Без преувеличения можно сказать, что Сосновый Бор – удивительный город. И не только благодаря близости…
Секретный объект в укромном местечке
В своих очерках мы уже не раз отмечали, как много напоминаний об ушедших эпохах хранит в себе южное побережье Финского залива. Среди них весомое место занимают страницы истории, связанные с развернувшимся в 30-е годы прошлого века масштабным военно-морским строительством. Фактически вся прибрежная территория от Ленинграда до границы с Эстонией превратилась в одну большую военную стройку, в рамках которой во множестве мест возводились разнообразные объекты береговой обороны.
Одно из таких мест располагается в окрестностях бывшей мызы Алютино, между населенными пунктами Черная Лахта и Гора-Валдай. Здесь, в узкой лесной перемычке между шоссе и берегом залива находятся остатки бывшей стрельбовой позиции железнодорожной артиллерии, носившей кодовое обозначение «объект 100».
Перенесемся в начало 30-х годов. Окрепшее экономическое положение страны дало возможность приступить к решению сложной и амбициозной задачи — восстановлению и реконструкции флота, а также масштабному строительству береговой артиллерии на ключевых морских побережьях. В начале 1930-х гг. был разработан трехлетний план развития береговой артиллерии, согласно которому весомая роль отводилась подвижной береговой артиллерии — железнодорожной и на механической тяге. Такой подход позволял устранить недостатки, присущие стационарным средствам береговой обороны, придавал береговой обороне маневренность, обеспечивал оперативную перегруппировку артиллерийских средств на угрожаемых направлениях.
Не стали исключением и берега Балтики. Одним из ключевых элементов безопасности Ленинграда являлось недопущение подхода с моря, для чего требовалось развитие системы береговой обороны на Финском заливе.
Надо сказать, что еще до принятия плана район Алютино-Гора-Валдай благодаря своему выгодному местоположению попал в число мест, где предполагалось разместить береговую артиллерию. В частности, еще в 1925 г. рекогносцировочная партия изучала возможность строительства 14-дюймовой башенной батареи. Рассматривался вариант и ввода в строй 14-дюймовой четырехорудийной батареи на железнодорожном транспорте. Однако чрезмерная на тот момент дороговизна объекта послужила препятствием к воплощению указанных идей на практике. Но прошло всего лишь пять лет для того, чтобы на уровне военно-политического руководства страны оформилось намерение сделать ставку на развитие подвижной артиллерии. Стало понятно, что горавалдайские окрестности ждут серьезные перемены.
Январскими директивами штаба РККА в 1931 г. были намечены к строительству сразу четыре позиции для 356 мм (в т. ч. алютинская) и пять позиций для 180 мм железнодорожной артиллерии. Предполагалось, что в 1931–1932 гг. должна была быть закончена первая очередь строительства, а в 1933 г. – вторая. Реальность оказалось, однако совершенно иной. Фактически к 1935 г. было построено всего две позиции 356 мм – алютинская и курголовская (которая к тому моменту не функционировала должным образом), а еще одна 180 мм (в районе Кирьямо) находилась в процессе строительства. В целом строительство и дооборудование железнодорожных позиций на южном побережье Финского залива растянулось на все предвоенное десятилетие.
В этой связи алютинская позиция оказалась одной из самых беспроблемных с точки зрения качества строительства и сроков сдачи. Бесспорно свою роль сыграли выгодное местоположение объекта, хорошая инфраструктура (наличие шоссейных и железных дорог), обеспечивавшая удобство доставки необходимых грузов, наличие месторождений нерудных строительных материалов. В результате в архивных документах уже в 1932 году позиция в «местечке» Алютино числится как построенная.
В 1933 г. с помощью телефонов позиция в Алютино была связана со строящейся базой в Лебяжьем и с другими объектами на побережье залива. А в 1934 г. на время проведения строительных работ на базе в Лебяжье именно алютинская позиция приняла на себя основной объем материальной части 2-й Отдельной железнодорожной Артиллерийской батареи. Параллельно продолжалось приведение в полную техническую пригодность примыкающей железнодорожной ветки со спецустройствами: сооружались стрелочные будки, развертывалась внутристанционная связь.
Изначально при выборе мест для возведения стрельбовых позиций предусматривалась возможность развертывания в этих же районах позиций для 180 мм транспортеров. И такой момент настал в середине 30-х годов. В связи с намеченным усилением состава железнодорожной артиллерии береговой обороны КБФ в 1935 г. было составлено предварительное тактическое задание на строительство позиции 180 мм железнодорожных батарей ИУРа. Для позиции в районе Черной Лахты была сформулирована задача – не допустить прохода кораблей противника к Кронштадту, поражение береговых объектов противника на финском побережье от мыса Стирсудден до мыса Ино. Уже в конце 1935 г. большинство выбранных позиций для подвижной артиллерии были утверждены Наркомом обороны СССР Ворошиловым.
Необходимость усиления Ижорского укрепленного района (ИУРа) и прикрытия Лужской губы, где к тому моменту было принято решение о создании основной базы КБФ, выдвинули на первый план перевооружение старых и дальнейшее усиление побережья новыми артиллерийскими позициями. В частности, позицию в Алютино предлагалось дополнить еще тремя, в т. ч. одной – для 356 мм и двумя – для 180 мм. Для этого предполагалось продлить ветвь от «объекта 100» до станции Калище с двумя позициями в районе Кандыкюля (Кандикюля) и Липово и далее в сторону Керново со спецустройством у деревни Долгово. Общая длина железнодорожной ветви должна была превысить 19 км. Указанные позиции предполагалось возвести в 1937 г., однако большинство указанных замыслов остались лишь проектами. Развитие самого же «объекта 100» шло по линии совершенствования связи, сигнализации, а также складского строительства. А в марте 1939 года специальная комиссия в порядке завершающих испытаний боевой позиции произвела посадку одного транспортера ТМ-I-14 11-й железнодорожной батареи ИУРа на все три бетонные основания «объекта 100».
Как другие позиции на южном побережье залива, алютинская приняла участие в Зимней войне. Через неделю после обстрела за неделю до этого с позиций на полуострове Колгомпя финского острова Сескар, 9-я Отдельная железнодорожная артиллерийская батарея (ОДЖДАБ) получила приказ передислоцироваться на «объект 100», куда прибыла 9 декабря к середине дня и осуществила полное развертывание на позиции. А уже в 14.42 прозвучали залпы, пущенные железнодорожной артиллерией с алютинской позиции по финским укреплениям.
Несколькими днями позднее 9-я ОДЖДАБ провела с «объекта 100» через Финский залив повторный обстрел укреплений противника, произведя девять залпов. 19 декабря батарея получила приказ покинуть «объект 100», вернуться на который ей было суждено лишь после Великой Отечественной войны.
Время и судьба оказались относительно благосклонной к алютинской позиции. В отличие от своих «номерных собратьев», оставшихся в зоне оккупации, ей суждено было оказаться на территории Ораниенбаумского плацдарма. Основной ущерб она понесла впоследствии, лишившись железнодорожных рельс и станционных построек. Но даже в своем нынешнем виде, не будучи музеефицированной, алютинская стрельбовая позиция является прекрасным местом для практического изучения истории отечественного военного железнодорожного строительства.
Комментариев: 0