Если бы в Кронштадте проводился конкурс на звание самой театральной улицы, то таковой смело можно…
Миниатюрное напоминание об уничтоженном храме
Теплым летним днем, 18 августа 1898 года, близ кронштадтского Андреевского собора происходило торжественное мероприятие. Его возглавил сам настоятель собора, протоиерей Иоанн Кронштадтский, совершивший чин освящения закладки часовни. Как и подобает торжественному случаю, в стену будущей часовни была замурована серебряная позолоченная закладная доска, на которой было выгравировано: «В царствование Благочестивого Государя Императора Николая Второго, по благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Палладия, в присутствии о. настоятеля собора протоиерея Иоанна Сергиева на иждивение священно-иерея Андреевского собора Александра Ивановича Таратина по проекту Архитектора Никонова заложена часовня в честь Тихвинской Пресвятой Богородицы 18 августа 1898 года».
История появления часовни при Андреевском соборе своими корнями уходит в 60-е гг. 19 в. Именно тогда впервые было высказано пожелание устроить при Андреевском соборе часовню. Был даже подготовлен проект, выполненный архитектором Вильгельмом Виндельбандтом. Однако эта идея не нашла поддержки у великого князя генерал-адмирала Константина Николаевича. Дорогостоящая перестройка самого Андреевского собора отодвинула эту идею на второй план.
Прошло три десятка лет. Широкая известность Иоанна Кронштадтского и его проповеди ежедневно привлекали сотни верующих в храм, который даже после перестройки и расширения уже был неспособен вместить в себя всех богомольцев. В это момент идея строительства часовни у Андреевского собора была реанимирована усилиями протоиерея Александра Ивановича Таратина.
В истории Андреевского собора непросто найти священнослужителя, которого судьба в большей степени связала бы с храмом на всю жизнь. Без малого тридцать лет Таратин служил в нем дьяконом, в 1875 году был посвящён в сан священника, а в 1897 году — протоиерея. Помимо этого, А. И. Таратин был настоятелем церкви Святого преподобного Иоанна Рыльского при кронштадтской гражданской тюрьме, которая была освящена им же в 1897 году.
Будучи плоть от плоти священнослужителем Андреевского собора, Таратин прекрасно понимал новую роль Андреевского собора, превратившегося к концу девятнадцатого века из сугубо городского храма в место паломничества верующих со всей страны.
Сам устроитель пожертвовал на возведение часовни 5 тысяч рублей, еще тысячу выделила Наталья Захаровна Дементьева, не остался в стороне сам Андреевский собор и другие жертвователи. Проект каменной часовни выполнил известный епархиальный архитектор Николай Никитич Никонов. По желанию отца Александра Таратина часовня должна была выглядеть как миниатюрная модель Андреевского собора.
Строительство продолжалось в течение года, однако к моменту освящения часовни случилась беда: в мае 1899 г., скончался главный жертвователь — Александр Иванович Таратин. Это известие вызвало всеобщую скорбь прихожан и жителей города. Об этом можно судить по заметке «Вынос тела протоиерея А. И. Таратина», опубликованной местной газетой «Котлин»:
Вчера к 5 часам дня квартира почившего протоиерея А. И. Таратина, церковный дом и Андреевская улица начали наполняться почитателями усопшего пастыря. К этому же времени стали собираться городские священнослужители. В начале б часа, из Андреевского собора вышел крестный ход, который сопровождали иеромонах Иона и дьякон Д. И. Каменоградский. В это время на квартире у гроба отца Александра началось служение литии, которую совершали 10 священников во главе с благочинным военно-морских церквей о. В. Краснопольским и 6 дьяконов. В числе присутствовавших пастырей мы заметили, кроме соборных, в полном составе причт Владимирской, Богоявленской, Госпитальной, Кладбищенской, затем священнослужителей церкви морского инженерного училища Императора Николая Первого, Князь — Владимирской, Каспийского полка и других церквей.
После провозглашения «Вечной памяти» гроб почившего пастыря был поднять священнослужителями и вынесен из квартиры, и несён ими до собора. Процессия следовала в следующем порядке: впереди крышки от металлического гроба, за нею фонарь, запрестольный крест, четыре хоругви, хор соборных певчих. под управлением г. Космоделя, все время певший пасхальные ирмосы: «Воскресения день» и другие священнослужители, и за ним гроб с прахом уважаемого А. И., а за последним — громадная толпа народа, которая запрудила Андреевскую улицу, и таковая же встретила процессию на паперти собора.
После принесения тела в собор началось служение панихиды, которая была отслужена 11-ю пастырями и 7-ю дьяконами, при хоре певчих.
По окончании панихиды началось служение всенощного бдения, которое состояло в том, что с праздничным каноном был прочтен и заупокойный, причем перед каждым стихом читалось «Упокой Господи душу усопшего раба Твоего», а затем после шестого ирмоса была произнесена заупокойная ектения, и пропето «Со Святыми упокой» и «Сам еси бессмертный». По окончании всенощного 6дения началось чтение св. Евангелия.
Во время службы масса народу подходила к гробу и прощалась с почившим пастырем.
Газета «Котлин», № 99, 1899 г.
В результате торжество освящения новой часовни проводилось в декабре 1899 г. без ее главного устроителя и жертвователя. Как и во время торжественной закладки часовни, ее освящением руководил о. Иоанн Кронштадтский в сослужении соборного причта. Таким образом, часовня Тихвинской иконы Божией Матери стала четвертой, приписанной к кронштадтскому Андреевскому собору.
Своим главным фасадом часовня выходила на Господскую ул. (ныне пр. Ленина). Вход обрамляли две пары ионических полуколонн, установленных на высоком пьедестале. Треугольный фронтон был украшен рельефом «Всевидящее Око в сиянии», а центральный объем был увенчан сферическим куполом с крестом.
В световых окнах помещались витражи: в северном – Божья Матерь, в южном – Воскресение Христово. Украшением интерьеров часовни являлся белый позолоченный трёхъярусный иконостас с семью иконами, в том числе Тихвинской иконы Божией Матери, святого мученика Александра и преподобной Марины — небесных покровителей создателей часовни о. Александра и его супруги.
Будучи в архитектурном плане копией Андреевского собора, часовня разделила горькую участь основного храма. Во второй половине 20-х годов XX века гонения на священнослужителей и церковь в Кронштадте вылилось в тотальное закрытие и разрушение храмов. В результате часовня Тихвинской иконы Божией Матери была разрушена в конце 1931 года, а годом позже был ликвидирован и Андреевский собор – один из символов Кронштадта и выдающийся памятник архитектуры.
Прошло долгих семь десятилетий, прежде чем в обществе возник запрос на восстановление утраченных духовных святынь. При этом вопрос о воссоздании Андреевского собора поднимался уже не раз, и есть надежда, что рано или поздно он будет воссоздан, ибо все большое начинается с малого.
Судьбу же часовни оказалось решить куда проще, хотя история ее возрождения и насчитывает примерно десяток лет. Вначале был создан эскизный проект воссоздания часовни, затем получены необходимые разрешения. В апреле 2008 г. Правительство Санкт-Петербурга выпустил необходимое распоряжение, давшее старт восстановлению часовни. Закладку возрождённой часовни Тихвинской иконы Божией Матери 22 сентября 2008 г. спустя сто десять лет после первой совершил Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй. Всего через год, 1 декабря 2009 г. возрождённую часовню освятил епископ Петергофский Маркелл. И сегодня, как и в начале 20 в., посетители Андреевского сквера в северо-западном углу церковного участка могут осмотреть часовню Тихвинской иконы Божьей Матери. Миниатюрное напоминание о величественном храмовом комплексе, некогда украшавшем центр «коронного города».
Комментариев: 0