Постепенно завершаются наши путешествия по старинным фотографиям в текущем году. На это раз мы отправляемся…
Последнее эхо войны
Теплым августовским днем 2000 года, пришедшимся на Яблочный Спас, в западной части Нижнего парка Петергофа царило необычное оживление. На небольшую трибуну поднимались почетные гости, звучали короткие торжественные речи, прерывавшиеся аплодисментами в адрес русских и польских мастеров-реставраторов. И восторги эти были не напрасны: взору собравшихся предстал один из красивейших фонтанных комплексов парка, пробудившийся после долгих лет разрухи – «Львиный каскад».
Свою историю этот фонтанный комплекс ведет еще с петровских времен. Именно тогда, в 1721 году, в западной части Нижнего парка на берегу Финского залива началось строительство павильона Эрмитаж. Одновременно с этим велось обустройство аллеи, ведущей к этой постройке. Поскольку каждому дворцу и павильону должен был соответствовать свой фонтанный комплекс, перспективу Эрмитажной аллеи с южной стороны должен был замкнуть Эрмитажный каскад.
Первым проектом водного обрамления Эрмитажной аллеи стал дуэт фонтанов «Моисеева каскада» и «Тритон». По замыслу автора идеи, архитектора Николо Микетти, «Моисеева каскада» задумывалась в виде двадцати пяти водопадных ступеней различных конфигураций и размеров, над которыми должны были подниматься десятки вертикальных и скрещивающихся водных струй. Верхнюю часть каскада и по сторонам водопадных ступеней должны были украсить десять скульптур. Каскадный комплекс предполагалось дополнить двумя бассейнами круглой формы с водометами и двумя площадками, выложенными черными и белыми плитками различных рисунков.
На месте будущего «Львиного каскада» предполагалось соорудить второй крупный фонтан с несколькими водометами, украшенный дельфинами и тритонами, что и предопределило его рабочее название – «Тритон». Ощущая себя создателем нового государства, Петр Первый, таким образом, предполагал идейно связать формируемый парадный облик своей резиденции при молодой столице на берегах Финского залива с известным библейским сюжетом. Однако этому замыслу при жизни Петра так и не суждено было сбыться.
Частично этот замысел был воплощен лишь на рубеже 18-19 веков. Именно при Павле Первом, ревностном почитателе памяти Петра, была проведена замена скульптурного убранства петергофских парков. К этому же периоду относится и ревизия фонтанных комплексов Нижнего парка: 18 сентября 1799 года вышел указ о «сделании в Нижнем саду вновь каскады» напротив павильона Эрмитаж. И уже к 1 июля 1800 был завершен соответствующий проект А.Н. Воронихина. Строительными работами по его возведению занимался петергофский дворцовый архитектор Франц Броуэр, а устройством фонтанов на нем – фонтанных дел мастер Федор Алексеевич Стрельников. В отличие от других подобных сооружений, каскад возвели не на склоне террасы, а на равнинной части парка, между Березовой и Марлинской аллеями, так как он был рассчитан на круговой обзор. Подача воды к каскаду осуществлялась из Евинского бассейна.
Композиционно каскад состоял из двух параллельных стен, между которыми помещалась прямоугольная площадка, вымощенная известковыми плитами. С северной стороны каскада стены соединялись двумя полукруглыми водопадными уступами, перед которыми находился прямоугольный бассейн. В центре бассейна располагалось возвышение со вторым, верхним бассейном и восемью вазами. Обильные водяные струи, бившие вертикально из ваз, переполняли верхний бассейн и по двум полукруглым ступеням падали вниз. По сторонам каскада на пьедесталах были установлены статуи Геркулеса и Флоры, которые всего через год были заменены на двух бронзовых львов, отлитых по модели скульптора Ивана Прокофьева. А еще через несколько лет выполненные из известняка фонтанирующие вазы были заменены на вазы из тивдийского светло-розового мрамора, изготовленные по рисункам А. Воронихина.
Скромный по своим архитектурным формам, «Эрмитажный каскад» или «Львиный фонтан» гармонично влился в общую композицию петергофского Нижнего парка.
Шли годы. Мягкий известняк, составлявший строительную основу каскада, ветшал и осыпался. В результате к середине 19 века возникла насущная потребность в перестройке фонтанного комплекса. Проект нового каскада был разработан А. Штакеншнейдером, которому в ходе строительства неоднократно приходилось корректировать первоначальный замысел по замечаниям Николая Первого, а впоследствии – его сына, императора Александра Второго. В 1857 году строительство было завершено, и за сооружением окончательно закрепилось название «Львиный каскад».
В окончательном виде фонтанный комплекс представлял из себя гранитный бассейн, окруженный монументальной колоннадой из четырнадцати восьмиметровых колонн из темно-серого сердобольского гранита с беломраморными вкраплениями. В промежутках между колоннами расположились двенадцать чаш, сделанных из того же мрамора, с одноструйными фонтанами. Снизу каскад был декорирован маскаронами, которые расположились под каждой чашей. Посреди колоннады на горке из гранитных глыб была установлена статуя работы скульптора Федора Толстого «Нимфа Аганиппа» слегка наклонившаяся вперед с приподнятым кувшином, из которого лилась вода. Из внутреннего бассейна вода стекала по ступеням в нижний бассейн и далее в гранитный желоб. Из прежнего оформления Воронихина остались только львы, из пастей которых также изливались водяные струи.
По тем временам Львиный каскад представлял собой достаточно сложный гидротехнический объект, который обслуживался специально закрепленными мастерами фонтанного дела.
Сложные времена для Львиного каскада настали в двадцатом веке. С изменением политического строя отношение к фонтанам и скульптурам Нижнего парка у публики стало куда менее трепетным, нежели раньше. В частности, фонтаны Нижнего парка, в том числе, «Львиный каскад» страдали от воровских налетов, совершаемых с целью похищения свинца. К устранению последствий от таких специфических утрат добавлялась необходимость обычного ремонта, вызванного старением сооружений и механизмов. Так, в ходе начавшегося в 1930 году ремонта были переложены гранитные стенки и мраморные поребрики бассейна, а также устроены новые бетонные полы. Проводилось исправление и водосливных механизмов, с тем чтобы водяная пелена представляла собой непрерывный и гладкий поток.
Непоправимый ущерб «Львиному каскаду» нанесла война. На месте блистательного творения Штакеншнейдера громоздились руины; были уничтожили фигуры львов, похищена статуя «Нимфы» и большая часть маскаронов, украшавших фундамент. Взрывом были обрушены и разбиты на части девять колонн и перекрытие над ними. Фактически от фонтанного комплекса остался лишь цоколь, часть колоннады и поврежденные чаши. Стало ясно, что о быстром возрождении «Львиного каскада» можно забыть…
Послевоенные годы складывались в десятилетия, постепенно Нижний парк «зализывал свои многочисленные раны»; реставрировались малые дворцы и павильоны, посетителей вновь радовали «Большой каскад», «Шахматная гора» и «Золотая гора», привычный вид обрел Верхний сад. И лишь разрушенный «Львиный каскад» напоминал о понесенных Петергофом утратах.
Долгих пять с половиной десятилетий потребовалось реставраторам, чтобы вернуть к жизни оформленный в виде античного храма фонтанный комплекс. С открытием в августе 2000 г. «Львиного каскада» окончательно завершилось восстановление фонтанного убранства Нижнего парка после страшной войны.
Комментариев: 0