В своих очерках мы уже не раз отмечали то богатство возможностей, которые предоставляют петербургские окрестности…
«…Село Котлы богатое, со вновь построенной Никольской церковью»
История многих культовых сооружений нашего края исчисляется столетиями. Но далеко не все храмы, пройдя сквозь долгие годы лихолетья, смогли сохраниться до наших дней во всем своем блеске.
В поисках одного из таких храмов необходимо совершить путешествие в западную часть Ленинградской области. Здесь, на самом краю Ижорской возвышенности, раскинулось старинное село Котлы, в центре которого располагается Церковь Святителя Николая Чудотворца.
Первые упоминания о котельском храме можно найти в новгородских писцовых книгах («село Котлы богатое, со вновь построенной Никольской церковью»). Вместе с прилегающими землями Котлы входили в Николо-Толдожский погост, название которого, видимо, произошло от освященной в честь Николая Чудотворца местной церкви и протекающей неподалеку речкой Толдовкой.
Затем наступили непростые для православной веры времена. Переход местных земель под контроль шведов и образование Ингерманландии привели к частичному оттоку местного населения и притоку переселенцев из других шведских провинций. Новые жители принесли с собой и новую веру: повсюду стали возникать евангелическо-лютеранские приходы. Не стали исключением и Котлы: аккурат вблизи местного Никольского храма появилась лютеранская кирха.
Следующий виток сведений о храме датируется 1730 годом. Именно тогда исторические хроники сообщают об освящении котельского деревянного храма на каменном фундаменте. В таком виде Никольский храм находился почти полтора века. В частности, в труде Ф.О. Туманского «Опыт описания…» упомянут деревянный храм «в мызе Котельской Св. Чудотворца Николая».
Воссозданный храм соседствовал с помещичьими землями, рядом находились дома и огороды причта, а также лютеранская кирха с кладбищем, на котором располагался родовой склеп местных помещиков Альбрехтов, чей род владел котельской усадьбой на протяжении многих лет. Сама церковь имела три главы с белыми железными крестами, крыша была покрыта покрашенным железом, стены снаружи обиты тесом и окрашены желтой краской. На месте старой же старой разобранной церкви была поставлена небольшая каменная часовня.
Среди церковной утвари и икон выделялись икона тихвинской Божьей Матери, в киоте красного дерева, в серебряной ризе, со сереброзлащенным венцом украшенным жемчугом и драгоценными камнями; пожертвованные петербургским купцом Павлом Ивановичем Кудряшовым священные сосуды, украшенные резными изображениями; два богато украшенных издания Евангелия 18-го века. Церковную колокольню венчали старинные колокола, отлитые еще в 1729 году.
Шли годы. Несмотря на периодические ремонты, деревянный храм постепенно ветшал. Все более очевидной становилась необходимость возведения нового каменного храма. Соответствующее ходатайство местных крестьян, поступившее в Духовную консисторию еще в 1870 году, было удовлетворено. Однако прошло еще немало времени, прежде чем старинное село обрело новую православную церковь. В частности, начавший выходить в свет в 1872 году «Гдовско-Ямбургский листок» писал:
Наше село Котлы до некоторой степени представляет собой центр приморской окраины Ямбургского уезда. У нас два раза в году бывают ярмарки (24-го июня и 8-го сентября — авт.), но наш православный храм находится в довольно плохом положении: ветхость его обращает внимание каждого зрителя. На днях притчей нашей церкви по случаю ветхости своего храма решился созвать прихожан для обсуждения сообща вопроса об изыскании средств на исправление церкви. Не знаю, к какому заключению придут прихожане, но как много помогло бы попечительство, если оно существовало в нашем селе?
«Гдовско-Ямбургский листок», 1872 г. №23
Впрочем, уже в следующем номере газета сообщала, что «…члены котловского прихода положили на бывшем недавно собрании: внести каждому члену прихода по пяти рублей на построение нового приходского храма».
Закладка нового каменного храма состоялась лишь в 1881 году, и через семь лет была освящена однокупольная церковь с каменной колокольней. Впоследствии при храме была открыта двуклассная приходская школа. Позднее, в 1910 году церковное здание пережило капитальный ремонт по проекту архитектора Н.Н. Никонова. На момент описываемых событий в храме находились «исповедные росписи с 1802 г., брачные документы с 1795 г., копии с указов и др. предписаний – с 1795 г., метрические записи с 1804 г. и даже копия с ингерманландского плана писцовой земли церковной, отведенной в 1748 г.».
Местный церковный приход насчитывал свыше 2,5 тысяч человек, занятых преимущественно земледелием и рыболовством. В соседних деревнях – Пиллово, Вассакаре, Монастырьках – располагались небольшие часовни.
Революционные веяния достаточно быстро сказались на судьбе Никольского храма. Декретом СНК от 23 января 1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» церковь была лишена прав юридического лица, а имущество подлежало национализации. Несмотря на это, храм оставался действующим до своего закрытия в 1938 году. Богослужения возобновились в военные годы и продолжались вплоть до конца 1959 года, пока на волнах очередного этапа «борьбы с религией» церковь снова не была закрыта, а ее помещение передано под клуб.
И лишь в 1991 году церковь была вновь возвращен прихожанам, что и послужило началом периода ее восстановления и реставрации. А десятью годами позднее храму был преподнесен ковчег с частичкой мощей Святителя Николая Чудотворца, ставший главной достопримечательностью церкви в Котлах.
За свою многовековую историю Никольская церковь в Котлах не раз меняла свое местоположение, внешний вид, интерьеры. И сегодня, будучи действующим храмом и памятником архитектуры федерального значения, она являет собой один из успешных примеров сохранения православной святыни на территории Ленинградской области.
Комментариев: 0