Продолжается наше путешествие по Петергофской дороге. Сегодня в поисках очередных достопримечательностей мы отправляемся на девятую…
Непотопляемый корабль революции
Если вам доведется прогуливаться по ораниенбаумскому пирсу, любуясь панорамой Финского залива, обязательно обратите внимание на памятный знак в форме корпуса корабля. Именно здесь, неподалеку от военной гавани Ораниенбаумского порта, Великая Отечественная война застала легендарный крейсер «Аврора».
![Крейсер "Аврора" в Ораниенбуме](https://a-121.ru/wp-content/uploads/2019/09/Изображение-1941-768x1024.jpg)
К моменту начала боевых действий легендарный корабль уже не отвечал современным требованиям. Еще в середине 30-х годов был признан нецелесообразным ремонт крейсера, существенно уступавшим вводившимся в строй современным аналогам. В результате по окончании летней кампании в сентябре 1940 года корабль был отбуксирован в Ораниенбаумский порт и пришвартован у восточной гавани стенки, где служил в качестве тренировочной базы для курсантов военно-морского училища им. М.В. Фрунзе. Казалось, не за горами тот момент, когда легендарный крейсер революции будет исключен из состава флота. Но судьба распорядилась иначе…
![Крейсер "Аврора"](https://a-121.ru/wp-content/uploads/2019/09/Экипаж-«Авроры»-Июнь-1941-года.Все-думали-что-это-последнее-фото-на-память-перед-демобилизацией-1024x739.jpg)
На момент начала войны на борту корабля находилось более 300 человек личного состава и 300 курсантов училища имени Фрунзе. Практически все они приняли участие в митинге, прошедшем на верхней палубе корабля. Дав клятву защитить Родину и сохранить легендарный корабль, один за другим начали уходить на фронт отряды курсантов и моряков команды крейсера. Туда же постепенно отправлялось снимаемое с корабля артиллерийское вооружение. Вскоре на борту корабля осталась небольшая команда, на плечи которой была возложена тяжелейшая задача – сохранить легендарный крейсер. Но сделать это оказалось исключительно тяжело. Если поначалу «Аврора» подвергалась эпизодическим налетам вражеской авиации, то с приближением фронта к южному побережью Финского залива корабль стал объектом систематического и прицельного обстрела неприятельской артиллерии. Особенно тяжелым стало положение корабля после захвата вражескими войсками Стрельны и Петергофа.
![Крейсер "Аврора" в Ораниенбауме. Немецкая аэрофотосъемка](https://a-121.ru/wp-content/uploads/2019/09/872f4f313e5ebdd67b6f9fcd1379ac16-1024x697.jpg)
Уже 16 сентября 1941 года волны вражеских самолетов атаковали Ораниенбаум. В борьбу с ними включились два остававшихся на корабле артиллерийских орудия и зенитный пулемет. Пятью днями позже крейсер подвергся комбинированному артиллерийскому и авиационному налету, и с тех пор это стало повседневными суровыми буднями для немногочисленной команды. Отражение атак противника сменялось устранением повреждений. В один из дней вражеский снаряд пробил носовую дымовую трубу, палубу полубака, верхнюю палубу и разорвался в кубрике батарейной палубы, вырвав часть левого борта. Через образовавшуюся пробоину стал поступать вода, быстро заполняя машинный отсек. Завалившись на борт, крейсер перекрыл бы вход в военную гавань, используемую для снабжения Ораниенбаумского плацдарма. На фоне непрекращающегося обстрела моряки сумели открыть кингстоны противоположного борта, посадив крейсер на грунт, предотвратив тем самым его затопление. Как отмечал в своих воспоминаниях трюмный машинист старшина 2-й статьи Н.А. Кострюков, «…Открыл кингстон с индикаторной площадки. Спустился вниз в машину, открыл разобщительный клапан … вода хлынула с большим давлением. К вечеру 1 октября корабль встал на грунт на ровный киль… Батарейная палуба, верхняя и полубак остались незатопленными и корабль продолжал жить своей жизнью и считался как боевая единица. Шёл своим чередом подъём и спуск флага, гюйса, а личный состав выполнял задачу по обороне входа в Ораниенбаумскую гавань по восточному пирсу и (зимой) по льду с залива на берег» .
![Николай Кострюков, крейсер "Аврора"](https://a-121.ru/wp-content/uploads/2019/09/Николай-Кострюков-трюмный-машинист-«Авроры»-в-1941-году-740x1024.jpg)
К этому моменту положение немногочисленной команды (всего 21 человек) «Авроры» еще более осложнилось. На корабле не было света и пара. С наступлением морозов жить приходилось в сооруженных на берегу землянках. Но и в этот момент моряки продолжали нести вахту у оставшейся орудийной установки и у Краснознаменного военно-морского флага.
![Крейсер "Аврора". Телеграмма Калинина](https://a-121.ru/wp-content/uploads/2019/09/Телеграмма-Калинина.jpg)
Досталось однажды и флагу корабля. Летом 1943 года при очередном обстреле он был сбит осколком вражеского снаряда. Усилиями краснофлотца Арсения Волкова флаг был вытащен из воды и вновь поднят над крейсером. За этот поступок краснофлотец был награжден медалью «За отвагу».
![Крейсер "Аврора" в Ораниенбауме](https://a-121.ru/wp-content/uploads/2019/09/В-Ораниенбауме-на-грунте-1944-год.Скворцов-А.В..-Крейсеры-«Диана»-«Паллада»-«Аврора».jpg)
Еще не закончилась война, а уже летом 1944 года «Аврора» была поднята с грунта и в декабре того же года крейсер был отбуксирован в Ленинград. Побывав в руках опытных корабельных строителей, легендарный корабль занял свое место на Петроградской набережной. Так завершилась боевая служба крейсера революции и началась новая эпоха – музейная.
![Ораниенбаумский пирс](https://a-121.ru/wp-content/uploads/2019/09/IMG_3718-765x1024.jpg)
С момента окончания войны прошло три десятка лет. 28 сентября 1975 г. в Ломоносове недалеко от места стоянки легендарного крейсера был открыт памятный знак «Причал». Символический нос корабля, из клюзов которого спадают якорные цепи. На правом борту прикреплена мраморная доска с текстом: «Здесь в 1941-1944 гг. стоял легендарный крейсер «Аврора». Стоял и сражался, став одним из символов мужества защитников Ораниенбаумского плацдарма.
![Гавань в Ораниенбауме](https://a-121.ru/wp-content/uploads/2019/09/Изображение-1940-1024x768.jpg)
Удивительно! Впервые узнаю, что крейсер «Аврора» участвовал в Великой Отечественной войне, а не только в Революции 1917-го.