Прогуливаясь по кингисеппскому проспекту Карла Маркса, мы непременно окажемся на восьмиугольной площади, южная часть которой…
Духовная доминанта Ратчинского погоста
Бурные события двадцатого века принесли немало разрушений на Приневский край. В вихре революций и войн, а также по причине людского равнодушия существенный урон был нанесен историко-культурному наследию, доставшемуся нынешнему поколению живущих от предков. Не стали исключениями и культовые объекты: по всей Ленинградской области разбросаны руины некогда украшавших нашу землю православных церквей и лютеранских кирх. Тем важнее каждый пример попытки восстановления духовных доминант, пусть даже до окончательного возрождения требуется пройти еще достаточно длительный путь.
Чтобы познакомиться с одним из таких примеров, стоит совершить путешествие в небольшую деревню Ратчино, отстоящую от Санкт-Петербурга на 95 верст. Сразу по приезде для наблюдателя откроется типичная картина, характерная для Ижорской возвышенности: сгруппированные вдоль дороги дома местных жителей и дачников, а вокруг — чередование леса, болот и полей, вроде бы ничего необычного. Но это не так, ибо подлинное сокровище скрывается в глубине Ратчино – прямо у изгиба дороги располагается краснокирпичный храм святого великомученика Георгия Победоносца.
Несмотря на относительную «молодость» нынешнего храма история здешних мест уходит корнями в глубокую старину: в списке погостов переписной оборочной книги Водской Пятины фигурирует «погост Егорьевской Ратчинской». Примечательно, что территория самого погоста была распределена между двумя. Львиная доля погоста относилась к Копорскому уезду; на долю же Ямского уезда приходилось лишь несколько деревень, но именно здесь располагалась главная церковь погоста – «церковь Велики Георгие (Егорей) в селе Ратчино, что Никольского монастыря из Неревского конца».
Во времена шведского господства на местных землях, вероятно, появилась лютеранская кирха, о чем можно судить по фрагменту Писцовой книги Ижорской земли за 1618-1623 г.г. Составленная в период царствования шведского короля Густава-Адольфа на базе прежних русских писцовых книг, она содержит упоминание о Ратчино. Кроме того, по воспоминаниям старожилов, местную православную церковь когда-то украшал колокол, отлитый в Стокгольме. Этому деревянному православному храму суждено было простоять до самого конца 18 века, когда усилиями Кирилла Григорьевича Разумовского обветшавший храм в Ратчино был перестроен деревянную церковь во имя св. Георгия Победоносца.
Прошло еще полвека, и уже новый владелец окрестных земель, А.И. Альбрехт, взялся за строительство новой церкви. Сделать это пришлось не от хорошей жизни: страшный пожар в 1854 году не пощадил ни старый храм, ни само старинное село Ратчино. Потребовалось три года, чтобы на месте старой церкви возникла новая. Проект церкви принадлежал военному инженеру К.Е. Егорову, а деньги на строительство собирали всем миром. Среди жертвователей числился весь цвет окрестных землевладельцев: сенатор А. Веймарн перевез сюда деревянную церковь из Ястребино, почетный гражданин Андрей Трофимович Байков пожертвовал строительный лес, семья Альбрехтов предоставила железо, необходимое для покрытия крыши. Впоследствии были оштукатурены церковные стены и потолок, экстерьер украсили три каменных крыльца, а внутри храма возведены три железные печи. Благодаря содействию местных помещиков, а также усилиями прихожан 2 ноября 1858 года новопятницким священником Иоанном Аландским была освящена деревянная Георгиевская церковь.
Как гласят записи старинных источников,
«…Антиминс ея освящен митрополитом Исидором 1880 г. июня 1 дня. Под престолом дубовый крест, длиною в ¾ аршина с надписью, которая показываете, что престол освящен при державе… Александра Николаевича всея России, по благословлению митрополита Григория, в лето от Рождества Христова 1858 года, месяца ноября, во 2-й день… К этому стоит добавить, что храм, сооружен крестьянином Костромской губернии Чухломского уезда, вотчины полковницы г-жи Сомовой, деревни Михалева, Яковом Григорьевым. Длина церкви с алтарем и притвором —13 саж., высота от фундамента до крыши — 3 саж., ширина—4 саж.».
Предметом гордости храма являлись два Евангелия, изданные в Москве в 1711 и 1805 годах. Метрические же книги были доступны лишь с 1854 года: более ранние были уничтожены пожаром. Тем не менее, история сохранила до наших дней имя одного из ранних священнослужителей – Маркелла, запись о котором осталась на одной из уцелевших после пожара старинных книг.
Много интересных нюансов содержат старинные церковные источники. Например, в первой половине 19 века вследствие скромного содержания местное духовенство было вынуждено ходить в лаптях. Но так как правилами запрещалось проводить службы в таком виде, то в Георгиевской церкви для этих целей хранились специальные церковные сапоги. Священник надевал их, начиная службу, и по завершении ее снимал их. В домашнем быту церковный причт практически ничем не отличался от местных крестьян: обрабатывал землю, носил скромную крестьянскую одежду. Особый колорит придавало участие представителей местного духовенства в праздниках и играх. И судя по всему, небезуспешно: сохранились воспоминания жителей о служителе Никите Краснопевцеве, носившего в игре в городки местных мужичков на своих священных плечах…
Практически сразу же после освящения новой Георгиевской церкви в 1859 году была открыта церковно-приходская школа; а несколько позднее при ратчинском волостном правлении появилось и земское училище. Не совсем обычным для западных уездов Петербургской губернии являлся национальный состав местного прихода, подавляющее большинство которого составляли русские жители. Службы в храме собирали достаточно много прихожан со всей округи: в воскресные дни его посещало до 400 человек, а по большим праздникам – и того больше. Праздники в каждой из местных деревень были свои: так, в Ратчино это был день Петра и Павла, который отмечался крестным ходом вокруг села…
Шли годы. Деревянный храм уже не мог удовлетворить потребности растущего прихода. И вот уже в начале 20 века владельцем соседней усадьбы «Утешение» Николаем Ричардовичем Трувеллером (приходившимся внучатым племянником А.И. Альбрехту) было инициировано строительство нового храма. В отличие от своих предшественников новый Георгиевский храм возводился по проекту архитектора и художника А. Орехова из камня в модном в ту пору «неорусском» стиле. И вновь самое активное участие приняли прихожане церкви. Новый краснокирпичный храм стал настоящей доминантой местности, а его колокольный звон был слышен издалека.
Дальнейшая судьба Георгиевского храма мало чем отличается от своих «собратьев». В конце тридцатых годов церковь была закрыта, и службы прекратились.
Во время немецкой оккупации возобновились богослужения, проводимые нарвскими священниками-миссионерами. Однако в ходе очередного витка борьбы с религией в 1962 году храм вновь был закрыт. Вдобавок ко всему, серьезные повреждения церковь получила в ходе пожара в 90-е годы, потеряв аутентичный купол. Долгое время казалось, что Георгиевская церковь пополнит печальный список разрушающихся храмов Приневского края.
Шанс на возрождение церковь в Ратчино получила в новейшее время благодаря инициативе неравнодушных людей. Их усилиями был установлен новый храмовый купол, постепенно приводится в порядок церковная территория, совершаются регулярные службы.
Сейчас, приехав в Ратчино, можно наблюдать удивительную картину. Новый церковный купол соседствует с разрушенной колокольней. Внутри храма проводятся службы, но в то же время в церковных помещениях можно встретить залетающих внутрь птиц. Что и говорить, борьба за выживание Георгиевской церкви дается нелегко. Вместе с тем есть немало примеров, когда совместные усилия неравнодушных людей способны творить чудеса. И вполне возможно придет тот день, когда на территориях бывшего Ратчинского погоста духовная доминанта края засияет с подобающим ей блеском.
Комментариев: 0