Постепенно завершаются наши путешествия по старинным фотографиям в текущем году. На это раз мы отправляемся…
Знаменка: великокняжеская резиденция на грани выживания
Если из Петербурга ехать в сторону Петергофа, то перед самым подъездом к Александрии, там где, в Петергофскую дорогу «впадает» Ропшинское шоссе, можно увидеть очаровательную миниатюрную часовенку. Ее возвели в память о чудесном спасении императора Александра Второго. Тогда, 4 апреля 1866 г., в Летнем саду, государь садился в свой экипаж и не заметил, как бывший студент Дмитрий Каракозов, приблизившись к нему, прицелился, чтобы выстрелить в упор. Так бы и погиб император, если бы стоявший рядом крестьянин Осип Комиссаров вовремя не сориентировался и не ударил по руке заговорщика…
Впечатленный произошедшим событием, уроженец Знаменской мызы, унтер-офицер Иван Васильев выделил личные средства для постройки небольшой часовни, ставшей визитной карточкой Знаменки, имения столь же значительного, сколь и печального. Глядя на слегка подзапущенный парк, огромный величественный дворец, постепенно начинающий свое обрушение, а также практически разрушенный Конюшенный корпус, трудно представить, что когда то эта великокняжеское имение представляло собой неповторимый архитектурно-парковый ансамбль, восхищавший современников. По-другому и быть не могло: хозяева Знаменки являлись ближайшими соседями царской семьи, расположившейся рядом, в петергофской Александрии…
Свернем с Петергофской дороги направо и, с разрешения охраны, углубимся внутрь Знаменки, попутно вспоминая ее историю…
Когда-то на месте Знаменки располагались приморские деревни. Впоследствии в рамках создания петербургского парадного фасада будущая территория Знаменки была разделена на 10 стандартных участков, выделенных для застройки. Среди их владельцев в первой половине 18 в. мы видим фамилии генерала Бутурлина, доктора Блюментроста, обер-гофмейстера Олсуфьева, фаворита Елизаветы Петровны Ивана Ивановича Шувалова, стольников Ржевского и Стрешнева , графа Головина… При этом их имения несмотря на отсутствие архитектурных шедевров вовсе не были «тихими уголками». Хозяев посещали Петр Первый, Елизавета Петровна, «светлейший» Меншиков, который, пользуясь служебным положением, даже пытался «отжать» понравившееся имение Олсуфьева…
Во времена Елизаветы Петровны вышеописанные участки консолидирует генерал-фельдмаршал и главный фаворит императрицы Алексей Григорьевич Разумовский, чей певучий малороссийский голос совершенно пленил дочь Петра Первого. Именно для него был построен первый трехэтажный каменный дворец (предположительно по проекту Ф.Б. Растрелли), от которого до наших дней дошла перестроенная центральная часть. По традиции Петергофской дороги дворец был поставлен на самом краю литоринового уступа на месте бывшего имения главы Канцелярии от строений Синявина. Рядом с ним была сооружена типичная «малороссийская» церковь Петра и Павла, которая сейчас первой встречает посетителей имения. Сама Знаменка при Разумовском постепенно переходит в «высшую лигу» загородных резиденций.
Этот процесс полу чает новый импульс при следующем хозяине, сенаторе Петре Васильевиче Мятлеве. Будучи весьма состоятельным семейством, Мятлевы вложили значительные средства в благоустройство своего нового имения. При них были построены каменные флигели дворца, оранжереи, скотный двор. Перед южным фасадом дворца был распланирован пейзажный Верхний парк, а перед северным – Нижний парк, выходивший прямо к Финскому заливу. На Петергофскую дорогу выходил смещенный относительно осевой проекции трезубец аллей.
Своей кульминации развитие Знаменки достигает при Николае Первом, внесшим огромный вклад в преображение Петергофа и его окрестностей. Будучи соседом с западной стороны, император расширил свои владения, договорившись о приобретении имения вместе с прилегающей деревней у вдовы Мятлева за миллион рублей. Владелицей Знаменки, как и соседней Александрии, стала супруга императора, Александра Федоровна. Это положило начало следующему этапу развития имения. Последующие полтора десятка лет трудами архитектора А.И. Штакеншнейдера, садовых мастеров П.Эрлера и Г. Бетцих Знаменка стала настоящей приморской жемчужиной и подлинным шедевром ландшафтной архитектуры. Чтобы представит себе все великолепие Знаменки, достаточно посетить сегодняшнюю Александрию или полюбоваться старинными работами художников. Формировались новые перспективные виды, приводились в порядок входившие в состав имения деревни (Знаменка и Поэзи), прокладывались новые аллеи, была проложена Нижняя морская дорога…
Одновременно с перестройкой дворца Штакеншнейдер возвел на берегу залива очаровательный павильон Ренелла – прообраз готического домика, который так понравился императрице во время ее поездки в Палермо. С его высоты открывались прекрасные морские просторы залива…
В середине 19 в. Знаменка стала имением третьего сына Николая Первого, великого князя Николая Николаевича. В Петербурге его постоянным домом был Николаевский дворец на Благовещенской площади, а Знаменка стала его летней резиденцией.
С появлением нового хозяина Знаменка претерпевает кульминационный этап своего развития. Фасады и интерьеры дворца были перестроены по проекту архитектора Г. Боссе, использовавшего стилистику и приемы барокко («необарокко»). Это обстоятельство сделало дворец еще более эффектным. Он же возвел целый ряд других построек (оранжереи, кухонный корпус, дом садовника, дом водоподъемной машины, дом смотрителя). В парке были высажены лиственные деревья, установлены вазы, скульптуры, беседки, павильоны и фонтаны. Литориновый уступ был украшен каменной террасой, пандусом и гротом. В Верхнем саду была установлена колонна «Любезным моим родителям».
Особняком, конечно же, стоит здание Конюшенного корпуса. Статус постройки определялся тем обстоятельством, что Николай Николаевич являлся генерал-инспектором кавалерии, да и вообще, кавалерия была смыслом всей его жизни. Великий князь любил лошадей и хорошо в них разбирался. Не случайно Конюшенный корпус оказался настолько красивым, что даже сейчас, будучи в руинированном виде, его легко можно принять за дворец. Здание было сооружено в форме каре с двухэтажными башенкам по углам. Ежегодно в Знаменке организовывались выставки чистокровных лошадей, пользовавшихся большой популярностью среди конезаводчиков.
После смерти великого князя во владение Знаменкой вступил младший сын князя, Петр Николаевич. Именно отсюда в 1914 г. последний хозяин имения ушел на Первую Мировую войну и обратно вернутся ему было не суждено. После октябрьских событий Петр Николаевич и его родные эмигрировали за рубеж…
Как и другая собственность царской семьи, Знаменка после революции была национализирована. Вначале там располагалась детская колония, а с 1932 г. усадьба была передана Ленинградскому плодоовощному институту.
В годы войны Знаменка была оккупирована немецкими войсками и подверглась разрушению. После войны в оставшихся зданиях разместилась птицефабрика. Определенный ренессанс Знаменки состоялся со сменой хозяина: c 1968 г. началась реставрация усадьбы и создание базы отдыха работников «Ленпассажиравтотранса». Именно тогда были восстановлены основные интерьеры дворца (парадная лестница, танцевальный зал), а также внешнее убранство. В 2010 г. пансионат «Усадьба Знаменка» покинул территорию имения, которое было передано Управлению делами Президента России.
С одной стороны, это дает надежду на полное восстановление уникальной великокняжеской обители, памятуя о преображении Константиновского дворца в Стрельне. Но прошло уже несколько лет, а восстановление дворца таки не началось. Неясна до сих пор и сама концепция восстановления: что же предполагается разместить в Знаменке? С одной стороны, работает Церковь Петра и Павла, кое какой уход ведется за Верхним парком. В тоже время продолжает ветшать великокняжеский дворец и остается в руинах великолепный конюшенный корпус. Будем надеться, что помощь Знаменке не запоздает, и знаменитая на вес мир Петергофская дорога пополнится еще одой жемчужиной, манящей к себе петербуржцев и гостей города…
Большое спасибо за статью!