Постепенно завершаются наши путешествия по старинным фотографиям в текущем году. На это раз мы отправляемся…
Символ благотворения в Троицкой слободе
«Я — смотрю на него, как на семя, положенное в землю, которое, по-видимому, для не знающего и неверующего умирает;
но для верующего принесет плоды сторицею»
о. Гавриил Любимов
Многие гости Ораниенбаума, сойдя с электрички, спешат пересечь Привокзальную площадь, дабы насладиться великолепными видами местного дворцово-паркового ансамбля. Между тем, исторические районы непарадного Ораниенбаума также хранят в себе немало интересных страниц истории. Например, мало кто из гостей города посещает район Троицкой слободы. Но именно здесь, в тени деревьев прячутся остатки некогда известнейшего городского здания – Свято-Троицкого Богадельного дома.
Своими корнями история богадельного дома уходит в начало 19 века. Именно тогда, протоиерей придворной церкви отец Андрей Благовещенский высказал мысль о необходимости учреждения богадельного дома в Ораниенбауме. Свою мысль священнослужитель смог воплотить на практике при помощи супруги вице-адмирала Марфы Афанасьевны Коробки: совместными усилиями в 1818 году им удалось дать приют восьми старушкам в небольшой комнатке при церковной сторожке Свято-Троицкой кладбищенской церкви. Дабы разместить призреваемых в отдельном строении, местным обществом был отпущен необходимый лес из городского участка, из которого были построены две небольших избы каждая с одним окном: одна — для сторожа, и другая — для богадельни. Почти все издержки по устройству Марфа Афанасьевна взяла на себя. В результате строительство было начато в октябре, а уже в следующем году, к празднику Святой Троицы помещение для богадельни было готово, и в нем разместилось 7 старушек. Каждой из них от Марфы Афанасьевны досталось по кровати, волосяному тюфяку, одеялу и подушке, а самой богадельни — все необходимое в домашнем хозяйстве имущество. Несмотря на это, благое дело долго не могло встать на прочную основу вследствие нехватки средств и отсутствия должной поддержки со стороны местной общественности.
Поначалу число призреваемых старушек не превышало восьми, но даже их содержание происходило «мирским иждивением», как это значится в отчетах Свято-Троицкой церкви. Старушки или сами ходили в город за собиранием милостыни, или добрые люди приносили им продукты в их убогую хижину. Нередко случалось, что старушки не имели насущного хлеба, обуви и одежды, особенно те из них, кто по состоянию здоровья уже не мог самостоятельно передвигаться для сбора милостыни.
Тем не менее, забота местных подвижников не осталась без внимания знатных особ. В августе 1820 г. скромная богадельня удостоилась посещения Государыни Императрицы Елизаветы Алексеевны. По воспоминаниям очевидцев, «Императрица была одета просто, в белом платье и в белой шляпке, и не узнать бы Высокую Гостью, когда бы не сказали, что идет Государыня». Тогда же высокая гостья пожаловала на богадельню 300 руб., а каждой старушке – персональный набор вещей, состоявший из суконного одеяла, простыни, кофты, юбки и наволочке. Впоследствии одно одеяло и простыня долгое время хранились у обитательниц богадельни как святыни…
Двумя годами позже, в августе 1823 г., императрица вновь пожаловала на богадельню 150 руб. Оказывали помощь и другие лица, в том числе бывший староста церкви Святой Троицы, майор Николай Гаврилович Мороков.
В 1832 г. к богадельне была пристроена изба с двумя окнами, куда и переселили призреваемых старушек. При этом количество кроватей сохранилось на уровне восьми на протяжении многих лет. Обстановка была достаточно скромная – одна комната с двумя окнами, с русской печкой и лежанкой.
Благому начинанию местных благотворителей пришлось достаточно долго вести борьбу за свое существование. На протяжении длительного периода времени содержание старушек в богадельне ничем было не обеспечено. Фактически из гарантированных регулярных поступлений они могли рассчитывать лишь на ежегодный вклад в 50 руб., которые, согласно завещанию, тратились на них из доходов церковного дома, отказанного бывшим мещанином Дорониным (впоследствии — монах Феодосий) в пользу церкви Святой Троицы в 1833 году. Как свидетельствуют отчеты церкви, «богадельня на 8 человек; — в ней содержатся убогие, питаемые мирским иждивением». Вполне обычным делом для призреваемых старушек был сбор милостыни по городу и окрестным дачам; иногда горожане, знавшие о бедственном положении пожилых людей, приносили хлеб и другие продукты, мелкие вещи в их убогий приют. Зачастую у старушек не было насущного хлеба; эта проблема особенно обострялась тогда, когда в силу подорванного здоровья они не могли самостоятельно передвигаться по городу, лишаясь тем самым последнего способа добывать милостыню.
Новый импульс к дальнейшему развитию Свято-Троицкого богадельного дома был получен в середине 19 века, когда за дело взялся Гавриил Маркович Любимов – человек, оставивший значительный след в духовной жизни Ораниенбаума второй половины 19 века. Будучи молодым священником, он сразу же обратил внимание на бедственное положение обитателей богадельни и немедленно включился в борьбу за улучшение условий их проживания.
По ходатайству Любимова в октябре 1853 года Великая Княгиня Елена Павловна помогла решить вопрос с отоплением и освящением богадельни, согласившись отпускать «четыре сажени дров и свечей один пуд, пока я живу».
В начала 1856 года местный купец В. И. Гурьянов, будучи старостой Святотроицкой церкви, составляя духовное завещание о своем имуществе, назначил «на вечные времена» неприкосновенный капитал 750 рублей с тем, чтобы проценты с суммы «употребляемы были на содержание старушек». Сам Гавриил Маркович издал книгу «Церковные торжества в Ораниенбауме в 1857 году», доход от которой пошел на содержание богадельни. Но все эти усилия не могли создать прочную основу для коренного улучшения условий содержания призреваемых.
Настоящий прорыв в судьбе дома произошел в 1859 г., когда по ходатайству Любимова Великая Княгиня Елена Павловна разрешила устроить новый богадельный дом на особом дворцовом участке, близ кладбища, пожертвовав землю в вечную собственность богадельного дома, и принимать благотворительный пожертвования. За короткий срок удалось собрать около 20 000 рублей, примерно половина из которых была пожертвована коллежским советником Степаном Дмитриевичем Ворониным. 28-го июля 1860 г. в присутствии дочери Великой Княгини Екатерины Михайловны и ее супруга, была совершена, при торжественном архиерейском богослужении, закладка двухэтажного главного здания нового богадельного дома на 100 человек. По благословению Митрополита С.-Петербургского Георгия, закладку совершал ректор С.-Петербургской Духовной Академии, Преосвященный Нектарий (впоследствии Архиепископ Харьковский) в присутствии Великой Княгини Екатерины Михайловны и ее Супруга Герцога Георга Мекленбург Стрелицкого, многих высокопоставленных лиц и местных горожан.
Ровно через год, 28 июля 1861 года, последовало и само открытие дома «для призрения в оном престарелых и убогих». Первоначально под крышей дома действовало лишь женское отделение, но практически сразу же после освящения появилось и мужское. Великая Княгиня Елена Павловна, оказывавшая содействие, в строительстве нового дома, стала и первой учредительницей «вечных кроватей» в богадельном доме, одной —в память совершившегося 6-го июля 1861 года крещения своей внучки Принцессы Марии, другой —за здравиe своего семейства.
Столь серьезная поддержка со стороны высоких покровителей Ораниенбаума и состоятельных горожан позволила, наконец, обеспечить Богадельному дому стабильность и процветание. Благотворительные пожертвования, с помощью которых учреждались «временные и вечные кровати», полились рекой.
К 1-му декабря 1868 года в обители призревалось уже 48 лиц женского пола и 4 мужского; в числе последних — один священник. Финансовая база богадельного дома обеспечивалась неприкосновенным капиталом на общую сумму свыше 130 000 рублей. Сам по себе масштаб деятельности богадельного дома в Ораниенбауме фактически ставил его в один ряд с другими общественными благотворительными заведениями, давая ему возможность пользоваться равными с ними правами и преимуществами. С этой целью, стремясь обеспечить правильную организацию дела, по указаниям Великой Княгини, на основании семилетнего опыта существования дома, был составлен проект устава Свято-Троицкого богадельного дома в Ораниенбауме. Одновременно с этим императору было заявлено ходатайство об учреждении в богадельном доме «вечной кровати, с призрением на оной православного священнослужителя, Собственная Его Величества имени, в ознаменование вечной, благодарной и молитвенной памяти о милости Божьей, явленной православной Церкви и Отечеству в спасении драгоценной жизни Его Императорского Величества от угрожавшей опасности 4-го апреля 1866 г. в С. Петербурге и 25-го мая 1867 г. в Париже». Указанное ходатайство, равно как и устав, были утверждены Александром Вторым в конце 1868 года. С этого момента ораниенбаумский богадельный дом официально получил название Свято-Троицкого в ознаменование того, что первоначальное его основание, под именем скромной богадельни, было положено при храме Святой Живоначальной Троицы.
Имея в качестве основной благотворительную цель учреждения, Свято-Троицкий богадельный дом обзавелся собственной печатью с изображением знамени Животворящего Креста Господня и надписью вокруг: «печать Свято-Троицкого богадельного дома в Ораниенбауме». Кроме того, учреждение было освобождено от казенных и общественных повинностей и крепостных пошлин за жертвуемые в пользу его суммы и приобретаемое имущество, и ряд других льгот.
В апреле 1869 года Свято-Троицкий богадельный дом обзавелся Попечительским советом. Это событие сопровождалось значительными благотворительными пожертвованиями в пользу богадельного дома от членов совета, и в последующее время, при каждом новом заседании его, подобные приношения повторялись. Столь добросовестное выполнение членами совета своих обязанностей дало возможность в непродолжительном времени устроить над главным флигелем богадельного здания второй этаж.
До 1897 года богадельный дом состоял в ведении Министерства Императорского Двора, а впоследствии обрел нового куратора в лице Министерства Внутренних Дел. В этой связи члены Попечительского совета считались состоящими на государственной службе, причем им присваивались соответствующие классы должности и давалось право на ношение мундиров Министерства Внутренних Дел.
Созданная общими усилиями финансовая и организационная база для деятельности дома позволила пережить тяжелые утраты. В январе 1873 года скончалась Великая княгиня Елена Павловна, которую в роли покровительницы богадельного дома заменила ее дочь Екатерина Михайловна, а ее супруг, Герцог Георг Мекленбург-Стрелицкий стал почетным членом Попечительского совета.
В октябре 1889 года местное сообщество постигла новая тяжелая утрата: не стало отца Гавриила Любимова, чья энергия и упорство позволили реализовать на практике благотворительный проект богадельного дома в Ораниенбауме. Но и это уже не могло помешать его дальнейшему развитию. Судя по документам, в 1900 году было построено новое каменное здание. Финансовую поддержку строительству оказал Георгий Мартынович Лианозов, а руководство стройкой осуществлял Григорий Васильевич Самохоткин. В новом здании был оборудован лазарет для больных, баня, большая кухня и столовая, зал для молитвы. В подвальном помещении были устроены прачечная и столярная мастерская. Расширился и приусадебный участок, на котором выращивали овощи и цветы.
В 1911 г. Свято-Троицкий богадельный дом торжественно встретил свое пятидесятилетие. Опекавшийся внушительным количеством жертвователей, богадельный дом имел прочное финансовое положение, являясь обладателем неприкосновенного капитала на сумму 223 288 рублей и недвижимости на 127 000 рублей. Количество призреваемых насчитывало 147 лиц, большую часть из которых составляли женщины. 105 человек размещались на «вечных» кроватях, остальные – на временных.
Внутренняя жизнь богадельного дома базировалась на сформулированном отцом Гавриилом принципе полуиноческой обители. День обитателей богадельного дома начинался в 6 часов утра с общей утренней молитвой в столовой.
Кроме слабых и больных на молитве присутствовали все призреваемые. Чин молитвы по особому порядку, составленному отцом Гавриилом, вела одна из грамотных старушек. Как отмечали современники,
умилительно видеть, как около 100 человек стоят пред залитыми светом лампад иконами Живоначальной Троицы, Царицы Небесной Псковско-Печерской и Тихвинской, Св. Великого Пантелеймона и старческий голос чтицы ясно и проникновенно произносите слова моления о здравии и спасении живых благотворителей и «о блаженном упокоении умерших». Имя каждого благотворителя и благодетеля произносится ясно и четко. Иконы находятся в прекрасном во всю стену киоте, сооруженном радением братьев Батяевых. Пред киотой теплятся неугасимые лампады. Тут же, первого числа каждого месяца совершается молебствие о здравии и спасении живых благотворителей с окроплением призреваемых всего Дома и всех квартир освященною водою. В понедельники, среды и пятницы еженедельно читаются акафисты и помянник по Псалтырю. Кроме того, в дни памяти создателей и благотворителей совершаются панихиды. Таким образом, столовая в жизни Богадельного Дома является не только трапезной, но и моленной. Почти все вышесказанные богослужения совершает призреваемый священнослужитель. Поют всегда призреваемые под руководством псаломщика церкви Св. Троицы или же самого священнослужителя. Обедать и ужинать садятся после краткой молитвы, а также молятся по окончании трапезы. В возглавии каждой кровати находится доска с изображением Св. Креста Господня и под оным надпись за чье здоровее и спасение или в память кого учреждена кровать тут же помещаются и свои иконы призреваемого и теплится лампада. Утром к божественной литургии и вечером к вечерне большая часть призреваемых ходите в храм Св. Троицы на кладбище, когда там бывает служба».
Помимо ежедневных молитв, призреваемые трудились по мере своих сил. Многие старушки поочередно помогали на кухне готовить кушанья, мыть посуду, следили за чистотой дома. Кроме того, некоторые имели постоянные обязанности: например, прислуживать при богослужении и заведовать церковным имуществом, зажигать лампады. Не отставали от местных дам и мужчины: на долю старичков выпадал труд ходить на почту, в магазины, убирать во дворе. Те, кто был обучен какому-либо ремеслу или рукоделию, могли целые дни проводить в работе. Грамотные постояльцы занимались чтением, для чего в богадельном доме выписывались религиозно-нравственные журналы и газеты, такие как «Воскресный день», «Русский Паломник», «Свет», «Нива». Несколько позднее, в начале 20 века, устраивались популярные в то время «чтения с туманными картинами», для чего был приобретен «волшебный фонарь». Призреваемых часто навещали члены Попечительского совета, теплое общение которых с обитателями дома создавало атмосферу одной большой христианской семьи.
В комнате заседаний были установлены портреты членов императорской семьи, а также Елизаветы Алексеевны, Великих Княгинь Елены Павловны и Екатерины Михайловны. Здесь же располагались портреты основателей старой богадельни — протоиерея Андрея Абрамовича Благовещенского и супруги Вице-Адмирала Марфы Афанасьевны Коробко. Портрет же Коллежского Советника Степана Дмитриева Воронина, положившего щедрую свою жертву в основание Богадельного Дома, был помещен в общей столовой. Память о Гаврииле Марковиче Любимове была увековечена путем присвоения его имени четырем кроватям, а также размещением портрета в зале заседаний и столовой и мраморной доски с обозначением на ней, что Дом создан трудами отца Гавриила. Хранилась в дом и памятная книга, в которой «…Царствующие особы, удостаивающие посещением богадельный дом, имеют вписывать Августейшая свои имена, с означением времени посещения».
В городском соборе Святого Архистратига Михаила, созданном также трудами и заботами отца Гавриила, наряду с молитвой о жителях города, ежедневно возносились молебствия о здравии и спасении здравствующих благотворителей Богадельного Дома. О памяти же усопших в Свято-Троицком храме каждую субботу отправлялся акафист Божьей Матери и заупокойная литургия с литией.
Казалось, столь значимый благотворительный проект Ораниенбаума обречен на дальнейшее процветание. В приуроченной к пятидесятилетию богадельного дома брошюре, в частности отмечалось:
… в знаменательный день … можем сказать с чувством глубокого умиления, что взошло и принесло прекрасные плоды то семя, которое бросил с чувством любви к престарелым пастырь-труженик под покровительством Великой Княгини Елены Павловны и в соучастии доброхотов. Будем молитвенно помнить первых тружеников на ниве благотворения, молитвенное воспоминание — поможет нам всегда пребыть в общении с ними, и этим мы от лица современников отблагодарим их великий и бескорыстный труд, если за чашу студеной воды, поданной ближнему во имя Божья, ждет награда то тем более Господь даст воздаяниe тем, кто душу свою положил за ближних. Попечительный Совет, объединяясь в почитании светлой памяти первых деятелей в создании Свято Троицкого Богадельного Дома, приносит искреннюю благодарность и признательность всем членам-благотворителям, посильной лептой создающих дело Божье на земле и выражает надежду, что и в будущем «дающая рука не оскудеет»…
Сейчас перед посетителями Троицкой слободы Ораниенбаума предстает заросшее деревьями и кустарником полуразрушенное и перестроенное деревянно-каменное сооружение, носящее следы тотальной разрухи. Здание с богатой историей, некогда ставшее прижизненным памятником Великой княгине и местному священнослужителю, терпеливо ждет изменений в своей судьбе, пока это не стало слишком поздно.
Комментариев: 0