Обычно при написании каждого материала в нашем сообществе еще на стадии его подготовки определяется конкретная…
Ванакюля-Илькино: старинная ижорская деревня
Зачастую, пролетая на большой скорости в автомобиле мимо множества деревень, мы даже не догадываемся, какой огромный исторический пласт событий они за собой скрывают. Об этом лишний раз подумалось во время путешествия по территории Эстонской Ингерманландии…
Наша короткая поездка вдоль реки Россонь перед выездом на трассу А-121 завершается осмотром деревни Ванакюля, которая приготовила нам приятный сюрприз. Прямо в середине деревни слева от дороги череда домов уступает место миниатюрной и очень симпатичной часовне. Но что еще более удивительно и приятно, так это то, что перед ней установлены информационные щиты с подробным рассказом об истории самой деревни и Эстонской Ингерманландии в целом! За время своих поездок такое встретилось впервые. Какие же секреты хранит деревня с двойным названием и благодаря кому о них может узнать любой желающий?
Точная дата основания деревни неизвестна, однако, судя по названию (в переводе с ижорского — «старая деревня»), появилась она давно. Во времена новгородского правления деревня называлась «Илькино», вероятно, название произошло от имени собственного «Илька» (Илья), которое имело место среди новгородцев. В Писцовых книгах Великого Новгорода (1571) указано, что в Шелонской пятине есть д. Ылкинъ (водский вариант: Ылкин –соломенная). В Писцовой книге Ижорской земли с 1618 по 1632 гг., составленной шведами, проходит д. Илькина. С тех пор оба назван так и шли рука об руку:в 1661 г. записана д. Ваннакюла, в 1678 г. – Иллкина, в 1689 г. – Ванакюла.
Как известно, в ходе Северной войны шведская власть над Ингерманландией была утрачена, и обширные местности начали заселяться русскими крестьянами. В итоге, как и вся Эстонская Ингерманландия, Ванакюля представлял собой причудливое сочетание ижор, русских, эстонцев, финнов-ингерманландцев..
По-настоящему драматическими оказались революционные годы. В ходе военных действий деревня неоднократно переходила из рук в руки: на смену красноармейцам приходили белогвардейцы с эстонскими войсками. В ходе сражений осколки попадали в дома мирных граждан, разрушались скотные дворы. 15 февраля 1919 г. в окрестностях деревни произошел бой между советскими и эстонскими войсками. Павших в бою местные жители хоронили, отдельно русских и эстонцев. Так, друг напротив друга, эти захоронения сохранились до сих пор …
По итогам переговоров 2 февраля 1920 г. Эстония и Советская Россия заключили мир. Согласно договору, Западная Ингерманландия была присоединена к Эстонии. Так была образована Эстонская Ингерманландия, а деревня Ванакюля оказалась практически на границе двух государств. С обеих сторон появились пограничные наряды, разделенные колючей проволокой…
Эстонский период времени характеризовался постепенной ассимиляцией местного населения: жителям пришлось отказываться от русских фамилий, а обучение в школе на русском языке постепенно было прекращено. В ходу были финский и эстонский языки. Пришлось строить и новую церковь, так как прежние (православная в Кейкине и лютеранская в Куземкине) остались за границей (в СССР). Так, между Ванакюля и соседней деревней Калливере в 1931 г. была построена лютеранская кирха. Благодаря местной летописи мы можем узнать, что в 1930 г. в деревне проживало 309 человек, имелась своя кузница, мельница и пилорама, почтовое агентство; в 1929 г. из Усть-Нарвы была проведена телефонная линия. Через реку Россонь курсировал паром, свою деятельность вело «Ванакюльское водообщество» по копке каналов для осушения земли. Несмотря на это рабочих мест в деревне не хватало, что вынуждало жителей искать работу в Нарве. В деревню они возвращались по выходным дням…
Грозные сороковые начались для деревни денежной реформой: эстонская крона была заменена на рубль. А затем началась война… Незадолго до ее окончания Вирон Инкери была передана в состав Ленинградской области РСФСР, став частью Кингисеппского района; видимо, решив, что территорию Эстонии стоит ограничить рекой Нарвой. Так, Ванакюля третий раз за полвека поменяла свою административно-государственную принадлежность…
Послевоенные годы ознаменовались постепенным возвращением к тихой обыденной жизни: местные жители вновь стали заниматься сельским хозяйством и рыболовством; в деревне появилось электричество, пожарная машина, восстановлена телефонная линия. Настоящим событием послевоенных лет стал приезд ленинградского кукольного театра. А уже в 80-е г.г. в деревню пришла асфальтовая дорога…
За это время численность жителей неумолимо сокращалась: из некогда 309 человек к 1986 г. осталось только 21. Пожилые люди уходили в Вечность, а молодой смены не просматривалось. Ситуация осложнялась тем, что до конца 80-х г.г. не разрешалось строить постройки неместным жителям. Лишь в 90- е г.г. было начато предоставление участков горожанам в надежде на организацию фермерских хозяйств. Увы, фермерство казалось нерентабельным, зато у дачников Ванакюля оказалась весьма популярной. И сегодня именно горожане, приезжающие на отдых, составляют основную массу владельцев домов. Коренных жителей осталось меньше десятка. Судьба одного из них — Николая Пыдера, старейшего жителя деревни Ванакюля — уникальна. Родившись в 1924 г. он не только стал живым свидетелем событий двадцатого века. Историей родного края он заинтересовался еще в послевоенные годы. Многие годы Николай Дмитриевич записывает рассказы людей и свои воспоминания. Он активно участвовал в создании исторического музея при Куземкинской библиотеке, передал в музей сохранившиеся у него традиционные предметы быта ижорской семьи. В музей была передана и сохраненная им старинная икона, некогда хранившаяся в деревенской часовне, сгоревшей много десятилетий назад. А совсем недавно силами жителей была построена небольшая очаровательная часовня с тремя колоколами. Пока есть Хранитель истории и Вера, любая деревня имеет шанс на возрождение…
Всегда приятно видеть столь трогательное отношение к родным местам. Коренных жителей постепенно остается все меньше, но с нами остаются их воспоминания, фотографии, дневники… Ванакюля – редкий положительный пример популяризации краеведения. Было бы здорово, если бы в каждом населенном пункте любой желающий мог бы подъехать к информационному стенду и хотя бы кратко ознакомиться с краеведческой справкой. Ведь за табличкой с называнием деревни всегда скрывается нечто большее …
Комментариев: 0