Затонувший, но не сдавшийся
Каждый год, 23 сентября, на Кронштадтском городском кладбище на протяжении многих лет можно наблюдать одну и ту же картину. У одного из многочисленных воинских мемориалов регулярно собираются те, кто хранит память о моряках-балтийцах, погибших на линкоре «Марат» в «черный сентябрь» сорок первого года.

В центральной части братского захоронения установлен обелиск, сооруженный на средства узбекского народа в 1948 году.

Вокруг территории захоронения сделано ограждение из корпусов снарядов, соединенных цепями, перед обелиском поставлено два якоря.

Памятная доска на Якорной площади, с указанием надводных кораблей, защищавших Кронштадт и Ленинград. Линкор «Марат» — на почетном первом месте
Судьба отвела этому кораблю четыре десятка лет насыщенного событиями боевого пути. Спущенный на воду еще царское время, линейный корабль первоначально получил имя «Петропавловск» и лишь с 1923 года обрел новое имя — «Марат».

Будучи передовым воплощением своей эпохи морского боевого судостроения, корабль не раз становился объектом посещения высших должностных лиц военных ведомств. И. Бродский. К.Е. Ворошилов на линкоре Марат.1929

Необычная страница в истории линкора — участие в параде на коронации английской королевы у Портсмута
С началом войны линкор был включен в систему артиллерийского огня Кронштадтской крепости, ведя огонь по наступавшим вражеским войскам. Ситуация намного осложнилась после выхода в сентябре 1941 года немецких войск на южное побережье Финского залива. Практически сразу же находившийся в Кронштадте линкор стал подвергаться артиллерийскому обстрелу. 16 сентября по «Марату» одновременно нанесли удар тяжелые артиллерийские батареи и пикирующие бомбардировщики. Линкор получил несколько пробоин, часть экипажа погибла, но лишить боеспособности корабль не удалось. Сразу после окончания налета вражеской авиации «Марат», снявшись с якоря, ушел на Малый Кронштадтский рейд, продолжая обстреливать противника на южном берегу Финского залива. Имея столь грозного оппонента, немецкое командование поставило задачу уничтожения кораблей Балтийского флота, базировавшихся в Кронштадте.

Линкор «Марат» у причала Усть-Рогатки в гавани Кронштадта после взрыва. Аэрофотосъемка с немецкого самолета. Источник: waralbum.ru

Палуба линкора «Марат» после бомбардировки 16 сентября 1941 года. Источник; А.М.Васильев. Первые линкоры Красного флота
Черным днем для защитников «коронного города» стало 23 сентября. Раз за разом армады вражеской авиации накатывались на Кронштадт, сбрасывая бомбы на город и корабли. Две из них, попавшие в носовую часть «Марата», оказались фатальными для линкора, пришвартованного у причала в Средней гавани Кронштадта. Пробив броневые палубы линкора, бомбы вызвали детонацию погребов боезапаса первой башни главного калибра. В результате взрыва носовая часть корабля по вторую башню главного калибра была оторвана, а носовая надстройка со всеми постами, приборами, зенитной артиллерией, носовой боевой рубкой и находившимися там людьми завалилась на правый борт, рухнула в воду. Практически моментально погибло 326 человек (примерно четверть всего экипажа) вместе с командованием корабля. По воспоминаниям очевидцев, морская вода вокруг линкора окрасилась в красный цвет от крови погибших моряков.

Взрыв «Марата» в Кронштадте 23 сентября 1941 г. Столб дыма поднялся на высоту около километра. Аэрофотосъемка с немецкого самолёта.
К утру следующего дня корабль принял около 10 000 т воды, большинство его помещений ниже средней палубы было затоплено, и он лёг на грунт у стенки на глубине около 11 м; в надводном положении оставалось всего около 3 м борта. При этом вся корабельная артиллерия вышла из строя.

Сброшенные взрывом башенноподобная носовая надстройка и фок-мачта «Марата». Источник: А. М. Васильев. Первые линкоры Красного флота
Казалось бы, на этом судьбу корабля можно считать завершенной. Но в трудных условиях битвы за Ленинград даже затонувшие корабли не имели права на безропотную гибель. В командование линкором вступил капитан 3 ранга Л. Е. Родичев, под руководством которого силами рабочих Кронштадтского ремонтного завода и уцелевшего экипажа были предприняты энергичные меры по спасению корабля. Фактически, на базе уцелевшей части корабельного корпуса удалось создать плавучую батарею. Уже в конце 1941 года была восстановлена огневая мощь башен № 3 и № 4, а годом позже по врагу открыла огонь и башня № 2. Орудийные башни и зенитные установки линкора (с мая 1943 года, вернувшего себе имя «Петропавловск») продолжали использоваться до окончания блокады Ленинграда.

Схемы продольного разреза линкора “Марат” до (вверху) и после (внизу) полученных им 23 сентября 1941 г. повреждений
50-е годы ознаменовали собой конец эпохи «Петропавловска-Марата». Вначале в 1950 году корабль был преобразован в несамоходное учебное артиллерийское судно, попутно сменив название на «Волхов», в следующем году — переведён в класс несамоходных учебных кораблей, а в 1953 году — разобран на металл. Так завершился сорокалетний боевой путь легендарного линкора. Его история вместила в себя революционные события, борьбу с интервенцией в 1919 году, эпоху восстановления мощи Балтийского флота, многочисленные зарубежные визиты и плавания, и наконец, страшные годы войны, в ходе которых линкор и его экипаж выполнили свой боевой долг до самого конца.

Несамоходное учебно-артиллерийское судно «Волхов» (бывший «Петропавловск», «Марат»). Источник: waralbum.ru
С момента рокового взрыва прошло почти 80 лет. С каждым годом все дальше от нас принесшие столько бед и испытаний суровые сороковые. Но и сегодня подвиг линкора «Марат» и его героического экипажа бережно хранится в памяти потомков. Свидетельством тому служит мемориал на городском кладбище в Кронштадте, увековечивший память о доблестном линкоре и погибших моряках-балтийцах.

Слева от обелиска установлена бетонная стела, на которой находятся таблички с именами погибших и с памятными надписями «Вечная слава героям, погибшим на линкоре „Марат“ в годы Великой Отечественной войны 1941 — 1945»