма Павел Харитонович Слепнев. Этой участи чудом удалось избежать настоятелю о. Александру Степанову, впоследствии выступившему по просьбе советского командования выступил по радио и в прессе с рассказом о зверствах немцев.

В послевоенные годы ополицкая церковь долгое время оставалась единственным действующим храмом в западной части Ленинградской области, пережив очередной виток борьбы с религией в начале 1960-х гг. Сюда был перевезен покрытый позолотой деревянный резной иконостас из храма в Пенино Осьминского района. А в 1971 г. убранство храма пополнил выполненный из белого мрамора престол главного придела, привезенный из гатчинского храма во имя св. апостола Павла.

Храм в Ополье и его прихожане в 1990 г. Из фондов Эстонского национального музея

Сегодня Крестовоздвиженский храм в Ополье как и прежде остается духовной доминантой села и окрестных деревень, самобытным образцом русского храмового зодчества, а также памятником отечественной истории, связанным с именами выдающихся личностей нашей страны.

Крестовоздвиженская церковь. Село Ополье. Кингисеппский район
Храм в Ополье был посещаем видными церковными деятелями, в том числе Иоанном Кронштадтским и Патриархом Московским и Всея Руси Алексием Вторым
Share

Комментариев: 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back To Top