Несколько лет тому назад обыватели «Новых месть», узнав о намерении Министерства Финансов перевести к ним…
Реконструкция улицы Стачек
Улица Стачек—главная магистраль Кировского района, а также важная транспортная артерия города, подводящая к крупным промышленным предприятиям. Вместе с тем она является дорогой, по которой десятки тысяч ленинградцев устремляются в излюбленные ими пригороды южного побережья Финского залива.
Сказанного достаточно, чтобы оценить значение и огромную ответственность работы по реконструкции улицы Стачек, проводимой 7-й архитектурно-планировочной мастерской Ленпроекта, руководимой арх. В. А. Каменским.
Естественно, что задача по реконструкции одной из магистралей района не может решаться абстрагировано от района в целом и перед мастерской возникла предварительная задача создать структурный план всего района, главным элементом которого и является улица Стачек. Эта структурная схема, по существу, определяет совершенно новый облик Кировского района, довоенная планировка которого послужила лишь опорным планом в этой большой работе.
Большие разрушения, причиненные войной, лишившие Кировский район большей части его застройки, дали возможность широко поставить задачу его планировочной реконструкции с учетом как старых градообразующих факторов — в виде больших промышленных территорий, так и новых послевоенных: автострады Ленинград — Таллин, кварталов малоэтажной застройки, создания зеленых защитных зон, новых парковых массивов и пр.
Все эти факторы оказали определенное влияние на планировочное и объемно-пространственное решение реконструкции улицы Стачек, которая в настоящее время почти на всем своем протяжении свободна от застройки.
Работа по проектированию реконструкции района была начата еще в годы войны и блокады города и с тех пор планомерно и непрерывно ведется до настоящего времени. Основные положения новой планировки района, правильно определенные с самого начала, позволили целеустремленно осуществить расчистку территорий от разрушений и подготовить тем самым плацдарм для последующего строительства.
Сейчас, когда Партией и Правительством поставлена задача—не только полностью восстановить довоенный уровень ленинградской промышленности, но и значительно развить ее объем, решение вопроса заключается не просто в восполнении потерь Ленинграда в жилом фонде, а в обеспечении достаточным количеством квартир новых кадров рабочих, необходимых нашей промышленности, день ото дня работающей с нарастающей мощностью.
Это и определяет реальное задание на застройку свободных площадей Кировского района и, в частности, улицы Стачек. По осторожным, предварительным, соображениям представляется возможным в ближайшем пятилетии застроить многоэтажными, преимущественно жилыми домами улицу Стачек на всем ее протяжении от площади Стачек до Автово и создать к западу от нее микрорайон малоэтажной жилой застройки, включающей около 200 домов в 2 -3 этажа.
Нельзя не отметить характерной особенности Кировского района, которая в первую очередь относится к улице Стачек: в послереволюционный период здесь нашли отражение все течения советской архитектуры, которые, начиная с «революционной романтики»—Тракторной улицы, через конструктивизм Кировского универмага и Дома Районного Совета, через несколько маловыразительных «жилмассивов» и отдельных сооружений периода колебаний в архитектуре, доходят до предвоенной, в то время казавшейся полноценной, архитектуры жилых домов кварталов, которые должны образовать круглую площадь в Автово. Это, естественно, создает определенные трудности как в разрешении архитектуры отдельных узловых ансамблей, так и в нахождении единства архитектурного языка на всем протяжении реконструируемой магистрали.
Трехкилометровое протяжение улицы Стачек расчленяется рядом планировочно — пространственных элементов на отдельные отрезки; такими элементами являются ее начало — площадь Стачек, затем Кировская площадь, небольшая площадь на пересечении Петергофской улицы и улицы Стачек, железнодорожный мост во втором уровне, новая площадь, образуемая у входа на Кировский завод, и, наконец, круглая площадь в Автово. Эти планировочные акценты соединяются между собой нейтральными отрезками собственно застройки улицы.
Во избежание монотонности застройки авторы вводят наряду с известной живописностью силуэта за счет этажности домов еще ряд высотных композиционных элементов.
Кроме существующей башни Кировского Райсовета запроектирована высотная композиция жилого дома на углу улицы Стачек и Петергофской улицы и башня нового здания заводоуправления Кировского завода, проектируемая у начала эспланады в районе клуба имени Газа и Чугунного переулка.
Такова в общих чертах принятая авторами композиционная схема застройки улицы Стачек.
Площадь Стачек и Кировская площадь в этой системе предопределены как существующие и требуют лишь известного регулирования и завершения их застройки.
Новыми архитектурными элементами на площади Стачек являются два торца (обработка существующего здания и новый корпус), открывающие улицу Стачек. Торцы решены чрезвычайно монументально и сознательно даже в некотором отрыве от архитектуры самих зданий. Прием возможный, но в данном случае он гипертрофирован: сила преувеличена, а изменение качества архитектуры торцов нарушает органическое единство зданий и производит ложно-декоративное впечатление. Характер модернизированной классики этих торцов плохо выдерживает соседство прекрасной и, прежде всего, очень масштабной архитектуры Нарвских триумфальных ворот. Стоит ли в сомнительную архитектурную симфонию площади, застроенной безынтересными домами в своей круглой части, Кировским Домом Культуры с восточным и Кировским Универмагом с западной стороны (диапазон от модерна до конструктивизма) вносить еще новый стилевой мотив?
Кировская площадь треугольной формы является шарниром, меняющим направление улицы Стачек. Первый ее отрезок до площади Стачек- хорошо замыкается главным входом в здание Райсовета, который является фоном для монументального памятника С. М. Кирову. Этот же памятник замыкает ее второй отрезок—от Автово до Кировской площади. Таким образом, планировочная и пространственная структура Кировской площади закреплена еще предвоенными работами ленинградских архитекторов.
Предложения мастерской по завершению застройки Кировской площади вдоль восточного фронта многоэтажными жилыми домами спокойного очертания являются в сдержанной архитектурной трактовке совершенно правильными.
То же можно сказать и об осуществленном уже в натуре расширении сада им. 9-го Января и зеленого партера перец зданием Кировского Райсовета.
При всем этом абсолютные размеры площади очень значительны и ее заасфальтированная часть велика. Внесение на площадь дополнительной партерной зелени около памятника и, возможно, у здания Райсовета очевидно сказалось бы положительно на ее планировочном решении.
Наименее найденным элементом улицы Стачек является площадь на ее пересечении с Петергофской улицей. Это не площадь, а развитый перекресток, может быть в полной мере удовлетворяющий всем транспортным требованиям, но архитектурно совершенно не убедительный: четыре глухих выходящих угла на площади неприятны так же, как и ее безразличное по отношению к улицам формообразование. Башня на одном из углов площади дела не спасает и по своему положению принадлежит не этой площади, а улице Стачек. Чужими и неуместными кажутся барочные порталы этой площади, расположенной так близко от передовых современных заводов Ленинграда.
Следуя дальше по улице Стачек —до Кировского завода и новой площади против проходной конторы завода — невольно задаешься вопросом: что это экскурсия по старому Петербургу или мы на самом деле в сердце крупнейшего индустриального района города?
Не укладывается в сознании, что архитектурная идиллия с увражными деталями и промышленные гиганты — элементы одной природы и что архитекторы не располагают другим языком для того, чтобы просто и убедительно сказать — «Мы на площади у Кировского завода!»
Едва ли надо понимать архитектурное единство в застройке огромного протяжения улицы Стачек как один мотив, который авторы заставляют звучать на всем протяжении от площади Стачек до Кировского завода. И если в пространственном формировании застройки улицы задача решена авторами хорошо (за исключением площади у Петергофской улицы), то единство архитектуры фасадов, слишком дословно понимаемое авторами, и сама стилевая характеристика улицы, на всем своем протяжении являющейся детищем советской архитектуры, оставляют чувство неудовлетворенности.
Наиболее удавшимся представляется отрезок улицы у ее примыкания к круглой площади в Автово (автор арх. В. А. Каменский), решенный с архитектурным размахом и темпераментом. Хорошо, если так будет выглядеть въезд в Ленинград со стороны соседней Эстонской Республики и наших пригородных дворцово-парковых комплексов.
Совершенно естественно, что такая большая и сложная задача, как создание современного архитектурного ансамбля большой городской магистрали, не может быть решена сразу, и работу мастерской в этой стадии следует рассматривать как предварительную, за которой последует еще не один тур работ, как над общим характером всей застройки, так и над отдельными ее узловыми элементами: площадями, отрезками магистрали и отдельными сооружениями, их формирующими. Тем более своевременно сейчас поставить вопрос о стилевой характеристике всей застройки, которая, не являясь в полной мере ретроспективной, все же не лишена реминисценций барочной и ампирной петербургской архитектуры, едва ли уместных и во всяком случае не необходимых в застройке улицы Стачек.
На пути творческой работы мастерской по созданию образа крупной, современной городской магистрали предстоит еще немало трудностей, из которых главной, пожалуй, будет следующая: улица Стачек в основном должна будет застраиваться жилыми домами, которые в силу их архитектурной специфики требуют известной интимности «жилого характера», в данном случае вступающего в противоречие с требованием монументальности, которое мы вправе предъявить к архитектуре магистральной артерии города.
Большое значение в полноценности композиционного решения ансамбля улицы должна сыграть зелень, которой в проекте уделено значительное внимание. Эту зелень хочется видеть крупными массивами, подобными саду 9-го января или запроектированной защитной зоне у Кировского завода, так же как широкими партерными композициями, аналогичными партеру у здания Райсовета или партеру в районе эспланады.
Однорядная, редкая посадка деревьев, показанная на площади у Петергофской улицы, интереса не представляет, и ее эффект в натуре будет ничтожным.
Ограждение зелени монументальными металлическими оградами не в качестве обязательного приема, а лишь там, где ограда способствует улучшению ансамблевого решения, как, например, на площади Стачек, создаст свойственный Ленинграду полноправный компонент всей композиции.
Существующие и будущие монументы на улице Стачек придадут ей торжественность и парадность.
Триумфальные Нарвские ворота являются по существу композиционным фокусом площади Стачек и элементом перехода от старой застройки города к его новой, современной части. Памятник С. М. Кирову на Кировской площади —лучший современный памятник Ленинграда—и сейчас украшает Кировскую площадь, а после завершения ее застройки станет в полной мере неотъемлемым монументом административного центра и символом района, носящего имя крупнейшего революционного деятеля нашего времени.
Вновь проектируемыми монументами будут: памятник героическим кировским рабочим, который должен быть установлен в сквере на площади у Кировского завода; монумент танку-победителю, намеченный к переносу с заводской площади на территорию эспланады перед новым зданием заводоуправления, и новый монумент в центре круглой площади в Автово. Остается только пожелать будущим авторам этих памятников, чтобы их постановка и художественные качества оказались на столь же высоком уровне, как и у существующих сейчас в системе улицы Стачек Нарвских ворот и памятника С. М. Кирову.
Реконструкция улицы Стачек— первая в Ленинграде работа такого рода, осуществляемая в натуре, и самая крупная по масштабу реконструктивных возможностей и запроектированных мероприятий.
Велика профессиональная ответственность творческого коллектива мастерской арх. В. А. Каменского, призванного решить столь увлекательную задачу и реализовать ее в натуре. Напряженная повседневная творческая работа, которую ведет этот коллектив, должна принести достойные плоды, и Кировский район в ближайшие годы преобразится и войдет большим современным ансамблем в послевоенный Ленинград.
Член-корр. Академии Архитектуры СССР архитектор И. И. Фомин
Сборник «Архитектура и строительство Ленинграда», 1947 г.
Комментариев: 0