Братское захоронение моряков и корабелов Балтийского завода, погибших на линкоре «Марат» в сентябре 1941 года.

Затонувший, но не сдавшийся

Каждый год, 23 сентября, на Кронштадтском городском кладбище на протяжении многих лет можно наблюдать одну и ту же картину.  У одного из многочисленных воинских мемориалов регулярно собираются те, кто хранит память о моряках-балтийцах, погибших на линкоре «Марат» в «черный сентябрь» сорок первого года.

Братское захоронение моряков и корабелов Балтийского завода, погибших на линкоре «Марат» в сентябре 1941 года.

В центральной части братского захоронения установлен обелиск, сооруженный на средства узбекского народа в 1948 году.

 

Братское захоронение моряков и корабелов Балтийского завода, погибших на линкоре «Марат» в сентябре 1941 года.

Вокруг территории захоронения сделано ограждение из корпусов снарядов, соединенных цепями, перед обелиском поставлено два якоря.

 

Кронштадт. Якорная площадь

Памятная доска на Якорной площади, с указанием надводных кораблей, защищавших Кронштадт и Ленинград. Линкор “Марат” – на почетном первом месте

Судьба отвела этому кораблю четыре десятка лет насыщенного событиями боевого пути. Спущенный на воду еще царское время, линейный корабль первоначально получил имя «Петропавловск» и лишь с 1923 года обрел новое имя – «Марат».

Капремонт линкора «Марат»

Капремонт линкора «Марат» на Балтийском заводе.1923 г. Худ. Горшков.1935г. Из фондов ЦВММ

 

И. Бродский. К.Е. Ворошилов на линкоре Марат.1929

Будучи передовым воплощением своей эпохи морского боевого судостроения, корабль не раз становился объектом посещения высших должностных лиц военных ведомств. И. Бродский. К.Е. Ворошилов на линкоре Марат.1929

 

Линейный корабль «Марат» на Спитхедском рейде. Англия,1937год.А.М.Васильев.Первые линкоры Красного флота (2)

Необычная страница в истории линкора – участие в параде на коронации английской королевы у Портсмута

 

Линейный корабль «Марат». 1937 год

Линейный корабль «Марат». 1937 год. Источник: А. М. Васильев. Первые линкоры Красного флота

С началом войны линкор был включен в систему артиллерийского огня Кронштадтской крепости, ведя огонь по наступавшим вражеским войскам. Ситуация намного осложнилась после выхода в сентябре 1941 года немецких войск на южное побережье Финского залива. Практически сразу же  находившийся в Кронштадте линкор стал подвергаться артиллерийскому обстрелу. 16 сентября по «Марату» одновременно нанесли удар тяжелые артиллерийские батареи и пикирующие бомбардировщики. Линкор получил несколько пробоин, часть экипажа погибла, но лишить боеспособности корабль не удалось. Сразу после окончания налета вражеской авиации «Марат», снявшись с якоря, ушел на Малый Кронштадтский рейд, продолжая обстреливать противника на южном берегу Финского залива. Имея столь грозного оппонента, немецкое командование поставило задачу уничтожения кораблей Балтийского флота, базировавшихся в Кронштадте.

Линкор «Марат» у причала Усть-Рогатки в гавани Кронштадта после взрыва

Линкор «Марат» у причала Усть-Рогатки в гавани Кронштадта после взрыва. Аэрофотосъемка с немецкого самолета. Источник: waralbum.ru

 

Бомбардировка «Марата» в Кронштадте 16 сентября 1941 г.

Палуба линкора «Марат» после бомбардировки 16 сентября 1941 года. Источник; А.М.Васильев. Первые линкоры Красного флота

Черным днем для защитников «коронного города» стало 23 сентября. Раз за разом армады вражеской авиации накатывались на Кронштадт, сбрасывая бомбы на город и корабли. Две из них, попавшие  в носовую часть «Марата», оказались фатальными для линкора, пришвартованного у причала в Средней гавани Кронштадта. Пробив броневые палубы линкора, бомбы вызвали детонацию погребов боезапаса первой башни главного калибра. В результате взрыва носовая часть корабля по вторую башню главного калибра была оторвана, а носовая надстройка со всеми постами, приборами, зенитной артиллерией, носовой боевой рубкой и находившимися там людьми завалилась на правый борт, рухнула в воду. Практически моментально погибло 326 человек (примерно четверть всего экипажа) вместе с командованием корабля. По воспоминаниям очевидцев, морская вода вокруг линкора окрасилась в красный цвет от крови погибших моряков.

Взрыв «Марата» в Кронштадте 23 сентября 1941 г.

Взрыв «Марата» в Кронштадте 23 сентября 1941 г.

Взрыв «Марата» в Кронштадте 23 сентября 1941 г. Столб дыма поднялся на высоту около километра. Аэрофотосъемка с немецкого самолёта.

К утру следующего дня корабль принял около 10 000 т воды, большинство его помещений ниже средней палубы было затоплено, и он лёг на грунт у стенки на глубине около 11 м; в надводном положении оставалось всего около 3 м борта. При этом вся корабельная артиллерия вышла из строя.

Взрыв «Марата» в Кронштадте 23 сентября 1941 г.

Сброшенные взрывом башенноподобная носовая надстройка и фок-мачта «Марата». Источник: А. М. Васильев. Первые линкоры Красного флота

Казалось бы, на этом судьбу корабля можно считать завершенной. Но в трудных условиях битвы за Ленинград даже затонувшие корабли не имели права на безропотную гибель.  В командование линкором вступил капитан 3 ранга Л. Е. Родичев, под руководством которого силами рабочих Кронштадтского ремонтного завода и уцелевшего экипажа были предприняты энергичные меры по спасению корабля. Фактически, на базе уцелевшей части корабельного корпуса удалось создать плавучую батарею. Уже в конце 1941 года была восстановлена огневая мощь башен № 3 и № 4, а годом позже по врагу открыла огонь и башня № 2. Орудийные башни и зенитные установки линкора (с мая 1943 года, вернувшего себе имя «Петропавловск») продолжали использоваться до окончания блокады Ленинграда.

Взрыв «Марата» в Кронштадте 23 сентября 1941 г.

Схемы продольного разреза линкора “Марат” до (вверху) и после (внизу) полученных им 23 сентября 1941 г. повреждений

50-е годы ознаменовали собой конец эпохи «Петропавловска-Марата». Вначале в 1950 году корабль был преобразован в несамоходное учебное артиллерийское судно, попутно сменив название на «Волхов», в следующем году – переведён в класс несамоходных учебных кораблей, а в 1953 году — разобран на металл. Так завершился сорокалетний боевой путь легендарного линкора. Его история вместила в себя революционные события, борьбу с интервенцией в 1919 году, эпоху восстановления мощи Балтийского флота, многочисленные зарубежные визиты и плавания, и наконец, страшные годы войны, в ходе которых линкор и его экипаж выполнили свой боевой долг до самого конца.

Несамоходное учебно-артиллерийское судно «Волхов» (бывший «Петропавловск», «Марат»).

Несамоходное учебно-артиллерийское судно «Волхов» (бывший «Петропавловск», «Марат»). Источник: waralbum.ru

С момента рокового взрыва прошло почти 80 лет. С каждым годом все дальше от нас принесшие столько бед и испытаний суровые сороковые. Но и сегодня подвиг линкора «Марат» и его героического экипажа бережно хранится в памяти потомков. Свидетельством тому служит мемориал на городском кладбище в Кронштадте, увековечивший память о доблестном линкоре и погибших моряках-балтийцах.

Братское захоронение моряков и корабелов Балтийского завода, погибших на линкоре «Марат» в сентябре 1941 года.

Слева от обелиска установлена бетонная стела, на которой находятся таблички с именами погибших и с памятными надписями «Вечная слава героям, погибшим на линкоре „Марат“ в годы Великой Отечественной войны 1941 — 1945»

 

Братское захоронение моряков и корабелов Балтийского завода, погибших на линкоре «Марат» в сентябре 1941 года.

Памятная надпись, посвященная погибшим корабелам Балтийского завода

 

Братское захоронение моряков и корабелов Балтийского завода, погибших на линкоре «Марат» в сентябре 1941 года.

На обелиске металлическая табличка с выгравированным изображением линкора и текстом «Товарищам морякам погибшим на л/к „Петропавловск“ 23 сентября 1941 г. в боях за город Ленина. Вечная слава героям, павшим в боях с врагом и отдавшим свою жизнь за свободу и счастье нашего народа».

Share

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполняя данную форму вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006г. №152-ФЗ "О персональных данных" на условиях и для целей определенных Политикой в отношении обработки персональных данных.