Постепенно завершаются наши путешествия по старинным фотографиям в текущем году. На это раз мы отправляемся…
Усадьба «Литания»: контр-адмиралы, купцы, дачники
«Мыза Барона Александра Григорьевича Демидова на 12-й версте имеет каменный жилой дом с бельведером, впереди оного на низком берегу Голландский сад и луга, а позади оного смешанный лес с содержанными в оном красными зверьми» — И.Г. Георги, 1794 г.
Мы продолжаем свое путешествие по Петергофской дороге, изучая богатую историю располагавшихся здесь некогда имений. Совсем немного усадебных домов в перестроенном виде сохранились до наших дней; о большинстве из них сегодня напоминает лишь вереница зеленых насаждений, плавно выводящая путешественников из городской черты в ближайшие пригороды. Одним из таких участков Петергофской дороги стал парк усадьбы «Литания», открывающий полосу бывших усадебных владений, располагающихся напротив Южно-Приморского парка.
Изначально территория Литании была разбита между двумя усадебными наделами. Владельцем первого участка еще в петровское время стал капитан Ипат Калинович Муханов, ставший впоследствии контр-адмиралом. При нем был возведен господский деревянный дом с хозяйственными постройками. Впоследствии имение унаследовал сын Илья Ипатович Муханов, при котором деревянный господский дом был перестроен.
В это же время соседний участок был выделен Ивану Акимовичу Синявину, также прошедшему путь от капитана до контр-адмирала. В 1726 году Сенявин, будучи командиром астраханского порта, умирает, а имение на Петергофской дороге переходит к его жене и сыну М.А. и И.И. Синявиным. В середине 18 века владельцем синявинского имения на Петергофской дороге становится капитан лейб-гвардии Измайловского полка граф Александр Федорович Апраксин.
В 1774 году в судьбе двух усадеб происходит знаменательное событие: они обе становятся собственностью одного из представителей знаменитого рода Демидовых, советника Берг-коллегии, Александра Григорьевича Демидова. Будучи состоятельным человеком, Демидов берется за обустройство новых владений с должным размахом: на смену «типовым» деревянным домам с мезонином приходит каменное строение. В результате через несколько лет на объединенном участке возникает ансамбль из пяти каменных двухэтажных зданий, возведенных по проекту выдающегося русского зодчего И.Е. Старова.
«Ансамбль имел П-образную композицию: на бровке террасы возвышался главный дом с небольшими флигелями по сторонам… с юга к флигелям примкнули звенья каменной ограды с воротами, за которыми начинались еще два длинных флигеля… Господский дом в стиле строго классицизма, с прекрасно найденными пропорциями, выглядел просто и величественно. В центре его был устроен овальный выступ с ионическими пилястрами, с высокими окнами-дверьми в первом этаже и овальными окнами во втором, перед которыми находилась каменная терраса… Над кровлей возвышался прямоугольный бельведер… Очень интересными были ворота, каждые с двумя колоннами и антаблементом дорического ордера, над которыми возвышался аттик с вазами. К юго-западу от парадного комплекса был устроен хозяйственный двор. По другую сторону дороги появился сохраняющийся до сих пор квадратный пруд с островом».
(С. Горбатенко «Петергофская дорога»).
В начале 19 века объединенная дача Демидова приобретается другим известным в коммерции человеком – владельцем сахарного завода в Екатерингофе Яковом Молво. К этому моменту относится гравюра Иоганна Вильгельма Барта, запечатлевшая общий вид демидовской усадьбы на фоне пруда Нижнего парка. Сам Нижний парк стараниями нового владельца постепенно превращается из регулярного в пейзажный.
Затем на протяжении нескольких десятилетий имение на Петергофской дороге переходит в руки представителей рода Протасовых: владельцем становится граф Николай Александрович Протасов, бывший весьма известным человеком: достаточно сказать, что помимо обладания генеральским званием Протасов являлся членом Государственного совета и обер-прокурором Синода. При нем на месте старого усадебного дома был возведен новый каменный дом, мало похожий на своего «предшественника»: на смену строгим классическим канонам пришли асимметричные и разновеликие архитектурные формы. После смерти хозяина усадьбу унаследовала его супруга, Наталья Дмитриевна. По воспоминаниям современников, дача Протасова всегда пустовала; вполне возможно, что хозяйка в ней не жила, а предпочитала сдавать усадебные постройки внаем.
На смену Протасовым в качестве владельца имения вновь приходит представитель коммерции – известный в конце 19 века предприниматель британского происхождения Эдуард Егорович Эбсворт, давший имя своим новым владениям — «Литания». Об этом человеке сегодня мало кто знает. Между тем, в свою эпоху Эбсворт являлся весьма заметной личностью в деловом мире Петербурга.
Родившись в Великобритании в 1848 году, Эбсворт закончил политехнический институт, связав свою судьбу с химией. В 1881 году он становится совладельцем оптовой торговой фирмы, которая вела свои операции в торговом порту Петербурга. Надо думать, что дела Эбсворта шли достаточно хорошо, поскольку впоследствии он вошел в состав руководящих органов целого ряда организаций: Петербургского коммерческого банка, совета Русско-английской торговой палаты, комитета Английского морского госпиталя в Петербурге, Российского общества Красного креста, комитета Англиканской церкви.
.Наконец, последним частным владельцем «Литании» стало… акционерное общество «Строитель». В начале 20 века в Петербурге были весьма популярны проекты по созданию дачных поселков (в то время территория, занимаемая «Литанией», считалась не городской чертой, а пригородом). Не обошли своим вниманием предприимчивые деловые люди и территорию вдоль петергофской дороги, где планировалось реализовать целый ряд «дачных» проектов. В планах общества «Строитель» «Литании» была отведена особая судьба: ей надлежало стать ни много, не мало «городом-садом» и обрести звучное название «Таврида». Северную часть усадьбы предполагалось застроить дачными домами, а южную часть — сохранить в качестве общественного сада. Уже было получено соответствующее разрешение, проведена планировка местности, но эти планы затормозила Первая мировая война, а революция и вовсе поставила на них крест…
Во время Великой Отечественной войны усадебный дом получил серьезные повреждения, однако возможность его восстановления существовала. Но в отличие от «собратьев по несчастью», которые были возрождены буквально из руин («Александрино», «Новознаменка»), усадебный дом Эбсворта «канул в лету» – его остатки были разобраны в 1952 году. Но перед этим на территории бывшей «Литании» произошло еще одно знаменательное событие – в 1944 году, практически сразу же после окончательного снятия ленинградской блокады, на территории Нижнего парка был возведен памятник защитникам Ленинграда, ставший составной частью мемориала «Кировский вал», а вместе с ним – и ленинградского «Зеленого пояса Славы».
Прошло немало лет. В послевоенный период южной части «Литании» не удалось уйти от своей судьбы: ее территорию поделили между собой кварталы жилой застройки восточной части Сосновой Поляны и киностудия «Ленфильм», разместившая здесь свой филиал. Давно уже нет усадебных построек, не сохранилась первоначальная планировка участка, однако напоминания о былом величии имения сохранились и по сей день: литориновый уступ, разделяющий Верхний и Нижний парки, великолепный пруд с островами, остатки усадебных аллей. И сегодня парк усадьбы Демидова-Эбсворта остается излюбленным местом для прогулок жителей окрестных микрорайонов, доставляя его посетителям немалое эстетическое наслаждение.
Комментариев: 0