В своих очерках мы уже не раз отмечали то богатство возможностей, которые предоставляют петербургские окрестности…
Последнее пристанище Блоков
Что может быть общего у членов царской семьи и ветви рода Блоков – родственников знаменитого поэта по отцовской линии? Ответ на этот вопрос таится в 110 верстах от Петербурга в старинной деревне Удосолово, в глубине которой на местном кладбище скрываются остатки церкви Святого Архангела Михаила.
Церковные традиции в Удосолово уходят своими корнями в далекое прошлое. Во всяком случае, переписной оборочной книгой Водской пятины отмечено:
…в Каргальском погосте Великого Князя …сельцо Удосоль, а в нем церковь Велики Михаил Архангел».
От себя добавим: тогда еще — деревянная.
Судя по всему, именно она сохранялась вплоть до 1729 года, когда на месте обветшавшего храма была построена и освящена новая деревянная церковь. Ее история оказалась непродолжительной: пожар, разразившийся в 1759 году, причинил храму значительный урон. Пришлось сооружать новую церковь, что и было сделано двумя годами позднее. Однако век восстановленного храма оказался еще более коротким: очередной пожар 1766 года уничтожил его полностью.
Надо отдать дань упорству прихожан, годом позже выстроивших новую церковь. Ее отличием стало то, что у нее появился новый придел, освященный во имя мучеников Флора и Лавра. Старинные источники характеризовали построенную церковь как «…Церковь во имя Архистратига Михаила, с приделом святых мучеников Флора и Лавра, что в селе Удосоле, деревянная, благолепием украшена, сосуды двои серебряные, одни местами позлащенные». Однако какими бы «благолепиями» она не была украшена, церковь унаследовала от своих предшественниц один недостаток – недолговечность и пожароопасность строительного материала. По этой причине в 1805 году в связи с ветхостью прежнего здания протоиереем Ямбургского собора Матвеем Афанасьевым и заботами священника Стефане Яковлевича Мещерского была заложена новая каменная церковь. Церковное здание строили из распространенного на Ижорской возвышенности плитняка на средства местных помещиков и при трудовом участии прихожан. В результате на месте деревянной церкви появился новый каменный однопрестольный храм с колокольней, освященный 14 октября протоиереем Афанасьевым, как и прежние, во имя Архангела Михаила. Как фиксируют источники, «…церковь сделана из плиты, крыта железом, холодная. Длина ея 12 саженей, ширина—5 саженей 2 аршина, высота—7 аршин без сводов».
Шли годы, каменный храм постепенно ветшал. В восточной стене и колокольне постепенно появлялись трещины, крыша начинала давать течь; закладные рамы и переплеты окон угрожающе покосились; в потолке и на полу появились щели, стало тяжело плотно закрывать двери. Все эти неудобства особенно сказывались зимой, когда святые дары застывали, а к металлическим предметам нельзя было прикоснуться. Самостоятельно все эти проблемы церковь решить не могла: весь ее капитал составлял всего около 20 рублей. В итоге по просьбе причта и сельского старосты был начат сбор средств, который продолжился вплоть до 1860 года. Собранные средства позволили провести капитальный ремонт, и 1 августа 1859 года состоялось торжественное освящение церкви протоиереем Смольного собора Филиппом Сперанским, во имя святого Архистратига Михаила. В отремонтированную церковь «перекочевал» прежний одноярусный выбеленный иконостас, а также четыре напрестольных евангелия, напечатанных в Москве, два из которых были датированы 1809 годом, одно—1788 и одно—1800 годом. Несколько позднее, в 1876 году митрополитом Исидором был освящен новый антиминс. Примерно тогда же храм украсили иконы работы академика В. В. Васильева, заказанные частично на церковные суммы, частично — на пожертвования священника, старосты и прихожан. При этом одна из икон – преподобного Сергия Радонежского — отличалась своей древностью, отчетливостью и правильностью рисунка. Судя по всему, она была написана еще в 1748 году Иваном Ивановичем Мощеевым, а в 1879 г. возобновлена академиком Васильевым. Еще одна икона — Тихвинской Божией Матери, являвшаяся копией с чудотворной – была заключена в серебряный оклад, украшена венчиками и «привесками» из драгоценного металла. Перед ней располагалась небольшая серебряная лампадка, как и икона, представлявшая собой дар священника Стефана Смирницкого. На этот шаг он решился в ноябре 1866 года, дав соответствующее обещание после перенесенной болезни. В 1883 году эта икона, вместе с двумя, пожертвованными местным крестьянином Егором Лимонцевым, была вставлена в одну, обделанную под орех, киоту.
Но еще более интересные страницы истории хранил в себе находившийся в церкви лист пожертвований, сделанный на проведенное в 1855 году обновление храма. В нем, в частности, указывалось:
Камер-фрау К-Е. Галле ходатайствует о вспомоществовании от Монарших щедрот, на перестройку церкви, во имя св. Архистратига Михаила, находящейся в С.-Петербургской губернии, Ямбургского уезда, в селе Удосоле От Государя Императора— 50 р.; от Императрицы Марии Александровны—50 р.; от Императрицы Александры Федоровны—50 р.; от Государя Цесаревича—30 р.; от Вел. Кн. Константина Николаевича и Вел. Кн. Александры Иосифовны — 30 р., от Вел. Кн. Николая Николаевича и Вел. Кн. Александры Петровны—30 р.; от Вел. Кн. Михаила Николаевича и Великой Княгини Ольги Федоровны -30 р.; от генерал-лейтенанта Герcдорфа—30 р.».
Таким образом, можно предположить, что свой вклад в восстановление удосольского храма внесли первые лица страны. Нечастый случай для небольшой приходской церкви!
Однако основную нагрузку благотворителей несли на себе местные помещики. Среди них стоит упомянуть вдову надворного советника, Наталью Михайловну Нетцер, устроившую в 1831 году на образ Святой Троицы, серебряную ризу с драгоценными камнями, в раме из орехового дерева; супругу местного помещика Ольгу Дмитриевну Блок, пожертвовавшую запрестольный крест. Не отставали от них и зажиточные крестьяне: уже упоминавшийся Егор Лимонцев передал храму парчовую ризницу, плащаницу и две иконы в киотах, а церковный староста Кирилл Максимов пожертвовал различных предметов на общую сумму 600 рублей серебром. Со временем у храма было устроено фамильное захоронение местных помещиков Блоков, владевших усадьбой по соседству в Велькоте, сохранившееся до наших дней.
В последующие годы при удосольской церкви была открыта приходская школа, а 26 марта 1872 году было организовано местное церковно-приходское попечительство. По ходатайству его члена Александра Ивановича Блока, на средства попечительства и при финансовой поддержке Министерства Народного Просвещения в 1874 году был выстроен дом для двухклассного училища с приютом для детей беднейших крестьян или живущих в отдаленности. Впоследствии попечителем училища стал последний владелец усадьбы в Велькоте Федор Иванович Блок. Помимо этого в Удосолово существовали еще две школы: сельская, открытая в июле 1847, и работавшая при финансовой поддержке земства, а также школа Воспитательного Дома, открытая в 1868 г.
Сам местный приход состоял из русских жителей соседних деревень: Удосолово, Велькота, Перелесье, Арболово, Унатицы, Нарядово, Воронкино. Всего приход насчитывал около двух тысяч человек. Каждая деревня имела свои особо почитаемые праздники, сопровождавшиеся крестными ходами. Трудами священника Стефана Смирницкого при церкви была сформирована библиотека из 194 книг духовного содержания.
Революционные события драматическим образом сказались на состоянии местного храма. Еще в 1917 году была уничтожена большая часть церковной библиотеки, а оставшиеся книги были переданы в местные избы-читальни. Уже в следующем году, согласно выпущенному декрету «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» церковь была лишена прав юридического лица, а имущество ее подлежало национализации. Тем не менее, службы продолжались вплоть до конца тридцатых годов, когда церковь была официально закрыта.
Возобновление служб, проводившихся духовенством из Нарвы, пришлось на 1942 год и продолжилось до 1965 года, когда на очередном витке «борьбы с религией» церковь вновь была закрыта, а ее помещение последовательно занимали склад, дом культуры и кинозал. Бесхозность и вандализм окончательно добили старинный храм, пребывающий ныне в руинах. Куда лучше обстоит дело с фамильным захоронением Блоков, находящимся в достаточно хорошем состоянии.
Судьба же старинного храма продолжает висеть на волоске. И даже присвоение ему статуса объекта культурного наследия ничего не изменило в его судьбе. Думается, что старинная церковь, на которую жертвовали средства местные помещики и августейшие члены царской семьи, достойна шанса на восстановление. Если конечно, не будет поздно…
Комментариев: 0